Древнерусская культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 21:34, реферат

Описание работы

В данной работе речь пойдет о древнерусской культуре. Предметом истории русской культуры - одной из составных частей истории мировой культуры - является изучение характера проявления в русской культуре общих закономерностей историко-культурного процесса, а также выявление и исследование частных, национальных закономерностей развития культуры и особенностей ее функционирования в данных исторический условиях.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Становление древнерусской культуры………………………...…………...4
1.1. Влияние религии на культуру русского государства…….................................5
1.2. Феномен русской культуры……………………………………………………...6
Глава 2. Письменность и древнерусская архитектура…………………...………......7
2.1. Образование ……………………………………………………………………...7
2.2. Славянская азбука…………….………………………………………………….7
2.3. Грамотность……………………...……………………………………….………9
2.4. Берестяные грамоты ………………..……………………………………………9
2.5. Летописание………………………………………………………………….….11
2.6. Древнерусская литература……………………………………………………...12
2.7. Архитектура древней Руси……………………………………………………...15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..……………18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………..……………………………………20

Файлы: 1 файл

Древнерусской культуры.docx

— 53.18 Кб (Скачать файл)

Осталось и еще одно любопытное свидетельство о развитии грамотности на Руси так называемые надписи граффити. Их выцарапывали на стенах церквей любители излить свою душу. Среди этих надписей размышления  о жизни, жалобы, молитвы. Знаменитый Владимир Мономах, будучи еще молодым  человеком, во время церковной службы, затерявшись в толпе таких  же молодых князей, нацарапал на стене Софийского собора в Киеве  «Ох тяжко мне» и подписался своим  христианским именем «Василий».

2.4. Берестяные грамоты

Исключительно важным было открытие в 1951 г. профессором А.В. Арциховским  в Новгороде берестяных грамот XI-XV вв. Целый новый мир открылся исследователям при изучении этих грамот. Торговые сделки, частные письма, торопливые записки, посланные с нарочным, отчеты о выполнении хозяйственных работ, донесения о походе, приглашение  на поминки, загадки, стихи и многое, многое другое раскрывают нам эти  замечательные документы, снова  подтверждающие широкое развитие грамотности  среди русских горожан.

Древнерусские люди не только любили читать и переписывать книги, но и глубоко понимали значение их, говоря, что «книги суть реки, напояющие вселенную мудростью».

Ярким свидетельством широкого распространения грамотности в  городах и пригородах являются так  называемые берестяные грамоты. В 1951 г. во время археологических раскопок в Новгороде сотрудница экспедиции Нина Акулова извлекла из земли бересту  с хорошо сохранившимися на ней буквами. «Я двадцать лет ждал этой находки!» - воскликнул руководитель экспедиции профессор А.В. Арциховский, давно  предполагавший, что уровень грамотности  Руси того времени должен был найти  отражение в массовом письме, каким  могли быть в отсутствии на Руси бумаги письмена либо на деревянных дощечках, о чем говорили иностранные свидетельства, либо на бересте. С тех пор в  научный оборот введены сотни  берестяных грамот, говорящих о том, что в Новгороде, Пскове, Смоленске, других городах Руси люди любили и  умели писать друг другу. Среди писем  деловые документы, обмен информацией, приглашение в гости и даже любовная переписка. Некто Микита написал своей возлюбленной Ульяне на бересте «От Микиты ко Улианици. Поиде за меня…».

Береста - очень удобный  материал для письма, хотя и требовал определенной подготовки. Березовое  лыко варили в воде, чтобы кора стала  более эластичной, затем снимали  грубые ее слои. Лист бересты со всех сторон обрезали, придавая ему прямоугольную  форму. Писали на внутренней стороне  коры, выдавливая буквы особой палочкой - «писалом» - из кости, металла или дерева. Один конец писала заостряли, а другой делали в виде лопаточки с отверстием и подвешивали к поясу. Техника письма на бересте позволяла текстам сохраняться в земле столетиями.

Изготовление древних  рукописных книг было делом дорогим  и трудоемким. Материалом для них  служил пергамен - кожа особой выделки. Лучший пергамен получался из мягкой, тонкой кожи ягнят и телят. Ее очищали  от шерсти и тщательно промывали. Затем натягивали на барабаны, посыпали мелом и чистили пемзой. После  просушки на воздухе с кожи срезали  неровности и вновь шлифовали  пемзой. Выделанную кожу нарезали на прямоугольные  куски и сшивали в тетради  по восемь листов. Примечательно, что  этот древние порядок брошюровки сохранился по сей день.

Сшитые тетради собирали в книгу. В зависимости от формата  и количества листов на одну книгу  требовалось с 10 до 30 шкур животных - целое стадо! Писали книги обычно гусиным пером и чернилами. Привилегию писать лебединым и даже павлиньим  пером имел царь. Изготовление письменных принадлежностей требовало определенного  умения. Извлекали перо непременно из левого крыла птицы, чтобы изгиб был удобен для правой, пишущей руки. Перо обезжиривали, втыкая в горячий песок, затем кончик. наискось срезали, расщепляли и затачивали специальным, перочинным ножичком. Им же выскабливали ошибки в тексте.

