Хозяйственно-культурный тип

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 23:48, реферат

Описание работы

Обе составные части второго хозяйственно-культурного типа - ручное земледелие и скотоводство - и по сей день достаточно широко распространены на Земле. Всюду, где мы встречаемся с ранними формами государственности, классового общества, их экономическим основанием являются либо ручное земледелие, либо скотоводство. Весь Новый Свет до появления европейцев так и не знал пашенного земледелия, но он самостоятельно на базе своих культур - кукурузы, картофеля, маниоки, путем одомашнивания специфических южноамериканских животных - ламы и альпаки - пришел к ручному земледелию и животноводству. Они явились базой развития выдающихся цивилизаций доколумбовой Америки – майя, ацтеки, инки.

Файлы: 1 файл

культ антропология.docx

— 26.10 Кб (Скачать файл)

Хозяйственно-культурный тип — комплекс особенностей хозяйства и культуры, который складывается исторически у различных народов, находящихся на близких уровнях социально-экономического развития и обитающих в сходных естественно-географических условиях.

М. Г. Левин и Н. Н. Чебоксаров классифицировали способы производства на три последовательных хозяйственно-культурных типа:

  • Охота, собирательство и рыболовство
  • Ручное земледелие (в том числе и мотыжное, без участия тягловой силы) и скотоводство
  • Пашенное земледелие

 

Я бы хотела рассказать о 2 хозяйственно-культурном типе мотыжного земледелия  и  оседлого скотоводства.

Обе составные части второго  хозяйственно-культурного типа - ручное земледелие и скотоводство - и по сей день достаточно широко распространены на Земле. Всюду, где мы встречаемся с ранними формами государственности, классового общества, их экономическим основанием являются либо ручное земледелие, либо скотоводство. Весь Новый Свет до появления европейцев так и не знал пашенного земледелия, но он самостоятельно на базе своих культур - кукурузы, картофеля, маниоки, путем одомашнивания специфических южноамериканских животных - ламы и альпаки - пришел к ручному земледелию и животноводству. Они явились базой развития выдающихся цивилизаций доколумбовой Америки – майя, ацтеки, инки.

Ручное земледелие возникло намного  раньше, чем животноводство.

Основными сельскохозяйственными  культурами, которые выращивали ручные земледельцы, были для тропического и субтропического пояса корнеплодные и клубнеплодные - ямс, батат, картофель, маниока, а также суходольный рис, банан, сахарный тростник, хлебное дерево, для жаркого пояса - заливной рис, для районов степей и полупустынь - пшеница, просо, кукуруза. В Европе выращивали ячмень, рожь, овес, технические культуры - коноплю, лен, в Америке - кукурузу, картофель, из технических - хлопок. Для всех ручных земледельцев характерен оседлый образ жизни, который может быть, однако, нарушен в тех местах, где продолжает культивироваться подсечно-огневой способ обработки земли, ведущий к быстрому истощению почвы и необходимости через несколько лет искать новые участки. Практически все народы, вступив на путь земледельческого хозяйства, знали керамику, употребляли сажальный кол - модернизированную палку или мотыгу, изготовляли ткани из растительных волокон технических культур или особых пород дерева.

Следует также иметь в виду, что  животноводство развивалось внутри уже возникшего земледелия и многие локальные варианты второго хозяйственно-культурного  типа являлись сочетанием ручного земледелия как преобладающего вида занятий  со скотоводством как подсобным, и наоборот. 
Среди ручных земледельцев выделяются несколько локальных вариантов. Ручные земледельцы тропиков и субтропиков, изобретатели тропического земледелия, основанного на выращивании корнеплодовых, сахарного тростника, бананов, хлебного дерева, представлены большим числом народов Южной, Юго-Восточной Азии, Океании, Америки и Африки. Ручными земледельцами являются индейцы бассейнов Амазонки и Ориноко в Америке, пигмеи, банту и другие народы тропической Африки, папуасы и меланезийцы Океании, некоторые этнические группы южной Индии, Индонезии и Филиппин. Для них характерно применение как подсечно-огневого метода (используются ножи и топоры для корчевания деревьев, кустарников и последующего рыхления почвы), так и постоянной обработки земли с помощью сажального кола, мотыги или буйволов (животных прогоняют по влажному полю для рыхления почвы), в группы помимо собаки есть домашние свиньи и птицы. Жилище - каркасно-столбовое, часто свайное, прямоугольное, реже круглое. Керамику они выделывают вручную без гончарного круга, одежда только поясная - набедреная повязка или передник. В хозяйстве широко используется бамбук. 

