Готический стиль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 09:54, реферат

Описание работы

Романская архитектура сложилась в результате совмещения исконных местных и византийских форм. Она являлась самым ранним этаном развития западноевропейской архитектуры (VI-XII вв.). Готика - венец средневековья, это яркие краски, позолота, сияние витражей, экспрессия, взлетающие в небо колючие иглы шпилей, симфония света, камня и стекла. Готический стиль характеризует заключительную стадию развития средневекового искусства Западной Европы. Христианская культура Запада вступила в период интенсивного развития позднее, чем восточная культура Византии; ее формирование было затруднено столкновением разных этнических и религиозных традиций, разнообразием ландшафта и сложностью природных условий, миграцией народов.

Файлы: 1 файл

gotika.docx

— 39.03 Кб (Скачать файл)

Эти особенности готической архитектуры позволяли создать  иллюзию оторванности от земли огромных, высоких соборов. Контраст размера  здания и впечатление парения  над землей создавали и создают по сей день невероятный эстетический эффект.

 

Готические соборы не только высоки, но и также очень протяженны и с каждой точки собор смотрится  по - новому. В отличие от романской  церкви с ее четкими, легко обозримыми формами, готический собор необозрим, часто ассиметричен и даже неоднороден  в своих частях: каждый из его  фасадов со своим порталом индивидуален. Введение

В развитии европейской архитектуры  раннего средневековья можно  выделить два периода, два стиля: романский (XI-XII вв.) и готический (XIII-XV вв.). Вторая из этих двух стадий – готическая – возникла путем эволюции романской  архитектуры и означала переход  ее на новую, более высокую стадию развития. И романское, и готическое зодчество развивались в одних  и тех же в основном социально-исторических условиях.

Романская архитектура сложилась  в результате совмещения исконных местных  и византийских форм. Она являлась самым ранним этаном развития западноевропейской архитектуры (VI-XII вв.). Готика - венец  средневековья, это яркие краски, позолота, сияние витражей, экспрессия, взлетающие в небо колючие иглы шпилей, симфония света, камня и стекла. Готический стиль характеризует заключительную стадию развития средневекового искусства  Западной Европы. Христианская культура Запада вступила в период интенсивного развития позднее, чем восточная  культура Византии; ее формирование было затруднено столкновением разных этнических и религиозных традиций, разнообразием  ландшафта и сложностью природных  условий, миграцией народов. Но затем  те же факторы стали причиной эффективного обмена идей, откровений и художественных открытий. Искусство Византии, напротив, стесненное догмами и канонами, оказывалось архаичным, и его значение отступало перед достижениями Запада.

Для данной работы была выбрана  именно эта тема, потому что период становления готического стиля  характеризуется не только созданием  выдающихся художественных произведений, но и отражает переломные моменты  в в социальной, религиозной и политической жизни того времени. В готическое искусстве, сменившем романский стиль, отразились все важнейшие переходные моменты средневековья: формирование наций и национальных государств, усиление городов и торгово-ремесленных кругов, развитие светских черт в городской и рыцарской культуре.

Религиозное сознание учитывает  эти изменения в своих идеологических построениях. Несмотря на то, что готическое искусство остается религиозным  по тематике, аскетические идеалы уже  не играют такой серьезной роли, как прежде. Происходит смягчение  идеалов. Для готики характерен культ  Богоматери. В определенной степени  это связано с культом прекрасной дамы. Ведущим архитектурным типом  в готике стал собор, возвышавшийся  над городской застройкой и способный  подчас вместить все взрослое население  города. В соборе и вокруг него сосредоточивалась  общественная жизнь горожан.

 

В качестве объекта исследования можно выделить готический стиль  в архитектуре. Предметом работы являются предпосылки формирования готического архитектурного стиля, его особенности и региональные отличия.

Хронологические рамки данной работы охватывают период с конца 12 до начала 15 веков. Именно в этот период происходило формирование и расцвет  готического стиля в средневековой кльтуре.

В качестве литературы в  основном были использованы статьи из сети Интернет, учебники по культурологи и истории мировой художественной культуры.

