Готический стиль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 00:43, доклад

Описание работы

Готический стиль, художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между серединой 12 и 15—16 вв.). С начала 19 в., когда для искусства 10 — 12 вв. был принят термин романский стиль, были ограничены хронологические рамки готики, в ней выделили 3 периода развития: ранний, зрелый (высокая готика) и поздний (пламенеющая готика, вариантами которой были также стили мануэлино (в Португалии) и исабелино (в Кастилии). Готика развивалась в странах, где господствовала католическая церковь, и под её эгидой феодально-церковные основы сохранялись в идеологии и культуре эпохи готики.

Содержание работы

История создания……………………………………………………………….3
Архитектура……………………………………………………………………..4
Готика во : Франции (Нормандская готика)………………. ……………...6
Англии…….……………………………………………………….6
Германии…………………………………………………………..6
Заключение…….……………………………………………………...7

Файлы: 1 файл

arkhitektura_doklad1.docx

— 27.86 Кб (Скачать файл)


Министерство  образования и науки РФ

“Самарский государственный архитектурно-строительный университет”

 

 

 

 

Факультет: ПГС

 

Кафедра: АЖОЗ

 

Специальность: 270800.62 “Промышленное и гражданское

 строительство”

 

 

 

Стендовый доклад

на тему: “Готический стиль ”.

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель: Першина Анна Сергеевна

 

 

 

Разработала:

 Студентка II курса

 группы  П-21

Кутузов Никита Сергеевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самара 2013

 


Содержание:

 

 

История создания……………………………………………………………….3

Архитектура……………………………………………………………………..4

Готика во : Франции (Нормандская готика)………………. ……………...6

                      Англии…….……………………………………………………….6

                 Германии…………………………………………………………..6

Заключение…….……………………………………………………...7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История

 

Готический  стиль, художественный стиль, явившийся  завершающим этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной  и частично Восточной Европы (между  серединой 12 и 15—16 вв.). С начала 19 в., когда для искусства 10 — 12 вв. был  принят термин романский стиль, были ограничены хронологические рамки готики, в ней выделили 3 периода развития: ранний, зрелый (высокая готика) и поздний (пламенеющая готика, вариантами которой были также стили мануэлино (в Португалии) и исабелино (в Кастилии). Готика развивалась в странах, где господствовала католическая церковь, и под её эгидой феодально-церковные основы сохранялись в идеологии и культуре эпохи готики.

  Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный». Но готика охватывает практически все произведения изобразительного искусства данного периода: скульптуру, живопись, книжную миниатюру, витраж, фреску и многие другие.

  Готика зародилась в середине XII века на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики». В конце XIV века Европу охватила так называемая интернациональная готика. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше — вплоть до XVI века.

  К зданиям и произведениям искусства, содержащим в себе характерные готические элементы, но созданным в период эклектики (середина XIX века) и позднее, применяется термин «неоготика».

  В начале XIX века термин «готический роман» стал обозначать литературный жанр эпохи романтизма — литературу тайн и ужасов (действие таких произведений часто разворачивалось в «готических» замках или монастырях). В 1980-е годы термин «готика» начал применяться для обозначения, возникшего в это время музыкального жанра («готический рок»), а затем и сформировавшейся вокруг него субкультуры («готическая субкультура»).

 

 


 

 

 

 


Архитектура.

 

  Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами. Для готики, характерны символико-аллегоричный тип мышления и условность художественного языка. От романского стиля готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы зданий. Готический стиль, в основном, проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской, точнее говоря — бургундской архитектуры. В отличие от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль. По мере развития общественного сознания, ремесла и техники ослабевали устои средневекового религиозно-догматического мировоззрения, расширялись возможности познания и эстетического осмысления реального мира; складывались новые архитектурные типы и тектонические системы. Интенсивно развивались градостроительство и гражданская архитектура. Городские архитектурные ансамбли включали культовые и светские здания, укрепления, мосты, колодцы. Главная городская площадь часто обстраивалась домами с аркадами, торговыми и складскими помещениями в нижних этажах. От площади расходились главные улицы; узкие фасады 2-, реже 3-этажных домов с высокими, фронтонами выстраивались вдоль улиц и набережных. Города окружались мощными стенами с богато украшенными проездными башнями. Замки королей и феодалов постепенно превращались в сложные комплексы крепостных, дворцовых и культовых сооружений. Обычно в центре города, господствуя над его застройкой, находился замок или собор, становившийся средоточием городской жизни. В романских соборах и церквях обычно использовался цилиндрический свод, который опирался на массивные толстые стены, что неизбежно приводило к уменьшению объёма здания и создавало дополнительные трудности при строительстве, не говоря уже о том, что этим предопределялось небольшое количество окон и их скромный размер. C появлением крестового свода, системы колонн, аркбутанов и контрфорсов, соборы приобрели вид громадных ажурных фантастических сооружений.

