Готический и романский стили искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 20:30, реферат

Описание работы

В готическом искусстве сходились все нити интеллектуальной и духовной жизни эпохи. В нем идеальные представления средневековья о вселенной, истории и человечестве неразрывно сплелись с простыми и конкретными измерениями каждодневной реальности.

Содержание работы

Введение 3
1. Романский стиль в Западноевропейской архитектуре 4
2. Секреты готического мастерства 9
2.1 Основные типы искусства готики 9
2.2 Скульптура готики 11
Заключение 16
Библиографический список 17

Файлы: 1 файл

Готический и романский стили искусства.doc

— 76.50 Кб (Скачать файл)

Готический и романский  стили искусства

Содержание

 

Введение 3

1. Романский стиль  в Западноевропейской архитектуре  4

2. Секреты готического  мастерства 9

2.1 Основные типы искусства  готики 9

2.2 Скульптура готики 11

Заключение 16

Библиографический список 17

Введение

 

Романское искусство, стиль  архитектуры и других отраслей искусства, возникло в Западной Европе в X веке. Романская эпоха – время возникновения  общеевропейского архитектурного стиля. Ведущую роль в этом процессе играли народы Западной Европы.

Формирование западноевропейской романской культуры из-за непрерывных войн и переселения народов происходило позднее, чем на Востоке, в Византии, но протекало более динамично. Главная особенность романской эпохи – открытость внешним влияниям.

Неверно рассматривать романское искусство как чисто западный стиль. В подготовке общеевропейского средневекового искусства, началом которого было раннехристианское, продолжением – романское и высшим взлетом – готическое искусство, главную роль сыграли греко-кельтские истоки, романские, византийские, греческие, персидские и славянские элементы.

Развитие романского искусства получило новые импульсы в период правления Карла Великого (768–814 гг.) и в связи с основанием в 962 г. Священной Римской империи  Оттоном I (936–973 гг.).

В последовательности произведений искусства готики, начиная со второй половины XII и кончая XIV столетием, мироощущение этой эпохи отражено во всей его  целостности и поступательном движении с такой яркостью, зрелостью, силой  и полнотой, которая была под стать только искусству, достигшему классической ступени развития.

В готическом искусстве  сходились все нити интеллектуальной и духовной жизни эпохи. В нем  идеальные представления средневековья  о вселенной, истории и человечестве неразрывно сплелись с простыми и конкретными измерениями каждодневной реальности.

 

1. Романский стиль  в Западноевропейской архитектуре

 

Романское искусство (романский  стиль) – искусство стран Западной Европы XI–XII вв. Романский стиль  проявил себя в архитектуре, изобразительном  и декоративно-прикладном искусстве, при этом главную роль в синтезе искусств играло зодчество. Эта средневековая архитектура создавалась для нужд церкви и рыцарства, ведущими типами сооружений становятся храмы (базилики), монастыри, замки, военные укрепления.

В это время в связи с подъёмом в хозяйственной жизни Европы были сделаны значительные успехи в области каменного строительства, увеличился объём строительных работ. Суровая кладка из обтесанных камней создавала несколько «мрачный» образ, но украшалась вкраплениями кирпичей или мелкими камнями другого цвета. Толщина и прочность стен были главными критериями красоты постройки. Романские здания в основном покрывались черепицей, известной еще римлянам, и удобной в местностях с дождливым климатом. Окна не остеклялись, а забирались резными каменными решетками, проемы окон были небольшими и поднимались высоко над землей, поэтому помещения в здании были очень темными.

Наружные стены соборов  украшала каменная резьба, которая  состояла из растительного орнамента  и мотивов, занесенных с Востока (изображения сказочных чудовищ, экзотических животных, зверей, птиц). Внутренние стены сплошь покрывались росписями, почти не сохранившимися до нашего времени. Для украшения также использовалась мраморная инкрустация мозаики.

