Функциональные особенности устной и письменной форм речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 09:35, реферат

Описание работы

Культура речи - сложное понятие. В быту, в обиходе под этим имеют в виду
правильную, грамотную речь. Но культура речи - это еще и целая отрасль
языкознания, называемая иногда ортологией. Культура речи как наука о языке
как раз и занимается выработкой и упорядочением разнообразных правил, а
правила речи интересуют каждого из нас.

Энциклопедия сообщает: «Высокая культура речи предполагает достаточно
высокий уровень общей культуры человека, сознательную любовь к языку,
культуру мышления. Вершиной речевой культуры, эталоном и «точкой отсчета»
явлений, осознаваемых в качестве нормативных, признается литературный
язык, где закрепляются и накапливаются, как в сокровищнице, культурные
традиции народа, достижения мастеров слова, писателей».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3

Глава 1.Общая характеристика форм речи…………………………………...…5

1.1.Устная форма речи………………………………………………………..…..6

1.2.Особенности письменноц речи……………………………………………..16

Глава 2. Функциональные особенности устной и письменной форм речи….22

2.1.Этика речевого общения и этикетные формулы речи…….………………22

2.2.Приветствие. Обращение…..………………………………………………..23

2.3.Этикетные формулы …….…………………………………………………..25

2.4.Эвфемизация речи…………………………………………………………...26

Заключение……………………………………………………………………….30

Список литературы………………………

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 74.96 Кб (Скачать файл)

   словарям и справочникам. В связи с этим письменная  речь имеет свои

   особенности. Письменная  речь использует книжный язык, употребление

   которого достаточно  строго нормировано и регламентировано. Порядок слов в

   предложении закреплённый, инверсия (изменения порядка слов) не типична для

   письменной речи, а  в некоторых случаях, например  в текстах официально -

   делового стиля  речи, недопустима. Предложение,  Являющееся основной

   единицей письменной  речи, выражает сложные логико - смысловые  связи

   посредством синтаксиса, поэтому, как правило, письменной  речи свойственны

   сложные синтаксические  конструкции, причастные и деепричастные  обороты,

   распространённые  определения, вставные конструкции  и т.п. При объединении

   предложений в абзацы  каждое из них строго связано  с предшествующим и

   последующим контекстом.

 

   Письменная речь  является основной формой существования  речи в научном,

   публицистическом, официально - деловом и художественном стилях [6].

 

   Известная исследовательница  устных текстов О. А. Лаптева,  которой и

   принадлежит версия  об устности как ведущем признаке  некодифицированных

   текстов, справедливо  отмечает особый, неизвестный письменным  текстам,

   характер членения  любых устных нечитаемых текстов.

 

   Говорящий формирует  высказывание и текст в целом.  Он формирует св.ой стиль

   письменной речи, «точку  зрения» при отражении в речи  каких-то событий,

   явлений, фактов, фрагментов  «картины мира». Роль говорящего  проявляется и

   в способе линейной  организации речи, в выборе главного  «участника

   действия»; например, синтаксическая позиция в начале  предложения

   предназначена для  обозначения того, о чем (о ком)  говорится в предложении,

   то есть для темы  высказывания; и от того, что именно  говорящий делает

   темой, зависит  вид синтаксической конструкции  и ее смысл.

 

   Необходимым условием  жанра речевого общения является  искренность, которая

   возможна при внутренней  близости родственных или дружелюбно  настроенных

   людей. «Характерный  для понятия искренности контекст  согласия

   соответствует этимологическому  значению слова: искренний означало

   «близкий, приближенный, находящийся рядом». Какой бы  модус ни преобладал в

   письме, сам факт  адресации своих чувств-мыслей  в письменной форме,

   предполагающей несиюминутное  прочтение, свидетельствует о  существовании у

   автора возможности  использовать естественный способ  экспликации себя как

   личности.

 

   Регулярность переписки  определяется рядом факторов:

 

    a. отношениями  между участниками этого вида  речевого общения;

 

    b. внешними обстоятельствами  переписки;

 

    c. актуальностью  для адресата тем;

 

    d. частотностью  переписки.

 

   И. Н. Кручинина,  анализируя стилистические особенности  этого жанра,

   приходит к выводу  о том, что непринужденность  отношений с адресатом -

   главное условие  переписки, а «отсутствие этой  предпосылки обычно сразу же

   ощущается как препятствие  для общения Стихия разговорной  речи в письме

   сказывается в диссонансе  линейных синтаксических связей; это

   свидетельствует о  «быстром проговаривании» пишущего, о произвольном

   характере тематических  элементов в ходе изложения  мыслей. Эта тенденция

   «нанизывания», тематически  важных, с точки зрения автора  письма, элементов

   характерно и для  формирования всей структуры  письма: письмо может быть

   тематически дискретным, насыщенным ассоциативными элементами  и добавочными

   сообщениями [9].

 

   Прагматическое условие  солидарности и согласия в  жанре письма находит свое

   формальное выражение  в «формулах» приветствия и  прощания, берущих свое

   начало в глубине  веков.

 

   Вот мнение по  этому поводу известного лингвиста  Д. М. Пешковского:

   «Говорить литературно,  то есть в полном согласии  с законами письменной

   речи, и в то же  время с учетом особенностей  устной речи и отличия психики

   слушателей от психики  читателей, не менее трудно, чем  говорить просто

   литературно. Это  особый вид собственно литературной  речи - вид, который я

   бы назвал подделкой  письменной речи под устную. Такая  подделка

   действительно необходима  в той или иной степени во  всех публичных

   выступлениях, но она  ничего общего не имеет с  тем случаем, когда оратор не

   умеет справиться  со стихией устной речи или  не умеет ориентироваться в

   должной мере на  письменную» [6].

