Индо-буддийский тип культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 11:16, контрольная работа

Описание работы

Индия – одна из колыбелей человеческой цивилизации. Эта страна, называемая «страной мудрецов», одна из самых экзотических и загадочных стран с интересной, самобытной культурой, в которой сложным образом соединились различные религиозные традиции, непростые общественные и этнические взаимоотношения, художественные практики.

Содержание работы

1. Социальные основы индо-буддийской традиции.
2. Система ценностей индо-буддийской культуры.
3. Художественная практика.
4. Научное знание в системе индо-буддийской культуры.
5. Заключение.

Файлы: 1 файл

контрольная работа по культурологии.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

В этот период широко распространился опыт аскетизма как духовной и мистической практики, он вдохновлялся поиском мудрости и глубоким желанием знания, которое веды уже не могли удовлетворить. Еще одной религией, сформировавшейся в этот период, был джайнизм. Создателем его считается кшатрий Вардхамана, живший в VI веке до н.э. Джайнизм возник на идеях, которые реформировали религиозно-философское содержание брахманистской традиции. Центральной идеей вероучения джайнизма, принявшего общую для индийских религий концепцию кармы и конечного освобождения – нирваны, является самосовершенствование души. В джайнизме не признается бог-творец, а душа и мир считаются вечными субстанциями. Совершенствуясь, душа может достичь всеведения, всесилия и вечного блаженства. Однако достичь нирваны по силу лишь аскету, а не мирянину. Душа растворена во всех телах мироздания и потому важно соблюдение принципа ахимсы - ненанесения зла живому. Кастовое деление в джайнской общине играло незначительную роль.

Среди религиозно-философских  учений Древней Индии был и  тантризм. Первоначально это учение связывалось с культом женских  божеств и магическими обрядами, связанными с плодородием. Любовь была провозглашена творческим принципом бытия. Мир, полагалось, существует как результат эротической деятельности, а прекращение этой деятельности приводит его в состояние пустоты. Важной особенностью тантризма являлась его обращенность ко всем людям, независимо от касты.

В VI веке до н.э. в Северной Индии зародился буддизм – новое религиозное течение. В своих истоках учение буддизма связано с брахманизмом. Буддизм наследовал идеи кармы, сансары, дхармы, идеал освобождения от оков материального мира, но давал им собственные интерпретации.

Основатель буддизма – легендарный принц Сиддхартха Гаутама, который отказался от власти, семьи, богатства и стал Буддой - "просветленным". Учение буддизма изложено в ряде канонических сборников, центральное место среди которых занимает "Трипитака", что означает "Три корзины (закона)".

Основу вероучения составляют "четыре великие (благородные) истины":

1. Знание страдания.  Рождение есть страдание, старение  есть страдание, болезнь есть  страдание; беспокойство, несчастье,  боль, разочарование и отчаяние есть страдание; невозможность получить желаемое тоже есть страдание.

2. Причина страдания.  Заключается в желании и невежестве. «Но в чём состоит благородная  истина о причине страдания?  Она – в желании, которое  является причиной перерождений, oна в жажде и привязанности, желании чувствовать, желании быть, желании разрушить себя».

3. Освобождение  от страдания. Страдание должно  быть полностью уничтожено –  это основная цель буддизма. Это  полное освобождение от перерождений (сансары) и погружение в нирвану.

4. Путь освобождения  от сансары. Следование Благородному  Восьмеричному Пути. Это должно  определять образ жизни.

Благородный Восьмеричный Путь заключается в следующем:

1. Правильное  знание, воззрение, принятие Четырёх  Благородных Истин. 

2. Правильное отношение, мышление - стремление к доброй воле, миролюбивости, отказ от чувственных желаний, ненависти и злобы.

3. Правильная  речь – ложь, болтовня и сплетни  – вне закона.

4. Правильные  действия. Определяют спектр морального  поведения. Не убийство, не воровство, супружеская верность.

5. Правильное  занятия – способ зарабатывания  себе на жизнь не должен  приноситъ вреда другим.

6. Правильное  усилие. Злобные порывы следует  подавлять, а добрые поощрять  для развития добрых слов и  поступков.

7. Правильное  сознание. Внимание, тщательное взвешивание мыслей, слов, поступков и эмоций, не поддаваться на позывы желаний.

8. Правильное  самообладание. Путь концентрации  служит для освобождения от  всего, что тянет назад.

Первая и  вторая части Восьмеричного Пути имеют отношение к самосозерцанию. Третья, четвёртая и пятая – к морали. Шестая, седьмая и восьмая – к духовной дисциплине. Эти правила не суровы, и не строги – это «срединный путь», без крайностей аскетизма или необузданности.

Религиозной целью буддизма является достижение запредельного внутреннего состояния – нирваны, которая высвобождает человека из бесконечного круга перерождений, освобождает от власти кармы. Нирвана – это высшее состояние духовной деятельности и энергии, которое свободно от низменных привязанностей. Возможность принять учение Будды и избрать путь к спасению имеют все люди независимо от сословия и касты.

