Становление славянской и древнерусской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 17:19, контрольная работа

Описание работы

Особенности этногенеза славянских народов.
Динамика славянского мировосприятия: мифология и этапы язычества.
Специфические черты древнерусской культуры.

Файлы: 1 файл

для сайта.docx

— 454.26 Кб (Скачать файл)

 

 

                                КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

 Дисциплина « Культурология»

Тема: « Становление славянской и древнерусской культуры»

 

                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 План

  1. Особенности этногенеза славянских народов.
  2. Динамика славянского мировосприятия: мифология и этапы язычества.
  3. Специфические черты древнерусской культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности этногенеза славянских народов.

 

Этногенез славян - процесс  выделения славянской общности из индоевропейских  племен.  Включает как начальные  этапы возникновения, так и дальнейшее формирование его этнографических, лингвистических и антропологических  особенностей.

Этнографические особенности  – особенности славян, их происхождения, состава, расселения, культурно-бытовые особенности, а так же материальной и духовной культур.

Существует несколько  версий прародины и этногенеза славян, которые предлагались и предлагаются учеными прошлых и наших лет. Но при этом все эти теории за основу берут «Повесть временных  лет».  Нестор - первый кто попытался  раскрыть вопрос происхождения славян. Он определил территорию происхождения славян, в том числе земли по нижнему течению Дуная и Паннонию. Славяне не были исконными жителями своей земли (речь идет о миграции), именно с Дуная (самая длинная река на территории Европейского Союза, вторая по протяженности река в Европе (после Волги)) начался процесс их расселения.

От тех славян разошлись  славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых  сели. Так одни, придя, сели на реке по имени Морава и прозвались морава, а другие прозвались чехи. Ещё славяне: белые хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян дунайских и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи - лутичи, иные - мазовшане, иные – поморяне.

Как славяне расселились по Русской равнине, Нестор связывает с первичным расселением славян из Придунавья. Так же и эти славяне и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке впадающей в Двину, по имени Полота, от неё получили название полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильмень, назывались своим именем - славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле и назвались северянами. И так разошёлся народ, а по имени его и грамота назвалась "славянская".

От полочан произошли  кривичи, сидящие в верховьях  Волги, и в верховьях Двины, их же город Смоленск: именно там сидят  кривичи. От них же происходят северяне.

Поляне же живущие сами по себе, как уже говорилось, были из словенского рода и только после  назвались полянами; древляне произошли  от тех же славян и так же не сразу  назвались древлянами, радимичи же и вятичи - от рода ляхов. Были ведь два  брата у ляхов - Радим, а другой Вятко; и пришли и сели; Радим на Соже, и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим на Оке, от него получили своё название вятичи. И жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты. Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и соседили с Дунаем.

Часть советских ученых склонялась к «дунайскому» происхождению славян, но большинство придерживалось той версии, что прародина славян находилась гораздо севернее. При этом они расходились во мнении и об этногенезе славян, и о том, где славяне сформировались в единую этническую общность – в Среднем Поднепровье и по Припяти, или в междуречье Вислы и Одера.

Уже в V в. до н.э. появляются сведения о древних славянах у древнегреческого историка Геродота. Другие античные авторы – Полибий (III-II вв. до н.э.), Тит Ливии (I в. до н.э. – I в. н.э.), Страбон (I в. н.э.), Тацит (ок. 58 – ок. 117) приводят сведения о славянах под названием венедов (венетов), которые жили среди скифских и сарматских племен где-то на Висле. Более подробные сведения о славянах появляются у византийского историка Прокопия Кессарийского (ок. 500 – после 565) и готского историка Иордана (Иорданеса) (VI в).

Об их политическом устройстве Прокопий Кессарийский пишет: «Эти племена славян и антов не управляются одним человеком, но издревле живут народовластием и поэтому относительно всех счастливых и несчастливых обстоятельств у них решения принимаются сообща. Они считают, что один только бог, творец великий, является владыкой над всем, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Живут они в жалких хижинах на большом расстоянии друг от друга, и все они, по большей части, меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают. Иные не носят ни рубашек [хитонов], ни плащей, а одни только штаны... и в таком виде идут в сражение с врагами. У тех и других один и тот же язык довольно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Образ жизни у них грубый, без всяких удобств; вечно они покрыты грязью».

