Индо-буддийский тип культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 11:16, контрольная работа

Описание работы

Индия – одна из колыбелей человеческой цивилизации. Эта страна, называемая «страной мудрецов», одна из самых экзотических и загадочных стран с интересной, самобытной культурой, в которой сложным образом соединились различные религиозные традиции, непростые общественные и этнические взаимоотношения, художественные практики.

Содержание работы

1. Социальные основы индо-буддийской традиции.
2. Система ценностей индо-буддийской культуры.
3. Художественная практика.
4. Научное знание в системе индо-буддийской культуры.
5. Заключение.

Файлы: 1 файл

контрольная работа по культурологии.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

 

Тема 18. Индо-буддийский тип культуры.

 

 

Содержание

 

 

    1. Социальные основы индо-буддийской традиции.
    2. Система ценностей индо-буддийской культуры.
    3. Художественная практика.
    4. Научное знание в системе индо-буддийской культуры.
    5. Заключение.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

  1. Анго, М. Классическая Индия / Мишель Анго; пер. с фр. Н. И. Озерской. – М.: Вече, 2007. – 400 с.
  2. Бонгард-Левин, Г. М. Древняя Индия. История и культура / Г. М. Бонгард-Левин. – СПб.: Алетейя, 2001. – 288 с. 
  3. Бэшем, А. Цивилизация Древней Индии / Артур Бэшем; пер. с фр. Под ред. Н. Шевченко. – Екатеринбург: У-Фактория, 2007. – 496 с.  
  4. Всемирная история. Учебник для вузов [Электронный ресурс] / под ред. Г. Б. Поляк. – Библиотекарь.Ру, 2011. – Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru. 
  5. Культурология. Энциклопедия. В 2-х т. / гл. редактор С. Я. Левит. – М.: РОССПЭН, 2007. – 2576 с.
  6. Культурология.рф : Культурология [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.culturologia.ru.
  7. Неру,  Д. Открытие Индии / Джавахарлал Неру; пер. с англ. под ред. В. Н. Мачавариани. – М.: Изд-во иностранной литературы, 1955. – 662 с.
  8. Ольденбург, С. Ф. Культура Индии / под ред. И. Ю. Крачковского. – М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. – 277 с.
  9. Тюляев, С. И. Искусство Индии. III-е тысячелетие до н.э. – VII век н.э. / С. И. Тюляев. – М.: Искусство, 1988. – 344 с.
  10. Эдвардс, М. Древняя Индия. Быт, религия, культура / Майкл Эдвардс; пер. с англ. С. К. Меркулова. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2005. – 224 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Социальные основы индо-буддийской традиции.

 

Индия – одна из колыбелей человеческой цивилизации. Эта страна, называемая «страной мудрецов», одна из самых экзотических и загадочных стран с интересной, самобытной культурой, в которой сложным образом соединились различные религиозные традиции, непростые общественные и этнические взаимоотношения, художественные практики.

Следует отметить, что название «Индия» в ее современном значении появилось только в XIX веке, причем это название лишь части территории, на которой развивалась данная цивилизация. В различные эпохи под прямым или косвенным влиянием этого региона находились Сиам, Камбоджа, острова Индонезии, Цейлон, Афганистан и Центральная Азия.

Можно выделить несколько временных периодов в становлении и развитии индо-буддийской культуры:

- протоиндийская  цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро (III-II тыс. до н.э.), доарийский период;

- арийское нашествие  и ведический период (вторая половина II тыс. до н.э. – VI в. до н.э.);

- древний период  истории Индии, возникновение  буддизма (VI в. до н.э.), расцвет культуры при династии Маурьев (325 – 185 гг. до н.э.);

- классический  период истории Индии (I – X вв.), Гуптская империя (IV – VI вв.) – «золотой век» индийской культуры;

- мусульманское  нашествие, закат и исчезновение  классической индийской цивилизации (997 – 1565 гг.)

С точки зрения развития индийского мировосприятия обычно выделяют три периода:

- ведический  период (1500 – 500 гг. до н.э.);

- брахмано-буддийский (500 г до н.э. – XI век н.э.);

- индуистский  (с XI в.).

Но какую бы историческую периодизацию мы не выстраивали, так сложилось, что всегда в индийской культуре общественная составляющая была неотделима от духовной, а духовная от политической. Индо-буддийский тип культуры явил миру исключительно колоритный феномен, не имеющий аналогов в мировой истории. Сам индийский народ, являясь супер этносом, был и остается, в сущности, конгломератом нескольких самостоятельных народов, что и обусловило мозаичность и самобытность индийской культуры.