Дух воинственности и постоянной потребности самозащиты пронизывает романское искусство. Для построек характерны массивность, суровость облика, толстые стены. Военная угроза заставляла придавать крепостной характер даже храмам. Составленные из простых геометрических объёмов, они имели выразительный силуэт (церкви Сен-Сернен в Тулузе, Франция, XI–XIII вв.; Марии Лаах, Германия, XII в.).

Над средокрестием и  у западного фасада помещали башни. Храмы часто перекрывали цилиндрическими, а затем и крестовыми сводами (Сантьяго-де-Компостела, Испания; Сен-Сернен в Тулузе). Полуциркульные (полукруглые) арки завершали оконные и дверные проемы, вели из главного в боковые нефы, открывались в галереи второго яруса. Ведущими элементами архитектурного декора были также полуциркульные арочки и полуколонны (собор в Шпейере, Германия, XI–XII вв.; башня в Пизе, Италия, XI–XIII вв.).

Культурными центрами этой эпохи оставались монастыри и  церкви. В культовой архитектуре  воплощалась христианская религиозная  идея. Храм, имевший в плане форму креста, символизировал крестный путь Христа – путь страданий и искупления. Каждой части здания приписывалось особое значение, например, столбы и колонны, поддерживающие свод, символизировали апостолов и пророков – опору христианского учения.

В соединении сторожевых башен, военных лагерей с греческими базиликами и византийским орнаментом возник новый «римский» романский архитектурный стиль: простой и целесообразный. Строгая функциональность почти полностью исключили изобразительность, праздничность и нарядность, отличавшие архитектуру греческой античности.

Характерные черты романской  церкви: цилиндрические (имеющие форму  полуцилиндра) и крестовые (два полуцилиндра, скрещивающиеся под прямым углом) своды, массивные толстые стены, крупные  опоры, обилие гладких поверхностей, скульптурный орнамент.

Постепенно богослужение становилось  все более пышным и торжественным. Архитекторы с течением времени  изменяли конструкцию храма: стали  увеличивать восточную часть  храма, в которой находился алтарь. В апсиде (алтарном выступе) обычно находилось изображение Христа или Богоматери, ниже помещались образы ангелов, апостолов, святых. На западной стене располагались сцены Страшного суда. Нижнюю часть стены обычно украшали орнаментом.

В романский период впервые появилась  монументальная скульптура (рельефы), которые располагали, как правило, на порталах (архитектурно оформленных входах) церквей. Размеры церквей увеличивались, что повлекло за собой создание новых конструкций сводов и опор.

Наиболее последовательно романское  искусство формировалось во Франции – в Бургундии, Оверни, Провансе и Нормандии. Типичный пример французской романской архитектуры – церковь Святого Петра и святого Павла в монастыре Клюни (1088–1131 гг.) Это была самая большая церковь в Европе, длина храма составляла 127 метров, высота центрального нефа – свыше 30 метров. Пять башен увенчивало храм. Для поддержания величественной формы и размера здания вводятся специальные опоры у наружных стен – контрфорсы. Сохранились небольшие фрагменты этой постройки. Нормандские храмы также лишены декора, они имеют хорошо освещенные нефы и высокие башни, а общий облик их напоминает скорее крепости, чем церкви.

Феодализм сложился в Германии позже, чем во Франции, его развитие было более длительным и глубоким. В  архитектуре Германии в то время сложился особый тип церкви – величественной и массивной. Таков собор в Шпейере (1030–1092 гг.), один из самых больших в Западной Европе.

Первые романские соборы имели  суровый, неприступный вид. Они были похожи на крепости, с гладкими стенами и узкими окнами, с приземистыми коническими завершенными башнями по углам западного фасада. Лишь аркатурные пояски под карнизами украшали гладкие фасады и башни (Вормский собор, 1181–1234 гг.). Архитектурный декор очень сдержан – нет ничего лишнего, деструктивного, вуалирующего архитектоническую логику.

Скульптуру в романский период в Германии размещали внутри храмов, на фасадах она встречается лишь в конце ХII в. Изображения кажутся  отрешенными от земного существования, они условны, обобщены. В основном это деревянные раскрашенные распятия, украшения светильников, купелей, надгробий.