 

   Разговорность может  опустить ее до бытового уровня. И оратор должен

   постоянно балансировать,  выбирая оптимальный стиль речи. Кстати,

   установлено, что  при восприятии письменной речи  человек воспроизводит

   потом лишь 50% полученного  сообщения. При восприятии того  же сообщения,

   построенного по  законам устного изложения мысли,  воспроизводится уже 90%

   содержания.

 

   Установилось своеобразное  соотношение форм реализации  с основными

   функциями специального  языка: в функции накопления  и передачи знаний

   «письменная (точнее, печатная) речь занимает почти  монопольное положение»;

   в функции распространения  знаний преимущество также на  стороне письменной

   речи; в профессиональном  общении ведущей остается устная  речь [2].

 

   Итак, деловая речь  есть, по существу, совокупность  стандартов письменной

   речи, необходимых  в официально-деловых отношениях. Эти стандарты включают

   в себя как формы  документации, так и соответствующие  им способы речевого

   изложения. Тезис  о высокой регламентированности  официально-деловой речи

   находит свое подтверждение  не только в обязательных требованиях  к

   построению и составлению  документов, но и в возможности  нормализации -

   внесения изменений  в правила построения и составления  документов в

   процессе их унификации. Это касается обеих сторон  документа его формы и

   его языка.

 

   В настоящее время  текстовые и языковые нормы  деловой речи испытывают

   давление со стороны  все шире развивающегося способа  составления, хранения

   и передачи документов  при помощи электронно-вычислительной  техники [5].

 

   Имеет место «автоматизация  информационных процессов в аппарате

   управления», академик  А. П. Ершов называет это  «компьютеризацией деловой

   прозы». По его мнению, деловая проза «всегда внутренне  формализована», это

   «лингвистический  феномен, который, сохраняя многие  свойства языка в целом,

   в то же время  самой своей сутью подготовлен  для того, чтобы стать объектом

   механизации», благодаря  «регламентирующему действию формальной  модели,

   лежащей в основе  данной области производственных  отношений».

 

   Итак, деловая речь  есть, по существу, совокупность  стандартов письменной

   речи, необходимых  в официально-деловых отношениях. Эти стандарты включают

   в себя как формы  документации, так и соответствующие  им способы речевого

   изложения.

 

   Тезис о высокой  регламентированности официально-деловой  речи находит свое

   подтверждение не  только в обязательных требованиях  к построению и

   составлению документов, но и в возможности нормализации - внесения

   изменений в правила  построения и составления документов  в процессе их

   унификации. Это касается  обеих сторон документа - его  формы и его языка

   [3].

 

       Глава  2. Функциональные особенности устной  и письменной форм речи

 

              2.1. Этика речевого общения и  этикетные формулы речи

 

   Этика речевого  общения начинается с соблюдения  условий успешного речевого

   общения: с доброжелательного  отношения к адресату, демонстрации

   заинтересованности  в разговоре, «понимающего понимания» - настроенности на

   мир собеседника,  искреннего выражения своего  мнения, сочувственного

   внимания. Это предписывает  выражать свои мысли в ясной  форме, ориентируясь

   на мир знаний  адресата. В праздноречевых сферах  общения в диалогах и

   полилогах интеллектуального,  а также «игрового» или эмоционального

   характера особую  важность приобретает выбор темы  и тональности разговора.

   Сигналами внимания, участия, правильной интерпретации  и сочувствия

   являются не только  регулятивные реплики, но и  паралингвистические средства

   - мимика, улыбка, взгляд, жесты, поза. Особая роль при  ведении беседы

   принадлежит взгляду.

 

   Таким образом,  речевая этика - это правила  должного речевого поведения,

   основанные на нормах  морали, национально-культурных традициях  [8].

 

   Этические нормы  воплощаются в специальных этикетных  речевых формулах и

   выражаются в высказываниях  целым ансамблем разноуровневых  средств: как

   полнознаменательными  словоформами, так и словами неполнознаменательных

   частей речи.

 

   Главный этический  принцип речевого общения - соблюдение  паритетности -

   находит свое выражение,  начиная с приветствия и кончая  прощанием на всем

   протяжении разговора  [10].

 

                          2.2. Приветствие. Обращение

 

   Трудно представить  себе человека, который не хотел  бы держаться уверенно,

   раскованно, свободно  в любом обществе и компании. Каждый мечтает

   нравиться, привлекать  к себе окружающих манерами, внешностью, умением

   чувствовать себя  свободно в самой сложной ситуации. Как добиться этого?

   Очень просто - овладеть  искусством этикета общения.

 

   Приветствие и обращение  задают тон всему разговору.  В зависимости от

   социальной роли  собеседников, степени близости  их выбирается ты-общение

   или вы-общение  и соответственно приветствия  здравствуй или здравствуйте,

   добрый день, привет, салют, приветствую и т. п.  Важную роль играет также

   ситуация общения.  Обращение - это слово или словосочетание, называющее то

   лицо, к которому  обращена речь [11].

 

   Таким образом есть  три вида обращения:

 

   Официальное (гражданин,  господин);

 

   Дружеское (уважаемый  коллега, старина, дорогой друг);

 

   Фамильярное, допустимое  только среди самых близких  друзей.

 

   К старшим по  возрасту нужно обращаться на "вы". К незнакомым ровесникам

   тоже нужно обращаться  на "вы". На "ты" обращаются  только к самым близким

   друзьям.

 

   Если вам нужно  обратиться к своему родственнику  или близкому знакомому,

Информация о работе Функциональные особенности устной и письменной форм речи