Индо-буддийский тип культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 22:24, реферат

Описание работы

Космос – живой одухотворенный мир. Самопогруженное сомнамбулическое сознание существует во всей материи, нет ничего неодушевленного. Жизнь каждого живого существа соответствует ритму бытия. В индуизме все животные имеют душу и должны вести себя праведно. Человеческая жизнь воспринимается неразрывно с космической как единая космо-человеческая жизнь.

Файлы: 1 файл

Kulturologia.docx

— 54.00 Кб (Скачать файл)

 

В буддизме Зло  – привязанность к жизни, Добро  – мироотвержение. Основа основ учения буддизма – путь из мира страданий в бессмертие – это путь освобождения от привязанностей и достижения высшей мудрости

Одна из основ  учения буддизма – дхармическая картина мира. Все в мире состоит из дхарм. Успокоить свои волнующиеся дхармы означает взять жизнь в свои руки. Смерть – это распад данного комлекса дхарм, рождение – восстановление нового комплекса.

 

Другой важнейшей  составляющей учения буддизма является концепция срединного пути: люди должны стремиться к совершению и плохого, и хорошего.

 

Источники учения буддизма – Трипитака, Джатаки, Дхаммапада.

Буддизм имеет  множество форм. Насчитывают до 30 течений буддизма. Среди направлений  буддизма – хинаяна («малая колесница») или тхеравада («истинное учение»), монашеская форма буддизма. В ней утверждается, что спастись может только монах. Малая колесница способна доставить в обитель блаженства лишь самых достойных. На первом месте среди целей не нирвана, а рай.

 

Махаяна («большая колесница») – мирская форма буддизма. Спастись может любой мирянин, каждый может стать бодхисатвой. Этика  более альтруистична. Бодисатва («существо, стремящееся к пробуждению»), достигнув нирваны, сознательно не уходит от людей, оставаясь в мире сансары, чтобы помочь другим. Здесь есть рай и ад. Обитатели рая становятся бодисатвами. Пребывание в рае и аде – остановка перед кармическим перерождением.

 

Культ буддизма. Будда, дхарма и сангха – три сокровища и три культа буддизма.

 

Культ Будды. Будда в дословном переводе –  «пробужденный», «просветленный», т.е. осознавший иллюзорность собственного «я», постигший четыре благородные  истины.

 

Культ Будды  – это культ сверхчеловека, достигшего просветления собственными усилиями.

Текущая кальпа (период времени) оценивается буддистами как буддоносная: будда появляется раз в пять тысяч лет.

 

Будда может  спастись по-настоящему только со всем миром. Когда все станут просветленными, появится последний Будда – Майтрейя.

 

В хинаяне  утвердился культ бодисаттв, будды – на втором плане.

 

Культ Дхаммы (Дхармы). Дхамма в буддизме – не только исполнение обязанностей и мировой порядок, но и учение буддизма. Божественное концентрируется не в боге, а в дхамме/дхарме – мировом порядке, и в учении, отражающем этот порядок.

 

Культ Сангхи. Сангха – община монахов в рамках монастыря, группы монастырей, секты или группы монахов. Она является символом мироотказа. Монахи – воплощение бога. Монахи – посредники между верующими и бодхисатвами. В ХХ в. происходит секуляризация сангхи и в противовес этому – рост отшельничества.

 

Религиозный ритуал в сангхе предполагает декламацию монахами текстов, чтение и заучивание канона, медитации, проповеди монахов, предназначенные для мирян. Отправной момент медитации – размышление над любыми несовершенствами мира. Основной элемент ритуала для мирян – дана – подношение монахам. Она составляет основу «морального капитала» мирянина, который наращивается также всеми добродетельными поступками в соответствии с дхармическими предписаниями.

 

Сангха проводит пышные богослужения под звуки труб и барабанов. Монахи, одетые в фантастические костюмы, разыгрывают целые спектакли-пантомимы. Устраиваются многолюдные процессии. В ритуал включен обход монахами окрестного села с чашами для подаяний. Единственный вид жертвы, допускающийся буддизмом, – подача милостыни.

 

Организация буддизма. Буддийская община организационно рыхла, аморфна, но чрезвычайно влиятельна. Доля монахов в странах буддизма составляет 1,5-3%, но влияние их огромно. Высшие чины монашества считаются воплощением  бога. Буддийский монах низшего ранга  называется бхикку («нищий»), высшего – тхер. Монахи делятся на постоянных и временных.

 

Влияние буддизма на культуру . Влияние буддизма на культуру Индии и других стран чрезвычайно широко и многообразно.

 

Появление и  распространение буддизма явилось  катализатором всех творческих сил  Дальнего Востока. Буддизм способствовал  обновлению традиционных религий стран  Востока – ведической религии  в Индии, которая затем вытеснила  буддизм; даосизма и конфуцианства  в Китае, составившими с буддизмом единое мировоззрение китайцев; синтоизма в Японии, который также неразрывно связан с буддизмом.

