Функциональные особенности устной и письменной форм речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 09:35, реферат

Описание работы

Культура речи - сложное понятие. В быту, в обиходе под этим имеют в виду
правильную, грамотную речь. Но культура речи - это еще и целая отрасль
языкознания, называемая иногда ортологией. Культура речи как наука о языке
как раз и занимается выработкой и упорядочением разнообразных правил, а
правила речи интересуют каждого из нас.

Энциклопедия сообщает: «Высокая культура речи предполагает достаточно
высокий уровень общей культуры человека, сознательную любовь к языку,
культуру мышления. Вершиной речевой культуры, эталоном и «точкой отсчета»
явлений, осознаваемых в качестве нормативных, признается литературный
язык, где закрепляются и накапливаются, как в сокровищнице, культурные
традиции народа, достижения мастеров слова, писателей».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3

Глава 1.Общая характеристика форм речи…………………………………...…5

1.1.Устная форма речи………………………………………………………..…..6

1.2.Особенности письменноц речи……………………………………………..16

Глава 2. Функциональные особенности устной и письменной форм речи….22

2.1.Этика речевого общения и этикетные формулы речи…….………………22

2.2.Приветствие. Обращение…..………………………………………………..23

2.3.Этикетные формулы …….…………………………………………………..25

2.4.Эвфемизация речи…………………………………………………………...26

Заключение……………………………………………………………………….30

Список литературы………………………

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 74.96 Кб (Скачать файл)

   обороты речи, публицистика. Однако, все эти средства в  художественном

   стиле речи подчиняются  основной его функции - эстетической [7].

 

   Если разговорный  стиль речи выполняет по преимуществу  функцию общения,

   (коммуникативную), научный  и официально-деловой функцию  сообщения

   (информативную), то  художественный стиль речи предназначен  для создания

   художественных, поэтических  образов, эмоционально эстетического

   воздействия. Все  языковые средства, включаемые в  художественное

   произведения, меняют  свою первичную функцию, подчиняются  задачам данного

   художественного стиля.

 

   В литературе язык  занимает особое положение, поскольку  он является тем

   строительным материалом, той воспринимаемой на слух  или зрение материей,

   без которой не  может быть создано произведение. Художник слова - поэт,

   писатель - находит,  по выражению Л. Толстого «единственно  нужное

   размещение единственно  нужных слов», чтобы правильно,  точно, образно

   выразить мысль,  передать сюжет, характер, заставить  читателя сопереживать

   героям произведения, войти в мир созданный автором.

 

   Все это доступно  лишь языку художественной литературы, поэтому он всегда

   считался вершиной  литературного языка. Самое лучшее  в языке, сильнейшие

   его возможности  и редчайшая красота - в произведениях  художественной

   литературы, и все  это достигается художественными  средствами языка[1].

 

   Средства художественной  выразительности разнообразны и  многочисленны. Со

   многими из них  вы уже знакомы. Это такие  тропы, как эпитеты,, сравнения,

   метафоры, гиперболы  и т.д.

 

   Тропы - оборот речи, в котором слово или выражение  употреблено в

   переносном значении  в целях достижения большей  художественной

   выразительности.  В основе тропа лежит сопоставление  двух понятий, которые

   представляются нашему  сознанию близкими в каком  либо отношении. Наиболее

   распространенные  виды троп - аллегория, гипербола,  ирония, литота,

   метафора, метомия,  олицетворение, перифраза, синекдоха,  сравнение, эпитет.

 

   Например: О чем  ты воешь, ветр ночной, о чем  ты сетуешь безумно -

   олицетворение. Все  флаги в гости будут к нам  - синекдоха. Мужичек с

   ноготок, мальчик  с пальчик - литота. Ну, скушай  же тарелочку, мой милый -

   метонимия и т.д  [3].