Наиболее древними культурными памятниками Индии являются остатки цивилизации в долине реки Инд, найденные в Мохенджо-Даро и Хараппе, на территории современного Пакистана. Культура Хараппской (Индской) цивилизации стала основой дальнейшей культурной и общественной эволюции Индостана. Установлено, что уже в период между 2500 и 1800 годами до н.э. на берегах Инда существовала городская цивилизация, достигшая высокого уровня эволюции, имевшая письменность, десятичную систему исчисления. Было развито земледелие, каменное строительство, умение обрабатывать металлы.

Культура Хараппы  по своему характеру была подобна  культурам Древнего Египта и Двуречья. В целом же она не отличалась особенными художественными достижениями. Архитектура носила утилитарный характер, при раскопках не найдено следов монументальной скульптуры и живописи. Вместе с тем, высокого совершенства достигло искусство малых форм — гравюры на печатях, статуэтки. О религии той эпохи можно судить лишь по дошедшим до нас отрывочным сведениям. Вероятно, некоторые ее черты нашли отражение позднее в индуизме: в частности, аскетическая практика (йога), изображение «рогатого бога» прото-Шивы.

С середины II тыс. до н.э. территория современной Северной Индии подверглась нашествию кочевых племен ариев (индоариев). В этот же период произошло угасание и постепенное исчезновение Хараппской культуры. «Чужаки» в лице кочевников-ариев колонизировали территорию Северной Индии и ассимилировали коренное население. Материальная культура арийских завоевателей нам неизвестна, так как не осталось каких-либо памятников этой культуры. Однако их высокоразвитый язык отразился в собрании поэтических гимнов, который позже был назван «ведами» (букв. – «знание»).

Веды были созданы на древней форме санскрита – языка, на котором в дальнейшем было написано подавляющее большинство философских, религиозных, литературных и научных сочинений Древней и Средневековой Индии. Веды относятся к числу древнейших литературных памятников и начали формироваться в III-м тыс. до н.э. Веды включают четыре священных текста (самхиты) – Ригведа (гимны разным богам), Самаведа (песнопения), Яджурведа (описание ритуалов) и Атхарваведа (магические заклинания – мантры).

Около VI в. до н.э. начинается период образования первых крупных государств, их усиления, борьбы за гегемонию. Согласно письменным источникам в Северной Индии существовало тогда 16 Махаджанапад или «великих стран». Происходили многочисленные войны и столкновения государств друг с другом, династические распри и соперничество, борьба монархий с республиканскими объединениями. Первым централизованным государством стала империя Маурьев, достигшая расцвета при царе Ашоке (середина III в. до н.э.). С I в. до н. э. до III в. н. э. в Индии правила Кушанская династия, правители которой создали огромную державу, включавшую территории Северной Индии, а также некоторых областей современного Пакистана, Афганистана и Средней Азии. Пройдя снова через длительный период раздробленности, Северная Индия в IV – V вв. была объединена в империю династией Гуптов. В течение этого времени культура Индии постоянно развивалась и достигла своего расцвета, недаром это время называют «золотым веком» Индии. Начиная с VII в. под ударами внешних врагов, в том числе мусульманских завоевателей, политическое единство Индии было утеряно более чем на тысячу лет, вплоть до колонизации европейцами.

Первым посетившим Индию европейцам она предстала богатейшей страной, этаким раем на земле. Недаром существовала легенда, что рай, из которого был изгнан Адам, был на острове Цейлон, находящемся возле южной оконечности Индостана. Экономической основой индийского общества всегда было сельское хозяйство, чему способствовал благоприятный климат, природные условия и многочисленное сельское население. Основными культурами были рис, пшеница, просо, кукуруза. Из тростника получали сахар. Преобладало деревенское общинное землевладение, но постепенно землевладение становилось феодальным. В городах развивалось ремесло, существовали целые ремесленные объединения. Особо славились индийские металлурги и ювелиры. Добывались металлы – железо, медь, золото, серебро, свинец - и драгоценные камни – алмазы, рубины, кораллы, жемчуг. Широко известны были индийские ткачи, достигшие больших высот в обработке хлопка, шелка и шерсти, изделия из которых вывозились далеко за пределы Индии. Большим спросом пользовались индийские специи, благовония, изделия из слоновой кости. Естественным образом высокое развитие получила внутренняя и внешняя торговля. В городах, особенно приморских, разрастались целые торговые кварталы.

В социальном плане, начиная с ведийской эпохи, закреплялось деление индийского общества на четыре сословия: жрецы (брахманы), воины (кшатрии), земледельцы (вайшьи), слуги (шудры). Их санскритское наименование «варна» (букв. – «цвет») впервые упоминается в «Ригведе» и, возможно, указывает на то, что они произошли в результате контакта представителей сословной арийской культуры с коренным населением, имевшим кожу другого, темного цвета. Различия между тремя высшими классами и низшим классом шудр были четко обозначены.

