Флоренция - колыбель итальянского Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 21:40, реферат

Описание работы

В данной работе я хочу более подробно рассмотреть город который является колыбелью эпохи Возрождения. Выбранная мною тема мне импонирует т.к во первых, Флоренция до сих пор является оживленным художественным и культурным центром, а во вторых, потому что мне удалось посетить этот чудесный город и ощутить на себе его незабываемую, романтическую атмосферу.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Эпоха Возрождения 4
1.1. Зарождение культуры Возрождения 4
1.2 Основные этапы развития искусства Возрождения 8
Глава 2. Флоренция - колыбель итальянского Возрождения 15
2.1. История города Флоренция 15
2.2 Флоренция- центр Возрождения 17
Заключение 28
Список используемой литературы 29

Файлы: 1 файл

Реферат по культорологии ВГНА 2 курс(Флоренция).docx

— 60.22 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Всероссийская государственная  налоговая академия Министерства финансов Российской Федерации»

 

 

Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин

 

Реферат

по  культорологии

 

 

 

на  тему:

Флоренция - колыбель итальянского Возрождения

 

 

 

 

Выполнила студентка 

группы:  ЭЗ-202

 

Голубева Екатерина Юрьевна

                                                                                                                                                 фамилия, имя, отчество

 

Преподаватель

______________________

фамилия, имя, отчество

 

 

 

 

 

 

Москва 2012

 

 

 

Содержание

 

 

Введение3

 

Глава 1. Эпоха Возрождения 4

    1. Зарождение культуры Возрождения4
    1. Основные этапы развития искусства Возрождения8

Глава 2. Флоренция - колыбель итальянского Возрождения 15

    1. История города Флоренция15

2.2 Флоренция- центр Возрождения17

Заключение28

Список используемой литературы29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Эпоха Возрождения была едва ли не самым плодотворным периодом в истории  искусства и подарила миру целую  плеяду гениев. В ту пору тон всем странам Европы задавала Италия, и  в искусстве возобладали верность античным идеалам и реализм изображения. Термином "Возрождение" (или "Ренессанс") именуют время великих культурных перемен 15-16 вв., которые начались в Италии и со времен охватили почти всю Европу. В эпоху Возрождения существенно изменились человеческие ценности. Всплеск деятельности и могучая вера во внутренние силы и возможности человека стали основой процветания искусств и нового видения роли прекрасного и его творцов в жизни общества. В силу целого ряда причин Возрождение началось с Италии. Помимо художественных традиций, эта страна накопила богатства, равных которым не было во всей Европе, а купцы и банкиры независимых и процветающих городов на ее землях, желая прославить свои имена, заказывали портреты, возводили дворцы и с большой пышностью украшали молельни и усыпальницы. Сочетание роскоши с меценатством, хотя само по себе еще не гарантировало появления великих творений искусства, все же давало художникам возможность развивать свои таланты и раскрывать их в полной и поражающей воображение мере.

В данной работе я хочу более подробно рассмотреть город который является колыбелью эпохи Возрождения. Выбранная мною тема мне импонирует т.к во первых, Флоренция до сих пор является оживленным художественным и культурным центром, а во вторых, потому что мне удалось посетить этот чудесный город и ощутить на себе его незабываемую, романтическую атмосферу.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Эпоха Возрождения

 

    1. Зарождение культуры Возрождения

 

Возрождение, Ренессанс (франц. Renaissance, итал. Rinascimento), в истории культуры стран Западной и Центральной  Европы эпоха, переходная от средневековой  культуры к культуре нового времени (приблизительные хронологические  границы В.: в Италии — 14—16 вв., в  других странах — конец 15—16 вв.). Наиболее отличительные черты культуры Возрождения, антифеодальной в своей  основе, — светский характер, гуманистическое  мировоззрение (см. Гуманизм), обращение  к античному культурному наследию, как бы «возрождение» его.