 

   К выразительным  средствам языка относятся и  стилистические фигуры речи или

   просто фигуры речи: анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия,

   многосоюзие, параллелизм,  риторический вопрос, риторическое  обращение,

   умолчание, эллипсис, эпифора. К средствам художественной  выразительности

   так же относятся  ритм (стихи и проза), рифма, интонация.

 

   Среди функциональных  разновидностей языка, особое  место занимает

   разговорная речь.

 

   Разговорной является  такая речь носителей литературного  языка, которая

   реализуется спонтанно  в неофициальной обстановке при  непосрёдствённом

   участии партнеров  общения.

 

   Разговорная речь  имеет существенные особенности  на всех языковых уровнях,

   и поэтому ее  часто рассматривают как особую  языковую систему. Поскольку

   языковые особенности  разговорной речи не зафиксированны  в грамматиках и

   словарях ее называют  некодифицированной, противопоставляя  тем самым

   кодифицированным  функциональным разновидностям  языка.

 

   Важно подчеркнуть,  что разговорная речь - это особая  функциональная

   разновидность именно  литературного языка. Неверно  думать, что языковые

   особенности разговорной  речи - это речевые ошибки, которых  следует

   избегать. Отсюда вытекает  важное требование к культуре  речи: в условиях

   проявления разговорной  речи не следует стремиться  говорить по-письменному,

   хотя надо помнить,  что и в разговорной речи  могут быть речевые

   погрешности, их  надо отличать от разговорных  особенностей.

 

   Функциональная разновидность  языка «разговорная речь» исторически

   сложилась под влиянием  правил языкового поведения людей  в различных

   жизненных ситуациях,  т. е. под влиянием условий  коммуникативного

   взаимодействия людей.  Все нюансы феномена человеческого  сознания находят

   свое выражение  в жанрах речи, в способах ее  организации.

 

   Говорящий человек  всегда заявляет о себе как  о личности, и только в этом

   случае возможно  установление контакта с другими  людьми.

 

   Успешное речевое  общение - это осуществление коммуникативной  цели

   инициаторов общения  и достижение собеседниками согласия. Обязательными

   условиями успешного  общения являются заинтересованность  собеседников в

   общении, настроенность  на мир адресата, умение проникнуть  в

   коммуникативный замысел  говорящего, способность собеседников  выполнить

   жесткие требования  ситуативного речевого поведения,  разгадать «творческий

   почерк» говорящего  при отражении реального положения  дел или «картины мира

   умение прогнозировать  «вектор» диалога или полилога. Поэтому центральное

   понятие успешности  речевого общения - понятие языковой  компетенции,

   которая предполагает  знание правил грамматики и  словаря, умение выражать

   смысл всеми возможными  способами, знание социокультурных  норм и

   стереотипов речевого  поведения, которая позволяет  соотнести уместность

   того или иного  языкового факта с замыслом  говорящего и, наконец, делает

   возможным выражение  собственного осмысления и индивидуального

   представления информации [5].

 

   Причины коммуникативных  неудач коренятся в незнании  языковых норм в

   различии фоновых  знаний говорящего и слушателя,  в разнице их

   социокультурных стереотипов  и психологии, а также, в наличии  «внешних

   помех».

 

   Коммуникативные цели  собеседников обусловливают речевые  стратегии,

   тактики, модальность  и приемы ведения диалога. К  составляющим речевого

   поведения относятся  экспрессивность и эмотивность  высказываний.

 

   Приемы речевой  выразительности являются основой  приемов художественной

   литературы и ораторского  искусства; ср. приемы: анафоры, антитезы,

   гиперболы, литоты; цепочки синонимов, градации, повторы,  эпитеты, вопросы

   без ответа, вопросы  самоверификации, метафоры, метонимии,  иносказания,

   намеки, аллюзии, перифразы,  переадресацию третьему участнику;  такие

   средства выражения  субъективной авторской модальности,  как вводные слова и

   предложения [4].

 

                          2. Особенности письменной речи

 

   Письменность возникла  с конца 4-го - начала 3-го тысячелетия  до н.э.