 

 

Византийский писатель VI века Маврикий пишет о славянах в  книге «Стратегия», откуда и взят приводимый ниже отрывок:

«Племена славян и антов живут вместе, и жизнь их одинакова: они живут свободно, и не дают никому поработить себя или подчинить. Их весьма много в их стране, и они очень выносливы, выносят легко и зной и стужу, и дождь, и нищету. К тем, кто приходит к ним и пользуется их гостеприимством, они относятся ласково и приятельски, радушно встречают их и провожают. Если будет гостю какой-нибудь вред по вине хозяина, по его нерадивости,— тот, кто ему доверил гостя, поднимает против него войну. Женщины их разумны больше, чем свойственно человеческой природе: многие из них признают смерть своих мужей как бы концом собственной жизни и сами, по доброй воле, дают себя удавить, не считая жизнью пребывание во вдовстве. Все, что им необходимо для жизни, закапывают они в землю в потайных местах, скрывая от глаз все, что только приобретают, и жизнь ведут разбойническую. Отлично умеют они переправляться через реки и могут подолгу оставаться в воде. В случае опасности они покидают свои жилища и погружаются в глубину воды, держа во рту длинные полые внутри стволы тростника, приготовленные нарочно для этой цели. Все мужчины вооружены у них небольшими дротиками, по два на каждого, а у некоторых сверх того прекрасные щиты, только чересчур тяжелые. Есть у них и деревянные луки, и стрелы, намазанные ядом. У них нет общей власти, они вечно во вражде друг с другом…»

«Дунайской» или «балканской» версии прародины славян придерживался русский историк С.М. Соловьев. Ученик Сергея Михайловича – историк В.О. Ключевский также признавал «дунайскую» версию прародины славян. Но он внес в нее свои уточнения; прежде, чем восточные славяне с Дуная попали на Днепр, они около 500 лет пребывали в предгорьях Карпат. По Ключевскому, только с VII в. восточные славяне постепенно расселились на современной Русской равнине.

Археолог и историк  академик Б.А. Рыбаков на основании  новейших археологических данных попытался  объединить версии возможной прародины  славян и их этногенеза. По его мнению, праславяне занимали широкую полосу Центральной и Восточной Европы: с севера на юг шириной около 400 км, а с запада на восток протяженностью около 1,5 тыс. км. Западную ее половину с юга ограничивали европейские горы – Судеты, Татры, Карпаты, а на севере земли праславян доходили почти до Балтийского моря. Восточную же половину праславянской земли ограничивала с севера река Припять, а с юга верховье рек Днестра и Южного Буга и бассейн реки Роси, впадающей в Днепр.

Так же Борис Александрович  считает, что славяне принадлежат  к древнему индоевропейскому единству, в которое входят такие народы, как германские, иранские, кельтские, индийские, греческие и др. Центром  первоначального индоевропейского массива 4-5 тыс. лет назад были  северо-восточная часть Балканского полуострова и Малая Азия. На рубеже III и II тыс. до н.э. в северной части Европы (от Рейна до Днепра) развилось пастушеское хозяйство, и в поисках пастбищ пастушеские племена во II тыс. расселились широко по Восточной Европе. Осевшие родственные индоевропейские племена постепенно образовали большие этнические массивы. Одним из таких массивов и стали праславяне, заселившие территорию от Среднего Поднепровья на востоке до Одера на западе, от северных склонов Карпат на юге до широты реки Припять на севере.

Суммируя итоги археологических  исследований славянства, видный советский  археолог В. В. Седов пишет: "Славянские древности V-VII вв. известны на обширной территории Средней и Восточной  Европы - от Эльбы на западе до Днепра и Волхова на востоке и от побережья  Балтийского моря на севере до Балканского  полуострова и Пелопоннеса на юге. Важнейшими этнографическими признаками культуры славян того времени являются лепная глиняная посуда, домостроительство  и погребальная обрядность". В. В. Седов выделяет три крупные группировки  славянства. Первая характерна для  территории от Эльбы до Припятского Полесья. "Она связана с пражско-корчаковской археологической культурой. Здесь типичны находки высоких горшков усеченно-конической формы, слегка суженным горлом и коротким венчиком; горшки коричневатые, обычно без орнамента, изготовлены без гончарного круга. Дома были наземные, срубные и полуземлянки с печами-каменками. Захоронения по обряду кремации в грунтовых могильниках, постепенно вытесняемых курганными захоронениями. Вторая группировка относится к югу (лесостепные земли междуречья Днепра и Дуная, Среднее и Нижнее Подунавье и Балканский полуостров) и связана с пражско-пеньковской культурой. Керамика здесь, как правило, толстостенная, в составе глины дресва, поверхность неровная, орнамента обычно нет. Жилища полуземляночные. Захоронения большей частью по обряду кремации, но появились и трупоположения в грунтовых могильниках без курганов. В северо-западной части выделяется третья группировка, принадлежащая к суковской и дзедзицкой культурам. Керамика здесь ручная, без украшений, обычны выпуклые невысокие горшки с кромкой. Домостроительство наземное. Вплоть до X в. покойников сжигали, а остатки кремации разбрасывали по земле.