Известные «Законы  Ману» (150 – 120 гг. до н.э.) объясняют, что  задача брахмана состоит в том, чтобы  изучать и преподавать Веды, совершать  жертвоприношения, дарить и получать дары. Кшатрии должны защищать народ, совершать жертвоприношения и учиться. Вайшьи должны также совершать жертвоприношения и учиться, кроме того обрабатывать землю, разводить скот, торговать и платить налоги. Единственный долг шудры – служить всем вышеназванным. Деление на варны было по своей природе социально-религиозным.

Начиная с первых веков новой эры, начался процесс  расслоения общества на касты (джати), количество которых доходило до тысячи. Новая кастовая структура имела социально-экономическую природу. Но, также как деление на сословия (варны), кастовое деление было наследственным, эндогамным (разрешавшим браки только между представителями одной группы) и было обусловлено профессией или родом занятия человека. Кастовость общества в заметной степени оказывает влияние на общественную жизнь Индии до настоящего времени.

Сословно-кастовая иерархия индийского общества являлась, по сути, основой для социального  неравенства и угнетения, механизмом внеэкономического принуждения, в  то же время в течение многих веков  она служила стабильности общественных и нравственных устоев. «Индийская социальная система придала индийской цивилизации поразительную устойчивость», - пишет Джевахарлал Неру в знаменитом «Открытии Индии». В конечном итоге, кастовая система стала тормозом развития и одной из причин угасания древнеиндийской культуры к концу I тысячелетия новой эры.

 

  1. Система ценностей индо-буддийской культуры.

 

Рассматривая материальную и духовную составляющую индо-буддийской культуры, следует четко представлять, что ни в одной другой цивилизации, религия не играла такой основополагающей роли и не проникала так глубоко во все сферы жизни, как в Индии.

Основу индийского религиозного мировосприятия составил следующий ряд взаимосвязанных понятий и категорий:

- «дхарма» (буквально – «то, что держит»), это сложное понятие можно объяснить как обязанность всех живых существ, определенная их положением в едином организме Космоса (Абсолюта, Брахмана и т.п.). Это священный закон, «закон благочестия», который невозможно обойти. Это правила поведения и праведный образ жизни;

- «карма», т.е. сумма праведных и неправедных дел живого существа, которая определяет его физический и нравственный облики и прочие условия существования в последующих перевоплощениях (перерождениях, инкарнациях). При этом последствия совершенного зла невозможно исправить ни покаянием, ни молитвой. Только путем накопления добрых поступков и благонравия живое существо может пройти путь перевоплощения от животного к человеку, от низшей касты к высшей, и далее к Абсолюту;

- «сансара», т.е. повторяющиеся циклы рождения и смерти в материальном мире;

- «нирвана» (или «мокша»), преодоление закона кармы, освобождение от оков материального существования, от желаний, выход из круговорота рождений и смертей, слияние с Абсолютом, «смерть навсегда» в материальном мире и вечное блаженство.

Следствием  кармического мировоззрения являлись как безропотность и терпеливость по отношению к социальному неравенству, так и заботливое и доброжелательное отношение ко всему живому. Особенностью индийского типа ментальности являлась религиозно-этическая доминанта, когда в центре внимания находится праведная жизнь. Каждый человек как одна из частиц Космоса должен поддерживать порядок выполнением предписанных ему обязанностей. Космос же является живым одухотворенным миром. И всё существующее в мире одушевлено, так как это частицы единого организма Космоса. Высшей жизненной целью является освобождение от привязанности к чему бы то ни было. Блаженство, или высшее удовлетворение, представляется в погружении в себя, в состоянии полной отрешенности, когда человек соединяется с таинственной космической духовностью.

Индо-буддийскую культуру по праву можно назвать царством религии и этики. Начиная со времени Вед, в ней стало складываться уникальное многообразие религий.

Первоначально – это ведизм, то есть религия самих Вед. Для религии этого периода как для любой языческой религии характерен мифологизм, обожествление сил и явлений природы, и как следствие многобожие. Одним из наиболее важных богов являлся Индра, бог грозы. Агни, бог огня, бог жрецов, служил посредником между людьми и богами, был покровителем домашнего очага. Сурья, бог Солнца, бог пастухов и покровитель стад. Варуна, особый бог, хранитель космического порядка. Сома, Рудра… Вот далеко не полный перечень ведийского пантеона. Главное в ведийском культовом обряде – это жертвоприношение, через которое достигалась милость богов.

Постепенно  ведизм трансформировался в брахманизм. На первый план вышла некая космическая сила, субстанция бытия – Брахма. Основы брахманизма – это учение о переселении душ, идеология кармы и сансары, укрепление сословно-кастовых устоев общества. Брахманское учение утверждало, что власть брахманов как жрецов и как посредников между богами и людьми превосходит власть любого земного царя. Пантеон богов свелся к «троице», «тримурти» – Брахма (бог – творец), Вишну (бог – хранитель) и Шива (бог – разрушитель).

Информация о работе Индо-буддийский тип культуры