   (Египет, Месопотамия). Следует сказать, что до возникновения  письма уже

   существовали средства  коммуникации, позволяющие в сжатой  форме передавать

   уже в то время  существенно возросший поток  информации с целью запоминания

   устных сообщений  - например, пиктограммы. Однако, очевидно, что такой

   способ кодирования  данных, как система специальных  знаков, более успешно

   позволял с помощью  графических элементов закреплять  мысль во времени и

   передавать ее на  расстоянии. Известны следующие  типы письма -

   идеографическое,  словесно-слоговое, слоговое (силлабическое),

   буквенно-звуковое (алфавитное), а также стенография.

 

   Письменная форма  является более поздней по  времени возникновения.

   Художественная литература  существует главным образом в  письменной форме,

   хотя реализуется  и в устной форме (например, художественное чтение,

   театральные спектакли,  любое чтение вслух).

 

   Русский национальный  язык включает в себя, наряду  с литературным языком,

   народно-разговорную  речь: просторечие, местные, или  территориальные

   говоры, жаргоны. Если  сопоставить диалектный и литературный  языки, то в

   первом увидим большое  разнообразие номинаций одних  и тех же понятий,

   предметов, явлений  с одинаковой или однотипной  стилистической

   характеристикой их  обозначений [11].

 

   Письмо - это созданная  людьми вспомогательная знаковая  система, которая

   используется для  фиксации звукового языка (звуковой  речи). В то же время

   письмо - это самостоятельная  система коммуникации, которая, выполняя

   функцию фиксации  устной речи, приобретает ряд  самостоятельных функций.

   Письменная речь  даёт возможность усвоить знания, накопленные

   человечеством, расширяет  сферу человеческого общения,  разрывает рамки

   непосредственного  окружения. Читая книги, исторические  документы разных

   времён и народов,  мы можем прикоснуться к истории;  культуре всего

   человечества. Именно  благодаря письменности мы узнали  о великих

   цивилизациях Древнего  Египта, шумеров, инков, майя и  др.

 

   Историки письма  утверждают, что письмо прошло  длительный путь

   исторического развития  от первых зарубок на деревьях, наскальных рисунков

   до звукобуквенного  типа, которым сегодня пользуется  большинство людей,

   т.е. письменная  речь вторична по отношению  к устной речи. Буквы,

   используемые на  письме,- это знаки, с помощью  которых обозначаются звуки

   речи. Звуковые оболочки  слов и частей слов изображаются  сочетанием букв, и

   знание букв позволяет  воспроизводить их в звуковой  форме, т.е. читать

   любой текст. Знаки  препинания, используемые на письме, служат для членения

   речи: точки, запятые,  тире соответствуют интонационной  паузе в устной речи

   [3].

 

   Основная функция  письменной речи - фиксация устной  речи, имеющая цель

   сохранить её в  пространстве и времени. Письмо  служит средством

   коммуникации между  людьми в тех случаях, когда  непосредственное общение

   невозможно, когда  они разделены пространством  и временем. С древних времён

   люди, не имея возможности  общаться непосредственно, обменивались  письмами,

   многие из которых  сохранились до сегодняшнего  дня, преодолев барьер

   времени. Развитие  технических средств сообщения,  как телефон, в какой-то

   мере уменьшило  роль письма. Но появление факса  и распространение сети

   Интернет помогают  преодолевать пространство и  вновь активизируют именно

   письменную форму  речи. Основное свойство письменной  речи - способность к

   длительному хранению  информации.

 

   Письменная речь  развёртывается не во временном,  а в статистическом

   пространстве, что  даёт пишущему возможность продумывать  речь, возвратиться

   к уже написанному,  перестроить предложения и части  текста, заменить слова,

   уточнить, осуществить  длительный поиск формы выражения  мысли, обратится к

Информация о работе Функциональные особенности устной и письменной форм речи