Флоренция - колыбель итальянского Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 21:40, реферат

Описание работы

В данной работе я хочу более подробно рассмотреть город который является колыбелью эпохи Возрождения. Выбранная мною тема мне импонирует т.к во первых, Флоренция до сих пор является оживленным художественным и культурным центром, а во вторых, потому что мне удалось посетить этот чудесный город и ощутить на себе его незабываемую, романтическую атмосферу.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Эпоха Возрождения 4
1.1. Зарождение культуры Возрождения 4
1.2 Основные этапы развития искусства Возрождения 8
Глава 2. Флоренция - колыбель итальянского Возрождения 15
2.1. История города Флоренция 15
2.2 Флоренция- центр Возрождения 17
Заключение 28
Список используемой литературы 29

Файлы: 1 файл

Реферат по культорологии ВГНА 2 курс(Флоренция).docx

— 60.22 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Флоренция - колыбель итальянского Возрождения

 

2.1 История города Флоренция

 

Возникновение Флоренции относится к эпохе  владычества этрусков, когда, возвышающийся  на холме  г. Фьезоле, господствовал  над всей долиной. Часть жителей этого города спустилась на берега р. Арно и основала там поселение, сначала маленькое, но вскоре, получившее бурное развитие, благодаря расположению, на дороге, ведущей непосредственно с севера на юг Италии; такое расположение, однако, делало вероятным вражески нападения и захватнические набеги. Вскоре римляне создали здесь свою колонию с пророческим названием Флоренция (что означает "Цветущая"). Уже в 1 в. до н.э. новый муниципий приобрел лидирующее положение среди городов римской Тусции. Пережив наиболее темные века Средневековья, город постепенно начал возрождаться в эпоху правителей династии Каролингов. вначале Флоренция входит в феодальные владения маркграфов Тосканы, среди которых следует упомянуть Уго и Матильду, но начиная с 11 в., город обретает все большую автономию: в 1115 году, по завершению борьбы против духовенства симонии и окрестных феодалов, в основном сформировалась Флорентийская коммуна; спустя десять лет новый город превосходил своего соперника г. Фьезоле. Вскоре внутри города, окруженного новыми стенами, выявились первые противоречия между феодалами и классом ремесленников, объединенных в Цехи и профессиональные корпорации. Эти противоречия привели к образованию двух партий- "гвельфов" (сторонников римского папы) и "гибеллинов" (сторонников императора), с заметным преобладанием первых. Гвельфы, в свою очередь, в конце 13 в. разделились на две партии, "белых" и "№черных"; в основе этого деления лежало давнее соперничество; партия "черных" поддерживаемая папой, в 1303 году отправила в изгнание приверженцев "белых", среди которых был и Данте алигьери. Тем временем Флоренция наращивала свою мощь, сражаясь с городами соперниками (Пистойей, Ареццо, Вольтеррой, Сиеной) и расширяя свою территорию. В конце 13 - начале 15 в., Флоренция стала одним из наиболее важных экономических и культурных центров Италии. Это была эпоха крупных объединений банкиров и купцов, а также расцвета производства шерсти и шелка. В первые десятилетия 15 в., Флоренция переживает ряд политических и экономических изменений; сначала в борьбе с последними гибеллинами, а затем в период господства Карло герцога Калабрийского и Готье ди Бриенн, герцога Афинского(1343г.). В 1348 году Флоренцию охватила сильнейшая эпидемия чумы, описанная Бокаччо в начальных главах его "Декамерона". В последние десятилетия 15 в. становятся все более яростными противоречия между "жирным народом", то есть богатой буржуазией, правящей городом посредством Старших цехов, и "тощим народом". Борьба достигла своего накала в "восстании чомпи" (бедных чесальщиков шерсти Средних и Младших цехов), в ходе которой наиболее низкие социальные слои населения, образовали свое правительство (1378г.). Но вскоре олигархия, возглавляемая Альбиции, одержала верх. Тем временем, богатое семейство Медичи, опираясь на " тощий народ", обретало все большое политическое влияние; вскоре была учреждена Синьория, которая, однако, продолжала сохранять внешние признаки республики. Основателю династии Медичи, Козимо старшему, наследовал Лоренцо великолепный, тонкий политик и большой меценат. время правления Лоренцо Великолепного (ум.1492 г.) является одним из наиболее ярких периодов в истории Флоренции, особенно то, что касается процветания культуры и искусства: это - эпоха Гуманизма и возвышенного искусства Возрождения. В конце 15 начале 16 вв., после изгнания Пьеро Медичи, сменившего Лоренцо, в городе возрождается свободная республика.