В III веке до н.э. при царе Ашоки буддизм был принят в качестве официальной идеологии Индии. Ранний буддизм отличался этической направленностью, в более позднем преобладали философская и религиозная проблематика. В I веке н.э. буддизм распался на хинаяну ("малая колесница") - путь спасения для избранных, и махаяну ("большая колесница") - путь спасения для всех. В средние века буддизм стал одной из мировых религий, охватив Тибет, Китай, Японию, Бирму, Цейлон и другие страны, но в то же время «покинул» свою родину - Индию.

Культурная  значимость буддизма связана с тем, что он акцентировал внимание на внутреннем мире человека. Буддизм стал символом духовной культуры Древней Индии, поскольку он содержал в себе важнейшие принципы индийского мировоззрения: терпимость, непричинение зла живому, личная ответственность за собственные поступки, созерцательность, приоритет духовности. «Родник учения Будды был обращен к индийскому народу, но и не только к индийскому народу. Это был призыв ко всем людям вести праведную жизнь, призыв, не признававший ни классовых, ни кастовых, ни национальных барьеров» - писал Дж. Неру.

Результатом длительного исторического сосуществования буддизма и брахманизма стало их взаимное влияние. Брахманизм, вытеснив и поглотив буддизм на территории Индии, превратился в сложную религиозную систему, приняв форму, известную под наименованием индуизма. Индуизм унаследовал представления о кастовой иерархии общества, о посредничестве брахмана в общении людей с богами, учения о переселении душ, о карме и сансаре. Характерной чертой индуизма стало большое значение, которое приобрели два божества. Во-первых, это благосклонный хранитель, защитник Вишну и различные его воплощения (аватары), во-вторых, проницательный и мудрый, грозный и опасный, аскетичный трехглазый Шива. В дальнейшем индуизм оформился в два основных направления - вишнуизм и шиваизм. Считалось, что Вишну являлся в мир в различных воплощениях, в частности как Рама, Кришна, Будда.

В индуизме главной добродетелью считалось следование предписаниям своей касты. Например, обязанности брахмана регламентировали каждый поступок в его жизни: как просыпаться, отправлять естественные надобности, пить воду, чистить зубы и т.д. Неприкасаемым не разрешалось появляться в городе рано утром и после полудня, готовить пищу на огне.

Общий путь к  идеалу – добрые дела, влекущие за собой  другие добрые дела. Тремя важнейшими ценностями и целями жизни в индуизме провозглашаются: дхарма как праведность, добродетель; артха – материальная собственность, процветание; кама – удовольствие, любовь. Соответственно три составляющих человеческой жизни – чувства, забота о хлебе насущном и добродетель.

Большое значение во все времена в Индии придавалось  философскому знанию. Древнеиндийские  мыслители ставили тот же круг проблем, что и философы античного  мира, причем независимо друг от друга  они давали сходное их решение. Так в индийской философии присутствуют материалистические и идеалистические воззрения. Древнеиндийский материализм представлен учением локаяты. Эта школа исходила из отрицания кармы, считала, что вселенная вечна и материальна. Законы ее изменения регулируют все происходящее, познание возможно только на основе чувственного восприятия мира. Сверхъестественные явления отрицались, так как опыт не дает о них никаких свидетельств.

Более известна индийская философия, связанная с индуизмом, которая делится на  шесть даршан или систем. Это санкхья и йога, ньяя и вайшеика, миманса и веданта. Все перечисленные школы философии имеют глубокую и детальную проработку, достаточно сложны, содержат как религиозно-мистические, так и рационалистические доктрины. Они неразрывно связаны с религиозными воззрениями индо-буддийской традиции. Особую известность и даже популярность в современном мире получила система йоги, так как она дает конкретные правила психофизической тренировки в целях достижения «состояния освобождения» или, что более понятно для большинства людей – для достижения гармонии в физическом и духовном развитии.    

Обобщая вышеизложенное, можно  резюмировать следующее. В центре индуистского мировоззрения находится проблема долга — дхарма. Это этическое понятие, включающее кодекс морали, праведность и весь круг обязанностей и ответственности человека. Одно из значений индийского слова «дхарма» означает «держаться вместе». Для индийской культуры понятие долга (дхармы) имеет такое же значение, как права личности для западной. Жизнь — это обязанность и ответственность. И поскольку высшая цель жизни — в слиянии с Космосом, необходимо нравственное совершенствование, для достижения которого следует выполнять свой долг. Долг — средство для достижения высшего совершенства.

В то же время буддизм содержит глубинные мотивации развития человеческого духа, он представляет собой конкретную жизненную «программу», посильную каждому человеку. Верная «срединная дорога», истинный путь спасения нацелен на прекращение человеческих страданий через внутреннее самосовершенствование. 

 

  1. Художественная практика.