Романское искусство Италии развивалось  иначе. Поскольку главной силой  исторического развития в Италии были города, а не церкви, в ее культуре сильнее, чем у других народов, выражены светские тенденции. Связь с античностью выражалась не только в копировании античных форм, она была в прочном внутреннем родстве с образами античного искусства. Отсюда чувство меры и соразмерности человеку в итальянской архитектуре, естественность и жизненность в соединении с благородством и величием красоты в итальянской пластике и живописи.

К выдающимся произведениям архитектуры  Центральной Италии относится знаменитый комплекс в Пизе: собор, башня, баптистерий. Он создавался в течение долгого  времени (ХIХII в.). Самая известная часть комплекса – знаменитая Пизанская «падающая» башня. В соборе Санта-Мария Нуова (1174–1189 гг.) чувствуется сильное влияние не только Византии и Востока, но и западной архитектуры.

В английском зодчестве романского периода много общего с французской архитектурой: большие размеры, высокие центральные нефы, обилие башен. Завоевание Англии норманнами в 1066 г. укрепило ее связи с континентом и повлияло на формирование романского стиля в стране. Образцы тому – соборы в Сент-Олбансе (1077–1090 гг.), Питерборо (к. ХII в.) и другие. Однако, большинство романских английских храмов было перестроено в период готики, и поэтому об их раннем облике судить крайне трудно.

Романское искусство Испании развивалось  под влиянием арабской и французской культуры. XI–XII вв. для Испании были временем междоусобиц, ожесточенных религиозных битв. Суровый крепостной характер испанской архитектуры сформировавшийся в условиях беспрестанных войн с арабами, войны за освобождение территории страны, захваченной в 711–718 гг. Война наложила сильный отпечаток на всё искусство Испании того времени, прежде всего, это нашло отражение в архитектуре.

В культовых постройках Испании  романского периода почти отсутствуют  скульптурные украшения. Храмы имеют  облик неприступных крепостей. Один из самых ранних замков романского периода – королевский дворец Алькасар (Сеговия – IХ в.), который стоит на высокой скале, окруженной толстыми стенами с множеством башен. В ту пору подобным образом возводили города. Большую роль играла монументальная живопись (фрески). Росписи выполнялись яркими красками с четким контурным рисунком, изображения были очень выразительны. Скульптура в Испании появилась в ХI в. (украшения капителей, колонн, дверей).

ХII в. – «золотой» век романского искусства, распространившегося по всей Европе. В искусстве многих стран (Германия, Испания) традиции романского искусства удерживались и в ХIII в., неохотно уступая свои позиции готике. Но в нем уже зарождались многие художественные решения новой, готической эпохи. Первой на этот путь встала Северная Франция.2. Секреты готического мастерства

 

2.1 Основные типы искусства готики

 

Готика (от итал. – gotico, название германских племен, готов), художественный стиль, завершивший развитие средневекового западноевропейского искусства (середина. XII–XVI в.; расцвет – XIII в.).

Готический стиль возник в Северной Франции, хотя его предпосылки можно  встретить и в искусстве других европейских стран, в частности  Англии. Именно во Франции готика сложилась  как целостная художественная система, здесь были созданы её классические образцы (Нотр-Дам в Париже, 1163–1257 гг.; соборы Шартра, 1194–1260 гг.; Реймса, 1211–1311 гг.; Амьена, 1220–88). Отсюда готический стиль распространился в Германию (собор в Кёльне, 1248–1880 гг.), Англию, Чехию (хор и трансепт собора Св. Вита в Праге, 1344–1420 гг.), Испанию (собор в Бургосе, 1221–1599 гг.), отчасти Италию (Миланский собор, 1386–1856 гг.), где приобрёл национальную окраску (встречаются и прямые заимствования из французских памятников).

Архитектура в эпоху готики была ведущим видом искусства. Она  объединила в целостный ансамбль скульптуру, живопись, декоративно-прикладное творчество. Воплощением синтеза  искусств стал городской собор. Здание храма воспринималось как модель Универсума.