Этот  период ознаменован появлением Фигуры Джироламо Савонаролы. По возвращении  Медичи Флоренция оставалась под их владычеством вплоть до 1527 года, когда в результате нового восстания, городу был возвращен республиканский общественный строй. Но Медичи, поддерживаемым императором и римским папой, после ожесточайшей осады, удалось вернуться в город (1530 г.) Несмотря на неспокойную политическую жизнь, период между концом 15в. и первым десятилетием 16 в. был ознаменован выдающимися личностями искусства и литературы такими как Микеланджело, Макъявелли, Гвиччардини.

 

 

2.2 Флоренция - центр Возрождения

 

Эпоха Возрождения  в Италии прошла несколько этапов: раннее Возрождение, высокое Возрождение, позднее Возрождение. Родиной Возрождения  стала Флоренция.В XV веке Флоренция - мощная и агрессивная республика, во владениях которой насчитывалось  около 800 000 человек. В 1405 году она купила у генуэзцев город Пизу за 206 000 флоринов. Проданные пизанцы оказали вооруженное сопротивление покупательнице, но осенью 1406 года голод вынудил их сдаться. В 1421 году за 100 000 флоринов был куплен порт Ливорно. Гуманистическое мировоззрение, достигшее во Флоренции подлинного расцвета, явилось благодатной почвой для формирования искусства, ориентированного на мир реальный, а не потусторонний. Художники получили возможность обратиться к peaлизмy, хотя преимущественно оставались в рамках традиционных религиозных сюжетов, не помышляя об атеизме. В обществе пробудился огромньи интеpec к земному миру и к реальному человеку, что обусловило гакли возрождение искусства портрета, совсем угасшее в средние века. Изучая со страстью уцелевшие обломки античного мира, художники Ренессанса не пытались копировать их, а создали искусство новое и самобытное. Подлинным гимном творческой энергии Человека являются замечательные слова Пико делла Мирандола: «Человек - великое чудо... Бог не создал человека ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, для того чтобы человек сам сделался творцом собственной формы и чтобы он мог, согласно своей воле и своему выбору, или вырождаться в низшее и грубое существо, или возродиться в существо бoжecтвeннoe».1 Богатые флорентийцы продолжали возводить для себя величественные дворцы. Самым выдающимся является дворец семейства Строцци, сооружение которого началось в 1489 году по проекту Бенёдетто да Майано (после его смерти Дворец достраивал Симоне дель Поллайоло по прозвищ;у Кронака). Трёхэтажное, мощное, но очень элегантное здание сложено целиком из рустованных каменных блоков и увенчано широким римским карнизом. В период кватроченто были заново открыты и сформулированы нормы классической архитектуры. Изучение античных образцов вело к усвоению классических элементов архитектуры и орнамента – все это нашло отражение в архитектуре Флоренции.Во Флоренции - пространство, как архитектурный компонент, организовано в отличном от средневековых представлений образе. В его основу встала логика пропорций, форма и последовательность частей подчинены геометрии, а не интуиции, что было характерной чертой средневековых сооружений. Первым образцом периода можно назвать базилику Сан Лоренцо во Флоренции, построенную Филиппо Брунеллески (1377-1446).В течение этих лет в искусстве появляется стремление к органичному сочетанию средневековых традиций с классическими элементами. В храмовом строительстве основным типом остаётся базилика с плоским потолком или с крестовыми сводами, но в элементах - расстановке и отделке колонн и столбов, распределении арок и архитравов, внешнем виде окон и порталов, зодчие ориентируются на греко-римские памятники в стремлении образования обширных, свободных пространств внутри зданий. Впоследствии, постепенно, и в общей концепции, и в деталях основой произведений становятся образцы античного искусства.Чаще всего в оформлении зданий присутствует коринфский ордер с разнообразными видоизменениями капители. Новый стиль сильнее проникает в нехрамовую архитектуру: дворцы правителей, городских властей и знати, ранее подобные крепостям, не во всём отойдя от средневекового облика, изменяются, очевидно желание архитекторов соблюсти симметричность и гармонию пропорций. Этих постройки имеют гармонично просторные внутренние дворы, обнесённые в нижнем и в верхнем этажах крытыми галереями на арках, которые поддерживаются колоннами или пилястрами античной формы. Фасаду придаётся размеренность по горизонтали посредством изящных межэтажных карнизов и главного карниза, образующего сильный выступ под крышей.