Чернила, в отличие от привычных для нас синих и  черных, были бурого цвета, так как  делались на основе железистых составов, а проще говоря, ржавчины. В воду опускали кусочки старого железа, которые, ржавея, окрашивали ее в бурый  цвет. Сохранились древние рецепты  изготовления чернил. В качестве компонентов, помимо железа, использовали дубовую  или ольховую кору, вишневый клей, квас, мед и многие другие вещества, придававшие  чернилам необходимую вязкость, цвет, устойчивость. Столетия спустя эти  чернила сохранили яркость и  силу цвета. Писец промокал чернила  мелкотолченым песком, посыпая его  на лист пергамена из песочницы - сосуда, похожего на современную перечницу.

К сожалению, древнейших книг сохранилось очень мало. Всего  около 130 экземпляров бесценных свидетельств ХI_ХII вв. дошло до нас. Было их немного и в те времена.

2.5. Летописание

Одним из подтверждений этому  являлась летопись, которая была одним  из памятников и письменности, и  литературы, и истории, и культуры в целом. Летопись была делом государственным, делом княжеским. Поэтому поручение  составить летопись давалось не просто самому грамотному и толковому человеку, но и тому, кто сумел бы провести идеи, близкие той или иной княжеской  ветви, тому или иному княжескому дому. Тем самым объективность  и честность летописца вступали в противоречие с тем, что мы называем «социальным заказом».

Летописание, по наблюдениям  ученых, появилось на Руси вскоре после  введения христианства. Первая летопись, вероятно, была составлена в конце  Х в. Она была призвана отразить историю  Руси со времени появления там  новой династии Рюриковичей и  до правления Владимира с его  впечатляющими победами, с введением  на Руси христианства. Уже с этого  времени право и обязанность вести летописи были даны деятелям церкви. Именно в церквах и монастырях обретались самые грамотные, хорошо подготовленные и обученные люди - священники, монахи.

Прежде чем появились  летописи - масштабные исторические сочинения, охватывающие несколько веков русской  истории, существовали отдельные записи, устные рассказы, которые поначалу и послужили основой для первых обобщающих сочинений. Это были истории  о Кие и основании Киева, о походах русских войск против Византии, о путешествии княгини Ольги в Константинополь, о войнах Святослава, сказание об убийстве Бориса и Глеба, а также былины, жития святых, проповеди, предания, песни, разного рода легенды.

Вторая летопись была создана  при Ярославе Мудром в пору, когда  он объединил Русь, заложил храм святой Софии. Эта летопись вобрала  в себя предшествующую летопись, другие материалы.

Составитель очередного летописного  свода выступал не только как автор  соответствующих заново написанных частей летописи, но и как составитель  и редактор. Вот это-то его умение направить идею свода в нужную сторону высоко ценилось киевскими  князьями.

Свод, за который взялся монах  Киево-Печерского монастыря Нестор и который вошел в нашу историю  под именем «Повести временных лет», оказался, таким образом, по меньшей  мере, лишь пятым по счету и создавался в первое десятилетие XII в. при дворе  все того же князя Святополка. Свод Нестора был вершиной раннего  русского летописания.

2.6.  Древнерусская литература

Общий подъем Руси в XI в., создание центров письменности, грамотности, появление целой плеяды образованных людей в княжеско-боярской, церковно-монастырской среде определили развитие древнерусской  литературы. Эта литература развивалась, складывалась вместе с развитием  летописания, ростом общей образованности общества. У людей появилась потребность  донести до читателей свои взгляды  на жизнь, свои размышления, о смысле власти и общества, роли религии, поделиться своим жизненным опытом. Нам неведомы имена авторов сказаний о походах  Олега, о крещении Ольги или войнах Святослава. Первым известным автором  литературного произведения на Руси стал священник княжеской церкви в Берестове, впоследствии митрополит Иларион. В начале 40-х гг. XI в. он создал свое знаменитое «Слово о законе и благодати», в котором в яркой публицистической форме изложил свое понимание места Руси в мировой истории. Это «Слово» посвящено обоснованию государственно-идеологической концепции Руси, полноправному месту Руси среди других народов и государств, роли великокняжеской власти, ее значении для русских земель. «Слово» объясняло смысл крещения Руси, выявляло роль русской церкви в истории страны. Уже одно это перечисление указывает на масштабность сочинения Илариона.

Существенным отличием русской  культуры от культуры большинства стран  Востока и Запада является применение родного языка. Арабский язык для  многих неарабских стран и латинский  язык для ряда стран Западной Европы были чуждыми языками, монополия которых привела к тому, что народный язык государств той эпохи нам почти неизвестен. Русский же литературный язык применялся везде - в делопроизводстве, дипломатической переписке, частных письмах, в художественной и научной литературе. Единство народного и государственного языка было большим культурным преимуществом Руси перед славянскими и германскими странами, в которых господствовал латинский государственный язык. Там невозможна была столь широкая грамотность, так как быть грамотным означало знать латынь. Для русских же посадских людей достаточно было знать азбуку, чтобы сразу письменно выражать свои мысли; этим и объясняется широкое применение на Руси письменности на бересте и на «досках» (очевидно, навощенных).