Основная цель работы заключается  в том, чтобы рассмотреть этапы  формирования

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

- изучить предпосылки  формирования готического стиля;

- рассмотреть особенности  готической архитектуры;

- проанализировать региональные  особенности готики в ряде  стран Западной Европы.

Для реализации этих задач, потребовалось обратиться к некоторым  источникам.

Среди них нужно особо  отметить материал взятый из справочной литературы, а так же отдельные монографии, посвященные архитектурным стилям.

Глава 3 Региональные особенности готического стиля

Из Иль-де-Франс готический архитектурный стиль распространился  в Западную, Среднюю и Южную  Европу — в Германию, Англию и  т. д. В Италии он господствовал недолго  и, как «варварский стиль», быстро уступил место Ренессансу, а поскольку  он пришёл сюда из Германии, то до сих  пор называется «stile tedesco» — немецкий стиль. В каждой стране готический стиль приобретал национальную окраску. И хотя основные архитектурные особенности были сохранены, каждый регион привнес в готический стиль свои социо – культурные и природные изменения. Переход от романского стиля к готическому проходил в каждом регионе по разному, вырабатывая свои собственные черты и композицию. Отдельные народы вносили в формообразующий процесс свои коррективы применительно к собственным представлениям о монументальном в архитектуре. В каждой стране готический стиль принимал особые черты, но несмотря на это, он явился вторым общеевропейским художественным стилем средневековья

 

3.1 Готический  стиль во Франции

Более трех столетий продержалась готика во Франции: последняя треть XII и первая четверть XIII века — ранняя готика; с 20-х гг. до конца XIII века — зрелая, или высокая, готика; XIV—XV века — поздняя готика, иногда называемая «лучистой», а затем «пламенеющая», чья бурно разросшаяся декоративность обретает уже самостоятельное значение16.

Франция является родиной  готического стиля в архитектуре, поэтому здесь присутствуют архитектурные  сооружения всех периодов. Каменные готические соборы получили во Франции свою классическую форму. Как правило, это 3-5 - нефные базилики с поперечным нефом (Шартрский собор). На фасадах соборов варьируются стрельчатые арки и богатые архитектурно-пластические декорации, детали — узорные вимперги, фиалы, краббы и т. д. Статуи на консолях перед колонками порталов и в их верхней арочной галерее, рельефы на цоколях и в тимпанах порталов, а также на капителях колонн образуют цельную символическую сюжетную систему, в которую входят персонажи и эпизоды Священного писания, аллегорические образы.

Готический стиль во Франции  проявился и в светских постройках. На главной площади городов строились  ратуши с обильным декором, нередко  с башней (ратуша в Сен-Кантене, 1351—1509), возводились королевские и дворянские замки (Амбуаз (1492-1498), Гайон (1501—10)), дома богатых горожан17.

В Готике Франции органически  переплелись лиризм и трагические  аффекты, возвышенная духовность и  социальная сатира, фантастический гротеск  и фольклорность. В эту в эпоху расцвела книжная миниатюра и появилась алтарная живопись; достигло высокого подъёма декоративное, искусство, связанное с высоким уровнем развития цехового ремесла.

В 15 в. готический стиль переживает во Франции свой поздний этап, получивший название «пламенеющей готики»: своды  становятся очень сложными, в кружеве  каменных форм возникает мотив, напоминающий язычок пламени, этот рисунок переходит  с оконных проемов на порталы  и даже панели стен (церковь Сен  Маклу в Руане). По-видимому, работавшие там мастера оказались под влиянием характерного для Англии декоративного направления. В пользу этого говорит тот факт, что произведения в стиле пламенеющей готики чаще встречаются в Нормандии, которая в эпоху Столетней войны входила в состав английского королевства. В поздней Готике, во Франции, получили распространение скульптурные алтари в интерьерах, объединяющие деревянную раскрашенную и позолоченную скульптуру, и темперную живопись на деревянных досках. Сложился новый эмоциональный строй образов, отличающийся драматической (нередко экзальтированной) экспрессией, особенно в сценах страданий Христа и святых. Появились росписи на светские сюжеты (в папском дворце в Авиньоне, 14—15 вв.)18. Части храмов украшались рельефами, статуями, растительным орнаментом, изображениями фантастических животных; характерно обилие в декоре светских мотивов (сцены труда ремесленников и крестьян, гротескные и сатирические изображения). Разнообразна и тематика витражей, в гамме которых преобладали красные, синие и жёлтые тона.

