Функциональные особенности устной и письменной форм речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 09:35, реферат

Описание работы

Культура речи - сложное понятие. В быту, в обиходе под этим имеют в виду
правильную, грамотную речь. Но культура речи - это еще и целая отрасль
языкознания, называемая иногда ортологией. Культура речи как наука о языке
как раз и занимается выработкой и упорядочением разнообразных правил, а
правила речи интересуют каждого из нас.

Энциклопедия сообщает: «Высокая культура речи предполагает достаточно
высокий уровень общей культуры человека, сознательную любовь к языку,
культуру мышления. Вершиной речевой культуры, эталоном и «точкой отсчета»
явлений, осознаваемых в качестве нормативных, признается литературный
язык, где закрепляются и накапливаются, как в сокровищнице, культурные
традиции народа, достижения мастеров слова, писателей».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3

Глава 1.Общая характеристика форм речи…………………………………...…5

1.1.Устная форма речи………………………………………………………..…..6

1.2.Особенности письменноц речи……………………………………………..16

Глава 2. Функциональные особенности устной и письменной форм речи….22

2.1.Этика речевого общения и этикетные формулы речи…….………………22

2.2.Приветствие. Обращение…..………………………………………………..23

2.3.Этикетные формулы …….…………………………………………………..25

2.4.Эвфемизация речи…………………………………………………………...26

Заключение……………………………………………………………………….30

Список литературы………………………

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 74.96 Кб (Скачать файл)

 

   СОДЕРЖАНИЕ

 

   ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3

 

   Глава 1.Общая характеристика  форм речи…………………………………...…5

 

   1.1.Устная форма  речи………………………………………………………..…..6

 

   1.2.Особенности письменноц  речи……………………………………………..16

 

   Глава 2. Функциональные  особенности устной и письменной  форм речи….22

 

   2.1.Этика речевого  общения и этикетные формулы  речи…….………………22

 

   2.2.Приветствие. Обращение…..………………………………………………..23

 

   2.3.Этикетные формулы  …….…………………………………………………..25

 

   2.4.Эвфемизация речи…………………………………………………………...26

 

   Заключение……………………………………………………………………….30

 

   Список литературы………………………………………………………………32

 

   ВВЕДЕНИЕ

 

   Культура речи - сложное  понятие. В быту, в обиходе под  этим имеют в виду

   правильную, грамотную  речь. Но культура речи - это еще  и целая отрасль

   языкознания, называемая  иногда ортологией. Культура речи  как наука о языке

   как раз и занимается  выработкой и упорядочением разнообразных  правил, а

   правила речи интересуют  каждого из нас.

 

   Энциклопедия сообщает: «Высокая культура речи предполагает  достаточно

   высокий уровень  общей культуры человека, сознательную  любовь к языку,

   культуру мышления. Вершиной речевой культуры, эталоном  и «точкой отсчета»

   явлений, осознаваемых  в качестве нормативных, признается  литературный

   язык, где закрепляются  и накапливаются, как в сокровищнице, культурные

   традиции народа, достижения  мастеров слова, писателей».

 

   Литературный язык - форма исторического существования  национального языка,

   принимаемая его  носителями за образцовую, это  исторически сложившаяся

   система общеупотребительных  языковых элементов, речевых средств,  прошедших

   длительную культурную  обработку в текстах (письменных  и устных)

   авторитетных мастеров  слова, в устном общении образованных  носителей

   национального языка.

 

   Функция литературного  языка - обеспечение речевой коммуникации  в основных

   сферах деятельности  всего исторически сложившегося  коллектива людей,

   которые говорят  на данном национальном языке.

 

   Литературный язык  противопоставляется народно-разговорной  речи.

 

   Литературный язык  постоянно пополняется и обновляется  за счет

   народно-разговорной  речи. Развитие литературного языка  непосредственно

   связано с развитием  культуры народа, прежде всего  его художественной

   литературы. Язык художественной  литературы воплощает лучшие  достижения

   национальной речевой  культуры, основные достоинства  литературного языка

   одного народа, национального  языка в целом.

 

   Русский литературный  язык имеет две основных формы  существования: устную и

   письменную.

 

   В наше время,  время информационных технологий, обе формы речи тесно

   переплетаются друг  с другом. Обе формы речи играют  огромную роль в нашей

   жизни. И та и  другая занимают примерно одинаковое  место по своей

   значимости. С одинаковым  успехом любой письменный текст  может быть

   прочитан вслух,  а устный - записан при помощи  различных технических

   средств. Существуют  такие жанры письменной речи, которые предназначены для

   того, чтобы их озвучивали  со сцены или экрана телевизора. И наоборот ,в

   литературных произведениях  широко используются приёмы стилизации  под «

   устность»: диалогическая  речь, в которой автор стремится  сохранить

   особенности, присущие  устной спонтанной речи, монологические  рассуждения

   персонажей от первого  лица и т.п. Практика радио  и телевидения привела к

   созданию своеобразной  формы устной речи, в которой  устная и озвученная

   письменная речи  постоянно сосуществуют и взаимодействуют  (например,

   интервью).

 

   Актуальность данной  работы заключается в том, что  состояние современного

   русского языка  (расшатывание традиционных литературных  норм,

   стилистическое снижение  устной и письменной речи, вульгаризация  бытовой

   сферы общения)  давно вызывает беспокойство  как специалистов-филологов, так

   и представителей  других наук, всех тех, чья профессиональная  деятельность

   связана с речевым  общением.

 

   Целью данной работы  является изучение аспектов двух  форм литературного

   языка - устной и  письменной, а так же их сходства  и различия.