Таким образом, итальянские архитектурные памятники раннего Возрождения находятся в основном во Флоренции; среди них - элегантный и вместе с тем простой в техническом решении купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (1436) и палаццо Питти, созданные Филиппо Брунеллески, определившего вектор развития архитектуры Ренессанса; дворцы Риккарди, построенные Микелоццо-Микелоцци, дворцы Строци Бенедетто да-Майяно и С. Кронака, дворцы Гонди (Джулиано да-Сан-Галло, дворцы Руччеллаи Леона Баттиста Альберти. В Риме можно отметить малый и большой венецианские дворцы Бернардо ди Лоренцо, Чертоза в Павии Боргоньоне, палаццо Вендрамин-Калерджи П. Ломбардо, Корнер-Спинелли, Тревизан, Кантарини и дворец дожей в Венеции. К северу от Альп, а также в Испании, Раннее Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится, приблизительно, до середины XVI века, впрочем, о создании шедевров в этот период в других странах говорить нельзя.2В XV веке живопись во Флоренции достигла замечательных успехов. Художники в полную меру своих сил обратились к теме воплощения прелести реального мира и гармоничного человека. Сюжет фресок Гоццоли - библейский (шествие волхвов), но под видом волхвов представлено здесь множество флорентийцев, начиная с членов рода Медичи и кончая простолюдинами (на переднем плане изображен даже негр). Это многоликое шествие развертывается на фоне пленительного пейзажа: на далеких зеленых холмах высятся белокаменные многобашенные замки, вьются ведущие к ним дороги, тонкие стволы деревьев изящно поддерживают свои высокие и пышные кроны, порхают птицы, по сероватым гладким изломам гор движутся многолюдные процессии, а всадник с копьем, сопровождаемый собаками, стремится настичь проворно убегающую лань. Мир, изображенный Гоццоли, настолько прекрасен и привлекателен, что находится как бы на грани реальности. Это земной мир в восприятии человека гармоничной души. К XV веку во Флоренции полностью сформировался тип нового, энергичного человека, который силою мысли и интеллекта сумел обуздать в себе пагубные страсти и увидел мир в ином свете, ощутив его чарующую прелесть и отрадную гармоничность. Это новое гуманистическое мироощущение послужило основой великого искусства Возрождения, а традиционный демократический дух и политическая стабильность во Флоренции стали благодатной почвой для его расцвета. Дивная гармония царит в творениях выдающихся флорентийских художников фра Беато Анджелико (ок. 1387-1455) и Филиппо Липпи (1406-1469). Монах Анджелико, уроженец Фьёзоле, получил прозвище Беато (блаженный, счастливый), ибо в его картинах и фресках (в монастыре Сан Марко) отразилось такое настроение, что кажется, будто душа художника парит в невесомости. Спокойные, самоуглубленные лица; плавные очертания фигур, тонко проработанные красивые складки одежд, нежнейшие оттенки цвета, празднично нарядные пестрые крылья ангелов, их изящные хороводы на сочных лугах, усеянных цветами, деревья с кудрявыми кронами и обильными плодами — все это можно разглядывать бесконечно долго. Тем же благостным настроением проникнуты замечательные мадонны Филиппо Липпи; самая прелестная из них - «Богоматерь с младенцем и двумя ангелами» (находится в галерее Уффици во Флоренции); невозможно передать словами чистую и одухотворенную красоту лица мадонны; ее скромную, но изысканную прическу украшают жемчужины, сияющие матовым светом, а тончайшая вуаль, ниспадающая легкими складками, подвластна малейшему дуновению ветра. К числу известных флорентийских живописцев относится также Паоло Учелло (1397-1475), художник яркой индивидуальности, мастер смелых динамичных композиций, с равным совершенством писавший людей и лошадей; он был неистово увлечен выявлением закономерностей перспективы, лежащей в основе реального мира (для художников средне- вековья интерес представлял мир нереальный, умозрительный, и в их творениях господствовала обратная перспектива, при которой естественные формы искажались).

