Индо-буддийский тип культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 22:24, реферат

Описание работы

Космос – живой одухотворенный мир. Самопогруженное сомнамбулическое сознание существует во всей материи, нет ничего неодушевленного. Жизнь каждого живого существа соответствует ритму бытия. В индуизме все животные имеют душу и должны вести себя праведно. Человеческая жизнь воспринимается неразрывно с космической как единая космо-человеческая жизнь.

Файлы: 1 файл

Kulturologia.docx

— 54.00 Кб (Скачать файл)

6. Искусство  носит преимущественно прикладной  характер: традиционная скульптура, стенопись, архитектура имеют  не столько собственно эстетическое  значение, сколько религиозно-культовое.  Широко распространены прикладные  искусства.

7. В искусстве  распространен эротизм. Лингам, спаренные фигуры животных и людей, любовные игры Кришны и Радхи, обнаженные фигуры богов и богинь плодородия – якшини – широко распространенные персонажи искусства.

Искусство индо-буддийского Востока – это мир богатой фантазии, творящей бесконечное разнообразие сцен из жизни богов, людей, животных, растений, находящихся в едином космо-человеческом круговороте.

Архитектура. К наиболее характерным буддийским архитектурным формам относятся: храмы (чайтьи), монастыри (чайтья плюс вихара – монашеское общежитие), ступы, столбы-стамбхи. До появления буддизма и буддийской архитектуры в ведическую эпоху обряды совершались под открытым небом.

 

Чайтья – это буддийский храм и, возможно, алтарь или холм на месте кремации святого. Первые чайтьи появляются во II - I вв. до н.э. Буддизм искал для храмов и монастырей уединенные места и уходил с архитектурой под землю в прямом смысле этого слова, создавая пещерные храмы в монолитной скале. Пещерный храм – символ тождества сферы священного с чревом земли, «мировой горы». Насчитывается примерно 1200 буддийских пещерных храмов. Самые известные расположены в Индии: в Аджанте, Эллоре и Карли. В Аджанте сохранились древние фрески, являющиеся одной из самых известных достопримечательностей Индии.

 

Ступа – это  в типичном варианте культовое сооружение полусферической формы, полое внутри, где хранятся священные буддийские реликвии – останки известных  духовных учителей (после сожжения), Будды и бодхисатв. Наиболее чтимы  телесные реликвии Будды – волосы (якобы хранятся в храме на территории Ориссы), зуб (храм в Шри-Ланке), предметы одежды, чаши, посохи, деревья и т.д. Насчитываются сотни тысяч ступ. Наиболее известные ступы Индии находятся в Санчи, Бхархуте, Амаравати. Они являются объектами паломничества. Соблюдая ритуал их посещения, паломники обходят ступу вокруг и оставляют в специальных сосудах жертвоприношения. По преданию 8 первоначальных ступ сооружены над мощами (пеплом) Будды, поделенных между восемью царями. Царь Ашока якобы изъял мощи из семи из них и поделил на 84000 частей для других новых ступ.

 

Стамбха – это монолитная колонна-столб, установленная в честь знаменательного события. Завершалась фигурками животных. Стамбха из Сарнатха, хранящаяся в Национальном музее Нью-Дели, представляет собой столб с венчающей его капителью в виде перевернутого лотоса и пьедестала, на котором восседают четыре льва. Он стоял на месте первой проповеди Будды. Лепестки лотоса символизируют основу жизни и ассоциируются с Агни. Львы несут чакру – колесо мироздания. Сегодня «львиная» капитель – государственный герб Индии.

 

Наиболее  характерные архитектурные формы  индуизма – наземныеиндусские храмы – здания с шаровидным или башневидным поднятием и пирамидальными башнями. Их вырубали из монолитной скалы или создавали путем камневой кладки. Индусский храм осмысливается как центр мира (княжества, царства) или как центр в себе. В первом случае храм возвышается над владениями правителя и якобы дает ему покровительство богов. Во втором – он размещается в изоляции. Из наиболее известных – храм Солнца или храм «на колесах», храм-колесница. Известен своей эротической скульптурой храмовый комплекс в Кхадрурахо ( X - XI вв.). Он построен во время правления царя Дханга, поклонника культа чувственных наслаждений. Внутри храма предполагались ритуалы-оргии с привлечением танцовщиц и куртизанок.

 

Помимо религиозных  сооружений в архитектуре индо-буддийского Востока представлены яркие образцы дворцовых зданий и – под влиянием мусульманского завоевания – мавзолеи и мечети. Самое известное сооружение, представляющее синтез индийских и мусульманских архитектурных традиций, – мавзолей Тадж Махал, построенный в 1650 г. на реке Джамна близ Агры, одной из столиц империи Моголов. Это – могила Мумтаз Махал – горячо любимой жены правителя империи Великих Могов Шах-Джахана. По предсмертной просьбе жены он построил усыпальницу, какой еще не видывал мир.

 

 

 

Скульптура  носит декоративно-прикладной характер, является, как правило, частью архитектурных  сооружений. Заняла господствующее положение  в убранстве храмов.

 

Буддийская  скульптура более строга, чем индуистская. В буддийских композициях важное место отводится Будде. В виде человека Будда появляется в изображениях в первые века нашей эры. Традиция насчитывает 32 отличительных признака тела Будды, в т.ч.:

 

знаки на ступнях  в виде колеса (колеса-чакры, дхармачакры), в образе которого выражена идея распространения буддизма: вращение колеса якобы началось с первой проповеди Будды, а Будда с этого момента становится «вращающим колесо»;

бугор мудрости – знак высшей мудрости;

завитки волос  по ходу солнца слева направо –  символ бесконечности жизни;

длинная мочка  уха – символ мудрости и т.д.