Предшественницей культуры Возрождения, носившей городской характер, была средневековая городская культура; она уже задолго до Возрождения  несла в себе многие тенденции, которые  смогли получить полное развитие только в новую историческую эпоху. В  рамках средневековой феодальной культуры известны периоды подъёма искусства  и науки, иногда связанные с интересом  к античности (например, «Каролингское  возрождение»); появлялись элементы гуманистической  этики, реализма в искусстве. В отличие  от этих явлений, перелом в идейной  и культурной жизни, каким явилось  В., был связан с коренными социально-экономическими сдвигами в европейском обществе 14—16 вв. Он отвечал новым общественным потребностям. Культура Возрождения  возникла в эпоху, когда старые феодальные отношения разлагались, в наиболее экономически развитых странах и  районах Европы (прежде всего в  городах Северной и Средней Италии) начали появляться первые ростки раннекапиталистических отношений и из средневекового сословия горожан стали формироваться  первые элементы буржуазии. В этих условиях возросшей деловой активности на передний план выдвигалась человеческая личность, обязанная своим положением и успехами не знатности предков, а собственным усилиям, предприимчивости, уму, знаниям, удаче. Человеку становились тесны рамки сословно-феодальных отношений, корпоративной связанности, церковно-аскетической морали, средневековых традиций. Он начинает по-иному видеть себя и мир природы, изменяются критерии его оценок, эстетические вкусы, отношение к окружающей действительности и к прошлому. Носителями нового мировоззрения стали люди разных профессий и разного социального положения — городская интеллигенция той эпохи — поэты, филологи, философы, художники, — представители тех отраслей знания, которые, имея своим объектом человека и всё человеческое (лат. studia humaniora), противопоставлялись «схоластическому» изучению «божественного» (studia divina). Отсюда их наименование — гуманисты (от лат. homo — человек, humanus — человеческий), а нового мировоззрения — гуманизм. Гуманисты выступили против контроля католической церкви над деятельностью человека и его образом мысли. Были подвергнуты критическому пересмотру сковывавшие свободное развитие мысли авторитеты, традиции и догмы, на которые опиралась средневековая мораль; провозглашено право на свободу научного исследования. Возникли светская наука, литература и искусство. С разрушением старых феодально-религиозных представлений и с созданием новой системы ценностей, соответствовавшей зарождавшейся буржуазной эпохе, был связан и антропоцентризм (от греч. ánthrōpos — человек) нового мировоззрения. Центром мироздания был объявлен человек, понимаемый отныне как часть природы, как наиболее совершенное её творение. Человек, его переживания, его внутренний мир, его «земная» жизнь становятся главными темами литературы и искусства. В противовес феодально-церковному аскетизму, проповеди пассивности, новая гуманистическая этика превозносила право на естественные, данные природой потребности и склонности, возвеличивала человеческую деятельность. Стал формироваться идеал гармонической, свободной, всесторонне развитой («универсальной») творческой личности. Жизнерадостный оптимизм, представление о безграничных возможностях человека, его воли и разума, «героический энтузиазм» (Дж. Бруно), гармоничность и цельность мироощущения органически присущи гуманистическому мировоззрению в его наиболее классическом выражении, особенно в Италии.

 

 

  Утверждая новое мировоззрение,  гуманисты обратились к античному  наследию (в средние века хотя  и неполностью забытому, но сильно  искажённому). В античной культуре  Возрождения открывало родственный  ему гуманистический (человечный) неаскетический дух, «языческий»  интерес ко всему «посюстороннему», нормы нравственного и прекрасного,  основанные на изучении природы  и человека. Гуманисты много сделали  для восстановления и распространения  античного наследия, тщательно собирая  и изучая античные рукописи, памятники  античного искусства. В 15 в.  благодаря учёным, эмигрировавшим  из Византии в Италию, были  впервые переведены почти все  древнегреческие поэты (в том  числе Гомер) и философы (в том  числе большинство диалогов Платона). Тексты античных произведений, известных  и средневековой Европе, уточнялись, освобождались от средневековых  наслоений и ошибок и переосмысливались.

Но культура Возрождения не была простым возвращением к античной. Она её развивала и интерпретировала по-новому, исходя из новых исторических условий. Не меньшее значение, чем  античное влияние, имели в культуре Возрождения связи с национальной традицией. Огромную роль в распространении  античного наследия и новых, гуманистических  взглядов сыграло изобретение (середина 15 в.) и распространение в странах  Европы книгопечатания. В типографиях  Флоренции, Венеции (Альд Мануций), Базеля (И. Фробен), Парижа (А. Этьенн), Лиона (Э. Доле), Антверпена (К. Плантен), Нюрнберга  и др. печаталась античная и гуманистическая  литература; многие типографы того времени сами были выдающимися гуманистами.

