Готический стиль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 09:54, реферат

Описание работы

Романская архитектура сложилась в результате совмещения исконных местных и византийских форм. Она являлась самым ранним этаном развития западноевропейской архитектуры (VI-XII вв.). Готика - венец средневековья, это яркие краски, позолота, сияние витражей, экспрессия, взлетающие в небо колючие иглы шпилей, симфония света, камня и стекла. Готический стиль характеризует заключительную стадию развития средневекового искусства Западной Европы. Христианская культура Запада вступила в период интенсивного развития позднее, чем восточная культура Византии; ее формирование было затруднено столкновением разных этнических и религиозных традиций, разнообразием ландшафта и сложностью природных условий, миграцией народов.

Файлы: 1 файл

gotika.docx

— 39.03 Кб (Скачать файл)

Введение

В развитии европейской архитектуры  раннего средневековья можно  выделить два периода, два стиля: романский (XI-XII вв.) и готический (XIII-XV вв.). Вторая из этих двух стадий – готическая – возникла путем эволюции романской  архитектуры и означала переход  ее на новую, более высокую стадию развития. И романское, и готическое зодчество развивались в одних  и тех же в основном социально-исторических условиях.

Романская архитектура сложилась  в результате совмещения исконных местных  и византийских форм. Она являлась самым ранним этаном развития западноевропейской архитектуры (VI-XII вв.). Готика - венец  средневековья, это яркие краски, позолота, сияние витражей, экспрессия, взлетающие в небо колючие иглы шпилей, симфония света, камня и стекла. Готический стиль характеризует заключительную стадию развития средневекового искусства  Западной Европы. Христианская культура Запада вступила в период интенсивного развития позднее, чем восточная  культура Византии; ее формирование было затруднено столкновением разных этнических и религиозных традиций, разнообразием  ландшафта и сложностью природных  условий, миграцией народов. Но затем  те же факторы стали причиной эффективного обмена идей, откровений и художественных открытий. Искусство Византии, напротив, стесненное догмами и канонами, оказывалось архаичным, и его значение отступало перед достижениями Запада.

Для данной работы была выбрана  именно эта тема, потому что период становления готического стиля  характеризуется не только созданием  выдающихся художественных произведений, но и отражает переломные моменты  в в социальной, религиозной и политической жизни того времени. В готическое искусстве, сменившем романский стиль, отразились все важнейшие переходные моменты средневековья: формирование наций и национальных государств, усиление городов и торгово-ремесленных кругов, развитие светских черт в городской и рыцарской культуре.

Религиозное сознание учитывает  эти изменения в своих идеологических построениях. Несмотря на то, что готическое искусство остается религиозным  по тематике, аскетические идеалы уже  не играют такой серьезной роли, как прежде. Происходит смягчение  идеалов. Для готики характерен культ  Богоматери. В определенной степени  это связано с культом прекрасной дамы. Ведущим архитектурным типом  в готике стал собор, возвышавшийся  над городской застройкой и способный  подчас вместить все взрослое население  города. В соборе и вокруг него сосредоточивалась  общественная жизнь горожан.

 

В качестве объекта исследования можно выделить готический стиль  в архитектуре. Предметом работы являются предпосылки формирования готического архитектурного стиля, его особенности и региональные отличия.

Хронологические рамки данной работы охватывают период с конца 12 до начала 15 веков. Именно в этот период происходило формирование и расцвет  готического стиля в средневековой кльтуре.

В качестве литературы в  основном были использованы статьи из сети Интернет, учебники по культурологи и истории мировой художественной культуры.

Основная цель работы заключается  в том, чтобы рассмотреть этапы  формирования

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

- изучить предпосылки  формирования готического стиля;

- рассмотреть особенности  готической архитектуры;

- проанализировать региональные  особенности готики в ряде  стран Западной Европы.

Для реализации этих задач, потребовалось обратиться к некоторым  источникам.

Среди них нужно особо  отметить материал взятый из справочной литературы, а так же отдельные монографии, посвященные архитектурным стилям

 

Глава 1 Предпосылки  формирования готического стиля

Термин «Готика» происходит от итальянского gotico - непривычный, варварский (Goten - варвары; к историческим готам этот стиль отношения не имеет)1. Первоначально слово готика использовалось авторами итальянского Возрождения как уничижительный ярлык для всех форм архитектуры и искусства средних веков, которые считались сравнимыми только с произведениями варваров-готов. Само изобретение термина приписывается Рафаэлю.

Позднее применение термина  «готика» было ограничено периодом высокого или классического средневековья, непосредственно следовавшего за романским. Впервые понятие в современном смысле применил Джорджио Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от средневековья2. В настоящее время период готики считается одним из выдающихся в истории европейской художественной культуры.

