Готический и романский стили искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 20:30, реферат

Описание работы

В готическом искусстве сходились все нити интеллектуальной и духовной жизни эпохи. В нем идеальные представления средневековья о вселенной, истории и человечестве неразрывно сплелись с простыми и конкретными измерениями каждодневной реальности.

Содержание работы

Введение 3
1. Романский стиль в Западноевропейской архитектуре 4
2. Секреты готического мастерства 9
2.1 Основные типы искусства готики 9
2.2 Скульптура готики 11
Заключение 16
Библиографический список 17

Файлы: 1 файл

Готический и романский стили искусства.doc

— 76.50 Кб (Скачать файл)

Все чаще появляется постановка фигуры по так называемой «готической кривой» (S-видная поза). S-образный изгиб фигур, сложный ритм складок одежд, удлинённые пропорции передавали напряжённую духовную жизнь персонажей. Мастера стремились к большей естественности в изображении человеческого лица и тела, поз и жестов, раскрывали в своих произведениях различные эмоции, темпераменты. Святые изображались как современники скульпторов (рыцари, горожане или крестьяне). Образ Христа отличался не только величием, но и большей мягкостью, а Богоматерь изображали в виде Прекрасной Дамы – молодой, грациозной и приветливой аристократки.

Вырабатывается определенный канон композиции, определенные сюжеты предназначены для определенных мест здания. В алтарной части изображаются сцены из жизни Христа, на южном  фасаде трансепта – Нового Завета, на северном – Ветхого, на западном фасаде всегда размещается изображение «Страшного суда» и «конца мира». Пример ранней готики – скульптура западного фасада Собора Парижской Богоматери (1210–1225 гг.): история Марии, «Страсти Христовы», «Страшный суд». Фасады трансепта украшены уже в период высокой готики.

В Шартрском соборе можно  проследить эволюцию от раннеготической  скульптуры к периоду зрелой готики. Западный фасад украшают столпообразные, вытянутые по вертикали, статичные фигуры, стоящие в строго фронтальных позах. Постепенно скульптура отделяется от стены, приобретает округлый объем. Но и при скованности поз, при лаконизме форм поражает выразительность пластики, сдержанное величие образов, индивидуализация облика (св. Иероним, св. Георгий, св. Мартин, портал южного фасада трансепта).

Со второй половины XIII в. пластика соборов становится более  динамичной, фигуры – подвижнее, складки  одежды передаются в сложной игре светотени. Изображения исполнены  с подлинным совершенством, с восторгом перед красотой человека. В таких сценах, как времена года и знаки зодиака, все чаще дают о себе знать реальные жизненные наблюдения (Амьенский собор).

Высшей точкой расцвета готической скульптуры является декор  Реймского собора. Иосиф из сцены «Принесение во храм» и ангел из «Благовещения» напоминают светских людей, полных земных радостей. В образах Марии и Елизаветы («Встреча Марии с Елизаветой», 1225–1240 гг.) явственны отзвуки античного искусства. Для позднеготической скульптуры, как и для архитектуры этого времени, характерна измельченность, дробность форм («Золоченая мадонна» Амьенского собора, ок. 1270 г.), но в ней чувствуется несомненный интерес к портретным изображениям, в целом не свойственный французскому средневековому искусству.

Скульптурный декор в немецких храмах применяется больше в интерьере, чем снаружи, он разнообразнее по материалу: не только камень, но и дерево, бронза. Самыми характерными чертами немецкой монументальной скульптуры являются индивидуализация образов и драматизм повествования. Французское влияние не заслонило своеобразия немецкой пластики, соединившей черты подлинного реализма с экспрессивностью и экзальтацией.

Самой знаменитой еще  в романский период была скульптурная мастерская Бамберга. На портале западного  фасада Бамбергского собора изображены основатель храма император Генрих II и его жена Кунигунда (ок. 1240 г.).

Статуи Марии и Елизаветы  внутри собора исполнены в традициях  реймской школы с явной антикизацией образов. Бамбергским мастерам принадлежит  также одно из первых конных изображений – статуя императора Оттона I на коне для площади Магдебурга. Это первый гражданский конный монумент средневековья, так как за целое тысячелетие, со времен Марка Аврелия, не известно ни одного подобного памятника. На центральном портале Магдебургского собора имеется (по времени более раннее, чем скульптура в Бамберге) изображение пяти смеющихся и пяти плачущих дев («Мудрые и неразумные девы в ожидании прихода божественного жениха»), передающее сложные оттенки человеческих чувств.

Самым знаменитым циклом немецкой скульптуры периода готики, без сомнения, по справедливости считается  декор собора в Наумбурге. Рельефы  «Страстей Христовых», изображенные на ограде западного хора («Тайная  вечеря», «Предательство Иуды», «Взятие  под стражу»), полны необычайного драматизма, реальности происходящего, пронзительной достоверности. В самом помещении хора наумбругские мастера поставили двенадцать статуй основателей храма, его донаторов. Это целая скульптурная галерея человеческих характеров, представленных в противопоставлении: мужественный, полный достоинства Эккегард и элегически-задумчивая, нежная Ута, меланхоличный, созерцательный Герман и жизнерадостная Реглинда и т.д. Это живые человеческие личности, каждая со своей неповторимой индивидуальностью, и одновременно типы человеческих характеров той эпохи.

