Древнерусская культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 21:34, реферат

Описание работы

В данной работе речь пойдет о древнерусской культуре. Предметом истории русской культуры - одной из составных частей истории мировой культуры - является изучение характера проявления в русской культуре общих закономерностей историко-культурного процесса, а также выявление и исследование частных, национальных закономерностей развития культуры и особенностей ее функционирования в данных исторический условиях.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Становление древнерусской культуры………………………...…………...4
1.1. Влияние религии на культуру русского государства…….................................5
1.2. Феномен русской культуры……………………………………………………...6
Глава 2. Письменность и древнерусская архитектура…………………...………......7
2.1. Образование ……………………………………………………………………...7
2.2. Славянская азбука…………….………………………………………………….7
2.3. Грамотность……………………...……………………………………….………9
2.4. Берестяные грамоты ………………..……………………………………………9
2.5. Летописание………………………………………………………………….….11
2.6. Древнерусская литература……………………………………………………...12
2.7. Архитектура древней Руси……………………………………………………...15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..……………18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………..……………………………………20

Файлы: 1 файл

Древнерусской культуры.docx

— 53.18 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3 
 
Глава 1. Становление древнерусской культуры………………………...…………...4 
 
  1.1. Влияние религии на культуру русского государства…….................................5

 
  1.2. Феномен русской культуры……………………………………………………...6 
 
Глава 2. Письменность и древнерусская архитектура…………………...………......
 
  2.1. Образование ……………………………………………………………………...7 
 
  2.2. Славянская азбука…………….………………………………………………….7 
 
  2.3. Грамотность……………………...……………………………………….………9 
 
  2.4. Берестяные грамоты ………………..……………………………………………9 
 
  2.5. Летописание………………………………………………………………….….11 
 
  2.6. Древнерусская литература……………………………………………………...12 
 
  2.7. Архитектура древней Руси……………………………………………………...15 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..……………18 
 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………..……………………………………20 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Культура народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества.

Культура - это исторически  сложившаяся система созданных  человеком материальных и духовых  ценностей, социокультурных норм, а  также способы их распространения и потребления, процесс самореализации и раскрытия творческого потенциала личности и общества в различных сферах жизни. В данной работе речь пойдет о древнерусской культуре. Предметом истории русской культуры - одной из составных частей истории мировой культуры - является изучение характера проявления в русской культуре общих закономерностей историко-культурного процесса, а также выявление и исследование частных, национальных закономерностей развития культуры и особенностей ее функционирования в данных исторический условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Становление древнерусской культуры

Культура Руси складывается в те же века, что и становление  русской государственности. Рождение народа шло одновременно по нескольким линиям - хозяйственной, политической, культурной. Русь складывалась и развивалась как средоточие огромного для того времени народа, состоящего поначалу из различных племен; как государство, жизнь которого развертывалась на огромной территории. И весь оригинальный культурный опыт восточного славянства стал достоянием единой русской культуры. Она складывалась как культура всех восточных славян, сохраняя в то же время свои региональные черты - одни для Поднепровья, другие - для Северо-Восточной Руси и.т.д.

На развитие русской культуры влияло также то, что Русь складывалась как равнинное государство, открытое всем как внутриплеменным отечественным, так и иноплеменным международным  влияниям. И шло это из глубины  веков. В общей культуре Руси отразились как традиции, скажем, полян, северян, радимичей, новгородских славян, других восточно-славянских племен, так и влияние соседних народов, с которыми Русь обменивалась производственными навыками, торговала, воевала, мирилась, - с угро-финскими племенами, балтами, иранскими племенами, другими славянскими народами и государствами.

В пору уже своего государственного становления Русь испытывала сильное  влияние соседней Византии, которая  для своего времени была одним  из наиболее культурных государств мира. Таким образом, культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, т.е. находящаяся под влиянием различных  культурных направлений, стилей, традиций.

Одновременно Русь не просто слепо копировала чужие влияния  и безоглядно заимствовала их, но применяла  к своим культурным традициям, к  своему дошедшему из глубины веков  народному опыту, пониманию окружающего  мира, своему представлению о прекрасном.

Поэтому в чертах русской  культуры мы постоянно сталкиваемся не только с влияниями извне, но с  их порой значительной духовной переработкой, их постоянным преломлением в абсолютно русском стиле. Если влияние иноземных культурных традиции было сильнее в городах, которые сами по себе являлись центрами культуры, ее наиболее передовых для своего времени черт, то сельское население было в основном хранителем старинных культурных традиций, связанных с глубинами исторической памяти народа. В селах и деревнях жизнь текла в замедленном темпе, они были более консервативны, труднее поддавались различным культурным новшествам.

1.1. Влияние религии на культуру русского государства.

Долгие годы русская культура - устное народное творчество, искусство, архитектура, живопись, художественное ремесло - развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения. С принятием Русью христианства положение резко изменилось. Прежде всего, новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение  людей, их восприятие всей жизни, а значит и представлений о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии.