Желая придать архитектурным формам большую лёгкость и устремлённость к небесам, готические зодчие создали принципиально новый тип конструкции. Заимствованные из архитектуры Востока стрельчатые арки стали её базовыми элементами. Вытянутые вверх, стрельчатые очертания получили также дверные, оконные и арочные проёмы и своды. Две диагонально пересекающиеся стрельчатые арки создавали прочный каркас, поддерживавший своды. Рельефно выступающие рёбра арок передавали тяжесть свода вниз, и далее – на опоры и идущие вдоль них полуколонны. Стрельчатые арки уменьшали боковой распор (давление) свода, оставшуюся тяжесть принимали на себя вынесенные наружу детали конструкции – контрфорсы и аркбутаны.

Всё это дало возможность  предельно облегчить стены и  прорезать здания огромными окнами. Готическая конструктивная система  была впервые применена в храме  аббатства Сен-Дени под Парижем (1137–44 гг.).

Фасады готических храмов во Франции имели две башни  по бокам. В Германии создали тип однобашенного храма: у главного, западного фасада поднималась только одна высокая башня, которая постепенно сужалась кверху и заканчивалась ажурным каменным шатром со шпилем (соборы во Фрейбурге-им-Брейсгау, ок. 1200 г. – кон. 15 в.; в Ульме, 1377–1529 гг.).

Английские соборы имели  очень длинные и невысокие  нефы, сочетавшиеся с просторами британских равнин; башня зрительно собирала их, подчёркивала центр здания (собор  в Солсбери, 1220–1266 гг.). С помощью  дополнительных, декоративных нервюр создавали сложные и необычные рисунки сводов – звёздчатые, веерные, сетчатые (Вестминстерское аббатство в Лондоне, 1245–1745).

В Испании создали  свой образ готического храма, где  мощь романских построек сочеталась с одухотворённостью готики, ее изящным декором и стройностью (собор в Севилье, 1402–1506 гг.). Своеобразием отличалась готика Южной Франции и Каталонии (Восточной Испании), где храмы снаружи напоминали крепости, а внутри представляли собой просторный зал в обрамлении двух рядов капелл и были лишены пышного, витиеватого декора (собор в Альби, церковь Санта-Мария дель Мар в Барселоне).

Живописцы создавали  фрески и алтарные композиции, но ярче всего готическая живопись воплотилась  в витражах, которые заполняли  огромные проёмы стрельчатых окон и круглых окон-роз, а в верхнем этаже капеллы Сент-Шапель в Париже (1243–48 гг.) полностью заменили собою стены. Прозрачное стекло пропускало внутрь храма потоки солнечных лучей, которые воспринимались как отблеск божественного света.

Переживало расцвет искусство книжной миниатюры. Миниатюры XIII в. отличает изысканный ритм линий, яркие узорчатые фоны; страницы обрамляют изображения птиц, животных, цветов, насекомых и «дролери» – забавные сценки. На рубеже XIV–XV вв. на смену условности приходит интерес к светотеневой моделировке лиц и фигур, к передаче реальных жизненных наблюдений («Малый часослов герцога Беррийского», ок. 1380–85 гг.)

Декоративно-прикладное искусство эпохи готики достигло блистательного расцвета. Церковная  утварь отличалась ажурными, лёгкими формами, костюм – красочным богатством, а в XIV–XV вв. также сложностью силуэта и кроя. Мебель покрывалась кружевной резьбой. Стены украшали пёстрыми коврами-шпалерами с изображением людей и животных.

 

2.2 Скульптура готики

 

Готика – период расцвета монументальной скульптуры, в которой возрастает значение пластики, хотя фигуры и не свободны от фона стены. В рельефе наблюдается тяга к высокому рельефу (горельефу). Стройные готические статуи, украшавшие фасады соборов, вторили устремлённым в небеса башенкам или чёткому ритму полуколонн на порталах. Как и в романскую эпоху, каменные статуи и рельефы, украшающие фасады и интерьеры храмов, надгробия, распятия, статуэтки, скульптуру резных деревянных алтарей раскрашивали.

Информация о работе Готический и романский стили искусства