 

 

Сложным (и во многом спорным в  науке) является вопрос о хронологических  границах культуры Возрождения, её территориальном  распространении, национальных особенностях. Далеко не все явления культуры эпохи (15—16 вв.) были ренессансными. Наряду с  культурой Возрождения в этот период продолжала существовать старая средневековая культура. Степень  распространения ренессансной культуры в разных странах была весьма различной. Возникнув в Италии — стране наиболее развитой городской жизни того времени, где рано и весьма существенно  было подорвано экономическое и  политическое влияние феодалов и  уже в 13—14 вв. появились первые зачатки  раннекапиталистического производства, Возрождение в Италии же получило свои наиболее завершённые, классические черты (существует точка зрения, согласно которой, о Возрождении, как о  целой эпохе, можно говорить только применительно к Италии). На возникновение  и характер Возрождения в Италии оказало влияние и то, что её территория ранее была центром античной цивилизации, античное влияние и  национальные традиции здесь таким  образом сближались. На материале  изобразительного искусства и архитектуры (и прежде всего применительно  к Италии) искусствоведы выработали периодизацию культуры Возрождения. В  итальянском Возрождении, не считая предренессансных явлений рубежа 13—14 вв. (см. Проторенессанс), различают: Раннее Возрождение (в изобразительном  искусстве и архитектуре — 15 в., но в итальянской гуманистической  литературе — уже с 14 в.), Высокое  Возрождение (конец 15 — 1-я четверть 16 вв.), Позднее В. (16 в.). Эту периодизацию современные исследователи распространяют иногда и на другие страны, но при  этом хронологические рамки отдельных  этапов культуры Возрождения отличаются от итальянских. Распространение (более  позднее) Возрождения в других странах  — во Франции, в далматинских городах, в Нидерландах, Германии, Англии, Испании, ряде других стран Европы, подготовленное национальным развитием, в то же время происходило уже в значительной степени под влиянием усвоения достижений итальянской гуманистической культуры. Италия стала настоящей «школой» европейского гуманизма, сюда устремлялась передовая интеллигенция других стран Европы. Знакомству некоторых стран (особенно Франции) с итальянской гуманистической культурой способствовали Итальянские войны 1494—1559.

 

1.2 Основные этапы развития искусства Возрождения

 

