Древнерусская культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 17:34, реферат

Описание работы

В период складывания и расцвета феодализма на Руси (X -XVII вв.) искусство формировалось на основе достижений художественной культуры восточнославянских племен и обитавших до них на этих землях скифов и сарматов. Естественно, что культура каждого племени и региона имело свои самобытные черты и испытывало влияние соседних земель и государств.
Особенно ощутимым было влияние Византии с момента принятия Русью христианства (988 г.). Вместе с христианством Русь восприняло традиции античной, прежде всего греческой, культуры.

Содержание работы

1.Введение
2.Архитектура
3.Просвещение, письменность, книжное дело
4.Искусство периода феодальной раздробленности
5.Иконопись
6.Музыка и театр
7.Заключение
8.Список литературы

Файлы: 1 файл

Культурология.docx

— 50.28 Кб (Скачать файл)

С конца XI в. растет новый город  Владимир, ставший в XII в. Политическим центром Ростово- Суздальского княжества, получившего название Владимиро-Суздальского.

Замечательным сооружением времени  Андрея Боголюбского была небольшая церковь на Нерли 1165 г. Церковь, стоящая на берегу реки, среди заливных лугов, окаймленных лесами, является замечательным памятником мирового зодчества. План ее типичен для второй половины XII в. (храм – четырехствольный, однокупольный, с тремя апсидами, покрыт по закомарам). Однако зодчие Андрея Боголюбского слегка вытянули план церкви Покрова с востока на запад и тем самым лишили его кубической массивности. А алтарные апсиды получили более облегченный характер. Вертикальные членения преобладают над горизонтальными; узкие щелевидные окна с дробной профилировкой откосов и декоративная обработка стен почти уничтожают ощущение материальной весомости камня. Особенностью этого сооружения является необычная легкость и стройность пропорций, устремленность вверх, классическое чувство меры и ясность. Аркатурно – колончатый пояс проходит выше уровня хор. Тонкие полуколонки с изящными резными капителями украшают апсиды, сложные пилястры с приставными колонками образуют мощные пучки вертикали. Центральные закомары северной, южной и западной сторон украшены белокаменными рельефами, изображающими благославляющего Давида с гуслями, львов и птиц; в боковых закомарах изображены грифоны, терзающие ягненка. Вокруг храма с трех сторон проходит фриз из женских масок, по сторонам окон лежат львы. Мастера церкви Покрова на Нерли широко использовали темы псалтырь и (прославление красоты вселенной), а также приемы народного творчества, существовавшие еще в резьбе по дереву древних славян.

Внутри храм производит впечатление  изумительной легкости и высоты, благодаря  низко опущенным хорам, обилию вертикальных линий и т.д.

Эта гармоничная легкая и стройная церковь в древности была частью монастыря и с южной стороны  имела двухэтажную башню с  лестницей, от резного убранства  которой сохранились изображения  барсов и грифов. Раскопки последних  лет дали возможность Н. Н. Воронину восстановить первоначальный облик  церкви. Она стаяла на глубоком белокаменном фундаменте, представляющий своеобразный постамент. С трех сторон ее окружала открытая галерея, придававшая композиции храма торжественность и величавость. Монументальная живопись владимиро-суздальских  храмов сохранились очень плохо. В Успенском соборе найдены не значительные фрагменты фресок (изображения  святых времен Андрея Боголюбского и Всеволода). Наиболее значительные фрагменты сохранились в Дмитриевском соборе. Они представляют части композиции «Страшного суда»: 1)12 апостолов, восседающих на тронах, и сонмы ангелов за ними;2) изображение рая; 3) шествие праведных в рай, и т.д.

Апостолы исполнены с большим  мастерством. Их позы величавы и свободны; движения сдержанны и ритмичны; одухотворенные лица выразительны и жизненны. Живописная моделировка лиц выполнена широкими мазками и тончайшими бликами. Рисунок  превосходно передает конструкцию  формы. Мощные и стройные фигуры отличаются строгой соразмерностью пропорций; одежды, падающие свободными складками, напоминают античные драпировки. Из отдельных  типов особенно запоминаются характеристики апостола Павла и апостола Матвея. Эта монументальная, торжественная  композиция свидетельствует о связях владимиро-суздальской живописи с  киевскими художественными традициями. Новые черты следует отметить в изображении ангелов. Их стройные, грациозные фигуры со склоненными головами даны в легком движении. Продолговатые  лица с тонким овалом и глубокими  глазами с удлиненными зрачками и густыми ресницами отличаются мягкостью и задушевностью. В  некоторых случаях лица ангелов (на северном своде) имеют уже славянские черты. Изображение рая в виде чудесного сада, где пребывают  праведные души, и «ведение праведных  жен в рай», выполненные, по-видимому, одним мастером, носят своеобразные черты, как в типе лиц, так и  в трактовке композиции. Колорит Дмитриевских фресок, построенных на легких и нежных сочетаниях светло-зеленых, зеленых, желто-зеленых, светло-синий, сине-стальных, голубых, лиловых, фиолетовых, светло-коричневых, коричнево-красных и белых то-нов, чрезвычайно гармоничен.