Однако христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую  культуру, особенно в области литературы, архитектуры, искусства, развития грамотности, школьного дела, библиотек - на те области, которые были теснейшим образом связаны с жизнью церкви, с религией, так и не смогло преодолеть народных истоков русской культуры. Долгими годами на Руси сохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдаленных частях Руси, особенно на северо-востоке, сохраняло свои позиции в сельской местности, развитие русской культуры отразило эту двойственность в духовной жизни общества, в народном быту. Языческие духовные традиции, народные в своей основе, оказывали глубокое воздействие на все развитие русской культуры раннего средневековья.

Под влиянием народных традиций, устоев, привычек, под влиянием народного  мировосприятия новым содержанием  наполнялась и сама церковная  культура, религиозная идеология. Суровое  аскетическое христианство Византии на русской языческой почве с  ее культом природы, поклонением  солнцу, свету, ветру, с ее жизнерадостностью, жизнелюбием, глубокой человечностью  существенно преобразилось, что  нашло отражение во всех тех областях культуры, где византийское, христианское в своей основе культурное влияние  было особенно велико. Не случайно во многих церковных памятниках культуры (например, сочинениях церковных авторов) мы видим  совершенно светские, мирские рассуждения и отражение чисто мирских страстей.

Появившись на Руси в конце X века, христианство начинает свой быстрый  подъем. Строятся соборы и церкви. Несмотря на то, что христианство пришло к  нам из Византии, его каноны не остаются неизменными, происходит как бы интеграция между язычеством и христианством. Это делает новую религию самобытной, Русское христианство обзаводится  своими законами и обрядами, непохожими на Византийские. Церковь постепенно становиться основным институтом феодальной культуры древней Руси. Итак, первый шаг к созданию христианской религии на Руси был сделан при князе Владимире. А второй не менее важный при князе Ярославе в 1051 году. До этого времени русскими митрополитами были исключительно наместники из Византии, и Русская церковь подчинялась ей. При Ярославе Мудром впервые Русским митрополитом был поставлен русский священник Илларион. С этого момента церковь на Руси стала полностью независимой. Но, несмотря на такой мощный прогресс церкви не удалось полностью изменить древние традиции россиян. Как говорит в своей статье Рябова З.А.: «Мир культуры Киевской Руси был миром традиций, обрядов, канонов сначала языческих, затем православных» (1,58). По этому, не смотря на запреты церкви, на Руси происходили различные языческие празднества (это явление соседства двух культур получило название «культурный дуализм»), такие, как изгнание зимы и старого года. Смех был магическим символом приумножения человеческого рода и урожая, отсюда и пошла «смеховая культура» древней Руси. Таким вот смешением двух культур, двух религий: языческой древнеславянской и Византийской православной, остаётся христианство на Руси до сих пор.

1.2. Феномен русской культуры

Эта открытость и синтетичность  древнерусской культуры, ее мощная опора на народные истоки и народное восприятие, выработанные всей многострадальной историей восточного славянства, переплетение христианских и народно-языческих  влияний привело к тому, что  в мировой истории называют феноменом  русской культуры. Ее характерными чертами являются стремление к монументальности, масштабности, образности в летописании; народность, цельность и простота в искусстве; изящество, глубоко  гуманистическое начало в архитектуре; мягкость, жизнелюбие, доброта в  живописи; постоянное биение пульса исканий, сомнений, страсти в литературе. И над всем этим господствовала большая  слитность творца культурных ценностей  с природой, его ощущение сопричастности всему человечеству, переживания  за людей, за их боль и несчастья. Не случайно опять же одним из любимых  образов русской церкви и культуры стал образ святых Бориса и Глеба, человеколюбцев, непротивленцев, пострадавших за единство страны, принявших муку ради людей. Эти особенности и  характерные черты культуры Древней  Руси проявились не сразу. В своих  основных обличьях они развивались  в течение столетий. Но потом, уже  облившись в более или менее  устоявшиеся формы, долго и повсеместно  сохраняли свою силу. И даже тогда, когда единая Русь политически распалась, общие черты русской культуры проявлялись в культуре отдельных  княжеств. Несмотря на политические трудности, на местные особенности, это все  равно была единая русская культура X - начала XIII в. монголо-татарское нашествие, последующий окончательный распад русских земель, их подчинение соседним государствам на долго прервали это единство.

Глава 2. Письменность и древнерусская  архитектура.

Основой любой древней  культуры является письменность. Когда  она зародилась на Руси? Долгое время  существовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с христианством, с церковными книгами и молитвами. Однако согласиться с этим трудно. Есть свидетельство о существовании  славянской письменности задолго до христианизации Руси. В 1949 г. советский  археолог Д.В. Авдусин во время раскопок под Смоленском нашел глиняный сосуд, относящийся к началу X в., на котором  было написано «горушна» (пряность). Это означало, что уже в это время в восточнославянской среде бытовало письмо, существовал алфавит.