Этап  Раннего Возрождения (XV в.) явился необычайно плодотворным для развития всего мирового, а не только итальянского искусства. Раннее Возрождение (Кватроченто) знаменовало собой появление и расцвет множества индивидуальностей практически во всех видах искусства и художественной деятельности. Вера гуманистов в разум и безграничные человеческие возможности принесли свои плоды. Художников высоко ценили и уважали. Приглашали к своему двору римские папы, герцоги и короли. Однако их искусство не становилось при этом придворным. Высоко ценилась личная свобода художника. О свободе человека и его месте в мире великий гуманист П. Мирандолла писал: «В конце дней творения создал Бог человека, чтобы он познал законы вселенной, научился любить ее красоту, дивиться ее величию. Я, - говорил творец Адаму, - не прикрепил темя к определенному месту, не обязал определенным делом, не сковал необходимостью, чтобы ты сам, по собственному желанию, избрал место, дело и цель, какие ты свободно пожелаешь, и владел ими… Я создал тебя существом не небесным, но и не только земным, не смертным, но и не бессмертным, чтобы ты…сам себе сделался творцом и сам выковывал окончательно свой образ. Тебе дана возможность пасть на степень животного, но также и возможность подняться до степени существа богоподобного – исключительно благодаря твоей внутренней воле».  
Основателями изобразительного искусства раннего Возрождения по праву считаются художник Мазаччо, скульптор Донателло, а также архитектор и скульптор Брунеллески. Все они работали во Флоренции в первой пол. XV в., но их творчество оказало заметное влияние на художественную жизнь всего Возрождения. Художником «мужественного стиля» называли Мазаччо, поскольку он сумел создать в живописи объемные «скульптурные» образы, используя трехмерную пространственную глубину полотна. Он по-новому увидел действительный мир и по-новому запечатлел его средствами живописи, что неизбежно привело к изменению не только художественного языка, но и пространственно-художественного мышления в целом. Донателло принадлежала заслуга в создании школы рельефного искусства, а также круглых статуй, свободно существующих вне архитектурного целого. Брунеллески удалось создать светскую по духа, изящную и легкую архитектуру, возродив традиции античности на новой почве, доведя рационализм и гармонию до своего совершенства. Унаследованный от греков и основанный на рационализме художественный метод зажил в эпоху Возрождения новой жизнью.  
Художник позднего Кватроченто Сандро Боттичелли в своих произведениях создал удивительно одухотворенные и прекрасные женские образы («Весна» и «Рождение Венеры») и другие. С. Боттичелли обладал редким даром соединять в своем искусстве черты античной и христианской мифологии. Другой особенностью его манеры являлось тяготение к готике. Сквозь умело построенные ритмические композиции и использование волнистых линий просвечивает неземная красота земных женщин, скрытая под покровом легкой вуали. Присутствие ореола таинственности и нежности способствовало созданию необыкновенно легких и совершенных женских образов, вошедших в сокровищницу мирового искусства.  
Высокое Возрождение.  
Искусство Ренессанса не стояло на месте: если для Раннего Возрождения были характерны поиски и стремление создать новое, то Высокое Возрождение отличала зрелость и мудрость, сосредоточенность на главном. Именно в то время были рождены шедевры, ставшие символами не только всей эпохи, но также шедеврами мировой культуры всех времен и народов.  
Главной фигурой в культуре этого периода, безусловно, являлся Леонардо да Винчи, чей талант отличался разносторонностью. Вершиной творчества Великого Леонардо по праву считается создание образа Моны Лизы (Джоконды), тайна которой до сих пор остается неразгаданной и она ушла вместе с ее автором. Величие и спокойствие, горделивая осанка и отсутствие надменности и фальши, гениально и просто подчеркивают истинный облик вечной женственности, парящий над всем лживым, неистинным, сиюминутным и недостойным внимания. Созданный Леонардо на все века образ прекрасной женщины предстает перед зрителем на фоне достаточно абстрактного пейзажа, который мало занимал внимания у художников Возрождения. Пейзаж также подчеркивал обобщенность и символичность образа, его вневременность. «Джоконде» удалось затмить многие шедевры мирового искусства, созданные как самим Леонардо, так и другими художниками.  
Позднее Возрождение.  
Позднее Возрождение со всей очевидностью обнаружило кризис гуманизма, который сумел гениально отразить в своем творчестве В. Шекспир. Образ Гамлета стал во многом символичным. В нем наилучшим образом выражено стремление осуществить свой жизненный выбор, согласующийся с законами совести. «Быть или не быть?» поистине стал вопросом всех вопросов, которые когда-либо волновали человечество и отдельную личность. Поиски собственного пути и смысла жизни, а также намерение осуществить правильный выбор сегодня актуальны как никогда. Величие и масштабность шекспировского героя свидетельствуют о гениальности его создателя, вошедшего в плеяду «титанов» эпохи Возрождения.  
С конца XV в. назревает кризис гуманизма, вызванный во многом политическим и экономическим ослаблением Италии. В связи с открытием Америки (1494 г.) торговля с Северной Италией и ее экономическое могущество идет на убыль, она подвергается военному разорению и теряет независимость. Неустойчивость миропорядка, его ценностей и как следствие этих процессов кризис идеалов, которыми жило не одно поколение гуманистов.  
Со всей очевидностью черты кризиса гуманизма отразились в творчестве литературных гениев позднего Возрождения – Шекспира и Сервантеса. Не случайно мир представлялся Гамлету «садом, поросшим сорняками». Весь мир для него – «тюрьма с множеством затворов, темниц и подземелий, причем Дания – одна из худших». Эгоистическая воля отдельных людей все больше препятствовала свободному развитию человеческой личности. Гамлетовский вопрос «быть или не быть?» заключал в себе всю противоречивость эпохи позднего Возрождения, а также трагизм человеческой личности в ее стремлении быть свободным в несвободном мире.  
В отличие от Шекспира, Сервантесу удалось показать те же процессы, происходящие с миром и отдельным человеком, но уже в комической форме. Созданный им образ Дон-Кихота – идеального героя, живущего по своим собственным законам, согласующимся с общими представлениям о добре и зле, также стал нарицательным. Однако идеальные герои могли существовать только в мире искусства, а реальный мир продолжал жить по своим жестким законам зарождающегося капитализма, который диктовал свои устои человеческого общежития. Неизбежно, что борьба героя Сервантеса с ветряными мельницами не могла закончиться удачно, а у расчетливого и бережливого новоявленного буржуа вызывала только смех и ничего, кроме смеха.