Вопрос об авторстве этих фресок не разрешен окончательно. Есть предположение  об участии в росписи собора двух мастеров: грека (южный свод и трубящие ангелы) и русского (северный свод и  шествие праведных жен в рай). По своим высоким художественным достоинствам фрески не имеют аналогий в византийском искусстве XII в. Из фресок XIII в. сохранились только отдельные фрагменты фресковой живописи Суздальского собора, относящиеся к 1233 г. Из них особый интерес представляет фигура старца со строгим, выразительным русского типа, выполненная рукой хорошего мастера.

 

Иконопись

 

Древнерусское искусство развивалось  в общем русле средневековой  культуры. Оно так же, как и  современное ему искусство Западной и ' Восточной Европы, оставалось преимущественно  церковным, культовым, преломляло впечатления  жизни через призму христианской мифологии и соблюдало установленную  иконографию. У владимиро-суздальских  мастеров XII в. стали известны в последние  годы после расчистки их Центральными государственными реставрационными мастерскими. Некоторые иконы еще очень  близки по стилю к киевским памятникам XI в. К числу таких икон относится вытянутая по горизонтали икона с плечевым изображением «Деисуса» из московского Успенского собора (Христос, богоматерь и Иоанн Предтеча).

С киевскими художественными традициями связана и знаменитая Ярославская оранта, попавшая в Ярославль из Ростова. Монументальная величественная фигура оранты близка по пропорциям к фигурам киевских мозаик. Монументальная, торжественная икона Дмитрия Солунского, (к.XII в.) привезенная из города Дмитрова, идеальной правильностью, симметричностью и «скульптурной» лепкой очень светлого лица напоминает ярославскую оранту.

К владимиро-суздальской  школе относится, по-видимому, и икона  Георгия конца XII в.– начала XIV в. Художник создал и здесь образ воина, но более юного, с красивым выразительным лицом. Для более полной характеристики домонгольской владимиро-суздальской живописи необходимо остановиться на одной иконе конца XII в., резко отличающийся от всех предыдущих. Это икона Белозерской богоматери, являющаяся своеобразной переработкой типа Владимирской богоматери. Икона, созданная на северной окраине Владимиро-Суздальской земли народным мастером, отличается монументальностью и глубоко эмоциональной трактовкой образа скорбной матери. Особенно выразителен взгляд громадных глаз, устремленных на зрителя, и страдальчески искривленной рот. В изображении Христа – отрока, с некрасивым лицом, большим лбом, худой шеей и длинными, обнаженными по колено, ногами, есть черты жизненного наблюдения, остро схваченные детали. Все изображение в целом отличается плоскостностью и угловатостью рисунка. Икона выполнена на серебряном фоне в сдержанной и сумрачной гамме. На ее синих полях размещены медальоны с нагрудными изображениями святых с русскими типами лиц, написанных в более широкой живописной манере на розовых и голубых фонах.

Третьяковская галерея — бесконечный  мир. Каждый в нем может найти  то, что ему представляется самым  важным и необходимым, отвечающим настроению. Для меня галерея — вечный праздник древнерусского искусства. 1“В двух залах  собраны шедевры живописи, что  народ создавал столетиями: гениальная рублевская «Троица», иконы новгородского, владимирского и северного письма; артистически-утонченные работы Дионисия и трагически-суровые образы Феофана Грека; иконы-исполины, украшавшие иконостасы знаменитых храмов, и миниатюрные иконки, что путники брали в дорогу.”

Присядем на скамью и присмотримся к ликам — скорбным, озаренным  надеждой, тревожным, умиротворенным, ликующим. Перед нами произведения, которые хочется сравнить с ладанкой, что в старину матери надевали своим сыновьям, уходившим на войну  или в далекое странствие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыка и театр

 

В жизни людей Древней Руси большое  место занимали музыка, песни и  пляски. Песня сопровождала работу, с ней ходили в поход, она была составной частью праздников, входила  в обряды. Плясками и инструментальной музыкой сопровождались «игрища  межю селы», княжеские развлечения. Нестор в «Житии Феодосия Печерского» так описывает это зрелище: «многыа играюща перед ним (князем): овы (одни) гусленыа гласа испущающим и инем мусикыискыа гласящем, иныа же органныа – и тако всем играющим и веселящимся, яко же обычай есть пред кня-зем». Красочная картина описания пира богача дается в «Слове о богатом и убогом», где описывается выступление артистов-музыкантов «с гусльми свирельми», певцов, танцоров, шутов. Церковные круги отрицательно относились ко всем этим развлечениям, видя в них «пакость», «бесовство», связанное с языческим религиозным воззрением, отвлекающее людей от церкви.