 

О том, какие восторги вызвала  готическая архитектура, когда после  долгого забвения Европа осознала значительность художественного наследия средневековья, мы можем судить по высказываниям  знаменитых философов, писателей, поэтов, в том числе и русских. Гоголь, посетив Кельнский собор, писал: «Вступая в священный мрак этого  храма, сквозь который фантастически  глядит разноцветный цвет окон, поднявши глаза кверху, где теряются, пересекаясь, стрельчатые своды один над другим, один над другим, и им конца нет, - весьма естественно ощутить в  душе невольный ужас присутствия  святыни, которой не смеет и коснуться дерзновенный ум человека»3

Быстрый поиск по Банку  Рефератов:   | Описание работы | Похожие  работы

Смотрите также: Готическая архитектура (Реферат, 2009) и Реконструкция  четырехкомнатной квартиры с элементами дизайна (Диплом, 2008)

В творчестве Мандельштама так же прослеживались архитектурные  мотивы. Упоминал он и о готическом стиле:

Стихийный лабиринт, непостижимый лес,

Души готической рассудочная  пропасть.

В. Гюго в романе «Собор Парижской  Богоматери» так же посвятил несколько  строк этому великолепному образцу  готической архитектуры: «Вряд ли в  истории архитектуры найдется страница прекраснее той, какою является фасад  этого собора… Это как бы огромная каменная симфония; колоссальное творение... подобно «Илиаде» и «Романсеро»... чудесный результат соединения всех сил целой эпохи... это творение рук человеческих могуче и изобильно, подобно творению Бога, у которого оно как будто заимствовало двойственный его характер: разнообразие и вечность»5.

Начало истории готического  стиля документально зафиксировано  в провинции Иль-де- Франс на севере Франции. В 1136-1140 гг. под руководством аббата Сугерия были возведены два пролета главного нефа церкви аббатства Сен-Дени к северу от Парижа6.

Готика развивалась на основе романского стиля, но на каждом шагу противоречила ему, выдвигая собственную  систему архитектурного и художественного  мышления. Поэтому неудивительно  возникновение готики и разработка нового стиля на территории именно этого региона. Здесь сыграли  роль не только важнейшие политические и экономические причины, но также  и то, что Иль-де-Франс был одним  из самых слабых звеньев в цепи романских архитектурных школ. В XII столетии это была одна из немногих областей, где романский стиль  не сложился и не утвердился окончательно и где продолжали держаться архаические архитектурные формы: простые деревянные плоские покрытия, мощные квадратные столбы, статическая замкнутость внутреннего пространства. Слабость романских традиций Иль-де-Франса позволила молодому, стилю быстро укрепиться и развиваться в атмосфере творческих поисков, свободной от давящей власти старых укоренившихся художественных представлений7. Основным представителем и выразителем готического периода была архитектура. Хотя огромное число памятников готики были светскими, готический стиль обслуживал прежде всего церковь, самого мощного строителя в средние века, который и обеспечил развитие этой новой для того времени архитектуры и достиг ее полнейшей реализации.

Эпоха, породившая готическое искусство, была временем, когда формировались  основы современных европейских  государств, складывались новые формы  общественного производства, развивались  ремесла, ослабевали устои средневекового религиозно-догматического мировоззрения, расширялись возможности познания. Всё это не могло не выразиться в искусстве и в частности  в архитектуре8.

Основным стимулом формирования искусства Готики стало уникальное соединение христианского мировоззрения, традиций античной культуры, прежде всего  архитектуры Рима, латинской письменности, книжной миниатюры, романо-келътских художественных ремесел. Развитию нового стиля способствовал стремительный рост европейских городов и торговли, что способсвовало развитию градостроительства и гражданской архитектуры.

Хотя готика возникла в  процессе развития романской архитектуры, в противоположность ей и последующей  архитектуре ренессанса, барокко  и классицизма, — это единственный стиль, создавший совершенно своеобразную систему форм и новое понимание организации пространства и объемной композиции. Факт рождения готического стиля можно считать кульминацией романского и вместе с тем - его преодолением.

Эпоха готики ознаменовалась новыми конструктивными и композиционными  принципами не только в области культовой  архитектуры: появляется ряд новых  типов зданий светского назначения – ратуши, торговые ряды и т. д. Складывались городские архитектурные ансамбли, в которые включались культовые  и светские здания, укрепления, мосты. Главная городская площадь обстраивалась  домами с аркадами, торговыми и  складскими помещениями в нижних этажах.

Готический стиль изменил  облик средневекового города, способствовал  развитию светского строительства. В готическую эпоху высокого расцвета достигло декоративно-прикладное искусство. Готика преобразила бытовые вещи, мебель, различные предметы церковного обихода. В этот период оформляется  готическое письмо с вытянутыми и  изломанными линиями. В готическом стиле работали золотых и серебряных дел мастера, скульпторы и резчики по дереву, граверы по дереву и меди. Расцветает и искусство миниатюры, в котором прослеживается усиление светских мотивов. Даже в иллюстрации религиозного содержания художник часто включал бытовые детали, рисовал на полях книг всевозможных химер или вольные сюжеты, например, сценки из городской жизни.