 

Учёные выделяют ряд особенностей индийской художественной культуры. Во-первых, её тесная связь с религией и философией. Индийскую культуру нельзя понять, не зная религиозно-философских предпосылок. «Индийское искусство столь тесно связано с индийской религией и философией, что его трудно узнать полностью, не имея представления об идеалах, которые владели умом индийца», – писал Джевахарлал Неру.

Во-вторых, индо-буддийская традиция не замыкается в границах какого-либо государства, она интернациональна. «Знать индийской искусство в одной лишь Индии, – написал британский археолог сэр Джон Маршалл, явивший миру развалины Мохенджо-даро, – значит знать его историю лишь наполовину. Чтобы понять его полностью, мы должны пойти за ним по следам буддизма в Среднюю Азию, Китай и Японию; мы должны проследить за тем, как по мере своего распространения на Тибет, Бирму и Сиам оно принимало новые формы и раскрывалось в новом великолепии; мы должны благоговейно взглянуть на неподражаемое величие его творений в Камбодже и на Яве. В каждой из этих стран индийское искусство встречается с иным национальным гением, с иной средой, и под их преобразующим влиянием облачается в иные одежды».     

Влияние буддизма на культуру Индии и других стран широко и многообразно. Распространение буддизма явилось катализатором  творческих сил Южной и Юго-Восточной Азии. Буддизм оказал влияние на восточную архитектуру, скульптуру, живопись, музыку, танец, театр. Создавались многочисленные буддийские храмы и монастыри, величественные пещерные и скальные комплексы. Под воздействием идей буддизма расцвело садовое искусство. Буддийские монахи разводили вокруг своих монастырей целые рощи, поэтому садовое искусство того времени тесно связано с храмами и монастырями. Из Индии буддийский храмовый сад перекочевал в Китай, Корею, Японию.

К наиболее характерным  буддийским архитектурным формам относятся: храмы, монастыри, ступы, столбы-стамбхи. Первые чайтьи (храмы) появляются во II - I вв. до н.э. Буддизм искал для храмов и монастырей уединенные места, даже «уходил» с архитектурой под землю в прямом смысле этого слова, создавая пещерные храмы в монолитной скале. Пещерное зодчество очень было распространено, насчитывается примерно 1200 буддийских пещерных храмов. Самые известные расположены в Индии: в Аджанте, Эллоре и Карли. Аджанта представляет собой древний монастырь из 29 пещер, рукотворно созданных в подковобразном утесе. В помещения-пещерах сохранились древние фрески и рельефы на буддийскую тематику, являющиеся одной из самых известных достопримечательностей Индии.

Ступа – это культовое сооружение полусферической формы, полое внутри, где хранятся священные буддийские реликвии – останки известных духовных учителей, Будды и бодхисатв. Насчитываются сотни тысяч ступ. Наиболее известные ступы Индии находятся в Санчи, Бхархуте, Амаравати. Они являются объектами паломничества. Соблюдая ритуал их посещения, паломники обходят ступу вокруг и оставляют в специальных сосудах жертвоприношения. По преданию 8 первоначальных ступ сооружены над мощами (пеплом) Будды, поделенных между восемью царями.

Стамбха – это монолитная колонна-столб, установленная в честь знаменательного события. Завершалась фигурками животных. Стамбха из Сарнатха, хранящаяся в Национальном музее Нью-Дели, представляет собой столб с венчающей его капителью в виде перевернутого лотоса и пьедестала, на котором восседают четыре льва. Он стоял на месте первой проповеди Будды. Лепестки лотоса символизируют основу жизни. Львы несут «чакру» – колесо мироздания. Сегодня «львиная» капитель – государственный герб Индии.

Индуизм также  оставил величественные архитектурные формы – это наземные храмы, здания с шарообразным или цилиндрическим поднятием и пирамидальными башнями. Их вырубали из монолитной скалы или создавали путем каменной кладки. Наиболее известен – храм Сурьи (бога Солнца) в г. Конараке, его называют еще «храм-колесница». Стены храма изобилуют скульптурой и резьбой, отличающихся богатством форм и виртуозностью проработки, тонкой отделкой. На цоколе, фризах террас, в орнаментальных поясах, тянущихся по всему фасаду, размещены рельефные изображения слонов, лошадей, верблюдов и прочих животных. Рядом с ними — эротические сцены. Многие рельефы посвящены страницам истории: воины в походе, ловля и приручение слонов, прибытие к радже посольства с редким подарком из Африки — жирафом. Величественные скульптурные изображения загадочно улыбающегося бога Сурьи украшают все четыре стороны храма. К лучшим произведениям монументальной пластики индийского классического искусства относятся скульптуры женщин-музыкантш, расположенные на террасах верхней части храма. Особое место принадлежит окружающим здание храма каменным скульптурам животных, имевшим символическое значение. Это прежде всего фигуры грозных боевых слонов, выполненные почти в натуральную величину с присущим индийским мастерам совершенством и реализмом.

Информация о работе Индо-буддийский тип культуры