2.1. Образование

Образование на Руси в то время имело те же корни, что и  литература. Школы устраивались при  монастырях, учителями были представители  низшего духовенства (дьяконы, дьячки). Также существуют свидетельства  о том, что в 1086 году сестра Мономаха устроила в Киеве школу и для  девушек при одном из монастырей. О том, что преподавали в таких  школах, мы можем судить по тетрадям новгородских учеников, попавшим в  руки археологов. Эти тетради датированы 1263 годом. Итак, Ученики XIII века проходили  коммерческую корреспонденцию, цифирь, учили основные молитвы. Высшим учебным  заведением того времени считался Киево-Печерский  монастырь. Из этого монастыря выходили церковные иерархи (игумены монастырей, епископы, митрополиты), которые должны были пройти курс богословия, изучить  греческий язык, знать церковную  литературу, научиться красноречию. Представление о тогдашнем уровне знаний могут дать энциклопедии XI века - изборники 1073 и 1076 годов, в которых  помещены статьи по грамматике, философии  и другим дисциплинам. Возможно даже, что некоторые русские люди учились  в заграничных университетах.

Один из авторов конца XII века писал: «Я, князь, не ездил за море и не учился у философов (профессоров), но как пчела, припадающая к разным цветам, наполняет соты мёдом, так  и я из многих книг выбирал сладость словесную и мудрость» (Даниил Заточник).

2.2. Славянская азбука

Об этом же говорит и  свидетельство византийского дипломата  и славянского просветителя Кирилла. Во время отбывания в Херсонесе  в 60-е годы IX в. он познакомился с  Евангелием, написанным славянскими буквами. В дальнейшем Кирилл и его брат Мефодий стали основоположниками славянской азбуки, которая, видимо, в какой-то части основывалась на принципах славянского письма, существовавшего у восточных, южных и западных славян задолго до их христианизации.

История создания славянской азбуки такова: византийские монахи Кирилл и Мефодий распространяли христианство среди славянских народов юго-восточной  Европы. Греческие богословские книги  необходимо было перевести на славянские языки, но азбуки, соответствующей особенностям звучания славянских языков, не существовало. Ее то и задумали создать братья, благо образованность и талант Кирилла  делали эту задачу выполнимой.

Талантливый лингвист, Кирилл взял за основу греческий алфавит, состоящий  из 24 букв, дополнил его характерными для славянских языков шипящими (ж, щ, ш, ч) и несколькими другими  буквами, Некоторые из них сохранились  в современном алфавите - б, ь, ъ, ы, другие давно вышли из употребления - ять, юс, ижица, фита.

Итак, славянский алфавит  первоначально состоял из 43 букв, близких по написанию к греческим. Каждая из них имела свое название: А - «аз», Б - «буки» (их сочетание образовало слово «азбука»), В - «веди», Г - «глаголь», Д - «добро» и так далее. Буквы на письме обозначали не только звуки, но и цифры. «А» - цифру 1, «В» - 2, «Р» - 100. На Руси только в XVIII в. арабские цифры вытеснили «буквенные».

В честь своего создателя  новая азбука получила название «кириллица».

Некоторое время наряду с  кириллицей была в употреблении и  другая славянская азбука - глаголица. Она имела тот же состав букв, но с более сложным, витиеватым написанием. Видимо, эта особенность и предопределила дальнейшую судьбу глаголицы: к ХIII в. она почти полностью исчезла.

Надо вспомнить и о  том, что договоры Руси с Византией, относящиеся к первой половине X в., имели «противени» - копии, также написанные на славянском языке. К этому времени относится существование толмачей-переводчиков н писцов, которые записывали речи послов на пергамент.

 

2.3. Грамотность

Таким образом, грамотный  русский человек XI в. знал многое из того, чем располагала письменность и книжная культура Восточной  Европы, Византии. Кадры первых русских  грамотеев, переписчиков, переводчиков формировались в школах, которые были открыты при церквах со времени Владимира I и Ярослава Мудрого, а позднее при монастырях. Есть немало свидетельств о широком развитии грамотности на Руси в ХI_ХII вв. Однако она была распространена в основном лишь в городской среде, особенно в кругу богатых горожан, княжеско-боярской верхушки, купечества, зажиточных ремесленников. В сельской местности, в дальних, глухих местах население было почти сплошь неграмотным.

С XI в. в богатых семьях стали учить грамоте не только мальчиков, но и девочек. Сестра Владимира  Мономаха Янка, основательница женского монастыря в Киеве, создала в  нем школу для обучения девочек.

Благодаря алфавиту уровень  грамотности в Древней Руси XI-XII вв. был очень высок. И не только среди высших слоёв общества, но и среди простых горожан. Об этом свидетельствуют, например, многочисленные берестяные грамоты, найденные археологами  в Новгороде. Это и личные письма, и деловые записи: долговые расписки, договоры, приказания господина своим  слугам (значит, слуги умели читать!) и, наконец, ученические упражнения в письме.

Информация о работе Древнерусская культура