Индо-буддийский тип культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 11:16, контрольная работа

Описание работы

Индия – одна из колыбелей человеческой цивилизации. Эта страна, называемая «страной мудрецов», одна из самых экзотических и загадочных стран с интересной, самобытной культурой, в которой сложным образом соединились различные религиозные традиции, непростые общественные и этнические взаимоотношения, художественные практики.

Содержание работы

1. Социальные основы индо-буддийской традиции.
2. Система ценностей индо-буддийской культуры.
3. Художественная практика.
4. Научное знание в системе индо-буддийской культуры.
5. Заключение.

Файлы: 1 файл

контрольная работа по культурологии.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

Всемирно известен своей эротической скульптурой  храмовый комплекс в г. Кхаджурахо (X - XI вв.), который называют «Кама-сутра  в камне». Он построен во время правления царя Дханга, поклонника культа чувственных наслаждений.

Скульптура как вид искусства в Индии в целом носил декоративно-прикладной характер, является, как правило, частью архитектурных сооружений. Являясь деталью архитектурных сооружений, скульптура часто сочетается с горельефом – высоким рельефом и барельефом – низким рельефом.

В Древней Индии  развитие живописи происходило также как прикладного искусства, в основном для внутренней росписи храмов, создания фресок.

Расцвет буддийской культовой скульптуры связывается, в частности, с гандхарской художественной школой. Она возникла на рубеже новой эры в северо-западной окраине нынешней Индии, бывшей тогда центром могущественной Кушанской империи (I–IV вв. н.э.), в которую к моменту ее расцвета входила Северная Индия, большая часть Афганистана, Пакистана и некоторые районы современных центрально-азиатских государств. Памятники гандхарского искусства сохранились в самой Индии, Пакистане, Афганистане и на северном берегу Амударьи. Художественные особенности гандхарской школы сформировались под воздействием эллинистического, так называемого греко-бактрийского искусства. Образ Будды, созданный в этой школе, сравнивают с эллинистическими художественными приемами, воплотившимися в образе Аполлона. Но, восприняв от греко-римского искусства идею и форму человекоподобных божественных персонажей, гандхарская школа использовала и национальный художественный опыт. В результате созданное в ней направление объединило в себе эстетизм и реалистичность античной скульптуры с натурализмом индийской пластики. В отличие от греко-римской скульптуры, Будда в гандхарском искусстве не был лишь воплощением телесной красоты человека и объектом эстетического наслаждения: всем деталям его внешнего облика придавались символические значения. Три канонических изображения Будды – Будда, сидящий в позе медитации (символ просветления), стоящий в позе поучения с руками, сложенными перед грудью (несущий свое учение людям) и лежащий (умирающий). Помимо Будды в буддийской скульптуре представлены многочисленные изображения бодисатв, местных богов, духов и т.п.

Индуистская скульптура менее строга: боги сидят, развалившись и пируя с возлюбленными, пускаются  в пляс. Основное место среди богов  отводится Шиве. В развитии скульптурных изображений Шивы выделяется три этапа. Первый, самый ранний (II - I вв. до н. э.) – изображение полностью антропоморфного Шивы на фоне лингама. Второй (VIII в.) – Шива трехликий, фантастический: справа его мужской аспект, слева его женский аспект, в центре – собственно Шива. Третий (с Х - XI вв.) – Шива танцующий или Шива Натараджа – всемирно известен. Танцуя, Шива творит Вселенную. Танцующий Шива стоит на одной ноге, попирая демона невежества Апасмару на лотосообразном пьедестале, окруженный пламенным кругом – символом материальных сил Вселенной. В одной руке – барабан – символ пробуждения Вселенной), звук которого – начало творения. Вторая правая рука в жесте «избавление от страха». Левая рука, опущенная вниз и указывающая на поднятую ногу символизирует утешение всему миру, а другой левой рукой он разрушает мир. Его фигура воплощает женское и мужское начала: четыре руки, одно ухо с удлиненной серьгой – мужское, другое с округлой серьгой – женское.

В храмовой индуистской  скульптуре часто встречается любовный мотив: соединение пары животных, людей. Он имеет мистический смысл – воссоединение сущности жизни (пуруша) и природной энергии (практити). Этот мотив по поверью приносит личное счастье и используется для оформления дверных проемов.

