Храмы Ульяновска ( Симбирска)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 21:03, реферат

Описание работы

Первые четырнадцать лет своего существования Симбирская Духовная Семинария не имела своего храма, и семинаристы ходили в ближайший Спасо - Вознесенский собор. В 1841 году во дворе на месте каретников была построена ученическая столовая. В 1853 году при епископе Феодотии эта столовая была перестроена и обращена в храм, который был освящен в 1854 году во имя святителя Петра Митрополита Московского. 19 августа 1864 года семинарская церковь, равно как и все здания семинарии, сильно пострадала от пожара. При восстановлении она была перестроена по новому плану, составленному Симбирским губернским архитектором А.А. Белоусовым. 8/21 ноября 1870 года храм был освящен во имя Трёх Святителей.

Содержание работы

Храм Трех Святителей………………………………………………………..-3-
Храм Во Имя Всех Святых……………………………………………………-6-
Симбирский Покровский мужской монастырь……………………………….-8-
Михайловский женский монастырь…………………………………………..-10-
Николаевский собор …………………………………………………………-12-
Троицкий собор………………………………………………………………...-14-
Спасо-Вознесенский собор……………………………………………………-16-

Файлы: 1 файл

Культурология.doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Факультет информационных систем и технологий

Кафедра «История и Культура»

 

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине «Культурология»

Храмы Ульяновска ( Симбирска)

 

 

Студент:

Гр. Лд-31                                                                                    Фалалеев Н.В.

Научный руководитель:

 Доцент, Д.  Культурологии                                                   Гуркин В.А.

 

 

 

 

 

 

Ульяновск 2012

 

Содержание

 

Храм Трех Святителей………………………………………………………..-3-

Храм  Во Имя Всех Святых……………………………………………………-6-

Симбирский Покровский мужской  монастырь……………………………….-8-

Михайловский женский монастырь…………………………………………..-10-

Николаевский  собор …………………………………………………………-12-

Троицкий  собор………………………………………………………………...-14-

Спасо-Вознесенский собор……………………………………………………-16-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Храм  Трех Святителей

Первые  четырнадцать лет своего существования  Симбирская Духовная Семинария не имела своего храма, и семинаристы ходили в ближайший Спасо - Вознесенский собор. В 1841 году во дворе на месте каретников была построена ученическая столовая. В 1853 году при епископе Феодотии эта столовая была перестроена и обращена в храм, который был освящен в 1854 году во имя святителя Петра Митрополита Московского.

19 августа  1864 года семинарская церковь,  равно как и все здания семинарии,  сильно пострадала от пожара. При восстановлении она была  перестроена по новому плану,  составленному Симбирским губернским архитектором А.А. Белоусовым. 8/21 ноября 1870 года храм был освящен во имя Трёх Святителей.

Благодаря своему внутреннему убранству и  прекрасному хору семинаристов Трехсвятский храм считался лучшим из числа домовых  в городе.

По  инициативе Преосвященного Феоктиста в 1879 году при домовой церкви семинарии было открыто Братство Трёх Святителей, созданное для оказания благотворительной помощи бедным семинаристам. Переменив деятельность, братство с 1884 года вело духовно-просветительную работу, оказывало помощь церковно-приходским школам в городах и селах Симбирской епархии. Главной целью Братства являлось духовное просвещение народных масс, выпуск и продажа книг духовного содержания. В 1896 году во всех уездных городах губернии были открыты уездные отделения братства, которое просуществовало до 1917 года.

Семинарская церковь была закрыта в 1918 году, 20 ноября того же года церковное имущество (в том числе частички мощей, найденные  в дубовом кресте) было передано по описи Вознесенскому собору.

Долгие годы здание семинарского храма было в запустении. С 1960 и по 1996 годы там располагалась скульптурная мастерская художественного фонда. Лишь в 1996 году здание храма было передано Русской Православной Церкви, и в том же году, из-за сильной ветхости стен оно было демонтировано. От прежней семинарской церкви осталась только колокольня, построенная в 1893 году.

Настоятелем был назначен протоиерей Николай  Косых. В 1996 году 21 ноября перед алтарем  бывшей домовой церкви семинарии  состоялась закладка небольшой деревянной церкви во имя Архистратига Михаила, уже 23 февраля 1997 года в храме состоялась первая Литургия. Начиная с 1998 года, на месте демонтированного начались строительные работы по возведению нового и более величественного храма. Новый проект был составлен главным архитектором города В.И. Некрасовым. В конце мая 2001 года архиепископ Прокл освятил место под строительство храма и заложил первый камень (черный камень с частичками мощей), а осенью 2004 года над городом засияли купола храма.