В позднеготической немецкой скульптуре, как и во французской, усиливается дробность форм, утрачивается монументальность, акцентируется патетика, появляется претенциозность, манерность, чрезмерное изящество, натуралистичность деталей, чего не знала почти совсем французская готика даже самого позднего периода (скульптура хора Кёльнского собора, фигуры так называемого «Прекрасного колодца» в Нюрнберге). Соединение религиозной экзальтации с жесткой натуралистичностью особенно заметно в немецкой деревянной скульптуре «Распятий» и «Оплакиваний».

Готическая скульптура Англии имеет чисто декоративный характер и совершенно подчинена  архитектуре. В период «украшенного»  и «перпендикулярного» стилей в  соборе так много скульптурного декора, что, по справедливому замечанию исследователей, создается впечатление «вибрации архитектурных форм». Статуи поставлены тесно одна к другой и заполняют фасад, как в соборе в Уэлсе (западный фасад). Развивается также мемориальная пластика.

Обогащенная элементами мавританского стиля, готика Испании  приобрела особую пышность и разнообразие орнаментики. Главным элементом  в декоре являются цветные поливные изразцы и орнаментальная лепнина. Синтез скульптуры и живописи готической поры нашел воплощение в испанских алтарях – ретабло, украшенных живописными панно и резной раскрашенной деревянной скульптурой. Расцвет этого искусства приходится в основном на XV век.

Готическое искусство  представлено также памятниками  архитектуры Нидерландов (ратуши в Брюгге 1376–1421 гг., Брюсселе 1402–1450 гг., Лувене 1448–1563 гг.); Чехии (собор св. Вита и Карлов мост в Праге); Австрии (собор св. Стефана в Вене, 1304 г. – середина XV в.); Венгрии (церковь Матьяша, середина XIII – вторая половина XIV в., перестроена в конце XIX в.); Польши (Вавельский собор под Краковом, XIV–XV вв., Мариацкий костел в Кракове XIV–XV вв. с витражами XIV в. и резным алтарем Вита Стоша, 1477–1489); Скандинавии (собор в Турку, XIII–XIV вв.).Заключение

 

Искусство средневековья, просуществовав тысячелетие, выдвинуло новый круг идей и образов, новые эстетические идеалы, новые художественные приемы и новое содержание. Питаясь идеями христианства, это искусство глубоко проникло во внутренний мир человека. Огромен интерес искусства средневековья к нравственному облику человека, к тому, что определяется словом «духовность».

История искусства –  это постоянное взаимодействие, столкновение, иногда острая борьба различных школ, стилей и направлений. Творящий эту  сложную ткань искусства художник исходит не только из своих собственных наблюдений, он опирается на богатые национальные традиции, на многовековой опыт культуры всего человечества. На всех этапах развития подлинное искусство отражает время, выражает идеалы эпохи, являя в лучших своих произведениях красоту и истину.

Формы изображения могут  быть разными, от иносказательных до жизнеподобных, но в своих высоких  художественных достижениях искусство  так или иначе выражает проблемы и идеи своего времени, помогает познать  человеку самого себя и свое место в системе мироздания.

Средневековое искусство  создало грандиозные художественные ансамбли; оно решило гигантские архитектурные  задачи, создало новые формы монументальной пластики и живописи, а главное, явило  собой синтез этих монументальных искусств, в которых стремилось передать полную картину мира. И в этом огромный вклад искусства средневековья в мировую культуру.

Однако условность как  основной закон изображения, аскетизм, не позволяющий во всей полноте изобразить красоту земного, наконец, несомненный догматизм в мышлении тормозили дальнейшее развитие искусства. В нем самом зарождались иные черты, свидетельствующие о новой эпохе – Возрождении.

Библиографический список

 

1. Античность. Средние  века. Новое время. Проблемы искусства.  – М., 1999.

2. Балицкая Т.В. Искусство.  Современная иллюстрированная энциклопедия. – М., Росмэн – Пресс, 2007.

3. Власов В.Г. Стили  в искусстве. Словарь. – С-Пб., Кольна, 2005.

4. Емохонова Л.Г. Мировая  художественная культура. – М., Академия, 2000.

5. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М., Высшая школа, 2000.

6. Климова Р.Б., Никонова И.И.  Всеобщая история искусств. Энциклопедия. Т. II, кн. 1. – М., Искусство, 2002.

7. Крыжановская М.Я. Искусство  западного средневековья. – М., 2003.

8. Лясковская О.А. Французская  готика XII–XIV веков. – М., 2002.

9. Радугин А.А. Культурология.  – М., 2006.

10. Тяжлов В.Н. Малая история  искусств. Искусство средних веков  в Западной и Центральной Европе. М., 2004.


Информация о работе Готический и романский стили искусства