Среди соборных сооружений во Франции классическими примерами  готического стиля являются Собор Нотр-Дам де Пари, который является великолепным образцом раннего готического стиля, Собор в Реймсе и Амьенский Собор (зрелая готика)19.

3.2 Готический  стиль в Англии

Англия была первой страной, перенявшей от Франции вслед за романским готический стиль, который она переработала на свой лад. Условия, определившие историческое развитие английского государства, определили и характер английской готики. Как и страны материковой Европы, Англия переживала в то время экономический подъем. Однако в отличие от этих стран развитие промышленности и торговли Англии определялось в первую очередь не городом, а деревней, где производилось и перерабатывалось сырье, предназначенное на вывоз. Не бюргерство. а дворянство играло в английской экономике главную роль, и, значит, городские интересы не имели в стране решающего значения. Вот почему храмовое строительство оставалось там преимущественно монастырским, как и в романское время. Собор воздвигался не в центре города как символ его богатства и славы, а за городом, где помещался монастырь20. Во Франции или в Германии собор царил над теснившимися у его подножия низкими жилищами горожан, а в Англии собор гармонически вписывался в пейзаж, служивший ему живописным обрамлением, и потому был ниже и протяженнее. Но английские зодчие выразили стремление в верх по своему. Воздвигая соборы все более вытянутыми в длину, они снабжали их стрельчатыми дугами, многократно повторяющимися в окнах, и таким же изобилием настенных вертикальных переплетов, с добавлением третьей башни, уже не фасадной, а расположенной над средокрестьем (примером такого стиля может служить Собор в Солсбери – классический памятник английской готики21). Растянутость храмового здания, узаконенное его место среди ровного живописного пейзажа с упором на вертикальность не архитектурного целого, а архитектурно-декоративных деталей фасада и интерьера — таковы отличительные черты английского готического зодчества.

В развитии английской готики можно условно выделить три периода. На последние десятилетия 13 в. и самое  начало 14 в. приходится период ранней готики. Этот стиль ближе к французскому, тогда обычно применяли простые четырехчастные своды. Декоративных элементов немного. Узким окнам приданы стрельчатые завершения. Более разработанная система декорации появляется в Вестминстерском аббатстве в самом конце периода. Вестминстерское аббатство – «самое французское» из английских зданий, самое высокое, построенное с применением системы контрфорсов.22

В 14 в. зарождается т.н. украшенная готика. Как следует из ее названия, декоративность приходит на смену строгости ранней английской готики. Изменение притерпевают окна соборов. Их ширина увеличивается настолько, что становится необходимым наличие декоративных скульптурных элементов между панелями витража. Сначала завершения окон сплошь заполняются окружностями и дугами, затем этот рисунок сменяется вьющимися кривыми, образующими сложный орнамент. В 15 в. на смену «украшенной готике» приходит «перпендикулярная готика». Это название связано с преобладанием вертикальных линий в рисунке декоративных элементов. Перпендикулярная готика просуществовала до начала 16 в.

Многие английские соборы были монастырскими, но даже те, что  не входили в состав монастырей, сохраняли в своем облике черты  монастырской архитектуры, например примыкающий  к собору замкнутый двор, или клуатр. Часто главный вход в собор  устраивался со стороны одного из боковых нефов, а не с западной стороны. В связи с относительно небольшой высотой сводов, возвышавшихся  над сравнительно узкими нефами, и  достаточно большой толщиной стен не возникало необходимости в использовании  контрфорсов и аркбутанов23.

В городском жилищном строительстве  большую роль продолжал играть типичный для Англии фахверк. В общем, английское направление готики не слишком отличалось от французского готического стиля, однако привнесло в готику свои национальные особенности.