Готическое искусство  с его интересом к явлениям реального мира, усилением роли светских сюжетов, стремлением к жизненной  выразительности, конкретности скульптурных образов подготовило расцвет  искусства Ренессанса.

Глава 2 Особенности  готического стиля в архитектуре

В целом для всей готики доминирующим видом искусства являлась архитектура. Собор — главное  архитектурное сооружение готики, так  как он был центром общественной, культурной и религиозный жизни  города. Обычно для собора выбиралась самая высокая точка города. Строительство  соборов было вызвано еще и  тем, что этого требовало развивающееся  знание — при соборах были школы, читались университетские лекции, иногда заседал парламент и даже заключались мелкие торговые договоры. Возле собора, как правило, располагались торговые ряды. Потребности городской жизни побудили преобразовать замкнутый толстостенный, крепостного типа романский собор в пространственный, открытый вовне. Но для этого надо было изменить саму конструкцию. А вслед за конструкцией произошло изменение архитектурного стиля. Готика перенимает у романского стиля базилику, но перерабатывает ее в деталях. Самое главное отличие – в системе сводов.

На Востоке, в Византии, где впервые сложился тип христианского  храма, более устойчивой формой оказались  центрические, крестово-купольные постройки. На Западе со временем преобладающими стали удлиненные базилики с планом в форме латинского креста. Романские  базилики оказались удобны для проведения службы, поскольку внимание входящих, их продвижение вдоль нефа - главного продольного помещения храма (показательно значение франц. слова nef от лат. navis - "корабль"), - естественным образом обращалось к алтарю9. В романской архитектуре нефы перекрывались двускатной крышей либо тяжелыми каменными сводами. Нагрузку такого перекрытия несли стены, их приходилось делать массивными, с маленькими окнами. Увеличить пространство, расширить такое здание не представлялось возможным.

Строители стали применять  крестовые своды, и усиливать  каркасные арки, образующиеся на пересечениях крестовых сводов, а заполнение делать более тонким. Каркасные арки называли нервюрами (франц. nervure - жилка, ребро, складка). Нервюры связывали между собой опоры в плане пролетов нефа.. Согласовать высоту арок между собой проще всего было, придав им вместо полукруглой заостренную, стрельчатую форму. Тогда же строители обнаружили, что чем выше и заостреннее арка, тем меньше она создает боковой распор на стены и опоры. Высокие стрельчатые арки, ребристые своды и каркасная система позволяли перекрывать огромные пространства, бесконечно увеличивать высоту кафедральных соборов, собирать под его сводами множество людей. Усиливающийся боковой распор при увеличении высоты здания удавалось компенсировать системой наружных опорных столбов - контрфорсов (франц. contreforse - "противосила"), связанных с пятами сводов наклонными арками, получившими название аркбутанов (франц. arcboutant - "опорных арок")10. Контрфорсы были известны в архитектуре и ранее - в качестве утолщений наружных стен или ступенчатых "подпорных" столбов их можно видеть в византийских и романских постройках. Но в композиции готических соборов контрфорсы отодвигаются от стены, выстраиваются рядами, в том числе и на кровле более низких боковых нефов, а мощно перекинутые аркбутаны, используя разную высоту центрального и боковых нефов, создают оригинальную ажурную, но необычайно прочную конструкцию, напоминающую издали фантастический лес. Для большей надежности столбы-контрфорсы нагружались башенками - пинаклями; казавшиеся изысканными украшениями, они на самом деле своим весом "придавливали" контрфорсы к земле11.

Стрельчатые арки, которые  по мере развития готической архитектуры  становятся все более вытянутыми, заостренными, выражали главную идею готической архитектуры – идею устремленности храма ввысь. Стрельчатая арка встречается  и в романском стиле. Но там  она имела только декоративное значение, а в готике — конструктивное —  для свода. Сущность готического  зодчества состоит в соединении стрельчатого свода с целой системой подпорок. Свод, по сути, покоится на столбах. Стены не несут тяжести. Художественный секрет готической архитектуры состоит  в том, что ее архитектоника ("зрительная конструкция") не совпадает с действительной. Если последняя действует на сжатие, то зрительный образ выражает идею Вознесения, устремленности души к небу, слиянию с Богом. Именно это несоответствие постепенно усиливалось в развитии готического стиля. Нервюры становились декоративной игрой узоров свода, из камня выкладывались якобы конструктивные элементы, не несущие физической нагрузки, в точках пересечения нервюр наподобие фантастических каменных цветов распускались. крестоцветы, башенки, появляляясь в самых неожиданных местах.

Информация о работе Готический стиль