Индийская классическая музыка является одной из древнейших музыкальных традиций мира. Её истоки происходят из Сама-веды – песнопений в честь арийский богов. Вся классическая индийская музыка – это импровизация. В древнем трактате «Натья-шастра», в частности, описываются ладо-ритмические построения, которые в процессе исполнения подвергаются исполнителем произвольным преобразованиям по принципу аналогичному джазовой импровизации. Наиболее известны в мире такие древнейшие народные инструменты как ситар (Северная Индия) и  вина (Южная Индия), относящиеся к струнным щипковым инструментам, похожим на европейскую средневековую лютню.

Танец для индийца  является божественным искусством. Недаром  наиболее распространенным изображением является танцующий бог Шива. Классический танец можно отнести к однойиз разновидностей йоги как способа духовного и телесного совершенствования. В индийском танце все движения очень символичны. Каждый жест или взгляд – это как реплика в диалоге.

Индийский театр также очень древний. Он вобрал в себя музыку, танец, пантомиму, слово. Основа большинства театральных представлений – сюжеты поэм Махабхарата и Рамаяна. Рама и Кришна – главные герои. Среди действующих лиц драмы – боги, святые, мудрецы, правители. Устраиваемые традиционно на открытом воздухе, представления могли длиться всю ночь. Пьесы должны были иметь счастливый конец. Индийский театр имеет самостоятельное происхождение. В источниках с середины первого тысячелетия до н.э. уже упоминаются профессиональные труппы бродячих актеров.

Индийская литература – это, прежде всего, замечательные древнеиндийские эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна», которые отразили религиозно-мифологическое ощущение, которое составляло специфику образного мышления индийского народа в древности. «Махабхарата» посвящена кровавой борьбе за престол двоюродных братьев, потомков знаменитого царя Бхараты. От имени Бхараты образовалось современное название Индийской Республики на языке хинди, что значит страна потомков Бхараты. «Рамаяма» ведает о приключениях принца Рамы в поисках невесты Ситы, о его походе на полуостров Ланку – нынешний остров Цейлон, в те времена (II тыс. до н.э.) соединенный с материком узкой полосой суши. Обе поэмы были записаны на санскрите в первые века новой эпохи. Также всемирно известен памятник древнеиндийской литературы – поэма «Бхагавад-гита», что означает на санскрите «Божественная песня». Это часть «Махабхараты», но стоящая особняком. В ней изложены основы философии индуизма.  «Бхагавад-гита» относится к сокровищницам религиозно-философской традиции человечества.

Выдающееся  место в литературе Индии занимает творчество великого поэта и драматурга гуптской эпохи Калидасы, жившего в конце IV в. до н.э. Его поэмы, пьесы, лирика тесно связаны с фольклором и древнеиндийским театром.

Для литературы древней Индии характерен сказочно-басенный стиль и фольклорная традиция. Джатаки или «повести о предыдущих рождениях Будды» – гибрид басни, сказки, мифа, нравоучения, важнейший памятник литературы буддизма. Джатаки – это притчи, излагаемые Буддой, с целью нравственного наставления, художественно обработанная проповедь раннего буддизма, строившаяся на популярных в народе идеях и представлениях.

 

  1. Научное знание в системе индо-буддийской культуры.

 

Первые века новой эры в истории индо-буддийской культуры ознаменованы важными научными достижениями. Особое развитие получили математика, астрономия, медицина, химия. Развитию математики способствовали нужды экономики. Математические знания требовались и при строительстве религиозных сооружений, и для совершения культа.

Выдающимся  достижением древнеиндийских математиков было создание десятичной позиционной системы счисления, которой ныне пользуются во всем мире.  Появление примерно в 200 г. до н.э. нуля в одной из священных книг связано не только с развитием математики, но и с введением понятия «пустота». Это понятие было введено одним из крупнейших философов древности Нагарджуной, выступившим с концепцией «всеобщей относительности» или «пустоты».

В ту эпоху жил  выдающийся математик и астроном Арьябхата (V-VI в.), открытия которого предвосхитили многие научные достижения нового времени. Арьябхата знал значение π, равное 3,1416. Он предложил оригинальное решение линейного уравнения с двумя неизвестными, которое близко к современным методам решения. Арьябхата заложил основы современной алгебры. Последователь Арьябхараты – Брахмагупта (VI-VII в.) предложил решения целой серии уравнений. Индийские математики умели оперировать с дробными и отрицательными числами, извлекать квадратные и кубические корни, владели основами тригонометрии, использовали таблицы синусов. Именно из Индии математические знания через арабский мир шагнули в Европу.