Северное Возрождение.  
Благодаря бурно развивающимся экономическим и культурным связям, возросшему интересу к образованию, а также общности тенденции в развитии истории европейских народов и становлении их государств, идеи и эстетические идеалы итальянского возрождения распространились по всему европейскому континенту севернее Италии. При этом, Северное Возрождение не стало копировать достигнутое, а внесло свой неповторимый вклад в эпоху Ренессанса и создало свои шедевры. В культуре XV-XVI вв. в Германии, Франции и Нидерландов еще сохранялось готическое искусство средневековья, однако все заметнее тенденции эволюции от религиозной схоластики в сторону создания светского искусства.  
Заметный вклад в искусство Северного Возрождения внесли такие художники, как Питер Брейгель и Иероним Босх, творчество которых в течение нескольких столетий оказывалось в тени, но с конца ХХ в. вызывает все более пристальный интерес. Нидерландского художника П. Брейгеля называют «мужицким» и его картины нельзя спутать с другими ввиду искреннего интереса художника к быту простых крестьян. Брейгель как никто другой реалистически точно живописует не только сами образы, но и обстановку, в которой живут его герои, проявляя интерес к деталям крестьянского быта. Однако не только сюжеты из крестьянской жизни находятся в поле зрения художника, но и природа, подчеркивающая естественность жизни простолюдинов, которым чужды дворцы и красивая одежда, затейливые прически и наряды. Взгляд Брейгеля не беспристрастен: он останавливает свое внимание на житейских ситуациях, в которых проявляются характеры обыкновенных и во многом несовершенных людей, к которым художник проявляет искренний интерес и относится с теплотой и пониманием, а нередко и с иронией (как, например, в картинах «Страна лентяев» или «Крестьянский танец»). Брейгель демонстрирует свое мастерство не только в умении создавать образы своих современников, лица которых «не обезображены интеллектом», но и использует сочный и теплый колорит, подчеркивающий отношение к своим героям. Помимо жанровых полотен, Брейгель подарил миру прекрасный зимний пейзаж «Охотники на снегу», ставший шедевром мирового искусства пейзажа. А его известная картина «Слепые» достигает символической обобщенности и глубины в трактовке образов, обращая внимание на то, что именно несовершенство рода человеческого, его слепота и безверие среди прочих недостатков ведут к гибели. И как важно, кто является поводырем человека, кто ведет его по жизненному пути – такие же, как он – слепцы и убогие, или более совершенные?  
Символические образы искусства требуют разгадки, вдумчивого знакомства с творениями великих художников, их биографией, эстетическими традициями и исторической обстановкой, в которой создавались произведения. К созданию символических образов прибегают далеко не все художники, а лучшие из лучших. Символизация образов была присуща также другим выдающимся мастерам Северного Возрождения – например, И. Босху и А. Дюреру.  
Отличительной чертой живописи Северного Возрождения, по сравнению с итальянским, явилось создание прекрасных реалистических портретов, принадлежащих кисти Ян Ван Эйка, Ганса Гольбейна Младшего, Лукаса Кранаха и других мастеров живописи. Образ человека в портретах этих художников заметно интеллектуализируется и все более приобретает индивидуальные черты. Внимание художников все чаще сосредоточивается на деталях: становятся важными и представляющими интерес и обстановка (интерьер дома), и одежда, и позы, и прически и т.д. Уточняются и детализируются пейзаж и жанровые сцена из повседневного быта. Изобразительное искусство отразило тенденции, которые появились в жизни отдельного человека того времени, интересы своих современников, потребности которых все более приземлялись и уже не столь часто их взор был обращен с грешной земли на небо.  
Античный идеал гармоничного и совершенного душой и телом человека оказался для эпохи Возрождения во многом недосягаемым, в то же время оставаясь весьма притягательным. Одним из парадоксов и противоречий культуры этой эпохи явилось то, что с одной стороны, - оно стремилось полностью отказаться от предшествовавшей ей религиозной культуры средневековья, а с другой, - вновь обратиться к религии, реформируя ее в соответствии с новыми общественными потребностями, новыми идеалами нарождающегося класса буржуа. Искусство не могло не отразить это противоречие.  
Несмотря на новизну художественных средств (прямая перспектива, позволяющая передавать объем на плоскости, умелое использование светотени, локальных цветов, появление все еще условного, но уже более реалистического пейзажа и т. д.), художники Ренессанса продолжали использовать традиционные мифологические сюжеты. Однако Мадонны с младенцами лишь отдаленно напоминали изображение Богоматери. Лица молодых итальянок уже не отличались просветленностью, не были обращены к поднебесью, а были вполне реальны и полны жизни. И хотя религиозные сюжеты и образы еще являлись предметом искусства, однако они все более становились лишь объектом эстетического созерцания, воспринимались современными «телесными очами». Живопись на религиозные сюжеты уже не взывала к молитвенному сосредоточению и горению, как икона, а лишь напоминала о священной истории, канувшей в лету.  
Культура Ренессанса явилась во многом переломным этапом всей европейской культуры. С этого времени и искусство и, в целом, вся духовная культура пойдут по пути своей десакрализации, ставя и решая совсем иные задачи, чем в предшествующие эпохи. Это приведет к тому, что советское искусство и наука со временем утратят полноту духовного опыта, которым они обладали ранее.

Информация о работе Флоренция - колыбель итальянского Возрождения