Русская литература XI-XIII вв. дошла до нас, разумеется, не полностью. Средневековая церковь, ревниво  истреблявшая апокрифы и сочинения, упоминавшие языческих богов, вероятно, приложила руку к уничтожению  рукописей, подобных «Слову о полку  Игореве», где о церкви сказано  мимоходом, а вся поэма полна  русскими языческими божествами. Недаром  до XVIII в. дошел только один-единственный список «Слова», хотя мы знаем, что «Слово»  читали в разных русских городах. Отдельные цитаты в сохранившихся  рукописях, намеки на обилие книг и  отдельных произведений - все это  убеждает нас в том, что в огне междоусобных войн, половецких и татарских  набегов могло погибнуть много  сокровищ древней русской литературы. Но и уцелевшая часть настолько  ценна и интересна, что позволяет  с большим уважением говорить о русских людях Х - XIII вв., творцах  этой литературы.

Крупнейшими произведениями русской литературы, созданными в  этот период, но продолжавшими свою литературную жизнь еще много  столетий, являются: «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Поучение» Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве», «Моление» Даниила Заточника, «Киево-Печерский патерик» и, конечно, летописи, среди которых видное место занимает «Повесть временных лет» Нестора (начало XII в.).

Для большинства из них  характерен широкий, общерусский взгляд на события и явления, гордость созданным  государством, сознание необходимости  постоянной совместной борьбы против кочевнических орд, стремление прекратить разорительные для народа войны  русских князей между собой.

В эпоху сложения и первоначального  развития феодальной формации прогрессивным  было то, что очищало путь новому, укрепляло его, помогало ему развиваться. И русская литература успешно содействовала новому феодальному государству, направляя его преимущественно на решение задач общенародного значения. Русские писатели XI-XIII вв. заставляли своих читателей и слушателей (многое было рассчитано на чтение вслух) думать о судьбах русской земли, знать положительных и отрицательных героев родной истории, чувствовать и укреплять единство всей древней русской народности. Почетное место в этой литературе занимают исторические труды.

Географический кругозор летописца очень широк - он знает  и Британию на западе Старого Света, отмечая некоторые этнографические  пережитки у англичан, и Китай  на востоке Старого Света, где  люди живут «на краю земли». Используя  русские архивы, народные сказания и иностранную литературу, летописцы  создавали широкую и интересную картину исторического развития Русского государства.

Помимо общих исторических трудов, охватывающих несколько столетий, и погодных хроник, существовали произведения, посвященные одному историческому  событию. Так, например, поход Владимира  Мономаха в 1111 г. на половецкие становища  был воспет в специальном сказании, автор которого правильно оценил значение этого первого серьезного разгрома половцев не только для Руси, но и для Западной Европы, заявив, что слава о победе князя Владимира  дойдет до Рима.

Эпоха феодальной раздробленности  сказалась в том, что появились  областные литературные силы, в каждом новом княжеском центре велись свои летописи, уделявшие главное внимание местным событиям, но не перестававшие  интересоваться и общерусскими делами. Литература росла вширь. Появились  летописи в Новгороде, Владимире, Полоцке, Галиче, Смоленске, Новгороде-Северском, Пскове, Переяславле и других городах.

Русские историки XI-XIII вв. знакомили  читателей с мировой историей как путем перевода новейших византийских трудов (Хроники Иоанна Малалы и Георгия Амартола), так и путем создания творчески обработанной хрестоматии из произведений древних авторов (Еллинско-римский летописец). В русских летописях сообщаются новости о событиях за пределами Руси (восстание в Польше, крестовые походы, взятие Константинополя крестоносцами и др.). Русские летописи являются большим вкладом в мировую науку, так как подробно раскрывают историю половины Европы на протяжении пяти столетий.

 

 

2.7. Архитектура древней Руси

До нашего времени сохранилось  более 150 памятников архитектуры до монгольского времени. До конца X в. на Руси не было монументального каменного  зодчества. Основным строительным материалом считалось дерево. Из-за недолговечности  дерева основные сведения о градостроительстве даёт археология.

Недаром говорят, что архитектура - это душа народа, воплощенная в  камне. К Руси это относится с  некоторой поправкой. Русь долгие годы была страной деревянной, и ее архитектура, ее языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева. В дереве русский человек, как и народы, жившие рядом с восточными славянами, выражал свое восприятие строительной красоты, чувство пропорции, слияние  архитектурных сооружений с окружающей природой. Если Деревянная архитектура  восходит в основном к Руси языческой, то архитектура каменная связана  с Русью уже христианской. Подобного  перехода не знала Западная Европа, издревле строившая и храмы, и  жилища из камня. К сожалению, древние  деревянные постройки не сохранились  до наших дней, но архитектурный  стиль народа дошел до нас в  позднейших деревянных сооружениях, в  древних описаниях и рисунках. Для русской деревянной архитектуры  была характерна многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек - клетей, переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным украшением русских деревянных строений. Эта традиция живет и до настоящей поры.

Информация о работе Древнерусская культура