С этой церковью так же связаны имена художников П.И. Пузыревского и С.Н. Огонь-Догановского, А.А. Пластова и Д.И. Архангельского, а также Великого архидиакона Константина Розова, провозгласившего многолетие при избрании Святейшего Патриарха Тихона в Храме Христа Спасителя в 1917 году. На Пасху 2005 года в Михайло – Архангельский храм из Москвы был привезен Благодатный огонь, сходящий каждый год в Великую Субботу на Гробе Господнем в Иерусалиме. Тогда Благодатный огонь впервые прибыл на симбирскую землю, и с того времени каждый год на Пасху его привозят в Михайло – Архангельский храм, откуда он расходится по всем храмам епархии.

2 апреля 2010 года, в Великую Пятницу, храм  в честь Трех Святителей обрел  свой голос – настоятель храма  протоиерей Николай Косых освятил  колокола. На колокольне была установлена система электронного управления колоколами, звонить в которые можно как вручную, так и с помощью пульта управления. Это первая и пока единственная подобная установка в Симбирской епархии. Тем не менее, в настоящее время отделка храма еще не завершена. Для завершения строительства требуются огромные средства, однако постоянной помощи в строительстве приход никогда не получал. Новый храм строится исключительно на средства прихожан Михайло-Архангельского храма.

 Сейчас  некоторые из прихожан своими посильными трудами с Божией помощью стараются приблизить завершение отделочных работ. За последнее время в храмовом комплексе храма в честь Трех Святителей и Михайло-Архангельского храма построен административный корпус, обустроены помещения для будущих катехизаторских курсов, ведутся работы по внутренней отделке самого храма. В данный момент, по-прежнему, сохраняется острая необходимость в поддержке строительства с тем, чтобы как можно скорее получить возможность молиться и возносить благодарение Богу уже в новом храме в центре нашего города.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Храм Во Имя Всех Святых

Внутреннее  убранство храма. На пологом спуске к реке Свияге - одной из трех рек  города, среди зелени деревьев, возвышается  небольшой деревянный храм, освященный во имя Всех Святых (престольный праздник в Неделю первую по Пятидесятнице).

Это один из нововозведенных православных храмов Ульяновска. Его строительство было начато в день Рождества Иоанна Крестителя - 7 июля 1995 года, а освящение состоялось в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы - 7 апреля 1996 года. Ровно за девять месяцев был возведен этот Дом Божий, ставший одним из наиболее посещаемых храмов Ульяновска. Всесвятский храм - первый в комплексе Спасо-Вознесенского кафедрального собора. Строительная площадка самого собора находится рядом с ним - в пятидесяти метрах.

Храм  возведен исключительно на пожертвования  жителей города и области, на благотворительные  отчисления многих предприятий и  организаций. Интересен тот факт, что на строительство этого первого в послереволюционные годы храма в Ульяновске, на родине Ленина, который как ни один из других городов России пострадал в эпоху российского безбожия, были и пожертвования из-за рубежа. В частности, помощь была оказана и из Ватикана. Возможно, это первый в истории Православия случай после разделения Церквей, когда католическая Церковь участвовала в строительстве православного храма. Безусловно, такая помощь не была, да и не могла быть, обусловлена никакими обязательствами.

Архитектурное решение храма нашло свои корни в северном российском храмовом зодчестве. Церковь в плане крестообразная, с высокой крестово-купольной кровлей увенчанной маковкой с восьмиконечным крестом. Такая архитектура интересна в сравнении с традиционными в Среднем Поволжье классическими базиличными храмами. Авторы проекта - супруги Лия и Александр Варюхины. За участие в разработке проектов реставрации многочисленных храмов в Поволжье, а также за проекты новопостроенных церквей и часовен, Лия Варюхина удостоена ордена св. равноапостольной княгини Ольги, а Александр награжден медалью св. блгв. кн. Даниила Московского.

В строительстве  храма активное участие принимали  казаки Симбирского казачьего округа. После освящения Всесвятский  храм стал духовным центром местного казачества. В нашей церкви хранится знамя казачьего округа. За участие в строительстве храма казаки Святейшим Патриархом были награждены Патриаршей Грамотой. Сегодня в приходе действует детская воскресная трехлетняя школа, а также малыши обучаются пению в детском хоре. Для взрослых проводятся "четверговые беседы".

Духовенство храма посещает находящийся невдалеке  следственный изолятор, где оказывают  духовную помощь преступившим закон  согражданам. Во Всесвятском храме богослужения совершаются ежедневно. В воскресные и праздничные дни служатся две Божественные Литургии. В храме поет один из лучших хоров епархии.

Среди постоянных прихожан храма очень  много молодежи, которой уделяется  особое внимание. В штате храма - четыре священника и два диакона.2

 

 

 

 

Симбирский  Покровский мужской монастырь (Не сохранился)

История Симбирского Покровского мужского монастыря начинается через пятьдесят  лет после основания самого города. В 1697году подьячий симбирской Приказной  избы Петр Иванович Муромцев на приобретенном  им участке земли близ реки Свияги на окраине города начал на свои средства строительство деревянной Благовещенской церкви и мужского монастыря при ней.

