Индо-буддийский тип культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 22:24, реферат

Описание работы

Космос – живой одухотворенный мир. Самопогруженное сомнамбулическое сознание существует во всей материи, нет ничего неодушевленного. Жизнь каждого живого существа соответствует ритму бытия. В индуизме все животные имеют душу и должны вести себя праведно. Человеческая жизнь воспринимается неразрывно с космической как единая космо-человеческая жизнь.

Файлы: 1 файл

Kulturologia.docx

— 54.00 Кб (Скачать файл)

 

Духовная  самореализация – полное прекращение  обычных функций психики, состояние  глубочайшей сосредоточенности, полного  бесстрастия, полная свобода от привязанности  к миру.

 

Буддийский  идеал – идеал просветленного. Идеал достигается на высшей ступени сомосовершенствования. Три ступени развития живых существ:

 

ступень имеющих желания,

ступень имеющих  чувственность (элементы желаний),

ступень нечувственных (в сознании нет ни одного чувственного элемента).

Высшая ступень  находится за пределами норм морали.

 

Идеал человека воплощен в бодхисатве («обладающий  просветленной сущностью»), будущем  Будде в последнем рождении до обретения просветления – бодхи.

 

Буддийская  теория «я» . Учение говорит, что если мы захотим проанализировать, что же такое наша индивидуальность, наша личность, мы не сможем ее найти, т.к. телесная форма, восприятия, чувства, склонности и интеллект являются непостоянными. Как «тело» есть название для системы качеств, точно так же и «душа» есть название для суммы состояний, составляющих наше духовное существование. Без качеств нет души, как нет реки без двух берегов.

 

4. Оценка  и смысл знания. Особенности традиционного

образования в индо-буддийской культуре

 

Знание в  индо-буддийской культуре всегда глубоко почиталось. Мудрецы ставились выше правителей и воинов. В трудах известного индийского философа и популяризатора индуизма Вивекананды утверждается: «Цель человечества есть знание.» Современная Индия входит в первую десятку научных держав мира. По численности научного сообщества она занимает третье место в мире.

 

В буддизме высшая добродетель сливается с высшим знанием. Представители индуизма ставят истину выше бога: «Если бы меня попросили  определить индусское вероисповедание, я сказал бы просто: поиски истины ненасильственными  средствами. Человек может не верить в бога и все же называть себя индусом. Индуизм – это неустанная погоня за истиной... Индуизм есть религия  истины. Истина – это бог. Отрицание  бога нам ведомо. Отрицание истины нам не ведомо».

 

Особенности понимания знания и образованности

 

1. Знание  понимается как тайное, сакральное  проникновение в духовную реальность  бытия.

 

Буддизм предполагает, что в сознании каждого человека сосуществуют «чистое сознание»  и «загрязненное». Человек, находящийся  в мире чувств, омрачен неведением и страстями, но может все же достичь  просветленного состояния сознания. Просветленное сознание воспринимает вещи такими, какие они есть на самом  деле, омраченное – искаженными. Просветление означает искоренение привязанности  к внешним признакам вещей, освобождение от ложных мыслей, созерцание того, что  находится за пределами мыслей, слияние  с истинной реальностью, исчезновение всех отличительных признаков вещей, постижение их единства. переживание тотального единства всего. В буддизме высшее знание – это усмотрение, что нет ничего ценного и достойного любви.

 

В индуизме знать  – это понимать сущностное качество вещи, успокоить воспринимающий ум.

 

В индо-буддийской культуре «высшее знание» – это умение видеть под шелухой видимого мира сущность вещей. Как следствие наука и образование тяготели к теории и мало ориентировались на практику. Большой вклад внесен в математику, астрономию, химию, филологию, космологию, философию. Наиболее слабые области знания – техническая, коммерческая, художественная, историческая.

 

2. Знание  и нравственные добродетели, познание  и нравственное самосовершенствование  мыслились в неразрывной связи.

 

Один из ярких  примеров слитности знания и добродетели  дает текст Бхагавад Гиты: «Скромность, смирение, отказ от насилия, терпимость, простота, обращение к истинному духовному учителю, чистота, стойкость, самодисциплина, отказ от объектов чувственного удовлетворения, отсутствие ложного эго, осознание того, что рождение, смерть, старость и болезни есть зло; отсутствие привязанностей, свобода от затягивающего влияния детей, жены, дома и прочего, спокойствие перед лицом как приятных, так и неприятных событий; постоянная и чистая преданность Мне, стремление жить в уединенном месте, отстранение от общей массы людей; признание важности самореализации, философский поиск Абсолютной истины – все это Я провозглашаю знанием, а все, что бы ни существовало помимо этого, есть невежество.»

 

3. К высшему  знанию допускались лишь избранные.