 

                    Глава 1. Общая характеристика  форм речи

 

   Русский литературный  язык существует в устной и  письменной формах. Каждая

   из них имеет  свою специфику и отличается  системой средств выражения,

   характером адресата  и восприятия. Устная речь является  первичной, и для

   языков, не имеющих  письменности, это единственная  форма их существования

   [4].

 

   Литературная устная  речь представлена двумя разновидностями  - речь

   разговорная и речь  кодифицированная (лат. Codificatio - систематизация

   знаков государства  по тдельным отрослям права). Разговорная  речь

   предполагает непринужденность  общения, неофициальность отношений  между

   собеседниками, неподготовленность, сильную опору на внеязыковую  ситуацию,

   использование невербальных  средств, принципиальную возможность  смены

   позиций «говорящий»  - «слушающий». Кодифицированная  речь используется

   преимущественно в  официальных ситуациях общения  - собрания, съезды,

   заседание комиссий, конференции, выступление по телевидению  и т.д. Чаще

   всего такая речь  бывает подготовлена (доклад, сообщение,  отчет,

   информация), в ней  нет значительной опоры на  внеязыковую ситуацию,

   умеренно используются  невербальные средства. Устная речь  звучит, в ней

   используются фонетические (звуковые) и просодические (греч. «просодиа» -

   учение о соотношении  слогов в стихе - ударные и  неударные, долгие и

   краткие) средства. Говорящий человек одновременно  творит и форму, и

   содержание речи, поэтому  она конечна во времени и  не поддается

   исправлению. Устно  общающиеся коммуниканты чаще  всего видят друг друга, и

   непосредственный  визуальный контакт способствует  взаимопониманию. Устная

   речь гораздо активнее  письменной - мы больше говорим  и слушаем, чем пишем

   и читаем. Шире и  ее выразительные возможности.  Б. Шоу по этому поводу

   заметил, что «есть  пятьдесят способов сказать «да»  и пятьдесят способов

   сказать «нет» и  только один способ это написать».

 

   Основой и письменной, и устной речи является литературная  речь,

   выступающая как  ведущая форма существования  русского языка, рассчитанная

   на сознательный  подход к системе средств общения,  при котором

   осуществляется ориентация  на определённые нормированные  образцы. Она

   является таким  средством общения, нормы которого  закрепляются как формы

   образцовой речи, т.е.  они фиксируются в грамматических  словарях, учебниках

   и т.д. Распространению  этих норм способствуют учебные  и культурные

   заведения, средства  массовой информации. Литературная  речь - абсолютно

   универсальна!

 

   На её основе  создаются научные сочинения,  публицистические произведения,

   деловая письменность  и др.

 

   Однако устная и  письменная формы речи являются  самостоятельными, имеют

   свои характеристики  и особенности [7].

 

                             1.1.Устная форма речи

 

   Без общения, как  без воздуха, человек не может  существовать. Способность

   общаться с другими  людьми позволила человеку достичь  высокой цивилизации,

   прорваться в космос, опуститься на дно океана, проникнуть  в недра земли.

   Общение дает возможность  раскрыть человеку свои чувства,  переживания,

   рассказать о радостях  и горестях, о взлетах и падениях.

 

   Общение для человека - его среда обитания. Без общения  невозможно

   формирование личности  человека, его воспитание, развитие  интеллекта.

 

   На первый взгляд, кажется, что содержание понятия  «общение» всем понятно и

   не требует особых  разъяснений. А между тем общение  - это очень сложный

   процесс взаимодействия  людей. Как справедливо отмечает  А.А. Леонтьев, в

   современной науке  об общении существует огромное  количество несовпадающих

   определение данного  понятия. Проблемами общения занимаются  представители

   разных наук - философы, психологи, лингвисты, социологи,  культурологи и др

   [11].

 

   Именно при помощи  речи чаще всего происходит  общение между людьми. Речевая

   деятельность человека  является самой сложной и самой  распространенной. Без

   нее невозможна  ни какая другая деятельность, она предшествует,

   сопровождает, а иногда  формирует, составляет основу  любой другой

   деятельности человека (производственной, коммерческой, финансовой,

   научной, управленческой  и др.).

 

   Устная речь  - это  звучащая речь, применяемая для  непосредственного

   общения, а в  более широком понимании - это  любая звучащая речь.

   Исторически, это  самая первая форма речи, она  возникла гораздо раньше

   письма. Материальной  формой устной речи являются  произносимые звуки,

   возникающие в результате  сложной деятельности органов  произношения

   человека. С этим  явлением связаны богатые интонационные  возможности устной

   речи. Интонация создаётся  мелодикой речи, интенсивностью (громкостью)

   речи, длительностью,  нарастанием или замедлением  темпа речи и тембром

   произнесения. В устной  речи большую роль играют место  логического

   ударения, степень  чёткости произношения, наличие  или отсутствие пауз.

   Устная речь обладает  таким интонационным разнообразием,  что может передать

   всё богатство человеческих  чувств, переживаний, настроений  и т.п.

   Восприятие устной  речи при непосредственном общении  усиливается благодаря

   мимике и жестам  говорящего человека. Так, жест  может выражать

   эмоциональное состояние,  согласие или несогласие, удивление  и т.д. Все эти

   лингвистические и  экстралингвистические средства  способствуют повышению

   смысловой значимости  и эмоциональной насыщенности  речи [10].

 

   Одной из особенностей  устной речи является - отсутствие  возможности

   вернуться в какой-то  определённый момент речи ещё  раз, в силу чего

   говорящий вынужден  мыслить и говорить одновременно, т.е. он думает как бы

Информация о работе Функциональные особенности устной и письменной форм речи