 Во Флоренции в XV-XVI веков высокого художественного уровня достигло искусство портрета. В галерее Уффици хранится портрет Козимо Медичи, написанный Понтормо. Некоронованный властитель Флоренции изображен в спокойной позе: он сидит в кресле, сложив руки и- повернув слегка склоненную голову боком к зрителю. В главе рода Медичи нет ничего парадного и театрального; на нем однотонное красное одеяние с глухим воротом и просторными рукавами. На портрете изображен некрасивый человек, худощавый и немолодой; на его умном и энергичном лице видна печаль, а пальцы рук плотно стиснуты. Он весь полон раздумий и забот, а жизнь его, как видно, очень далека от безмятежности и блаженства. Глядя на этот портрет, можно вспомнить слова Н. Макьявелли: «И все же в последние годы жизни Козимо испытал немало горя, ибо из двух его сыновей. Пьеро и Джованни, последний, на коего возлагал он больше всего надежд, умер, а первый, Пьеро, был человек больной и по телесной своей слабости не мог должным образом заниматься ни общественными, ни даже личными своими делами. Так что, когда однажды, вскоре после смерти сына, несомый слугами, он делал обход своего дома, случилось ему со вздохом промолвить: «Очень уж велик этот дом для такой небольшой семьи». Благородная душа его страдала и оттого, что не удалось ему увеличить владений Флорентийской республики каким-либо славным приобретением... Кроме того, он понимал, что из-за старческих своих недугов не может с прежним рвением вести ни общественные, ни личные свои дела, и видел, что и то, и другое идет плохо, ибо государство губят сами граждане, а имущество расхищают управители и сыновья. И все это не давало ему покоя в конце его жизни». Одним из выдающихся художников эпохи Возрождения был Андреа дель Кастаньо. В 1440-1450-х годах он создал замечательные фрески на вилле Пандольфини в Леньяйя (сейчас они находятся в Уффици), на которых изобразил знаменитых людей Флоренции; гибеллина-патриота Фаринату дельи Уберти, кондотьера (наемного предводителя войск) Пиппо Спано, великого Данте Алигьери. Это не портреты в прямом смысле слова, ибо художник никогда не видел этих давно умерших людей. Важно то, что у флорентийцев пробудился интерес к своей истории и выдающиеся предки изображены как люди активные и умные.Первые итальянские живописцы раннего Возрождения сохранили в своих работах многое из канонов средневековья. Это в первую очередь относится к знаменитым флорентийским художникам Джотто (1266-1337) и Мазаччо (1401-1428). Они расписывали храмы фресками, писали на религиозные сюжеты. Своим творчеством Джотто освободил живопись от канонов и влияния византийской иконописи. По аналогии с Данте Джотто считается последним живописцем средневековья и первым живописцем Возрождения. В XV в. были открыты законы перспективы. Мазаччо первым применил эти законы в живописи. Это позволило ему создавать объемные фигуры и помещать их как бы в трехмерном пространстве. В области скульптуры раннего Возрождения прославился Донателло (1386-1466), скрупулезно изучивший античные образцы, работы Фидия и Праксителя, а также римскую скульптуру. Самыми знаменитыми его работами были конная статуя известного кондотьера Гаттамелаты и статуя Давида.3 Повторимся, что в это же время складываются каноны итальянской гуманистической архитектуры и появляются первые ее теоретики, авторы концепции возрожденческой архитектуры. Одним из них был Леон Баттист Альберти (1404-1472), написавший "Десять книг об архитектуре", в которых излагалась новая архитектурная теория, основанная на творчестве античных зодчих. Альберти был также теоретиком возрожденческой живописи. Ему принадлежит трактат "О живописи", где он сформулировал теорию искусства живописи, опираясь на античное наследие и достижения своих современников. Один из крупнейших архитекторов Брунеллески (1377-1445) выработал свой самобытный стиль из сплава античной и романской архитектуры. Брунеллески возвел купол на знаменитом соборе Санта Мария дель Фьоре во Флоренции, строил церковные и гражданские здания. Ему принадлежит знаменитый палаццо Питти. Во второй половине XV в. в итальянском гуманизме оформилось философское направление Возрождения - флорентийский неоплатонизм. Крупнейшими его представителями являлись Марсилио Фичино (1433-1499) и Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494). В XV в. гуманистическое движение распространяется из Флоренции по всей Италии. Появляются новые центры ренессансной культуры, такие как Рим, Неаполь, Венеция, Милан. Правители украшали города прекрасными палаццо (дворцами), храмами, капеллами, построенными по возрожденческим архитектурным концепциям. Они собирали богатые библиотеки, редкие рукописи, антиквариат. Особенно в этом преуспели знаменитые Медичи, правители Флоренции. В период правления Лоренцо Медичи, получившего прозвище Лоренцо Великолепного, расцвет культуры Возрождения во Флоренции достигает своего апогея. Лоренцо Великолепный приглашал к своему двору знаменитых писателей, поэтов, художников, скульпторов и архитекторов со всей Италии. Некоторое время на службе у него находился знаменитый Микельанджело Буонаротти. Непримиримым противником флорентийских гуманистов выступил настоятель монастыря доминиканцев во Флоренции Джироламо Савонарола (1452-1498). Он выступал против правления Медичей, обличал папство, призывал церковь к аскетизму. Резко осуждая гуманистическую культуру, Савонарола организовывал публичные сожжения произведений итальянского искусства. В его кострах сгорели некоторые картины выдающегося итальянского художника Сандро Боттичелли (1445-1510), написавшего всемирно известные картины "Рождение Венеры", "Весна" и др. и создавшего серию рисунков к "Божественной комедии" Данте.