3.3 Готический  стиль в Германии

Переход от романской архитектуры  к готике происходил в Германии значительно  медленнее чем во Франции. В противоположность Франции и Англии, где в условиях развитого феодализма начали складываться централизованные монархии, в Германии в силу особых исторических условий политическая раздробленность продолжала усиливаться. «Вормский конкордат» закрепил феодальную раздробленность страны, и германское королевство фактически распалось на отдельные княжества. В связи с этим готический стиль имел свои региональные особенности даже внутри страны24.

В Германию готика тоже пришла из Франции примерно в середине 13 века и первое время оставалась практически без изменений (Кельнский собор был прототипом Амьенского)25. Однако немецкие зодчие изменили классический архитектурный ансамбль. Французская роза была заменена стрельчатым окном над главным входом, были нарушены боковые горизонтали контрфорсами. В поздний период немецкие мастера сооружали над соборами ажурные каменные шпили. Большинство церквей были с внутренним зальным пространством (Элизабеткирхе в Марбурге, 1235- 83), в юго – западных областях сложился тип 1-башенного собора (Фрайбургский Собор26), на севере и северо-востоке,возникла так называемая кирпичная готика, создавшая новые конструктивные и художественные приемы (монастырь в Корине, 1275-1334; Мариенкирхе в Любеке). Для декорирования кирпичной готики применялся глазурованный и фигурный кирпич. Многообразны по типам, композиции и декору каменные, кирпичные и фахверковые светские постройки (городские ворота, ратуши, цеховые и складские здания, танцевальные залы)27.

Все эти особенности германской архитектуры наиболее существенно  изменили классическую французскую  готику, однако эти изменения ничуть не умаляют искусство немецких зодчих, а даже наоборот. Некоторые искусствоведы  утверждают, что только в немецком зодчестве полностью выявлена сущность готического стиля и использованы все его возможности. В общем  можно сказать, что германские архитектурные  произведения принадлежат к выдающимся произведение готического искусства.

Заключение

Эпоха готического стиля  началась в XII веке, и повсеместно заменила собой господствующий ранее романский стиль. Такой переход был подготовлен социо-культурными, религиозными и политическими изменениями, начинавшими происходить в средневековом обществе. Во всех областях жизни средневекового общества возрастает значение светского, рационального начала. Церковь постепенно утрачивает доминирующие позиции в духовной сфере. По мере развития городской культуры, с одной стороны, начали ослабевать церковные ограничения в области искусства, а с другой - стремясь максимально использовать идеологическую и эмоциональную силу искусства в своих целях, церковь окончательно вырабатывает свое отношение к искусству, нашедшее выражение в трактатах философов этого времени28. Средневековые схоласты утверждали, что искусство есть подражание природе. Хотя дидактизм, способность выражать религиозные догматы и ценности, по-прежнему признавался главной задачей искусства, схоласты не отрицали и эмоциональную силу искусства, его способность вызывать восхищение.

В замысле готического  собора проявились и новые идеи католической церкви, и возросшее самосознание городских слоев, и новые представления  о мире. Динамическая устремленность ввысь всех форм собора отражала христианскую идею устремленности души праведника к небу, где ей обещано вечное блаженство. Религиозные сюжеты сохраняют  свое доминирующее положение в готическом искусстве. Образы готической скульптуры, олицетворяющие догматы и ценности христианства, сам облик собора, все формы готического искусства  призваны были способствовать мистическому восприятию Бога и мира. Вместе с тем нарастающий интерес к человеческим чувствам, к красоте реального мира, стремление к индивидуализации образов, возрастание роли светских сюжетов, усиление реалистических тенденций - все это отличает готический стиль от романского как более зрелый стиль искусства, отразивший дух своего времени, его новые веяния - пробуждение разума и чувств, нарастающий интерес к человеку29.

Готический стиль изменил  облик средневекового города, способствовал  развитию светского строительства. В городах начинают возводить  Ратуши с открытыми галереями. Замки  аристократов все более напоминают дворцы. Богатые горожане строят дома с островерхими двускатными крышами, узкими окнами, стрельчатыми дверными проемами, угловыми башенками.

Информация о работе Готический стиль