Три канонических изображения Будды – Будда, сидящий  в позе медитации (символ просветления), стоящий в позе поучения с руками, сложенными перед грудью (несущий  свое учение людям) и лежащий (умирающий).

 

Помимо Будды  в буддийской скульптуре представлены многочисленные изображения бодисатв, местных богов, духов-якши и якшини, архатов.

 

Индуистская скульптура менее строга: боги сидят, развалившись и пируя с возлюбленными, наблюдая танцовщиц, сами пускаются  в пляс. Основное место среди богов  отводится Шиве. В развитии скульптурных изображений Шивы выделяется три  этапа. Первый, самый ранний ( II - I вв. до н. э.) – изображение полностью человекоподобного (антропоморфного) Шивы на фоне лингама. Второй ( VIII в.) – Шива трехликий, фантастический: справа его мужской аспект, слева его женский аспект, в центре – собственно Шива. Третий (с Х- XI вв.) – Шива танцующий или Шива Натараджа. Танцуя, Шива творит Вселенную. Танцующий Шива стоит на одной ноге, попирая демона невежества Апасмару на лотосообразном пьедестале, окруженный пламенным кругом – символом материальных сил Вселенной. В одной руке – барабан (символ пробуждения Вселенной), звук которого – начало творения. Вторая правая рука в жесте «избавление от страха». Левая рука, опущенная вниз и указывающая на поднятую ногу символизирует утешение всему миру, а другой левой рукой он разрушает мир. Его фигура воплощает женское и мужское начала: четыре руки, одно ухо с удлиненной серьгой – мужское, другое с округлой серьгой – женское.

 

В храмовой индуистской  скульптуре часто встречается любовный мотив: соединение пары животных, людей. Он имеет мистический смысл –  воссоединение сущности жизни (пуруша) и природной энергии (практити). Этот мотив по поверью приносит личное счастье и используется для оформления дверных проемов.

 

Являясь деталью  архитектурных сооружений, скульптура часто сочетается с горельефом –  высоким рельефом и барельефом –  низким рельефом.

 

Музыка Индии  – древняя и самобытная. Вся  импровизирована: любое вокальное  и инструментальное произведение импровизируется. Ритуальным песням, танцам, музыке всегда предписывалась очистительная сила и способность порождать творческую энергию человека.

 

Музыку Индии  можно рисовать: каждой расе соответствует  определенная рага – соединение мелодии, ритма, лада – и цвет.

 

Царица инструментов – вина, подобная арфе.

 

Танец. Греческий  историк Арриан так охарактеризовал отношение древних индийцев к танцу: «Ни один народ не питает большей любви к танцам и песням, чем индийский.». Эту любовь он пронес через всю свою историю. Классический танец – одна из разновидностей йоги, способ духовного и физического совершенствования. Пронизан традицией, символичен. Необычайно развиты движения-символы глаз и рук.

 

Театр . Индийский театр очень древний. Он вобрал в себя музыку, танец, пантомиму, слово. Основа большинства театральных представлений – сюжеты поэм Махабхарата и Рамаяна. Рама и Кришна – главные герои. Среди действующих лиц драмы – боги, святые, мудрецы, правители. Устраиваемые традиционно на открытом воздухе, представления могли длиться всю ночь.

 

Живопись. В  Древней Индии развита живопись, существовали специальные картинные  галереи, было развито искусство  стенных росписей. После VIII в. живопись развивается сравнительно слабо. Как  и другие сферы деятельности, она  была заключена в оковы кастового  устройства. Существовали специальные  касты живописцев и толкователей изображений. Тем не менее среди выдающихся явлений индийской живописи – средневековая миниатюра, развившаяся под мусульманским влиянием и представленная книжными иллюстрациями. Ее ведущие школы – Могольская ( XVI - XVIII вв.) и школа Кангра (середина XVIII в. – начало ХХ в.).

 

Интерес к  живописи возродился под влиянием западной культуры. На рубеже XIX -ХХ вв. возникает  школа «Бенгальского возрождения» в Бенгалии. Во главе – Тагоры, организационно сплотившие художников национальной школы. Все последующие течения живописи выросли на ее основе. Основоположник новой индийской живописи – Обониндронатх Тагор и Нондолал Бошу.

 

Пейзаж полон  религиозно-философского смысла. Горные вершины, река Джамна – религиозные символы.

 

Живопись  на тему любви связана с мифами о Кришне и Радхе, Шиве и Парвати, Раме и Сите. Шива изображается белым с шеей, синей от яда. Брахма изображается красным с четырьмя руками, четырьмя головами. Вишну изображается синим, четырехруким. В руках он держит диск, раковину, лотос и булаву. Имеет множество эпитетов, один из них – Нараяна (лежащий на водах). Это Вишну в период сна, когда мир залит океаном, а он лежит на огромной змее. Кришну изображают синекожим юношей с флейтой, ребенком-ползунком и юношей-пастухом.

 

Литература. В литературе Индии сильны сказочно-басенная, фолклорная традиция. Джатаки – гибрид басни, сказки, мифа, нравоучения. Джатаки – притчи, эпизоды из жизни бодхисатв, излагаемых Буддой с целью нравственного наставления, художественно обработанная проповедь раннего буддизма, строившаяся на популярных в народе идеях и представлениях.

 

Известные литературные памятники буддизма – Тхерогатха, Тхеригатха – стихи старцев и стариц, буддийских подвижников.

 

Распространена  любовная лирика, связанная с мифами о Кришне и Радхе и др. богов.


Информация о работе Индо-буддийский тип культуры