Ручные  земледельцы жаркого пояса представлены двумя подгруппами - океанической, к которой относятся микронезийцы и полинезийцы, и предгорной, распространенной у народов в возвышенных субтропических районах Азии. 
Океанические ручные земледельцы применяют палку-копалку (в Новой Зеландии со специальной ступенькой),- выращивают, хлебное дерево, кокосовую пальму, на некоторых островах - суходольный рис, очень тесно связаны с мореходством; из-за отсутствия глины не имеют керамики и используют как утварь колена бамбука, тыквы-колебасы, на изготовление одежды идут перья птиц. Для предгорной группы основными сельскохозяйственными культурами являются заливной рис и таро, обработка поля ведется либо мотыгой, либо палкой-копалкой. Значительное место продолжает занимать в хозяйстве охота, иногда она продолжает носить ритуальный характер. Бамбук - самый распространенный материал при изготовлении жилищ, орудий труда и лова, деталей одежды - защитных плащей и шляп. Жилища, как правило, свайные. 

В той же географической зоне, но отличающейся в связи с подъемом местности  более холодным климатом, выделяется вариант ручных земледельцев высокогорной зоны жарко-умеренного пояса. Среди них наиболее яркими представителями являются группы тибетцев - земледельцев долины Цангпо, близкие им дулун и ну, а также народы группы ицзу на юге Восточной Азии и прежде всего собственно ицзу Ляншаня. Для этих народов характерно выращивание холодоустойчивых сельскохозяйственных культур - ячменя, овса, гречихи, кукурузы, а также таро, ямса, технических - конопли, сурепки. Существенно также значение животноводства - разведение овец, коз, яков, сарлыков, буйволов и лошадей. Несмотря на появление в этих районах в последние десятилетия плуга, обработка земли ведется преимущественно мотыгой, а имеющийся скот выращивается на мясо, шерсть и кожу. 
Холодный климат высокогорий, наличие хвойных лесов предопределили тип постройки жилища на высоком фундаменте, чаще всего двухэтажного (где низ используется для загона скота, а верх - для жилья), сложенного преимущественно из камня с использованием деревянных столбов для поддержания всей конструкции, крыши и для перекрытий. Очаг устроен в жилой части дома. Одежда из шерсти, кож и шкур диких зверей и домашних животных. В рационе наряду с растительной пищей есть и мясо-молочная.

Самым распространенным являлся тип мотыжных земледельцев степей и сухих предгорий умеренного пояса Старого и Нового Света. В Новом Свете он был представлен хозяйством доколумбовых ацтеков, майя, современных пуэбло, которое основывалось на кукурузе. В Старом Свете он некогда охватывал обширные районы Северной Африки, Передней Азии и Средней Азии, Северо-Западной Индии и Китая, где были очаги пшеничного и просяного (Китай) земледелия и где довольно рано на смену ручному земледелию пришло пашенное. 

С мотыжными земледельцами степей и сухих предгорий были неразрывно связаны ручные земледельцы лесной зоны умеренного пояса Старого и Нового Света. В Америке к ним относились индейцы ирокезских, атапаских и алгонкинских этнических групп, заимствовавшие земледелие у южных юто-ацтекских племен, в Евразии - древние славянские, финно-угорские и тунгусо-маньчжурские народы, которые выращивали ячмень, овес, рожь, просо, технические - лен, коноплю. Этот вариант длительное время сосуществовал с различными охотничье-рыболовными вариантами первого типа и отличался большим заимствованием культурных достижений древнейших охотников и рыболовов лесной зоны. Для обоих последних вариантов ручных земледельцев характерно использование в одежде тканей из растительных волокон, а в сооружении жилищ - глины, камыша, дерева.