 

Прежде всего, буддизм оказал огромное влияние  на восточную архитектуру, скульптуру, живопись, музыку, танец, театр.

 

С распространением буддизма создавались многочисленные буддийские храмы и монастыри, величественные пещерные и скальные комплексы. Строились  буддийские пагоды – многоярусные сооружения, символизирующие буддийские небеса. Буддийской архитектура придавала  национальной архитектуре стран  Дальнего Востока новые черты, которые  сейчас считаются традиционными.

 

Под воздействием идей буддизма расцвело садовое искусство. Буддийские монахи разводили вокруг своих монастырей целые рощи. Для  этого у них было достаточно досуга, и жили они в окружении мирной природы, благоприятствующей душевному  покою. Вот почему садовое искусство  того времени тесно связано с  храмами и монастырями. Из Индии  буддийский храмовый сад перекочевал  в другие страны, в Китае, Корее, Японии дал жизнь садам нового типа.

 

Развитие  скульптуры проявилось, прежде всего, в создании для храмов и монастырей величественных и изящных скульптур  Будд и Бодхисаттв. Эти скульптуры также стали традиционными для  Индии, Китая, Японии и др. стран.

 

Буддийские  монастыри веками были одними из главных  центров культуры стран Дальнего Востока. Здесь проводили свое время, искали вдохновения и творили  поколения поэтов, художников, ученых и философов. В архивах и библиотеках  монастырей накоплены бесценные  сокровища письменной культуры, регулярно  копировавшиеся и умножавшиеся усилиями многих поколений трудолюбивых монахов  – переводчиков, компиляторов, переписчиков.

 

Китайские буддийские монахи изобрели искусство ксилографии, т.е. книгопечатания. Размножения текста с помощью матриц – досок с  вырезанными на них зеркальными  иероглифами.

 

Искусство чаепития впервые возникло в буддийских монастырях, как бодрящее средство для многочасовых медитаций.

 

Буддизм оказал глубокое влияние на становление  принципов традиционного восточного искусства. Прежде всего, следует отметить тесную связь между незавершенностью в восточном искусстве и философско-религиозным  сознанием Востока. Именно буддизм  с его учением о вечно изменяющемся чувственном мире дал художнику  важный методологический принцип, позволивший  ему создать неповторимый мир  образов восточного искусства. Суть художественного творчества в дальневосточном  регионе прекрасно выражает афоризм  Су Ши: «Когда рисуешь дерево, нужно чувствовать, как оно растет». Благодаря буддизму на Востоке незавершенность есть универсальный принцип, пронизывающий как традиционное, так и современное искусство, причем художники исходят из принципа «природа – мера красоты» в противоположность европейскому «человек – мера красоты».

 

В буддизме особенно ярко проявляется изначальное значение образного слова, которое придает  его философско-этическим абстракциям  эмоциональную убедительность и  «достоверность». И вообще для буддизма характерно тяготение к притчам, к образной метафоре и сравнению. Доминирующее значение образного слова  в буддизме неизбежно требовало  его реализации в действии, поэтому  он очень активно использует различные  формы национальных, народных художественных традиций, в том числе театр. Например, в Японии буддизм почти полностью  ассимилировал древний театр  «Но», наполнив его своим содержанием.

 

Современные исследователи отмечают, что под  влиянием древних традиций и буддизма в искусстве Востока очень  сильны декоративные принципы. Декоративность особенно проявляется в изображении  сцен из жизни куртизанок знаменитой школы Матхура средневековой индии, в бесконечных вариациях знаменитого скульптора японского средневековья Энки, создавшего пять тысяч скульптурных изображений Будды, в движениях и одеждах танцовщиц и танцовщиков ритуальных танцев и т.д.

 

Влияние же буддизма на западные страны, до XIX века не было сколько-нибудь заметным. С развитием  науки и техники, в странах  Западной Европы усиливается брожение умов и развивается культурный кризис.

 

Перенесение буддизма с родной индийской почвы  в культуру и повседневную жизнь  Китая может считаться одним  из наиболее значительных событий в  истории религии. Оно означало, что  страна с собственной древней культурой приняла более развитую религию, обладающую своим письменным каноном, учением, моралью и культом.

 

Буддизм проник в Китай из Индии преимущественно  в своей северной форме Махаяны  во II в. Процесс его укрепления и  развития в Китае был сложен и  длителен. Потребовались многие века и огромные усилия поколений проповедников  и переводчиков, чтобы выработались и вошли в обиход китайские  эквиваленты индо-буддийских понятий и терминов. Кроме того, многое в буддизме с его восприятием жизни как страдания и зла противоречило распространенным в Китае конфуцианским нормам этики и принципам поведения; только содействие параллельно формировавшегося религиозного даосизма, в свою очередь щедро черпавшего из сокровищницы индо-буддийской мудрости, помогло буддистам укрепиться на китайской земле. Неудивительно, что первые буддийские общины воспринимались в Китае лишь как одна из сект даосизма.