Величайший  мыслитель и художник Леонардо да Винчи (1452-1519), живший с 1469 года во Флоренции, остался также вне сферы влияния  окружения Лоренцо Великолепного. Леонардо, человек исключительно  широкого кругозора и универсальной  одаренности, оставил после себя сравнительно мало произведений живописи, ибо не всегда cчитaл ее главным  занятием в жизни, о чем пожалел  на склоне лет. Как художник он сформировался во Флоренции, обучаясь в мастерской Андреа Верроккьо. В 1482 году Леонардо уехал и значительную часть жизни провел вне родины, окончив свои дни в далекой Франции (именно поэтому; Лувр располагает самой богатой коллекцией его картин). Во Флоренции произведений Леонардо сохранилось до обидного мало: «Благовещение» и незаконченное «Поклонение волхвов» (известно, что его- кисти принадлежит также , один ангел в «Крещении Христа» Андреа Верроккьо). «Благовещение», написанное в 1470-х годов, находится в галерее Уффици. Это крупное полотно, длиной около двух с половиной метров. Нежная красота и гармония всей композиции производят завораживающее впечатление. К 1478 году относится хранящаяся в Эрмитаже «Мадонна Бенуа», самая ласковая и добрая из всех мадонн. Вероятно, в 1470-1490-х годах. написана вторая из находящихся в России картин Леонардо - дивная «Мадонна Литта» (название первой обусловлено тем, что ее принадлежность кисти Леонардо установил Александр Бенуа, а вторая ранее входила в состав коллекции герцогов Литта).4 Около 1503 года Леонардо да Винчи, находясь во Флоренции, написал один из самых удивительных портретов во всем мировом искусстве: его Джоконда (Монна Лиза, жена флорентийского купца) обладает поистине волшебной притягательностью. Ни одному художнику никогда еще. не удавалось воплотить столь богатую гамму человеческих качеств; Джоконде присущи гармоничная красота, сознание высокого человеческого достоинства, твердая уверенность в своих силах, ясный ум, проницательность (давно замечено, что она внимательно разглядывает зрителя) и множество других свойств; а если смотреть на Портрет с близкого расстояния, то его глубокий влажный коричнево-зеленоватый колорит как бы перевертывает восприятие и Монна Лиза с ее еле уловимой улыбкой начинает казаться недоброй, хитрой и скрывающей в себе великое множество тайн. В 1503 году флорентийцы поручили Леонардо написать огромную батальную фреску на одной из стен зала Совета Пятисот в Палаццо Веккьо. К величайшему сожалению, сделанные эскизы погибли, а роспись по ним так и не была осуществлена.В конце XV века флорентийцы продолжали заниматься строительством на благо города: по проекту Симоне дель Поллайоло, по прозвищу Кронака, во дворце Синьории (Палаццо Веккьо) создали грандиозный зал высотою более чем в 22 м при длине в 53 м 70 см и ширине в 18 м 70 см.