 

 
Животноводство развивалось либо в связи с ручным земледелием, либо при сохранении видов хозяйства  первого типа (например, северные норвежцы и шотландцы, а еще больше фарерцы и исландцы преимущественно заняты овцеводством в сочетании с рыболовством и охотой на морского зверя). Обособление животноводства от земледелия и превращение его в основную отрасль хозяйства стало возможным при одомашнивании не только крупного рогатого скота, но и лошади, верблюда и оленя. Такое событие, положившее начало первому крупному разделению труда, могло произойти лишь в тех зонах, где первоначально обитали дикие предки этих животных и где были условия для содержания значительного по поголовью стада. 
Пастбища являлись главным условием содержания скота, и скотоводческие народы расселялись в зоне степей и полупустынь Евразии, а также в полупустынных и пустынных районах Африки и тундре Старого Света. Содержание скота на подножном корму приводило к постепенному выбиванию пастбищ и к необходимости передвижения на новые места. Кочевой образ жизни отличал все скотоводческие народы. Их быт, материальная культура были приспособлены к постоянным передвижениям по открытым пространствам. 
Продукты скотоводства полностью утилизируются в хозяйстве кочевников, основу питания которых составляла мясомолочная пища. Шкура и кожа животных, а также шерсть шли на изготовление одежды, упряжи, переносных жилищ, утвари. В районах Центральной Азии человек приручил лошадь, и под влиянием коневодства тюрко-монголов тунгусо-маньчжурские народы одомашнили оленя, который в таежной зоне был преимущественно транспортным животным, облегчившим условия быта охотника и рыболова. 
Как справедливо пишут Н. Н. и И. А. Чебоксаровы, «можно говорить о существовании нескольких локальных вариантов типа кочевников-скотоводов степей и полупустынь - центрально-азиатском, среднеазиатском, аравийско-африканском, южноафриканском и т. д. Для центрально- и среднеазиатских кочевников, например, характерно преобладание в поголовье домашних животных лошадей и овец, а также распространение войлочных юрт в качестве основных жилищ. В Передней Азии, Аравии и Северной Африке большую хозяйственную роль играют верблюды и козы, человеку жилищами служат преимущественно шатры и палатки. На юге Африки лошадей и верблюдов нет, стада состоят почти исключительно из крупного рогатого скота; жилища представляют собой круглые легкие хижины, располагаемые на стойбищах по кругу с загоном для скота в центре. 
Вариант южноафриканских скотоводов-полукочевников засушливых степей и полупустынь представлен у аборигенов африканского юга готтентотов и некоторых групп банту. К афри-канско-аравийским скотоводам-кочевникам полупустынных и пустынных районов относятся многие арабские племена, в том числе знаменитые кочевники Аравии - бедуины, а также скотоводы-кочевники передне- и среднеазиатских степей и полупустынь, в основном в эту группу входят тюркоязычные народы (казахи, узбеки, киргизы и др.), а также индоиранские (белуджи, пуштуны и др.). К центральноазиатским скотоводам-кочевникам степей и полупустынь относят тюркоязычных уйгуров, алтайцев, тувинцев и других, а также монголоязычных монголов, калмыков, бурят и т. д. 
Сколь бы значительна ни была роль скотоводства в жизни пастушеских племен вышеуказанных географических зон, следует всегда иметь в виду, что часть скотоводов, как показали археологические раскопки последних лет, внутри скотоводческих общностей занималась земледелием. Иными словами, скотоводы нуждались в продуктах земледелия и получали их либо путем обмена, либо путем захвата, либо развитием самостоятельной земледельческой отрасли, хотя и в ограниченном масштабе. 
Сочетание внутри одного этноса ручного земледелия и кочевого скотоводства наиболее ярко выражено у тибетцев, у которых, помимо ручных земледельцев, в долинах Цангпо есть скотоводы-кочевники высокогорий. Тибетцы-скотоводы разводят яков, сарлыков и меняют свою продукцию на земледельческую. Ячья и сарлычья шерсть идет на изготовление одежды, переносной шатрового типа палатки, кошм. Для шитья обуви и деталей костюма употребляют кожу; помет животных служит топливом. Распространена меховая шуба.

Оленеводы тундры Старого Света - самый  поздний по времени образования  вариант скотоводов-кочевников, который  распространен у сухопутных чукчей и коряков, ненцев, иганасан и других народов севера Сибири. Оленеводство дает все необходимое для существования и проживания человека в районах Приполярья и Заполярья (из оленьих шкур шьют одежду, мясо оленя - основа питания; оленей используют как средство передвижения).


Информация о работе Хозяйственно-культурный тип