Больших успехов  добились индийские астрономы. До нас  дошли некоторые из трактатов по астрономии – сиддханты, свидетельствующие о высоком уровне астрономических знаний у древних индийцев. В гуптскую эпоху уже знали о движении светил, о причинах затмений Солнца и Луны. Арьябхата высказал гениальную идею о вращении Земли вокруг совей оси. Брахмагупта за много столетий до Ньютона полагал, что падение предметов происходит по причине земного притяжения.

Для целей металлургии  нужны были знания законов химии. Древние индийцы славились мастерством плавления стали и изготовления сплавов, умением готовить стойкие красители, обрабатывать ткани и кожу, приготовлять различные лекарства. В ряде источников говориться о применении ртути в составе лекарств, ядов и противоядий. В V веке появляются научные трактаты по химии и алхимии. Некоторые из них приписывают выдающемуся буддийскому философу Нагарджуне.

Высокого развития достигла индийская медицина, в том числе анатомия. В медицинских сочинениях первых лет новой эры имеются подробные описания человеческого тела, излагаются методы вскрытия трупов, рассказывается о функциях различных органов. Организм человека представлялся как комбинация пяти элементов – эфира, огня, ветра, воды и земли. Все болезни, по мнению древних индийцев, возникали из-за изменения пропорций указанных элементов. В то время уже применяли хирургическое вмешательство с применением различных инструментов. Существовали такие отрасли медицины как педиатрия, невропатология, фармакология, отоларингология. Большое внимание уделялось распознаванию и лечению болезней. Особое внимание придавалось водным процедурам, применению трав, диете. Еще в глубокой древности зародилась в Индии наука о долголетии - аюрведа, на которой сегодня основана тибетская медицина. До наших времен дошли трактаты по медицине, принадлежащие перу Чараки (II в.) и Сушруты (IV-V в.), в текстах которых упоминается о таких сложных операциях как трепанация черепа, ампутация конечностей, удаление катаракты.

В древнейших городах Наланда, Таксила, Удджайн и др. в «золотой век» Индии – гуптскую эпоху – существовали крупные образовательные центры, прообразы европейских университетов, в которых обучались выходцы из Тибета, Китая, Кореи, Сиама.         

Вместе с  тем, отдавая должное достижениям научной мысли древней Индии, следует подчеркнуть, что присущая индо-буддийскому мировоззрению религиозно-философская «призма мышления» не способствовала систематическому и объективному изучению природных процессов и формированию естественно-научных закономерностей.

 

 

  1. Заключение.

 

Уже в самом  исторически сложившемся названии «индо-буддийская культура» видно  прямое указание на соединение двух великих религий Востока. В основе этой самобытной культуры лежит представление об Абсолютном духе, внешним выражением которого является земной мир. Для традиционного индуса не существует понятия «небытия», всё существующее вокруг находится в вечном круге жизни. На первом месте стоит достижение мудрости и святости, на втором – действие. Все члены общества обязаны выполнять присущие им и необходимые общественные функции. К величайшим ценностям индо-буддийской культуры относятся преемственность и следование традиции, отказ от насилия живому даже в мыслях, благоговение перед жизнью, преклонение перед природой. Для индо-буддийской культуры характерно слияние религии, философии и научного знания. Она проникнута религиозно-философским раздумьем о внутреннем мире человека, реальности и нереальности его существования, поисками истины и ее значения для праведной жизни и бессмертия.

«Индия — это земля  мечты» — написал Г. Гегель в своих  «Лекциях по философии истории». Цивилизация  Индии всегда представлялась как фантастически красочный карнавал, торжество звуков, красок, видов, вкусов, запахов и чувственных наслаждений. Ею создано обилие мифов и легенд, множество философских систем, различных стилей в архитектуре, музыке и танцах.

Значение индо-буддийской культуры для человечества велико. Она по праву занимает исключительное место в мировой культуре, оказала огромное влияние на западную культуру на протяжении всей истории её развития.

«От Персии до Китайского моря, – писал выдающийся французский востоковед Сильвен Леви, – от ледяных просторов Сибири до островов Ява и Борнео, от Океании до Сокотры, Индия распространила свои верования, свои предания и свою цивилизацию. За долгие века она оставила неизгладимый след в жизни четверти всего человечества. Она вправе требовать себе места во всеобщей истории,… и занять подобающее ей положение среди великих наций, воплощающих и символизирующих дух Человечества».


Информация о работе Индо-буддийский тип культуры