Таким образом, археологические  данные указывают на некоторые славянские ареалы, однако указания эти не имеют  бесспорного характера и нуждаются  для своей интерпретации в  сравнении с другими данными.

 

 

Н.М. Карамзин, ссылаясь на «Повесть временных лет», в «Истории государства  Российского» пишет:

«Многие славяне, единоплеменные с ляхами, обитавшими на берегах  Вислы, поселились на Днепре в Киевской губернии и назывались полянами от чистых полей своих. Имя сие исчезло  в древней России, но сделалось  общим именем ляхов, основателей  государства польского. От сего же племени  славян были два брата, Радим и Вятко, главами радимичей и вятичей: первый избрал себе жилище на берегах Сожа, в Могилевской губернии, а второй на Оке, в Калужской, Тульской или Орловской. Древляне, названные так от лесной земли своей, обитали в Волынской губернии; дулебы и бужане по реке Бугу, впадающему в Вислу; лутичи и тиверцы по Днестру до самого моря и Дуная, уже имея города в земле своей; белые хорваты в окрестностях гор Карпатских северяне, соседы полян, на берегах Десны, Семи и Сулы, в Черниговской и Полтавской губернии; в Минской и Витебской, между Припятью и Двиною Западною, дреговичи; в Витебской, Псковской, Тверской и Смоленской, в верховьях Двины, Днепра и Волги, кривичи; а на Двине, где впадает в нее река Полота, единоплеменные с ними полочане; на берегах же озера Ильменя собственно так называемые славяне, которые после Рождества Христова основали Новгород».

На время эпохи средневековья  выделились следующие племена восточных  славян:

• кривичи;

• словене новгородские;

• вятичи;

• радимичи;

• дреговичи;

• северяне;

• поляне;

• тиверцы;

• уличи;

• древляне.

Расселение славян в Восточную  Европу осуществлялось из Центральной  Европы. Здесь были представлены долихокраные (европеидные с высоким и широким лицом) , относительно широколицые южные формы. Первые больше проявляются в племенах, связанных с генезисом белорусов и русских, вторые — украинцев.

 

  1. Динамика славянского мировосприятия: мифология и этапы язычества.

Славянская мифология  и религия формировались на протяжении долгого периода в процессе выделения  древних славян из индоевропейской  общности народов во II—I тысячелетии  до н. э. и во взаимодействии с мифологией и религией соседних народов. Поэтому, естественно, в славянской мифологии  имеется значительный индоевропейский  пласт. Предполагается, что к нему относятся образы бога грозы и  боевой дружины (Перун), бога скота и  потустороннего мира (Велес), элементы образов близнечного божества (Ярило и Ярилиха, Иван-да-марья) и божества Неба-Отца (Стрибог). Также индоевропейскими по сути являются такие образы, как Мать Сыра-Земля, связанная с ней богиня ткачества и прядения (Мокошь), солнечное божество (Дажьбог), и некоторые другие.

Их верования уходят корнями  в воззрения древних индоевропейцев, благодаря чему во взглядах древних  славян мы находим множество общих  черт с мифологическими системами  Индии, древних германцев, кельтов, греков и римлян. Язычество древних  славян просуществовало до Х века, когда в 988 году князь Владимир Святославич принял решение о крещении своей земли. Однако и после этого многие черты народной мифологии сохранялись в обрядах, поверьях, сказках, загадках и других произведениях народного творчества.

За это время их воззрения  претерпели существенные изменения. По мнению наиболее выдающегося исследователя  славянского язычества, академика  Б.А. Рыбакова, последующие взгляды, сюжеты и мифы не стирали предыдущие, а наслаивались на них и продолжали сосуществовать с ними. Таким образом, даже в эпоху наиболее развитых мифологических представлений в народном сознании сохранялась память о самых архаических  пластах верований своих предков.

В настоящее время широкое  распространение получила идея, согласно которой поединок Перуна со змеем  представляет собой славянский вариант  главного индоевропейского мифа о борьбе небесного всадника-богатыря со змеевидным врагом. Действительно, изображения  всадника, копьем поражающего змея, мы можем встретить в Европе повсюду - этот миф был ассимилирован христианством, приняв вид поединка святого Георгия  с драконом. Изображение всадника-копьеносца, у ног которого извивается змей, мы можем видеть, например, на современном  гербе Москвы, а также на копейках, повторяющих форму тех, что были впервые отчеканены в 1534 году. Все  это свидетельствует о невероятной  живучести древних образов, которые, потеряв свое первоначальное осмысление, продолжают жить среди нас как  важнейшие символы нашего сознания.

Информация о работе Становление славянской и древнерусской культуры