В начале 18-го века уже существовал и сам  монастырь как общежитие монашествующих, и Благовещенский храм. По церковным  правилам монастырь назывался по наименованию того праздника или святого, в честь которого освящен престол этого храма. Вероятно, ранее главного придела в честь Благовещения Пресвятой Богородицы был освящен боковой престол в честь Покрова Божией Матери, а поэтому и сам монастырь стал именоваться Покровским. В 1720-х годах на средства и попечением того же П.И. Муромцева взамен деревянной церкви был возведен новый каменный четырехпрестольный Благовещенский собор. Однако сам монастырь продолжал именоваться Покровским.

Говоря о Благовещенском соборе следует упомянуть о том, что он являлся одним из самых древних каменных храмов Симбирска. Отлична от других храмов была и его архитектура: он был выстроен как "церковь под колоколы", т.е. колокольня располагалась не отдельно от храма и не была пристроена с западной стороны к самому зданию церкви, а возвышалась непосредственно над основным объемом здания - над так называемой трапезной частью. Таким образом пятиярусная колокольня, состоящая из постепенно уменьшающихся и поставленных друг на друга восьмериков, занимала место столь привычного по типовой храмовой архитектуре центрального купола.

В 1724 году был издан  Высочайший Указ о закрытии находившегося "под горой"(т.е. на спуске к  Волге) Успенского мужского монастыря. Братия Успенского монастыря перешла в Покровскую обитель и, таким образом, два городских монастыря были объединены. Покровский монастырь стал достаточно крупной для Симбирска того времени обителью.

В монастыре появлялись все новые и новые постройки. К 1832 году, когда Симбирский третьеклассный мужской монастырь был преобразован в Архиерейский дом, т.е. стал резиденцией правящего в новоучрежденной Симбирской епархии архиерея, комплекс обители был уже полностью сформирован. Здесь, кроме Благовещенского храма, находились деревянная Митрофаниевская церковь, братские (т.е. для проживания братии) корпуса, настоятельский корпус, каменное здание Духовного Правления, многочисленные хозяйственные постройки, с северной стороны (ныне со стороны ул. Свияжской) был разбит сад, а сам монастырь был обнесен каменной оградой.

Территория  монастыря была достаточно большой - она занимала практически весь ныне существующий сквер им. И.Н. Ульянова (за исключением небольшой части  со стороны ул.12-го Сентября) и простиралась вниз к р. Свияге. Из комплекса монастырских построек до настоящего времени практически ничего не сохранилось за исключением здания полукаменного братского корпуса (сейчас в нем расположены службы Ульяновскторгмонтажа), каменного певческого флигеля (в нем ныне Гортоп) и небольшой части монастырской стены со стороны ул. Сиротской (ныне Ульяновской).3

 

 

Михайловский женский монастырь

  Монастырь основан в 1994 году. 19 сентября 1994 года состоялось освящение престольного храма во имя Архангела Михаила. В октябре 1994 года Священный Синод Русской православной церкви утвердил открытие при храме женского монастыря. Храм появился в селе Комаровка, Симбирской губернии незадолго до революции. Более точных сведений, к сожалению, не сохранилось. Но зато сохранилась легенда о строителе храма:

Был этот человек богатым купцом, и владел имением в селе Комаровка. Липовая аллея, ведущая к его усадьбе, и сейчас просматривается сквозь выросший орешник. Человек этот имел красавицу жену и к тому же весьма благочестивую. Красота, что роза: много желающих ее сорвать. К сожалению и друзья супруга оказались людьми не порядочными и пытались ухаживать за чужой супругой. Они забыли или не хотели признавать 10-ю заповедь "Не желай жены ближняго твоего...". За первым грехом последовал другой, 9-я заповедь гласит: "Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего". Нашелся не побоявшийся греха оговорить честную женщину в отместку за равнодушие. И супруг в страшном припадке ревности убил свою жену. На суде выяснилась гнусная клевета и отчаянью вдовца не было предела и тогда он дал обет построить храм в честь Архангела Михаила, который является не только воином, но и отмстителем за всякую несправедливость. Не случайно, построенный в честь женщины - праведницы, он не только уцелел до наших дней, но и собрал вокруг себя именно женщин. Небольшой, но очень изящный, устремленный в небо, как корабль в пустыни, храм, вместе с большинством других, был закрыт в 1918 году.

В 1991 году, объезжая пределы епархии, епископ  Симбирский и Мелекесский Прокл  обратил внимание на стоявший в стороне  от домов села Комаровка полуразрушенный храм. Живописное местоположение напомнило ему монастырь в Пюхтицах, и сказал: "Здесь будет основан женский Михайловский монастырь". Эти слова Владыки были подтверждены самим Архангелом Михаилом, явившемуся ему в легком сне. Через несколько лет, когда состоялось открытие монастыря, появилась и монастырская икона, которую видел Владыко Прокл во сне, покров Архангела Михаила над будущим монастырем.

Информация о работе Храмы Ульяновска ( Симбирска)