Песенные мелодии, мотивы инструментальной музыки, танцы пока нам не известны. Однако некоторые суждения о них  можем вывести на основе знакомства с сохранившимися источниками.

Среди музыкальных инструментов Древней  Руси были ударные инструменты –  бубен, накры, орган; духовые – рог, труба, рожок, сурна, окарина, кувички, дудка, жалейка, может быть, волынка; струнные – гусли и гудок, или смык. Знаменитые фрески башни Софийского собора в Киеве дают изображение музыкантов и плясунов. Степень применения и распространенность музыкальных инструментов были различными. Трубы и рога были сигнальными инструментами на охоте, в походах; струнные инструменты, бубны применяться как одиночные инструменты, а также в составе оркестра на игрищах и праздниках.

Можно говорить не только о распространении  музыки, песни, плясок, но и о выделении  профессиональных исполнителях. Одну группу составляли скозители, певцы былин и преданий, другую – скоморохи – затейники, потешники, увеселители, которые были и музыкантами и плясунами, акробатами, жонглерами, фокусниками, дрессировщиками.

Источники свидетельствуют и о  том, что на Руси очень рано появились  нотные записи. Этому способствовало распространение христианства. Богослужение сопровождалось пением, которое велось по специальным певческим рукописям-книгам. Такого рода рукописи сохранились до нашего времени начиная с XII в. В них помимо обычного богослужебного текста сохранились особые древнерусские нотные знаки: «знамена» и «крюки» (отсюда название рукописей: знаменные, крюковые). Уже с XII в. в певческих рукописях различают две основные нотные системы: кондакарную и знаменную. Первая была заимствована из Византии.. Она представляет собой сложную, двухстрочную систему многих специальных знаков, располагавшихся над основной строкой текста. Кондаками называли короткие хвалебные песни в честь святых, сборники которых соответственно назывались Кондакарями. Таких нотированных Кондакорей за XII-XIII вв. сохранилось всего пять. Видимо, с XIII в., может быть с XIV в., кондакарная система на Руси вышла из употребления. Вторая система нотации – знаменная существовала одновременно с кондакарной. Она получила широкое развитие и после XIV в. заняла господствующее положение. Следует отметить, что если знаменная нотная система успешно расшифровывается, то кондакарные записи расшифровать не удалось.Приведенные материалы свидетельствуют о высоком уровне развития материальной и духовной культуре Древней Руси.

История этой культуры неразрывно связана  с историей создавшего ее народа. Истоки ее уходят в глубь веков, она впитала в себя опыт восточнославянских племен. Развитие феодальных отношений, формирование древнерусской народности повлекло за собой изменение в области древнерусской культуры. Принятие и утверждение христианства способствовало развитию письменности и просвещения, литературы, искусства, создание основ общерусской культуры, ярко проявившихся в последующем в новых исторических условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Определяя основное содержание и направление  историко-культурного процесса древней  руси, можно с полным основанием говорить, что эта культура уходила своими корнями в народное творчество имела в нем главную питательную среду своего развития. В условиях феодального общества, крепостничества, многовековой борьбы с опустошительными нашествиями внешних врагов культура России обнаружила замечательные богатства творческих сил народа. Эти силы питали и культуру народа. Эти силы питали и культуру господствующих классов, которые использовали ее в переработанном виде в своих классовых целях.Культура народа проникнута светлым чувством оптимизма, она жизнеутверждающая по своему духу. Беспредельная самоотверженная любовь к родной земле, красота трудового и ратного подвига, высокое нравственное благородство, твердая вера в победу добра над злом, справедливости над неправдой и обманом и вместе с тем глубокая поэтичность, неистощимый юмор, меткое выделение типичных жизненных явлений, здравость и точность их оценок – все это характерно для произведений народного творчества феодальной эпохи. В той или иной степени, в разных формах эти замечательные качества народного творчества пробивали себе дорогу не только в литературе средневековой России, но и в зодчестве, живописи.

Развитие русской культуры средневековья  отразило свойственные этой эпохе особенности  и противоречия. Они были обусловлены, в конечном счете, социально-политическими  и экономическими процессами, проходившими на Руси. Феодальный способ производства с присущими ему консерватизмом в развитии производственных сил, господством замкнутого натурального хозяйства, слабо развитым обменом, традициями к сохранению политической системы феодальной раздробленности, замедлял темпы развития культуры, формирование местных традиций и особенностей. На развитие русской средневековой материальной и духовной культуры безусловное влияние оказало монголо-татарское нашествие и иго. Известно, что в условиях натурального хозяйства достаточно было «простых случайностей, вроде вторжение варварских народов или даже обыкновенных войн, чтобы довести какую-нибудь страну с развитыми производственными силами и потребностями до необходимости начинать все сначала».

Информация о работе Древнерусская культура