 

В индуизме истина – не для всех. Кастовая система  есть одновременно иерархия знания. Изначально высшим знанием владели лишь жрецы-брахманы. Они охраняли знание от посягательств  непосвященных. Язык подразделялся  на язык простонародья и оберегаемый  чистый язык. Путешествуя по средневековой  Индии, великий исламский ученый Бируни отмечал: если будет доказано, что шудра или вайшья читал  Веды, то правитель приказывает отрезать ему язык. Он же обратил внимание на кичливость и высокомерие «посвященных», хотя в средние века деревенские брахманы, деградировавшие на паразитизме, уже нередко не умели читать и писать.

 

Абсолютное  большинство индусов всегда было неграмотным. Современные крестьяне Индии в основном неграмотны.

 

4. Высокий  уровень развития культуры устной  передачи знания.

 

Население хранило  в памяти запас знаний благодаря  высокоразвитым навыкам их устной передачи. Древний эпос известен широким массам. Неграмотные крестьяне знают  наизусть сотни стихов, поучения из древних классических книг. В Индии  синонимом слова «знание» стало  слово «услышанное».

 

5. Высшим  способом познания считалось  интуитивное прозрение в процессе  самопогружения.

 

В интерпретации  Вивекананды внешний учитель дает лишь толчок познанию, а главный учитель – внутренний: «Бесконечная библиотека Вселенной находится в вашем собственном уме.»

 

Согласно  Ауробиндо «всякое знание представляет собой деятельность сознания, воздействующего на что-то в самом же сознании.». Йогин устанавливает связь между собой – своей самостью – и вещью как таковой – ее самостью. Средства познания – пророческая сила, опережающее знание, вдохновение, интуиция.

 

Характерные черты традиционного образования  Индии

 

Главная фигура – учитель-наставник, обладающий не только большим знанием, но и более  высоким уровнем продвижения  по пути психоэтического совершенствования. Учитель традиционно глубоко почитается. Ученик должен отказаться от собственной воли и во всем слушаться наставника.

 

В индусской  школе учитель – это гуру, живущий  в уединении и непривязанности, свободный от материальных забот. Обучение у гуру проходило в лесной школе.

 

Буддийская  система образования предполагала обучение у наставника в монастыре  – сангхе. Ключевое для буддийской сангхи отношение – «учитель-ученик». Наставничество учителя заключается в передаче сакрального знания в буддийском монастыре. Знаменитый буддийский монастырь Наланда в XVII в. обучал 10 тыс. студентов, которые слушали лекции по богословию, литературе, грамматике, философии, логике, медицине, магии.

 

В Индии с  древних времен начальное образование  строится по образцу деревенской  системы: каждый мальчик изучает  немного арифметики, санскритской грамматики, языка, счета. До мусульманского вмешательства  изучались санскрит, Веды и шла  специализация по шастрам – учебникам. Знание Ригведы до сих пор является обязательным для образованного индуиста.

 

Преобладали устные способы обучения. И сегодня  ученые-пандиты обучают устным путем священным текстам, не прибегая к изданиям и письменным комментариям. Обучение длится долгие годы.

 

С XIX в. образование  строится по западным образцам. Христианские миссионеры и английские чиновники  распространяли и навязывали западное образование. В ХХ в. наблюдался взрывоопасный  рост вузовской системы. При поступлении  в вузы распространено кастовое кумовство  и межкастовое соперничество.

 

Наука Индии

 

В Индии издавна  развиты астрономия, математика, медицина. Сегодня признан вклад индийских  ученых в физику высоких энергий, космологию, биомедицину, химию, филологию.

 

В познании мира проявилась большая тяга к систематизации. В то же время научной мысли свойственны алогичность и невнимание к фактам. Один предмет мог называться разными словами и одно слово иметь множество значений.

 

В традиционной кульутре представители литературы и науки сосредоточивались около дворцов царей.

 

С XIII в. произошел  упадок познавательного потенциала. Причина – безразличие к мирскому прогрессу, внешние вторжения, подавление личной инициативы кастовыми оковами. Возрождение связано с западными  влияниями. Англия стала основным экспортером  научного знания. Первые научные журналы  издавались по-английски.

 

 

 

5. Любовь, эротика  в индо-буддийской культуре

 

Любовь –  одна из главных тем индо-буддийской культуры. Отношение к ней противоречиво. С одной стороны, любовь отрицается: «От любви родится печаль, от любви родится страх; для того, кто вполне освободился от любви, не существует печали, ни тем более страха... Не любите же ничего.» (Дхаммапада). По оценке русского философа Н.О. Лосского идеал буддиста – не любить, не страдать, не жить. Нет идеи любви к ближнему. Вивекананда утверждал: мы не можем помочь другому, а только себе.