Основной принцип работы конструкции  таков: свод более не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюры на колонны (столбы), а боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами. Это  нововведение позволило сильно облегчить  конструкцию за счёт перераспределения  нагрузок, а стены превратились в  простую легкую «оболочку», их толщина  более не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон, и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре.

Кроме того, готика последовательно  применяла стрельчатую форму  в сводах, что также уменьшало  их боковой распор, позволяя направлять значительную часть давления свода  на опору. Стрельчатые арки, которые  по мере развития готической архитектуры  становятся все более вытянутыми, заостренными, выражали главную идею готической архитектуры — идею устремленности храма ввысь.

Часто на месте опоры аркбутана  на контрфорс ставился пинакль. Пинакли — это завершенные остроконечными шпилями башенки, имеющие часто конструктивное значение. Они могли быть и просто декоративными элементами и уже в период зрелой готики активно участвуют в создании образа собора.

Почти всегда сооружали два яруса  аркбутанов. Первый, верхний ярус предназначался для поддержки крыш, становившихся  со временем более крутыми, и, следовательно, более тяжелыми. Второй ярус аркбутанов также противодействовал давящему на крышу ветру.

Возможный пролёт свода определял  ширину центрального нефа и, соответственно, вместимость собора, что было важным для того времени, когда собор  являлся одним из главных центров  городской жизни, наряду с ратушами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

Готика во Франции (Нормандская готика).

 

Готика Нормандии (влияние которой в большей  степени распространяется и на соседнюю Бретань) широко использовала достижения Иль-де-Франса, однако оставалась верной достижениям своей романской  архитектуры. Так, нормандские соборы используют толстые романские стены, которые расчленяются на несколько  слоев и могут быть дополнительно  украшены. Типичное вертикальное сечение  стен состоит из аркады (часто двойная), галереи и верхнего ряда окон. Западные фасады подчиняются схеме нормандского «гармоничного» фасада. Вместо окна-розы на западном фасаде часто используются стрельчатые окна, как и в английской готике. Башни над средокрестием являются непременным атрибутом нормандских соборов.

Среди самых  известных готических сооружений Нормандии  следует отметить церковь Сент-Этьен в Кане, основанная Вильгельмом Завоевателем, соборы Нотр-Дам в Кутансе, Эврё, Байё; Собор Нотр-Дам, аббатство Сент-Уан и церковь Сен-Маклу в Руане.


Готика в  Англии.

Термин «английская готика»  условен, поскольку понятие «Англия» входит в употребление только с XVI в. Английская готика в целом отличается от французской или германской большим рационализмом, простотой, тектоничностъю.

Переняв от Франции вслед за романским готический стиль, Англия переработала его на свой лад. В Англии готические произведения отличаются тяжеловесностью, перегруженностью композиционных линий, сложностью и богатством архитектурного декора. На характере английской готики сказались условия, определившие историческое развитие английского государства.

 

Готика в Германии

Немцы утверждают, что только в их зодчестве полностью  выявлена сущность готического стиля  и использованы все его возможности: только в их готике порыв действительно  неудержим, действительно подымает к небу всю массу здания, создает  и во внешнем его облике и под  его сводами впечатление чего-то необъятного и непостижимого. Недаром  немецкие зодчие заменили французскую  розу стрельчатым окном над главным  входом и нарушили боковые горизонтали  контрфорсами.

Итак, самыми образцовыми немецкими готическими  соборами являются знаменитый Кёльнский  собор, высоченный Ульмский собор и Фрайбургский Мюнстер, ставший знаменитым благодаря венчающему его башню шпилю, который называют чудом христианского мира. На представителях “кирпичной готики” остановимся позже, чтобы не путаться.

 

 

Заключение.


 

Трудно найти  подходящие слова, чтобы описать  впечатления от готического

собора. Они  высоки и тянутся к небу бесконечными стрелами башен и

башенок, вимпергов, фиалов, заостренных арок. Благодаря  своей

архитектуре с каждой точки собор смотрится  по-новому. В отличие от

романской церкви с ее четкими, легко обозримыми формами, готический

собор необозрим, часто ассиметричен и даже неоднороден  в своих частях:

каждый из его фасадов со своим порталом индивидуален. Стены не

ощущаются, их как бы и нет. Арки, галереи, башни, какие - то площадки с

аркадами, громадные  окна, все дальше и дальше - бесконечно сложная,

ажурная игра ажурных форм. И все это пространство обитаемо - собор и

внутри и  снаружи  населён массой скульптур. Они занимают не только

порталы и  галереи, но их можно найти также  и на кровле, карнизах, под

сводами капелл, на винтовых лестницах, возникают на водосточных трубах,

на консолях. Словом, готический собор- это целый  мир. Он и действительно

вобрал в  себя мир средневекового города.


Информация о работе Готический стиль