 Зал предназначался для заседаний Совета Пятисот граждан, которые должны были здесь избрать Совет Восьмидесяти, созданный в помощь Синьории после изгнания Медичи. В XVI в. стены его украсились грандиозными фресками на батальные темы из истории Флоренции, написанные Джорджо Вазари и другими художниками; в нише между окнами стоит аллегорическая статуя «Победа», изваянная Микеланджело около 1532-1534 годах. В 1501 году Микеланджело вернулся из Рима, прославившись своей великолепной скульптурной группой «Оплакивание Христа» (Pieta). Между тем во Флоренции продолжались работы по отделке собора. Во дворе, отведенном для этого около собора, уже несколько лет находилась гигантская глыба превосходного белого мрамора; один ваятель принялся было высекать из нее статую, но только испортил камень и бросил работу. На просьбу Микеланджело отдать ему этот мрамор лица, руководившие строительством собора, охотно ответили согласием, рассудив, что камень все равно испорчен и что бы из него ни сделали, все будет лучше, чем валяться ему без всякой пользы. В 1504 году Микеланджело закончил работу, создав одно из величайших творений искусства. Он изваял библейского героя Давида в момент высшего напряжения сил, когда тот готов метнуть из пращи смертоносный камень в злого великана Голиафа. Бронзовые Давиды, созданные в XV веке. Донателло и Верроккьо, были изящными мальчиками-подростками, преисполненными гармонии и очарования юности. Давид, созданный Микеланджело, - гигантская статуя, достигающая в высоту более 4 метров. Это едва ли не самый героичный образ во всем мировом искусстве; он весь наполнен монументальной энергией, движением, целеустремленностью и вместе с тем являет собой образец возвышенной и одухотворенной красоты; он воплотил в себе, все лучшие человеческие качества, и прежде всего стремление к свободе и активную: борьбу за нее. Именно это отвечало в тот момент настроениям большинства флорентийцев, избавившихся от единовластия Медичи и гордившихся обретенной независимостью. Давида торжественно установили на площади Синьории у входа в Палаццо Веккьо на том месте, где стояла бронзовая «Юдифь с головою Олоферна» Донателло. Флорентийцы передвинули ее на другое место, считая, что она приносит несчастье, ибо тема ее - смерть, и «нехорошо, когда женщина убивает мужчину. Сначала мрачную Юдифь перенесли в Палаццо Веккьо, затем в Лоджию деи Ланци, а в 1919 году вернули на прежнее место, где она и стоит рядом с мраморной копией Мардзокко, геральдического льва, символа флорентийской республики, изваянного тоже Донателло (подлинник находится в Барджелло).

 Давида в 1873 году перевезли в Галерею Академии, а на прежнее место водрузили мраморную копию; справа от копии Давида стоит скульптурная группа почти такого же размера, изображающая Геркулеса, победившего Какуса. Ее изваял в 1534 году Баччо Бандинелли, соперник Микеланджело, безуспешно пытавшийся его превзойти. В 1504 году Микеланджело заказали роспись стены (роспись другой стены выполнял Леонардо Ла Винчи). Оба мастера сначала создали эскизы на картоне: Леонардо изобразил битву флорентийцев с миланцами в 1440 году при Ангиари, Микеланджело - битву своих соотечественников с пизанцами в 1364 году при Кашине. В 1505 году оба картона были представлены в готовом виде и произвели потрясающее впечатление. К величайшему сожалению, картоны впоследствии погибли, а роспись по ним так и не была осуществлена.5

Информация о работе Флоренция - колыбель итальянского Возрождения