 

С другой стороны, любовь – величайшая ценность. В  иерархии видов любви высшая –  любовь к богу, она же любовь к  миру и она же полная непривязанность к чему бы то ни было. Истинная любовь не делает нас непривязаными, она не влечет ни ревности, ни страдания. Это бескорыстная любовь, любовь-жертва.

 

Высоко ценится  и чувственная любовь. Кама –  награда за соблюдение дхармы и артхи. Чувственная любовь – это сила космического порядка, один из способов соединения с Абсолютом.

 

Культ любви  тесно связан с культом индуистского бога Шивы, олицетворяющего мужское  животворящее начало.

 

Эротика. В  джайнизме и буддизме сексуальная  любовь – выражение слабости, зла. Отсюда проповедь безбрачия. Впрочем, некоторые известнейшие буддийские старицы были гетерами.

 

В индуизме сложилась  богатая сексуальная культура. Она  учит, что знание о любви и семье  имеет божественные истоки, идет от бога. Сексуальная любовь имеет значение магической силы, носит сакральный характер. Он позволяет соединиться  с божеством, раскрывает человеку смысл  Вселенной.

 

В индо-буддийской культуре эротология – развитое учение и общепризнанная часть науки. Оно передавалось из поколения в поколение жрецами, так как обряды и жертвоприношения переплеталась с эротикой. Изучение камы в Древней Индии было необходимй деталью образования богатого горожанина. Самый древний трактат по эротике «Кама-сутра» записан врачом Малланагой Ватсьяяной в 6 в.

 

Наиболее  ярким проявлением эротизма в  индо-буддийской культуре стал тантризм. Тантризм учит, что космос есть поток постоянных творений-рождений. Все сущее возникает из мужских и женских элементов путем их соединения. Единство человека и космоса достигается во время сексуального слияния, повторяющего космические акты творения. Если энергия сексуальной любви доходит до головы через сердце, то перемещается в космос и происходит новое рождение. Активизация тела способствует преобразованию интеллекта в чистую энергию, ведет к духовному преобразованию.

 

6. Искусство  индо-буддийского Востока

 

Особенности искусства индо-буддийского Востока

 

1. «Эстетика  тождества»: регламентация типов  сюжетов, характеров героев, языка,  стиля и т.д. Нормы буддийской  иконографии лимитируют мельчайшие  детали в размерах лица, тела, его атрибутов (позы, положение  рук и ног, жест, прическа, одежда, предметы в руках или рядом  находящиеся и т.д.) Нарушения  регламента якобы влекли за  собой болезни, смерть, разорение  мастера, его семьи, страны.

 

2. Искусство  глубоко символично. Наиболее яркие  символы – жесты в танцевальном  искусстве, элементы скульптурных  изображений и архитектурные  детали. Символы учения буддизма  – многорадиусное колесо, ступа (символ пустоты, мимолетности бытия), священное дерево – широко представлены в индо-буддийском искусстве. Колесо – символ дхармы, буддийского учения. Кроме того круг – символ движения времени и движения от центра к четырем сторонам света (до появления буддизма круг – символ солнца, могущества, всеведения, власти). Жесты в скульптуре и танце – «жесты души» – символы моральной красоты, одобрения, власти, силы и проч.

3. Назначение  искусства усматривается в воспитании  воздержанности. Рабиндранат Тагор  выразил этот так: «Прекрасное учит воздержанности». Но чтобы убедиться в суетности всех соблазнов жизни, не мешает испытать их. Поэтому искусство не дает ощущение отрешенности, оно жизнелюбиво. Наслаждения жизни представлены в индусских храмах, украшениях буддийских архитектурных памятников и т.д. Хотя в целом буддийское искусство направлено к идеалу умиротворенности, а индуистское выражает великолепие божественного в самой жизни.

4. Провозглашаемая  цель искусства – вызвать бхава (эмоцию) и создать раса (настроение). Там, где появляется эмоция, возникает настроение. В частности, в театральном искусстве выделяется 8 бхава-эмоций (любовная страсть, смех, горе, гнев, энергия, страх, отвращение, изумление) и 8 раса-настроений, возникающих из слияния эмоций: любовное, комическое, трагическое, яростное, героическое, устрашающее, отвращающее, волшебное. Кроме того выделяется 33 дополнительных эмоции.

5. Индо-буддийское искусство глубоко религиозно. Традиционная архитектура, живопись, скульптура неразрывны с религиозно-культовой практикой. В нем представлена тема мироздания, осмысливаются ситуации из мифического жизнеописания Будды, бодхисатв. В буддийском искусстве часто изображается «древо просветления» и колесо судьбы (дхарма). Любимые темы современных кинофильмов – эпизоды из древней мифологии. Самый популярный герой таких фильмов – Кришна. Тиражи пластинок и записей священных гимнов Вед носят массовый характер.

Информация о работе Индо-буддийский тип культуры