 

Свободные от налогов и притеснений покровительствовавших им властей, буддийские монастыри притягивали к себе и крестьян, и беглых странников, изгнанных со своей земли кочевниками, и богатых аристократов, искавших покоя и уединения. Буддизм становился силой и многие императоры как южных (китайских), так и северных («варварских») династий искали его поддержки, а некоторые признавали его официальной государственной идеологией.

 

3. Этика в  индо-буддийской культуре

 

В индо-буддийской культуре моральный капитал определяет престиж и влияние человека. Предписываемыми ключевыми добродетелями являются:

 

самообладание, воздержанность, умеренность, самоограничение;

неприменение  насилия, непричинение вреда живому, всепрощение, смирение, терпение, правдивость;

развитие  трансцендентного знания, преданность  возвышенным мыслям.

Ненасилие –  одно из ведущих предписаний дхармы. Оно предполагает ненасилие не только по отношению к человеку, но и  к животным. Не только в физическом смысле, но и в моральном: «Где бы не возникала ссора, где бы вам  не противостоял оппонент, покоряйте  его с любовью.». Норма ненасилия объясняет тот факт, что многие индийцы – вегетарианцы.

 

Мораль требует  всегда и везде совершать добрые дела, направленные на освобождение живых  существ от неведения и страданий. Стратегия освобождения от страстей и желаний – желания нужно  нейтрализовать, а не подавлять.Одной из особенностей индо-буддийской этики является ее своеобразный индивидуализм. Человек индивидуально и напрямую общается с космосом. Одиночна медитация, еда, танец.

 

Особенности этики индуизма

 

Поскольку в  индуизме предписания дхармы регламентированы в соответствии с кастовым устройством, главной добродетелью считается  следование предписаниям своей касты. «Спокойствие, самообладание, умерщвление плоти, чистота, терпение, правдивость, знание, осуществление знания, вера – обязанности браминов... Могущество, великолепие, стойкость, одаренность, храбрость в битве, щедрость, благородство – обязанности кшатриев... Земледелие, скотоводство, торговля – обязанности вайшьев... Дело служение – обязанность шудр... Человек, удовлетворенный своим долгом, достигает совершенства.». Обязанности для брахмана регламентируют каждую минуту его жизни: как просыпаться, отправлять естественные надобности, пить воду, чистить зубы и т.д. Указывается, как глотать воду, куда обратиться лицом, какими жестами сопроводить питье и т.д. Неприкасаемым не разрешалось появляться в городе рано утром и после полудня, готовить пищу на огне.

 

Общий путь к  идеалу – добрые дела, влекущие за собой  другие добрые дела.

 

Тремя важнейшими ценностями и целями жизни в индуизме провозглашаются:

 

– дхарма как  праведность, добродетель;

 

– артха – материальная собственность, процветание;

 

– кама – удовольствие любовь.

 

Соответственно  три составляющих человеческой жизни  – чувства, забота о хлебе насущном и добродетель. Духовная добродетель  – высшая цель, но жизнь облечена в материальные рамки, которые нужно  поддерживать (артха). Для избранных – освобождаться от них (мокша).

 

Этические правила  индуизма отражены во всех памятниках ведической литературы. В частности, в сутрах – метрических формулах-правилах, легких для запоминания. Правила  запечатлены в дхармической литературе, многочисленных артхашастрах.

 

Особенности этики буддизма

 

В буддийском каноне нормы подробно разработаны  для сангхи и поверхностно для мирян. Рекомендации для мирян даются в в джатаках, в комментаторской литературе, некоторых текстах «Сутта-питаки». Мирская мораль снисходительна.

 

Пять благородных  установлений (заповедей, основ, заветов) буддистов – не убий, не укради, не лги, не прелюбодействуй, не пьянствуй. Эти заповеди представляют буддийский этический кодекс в минимальном варианте. Для монаха существует 250 дополнительных мелких запретов и ограничений: не пой и не танцуй, не спи на удобных постелях, не ешь в неположенное время, не стяжай, не употребляй вещей, имеющих сильный запах или интенсивный цвет и т.д.

 

Десять царственных  добродетелей в буддизме: щедрость в даянии, строгое следование этическим  нормам, терпимость, прямодушие, кротость, самоограничение, негневливость, непричинение зла живым существам, милосердие, стремление не отвечать силой на воздействие силы.

Информация о работе Индо-буддийский тип культуры