Деятельность музеев на страницах периодических изданий России середины 90-ых годов XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 11:23, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – посмотреть тенденцию развития и деятельность музеев на страницах журналов, на примере «Мира музея».
В ходе работы исследовались статьи, посвящённые экспозиционной деятельности, музейной педагогики и правилам сохранения и использования музейных экспонатов. В результате исследования были сделаны выводы по статистике посещаемости музеев, о правилах экспозиции и экскурсии для детей, об условиях эксплуатации музейных реликвий.

Файлы: 1 файл

Киселёва Таня- 2 курс.doc

— 178.50 Кб (Скачать файл)

     В  монографическом музее, посвящённом  жизни Ивана Сусанина, тематическая  выставка, экспозиция которой также поделена на 3 смысловые части, которые призваны вызвать патриотические эмоции у посетителей. Первая часть - посетители узнают о Смутном времени начала XVII века, здесь и появляется герой выставки - Иван Сусанин. Вторая – посвящена многовековой героической традиции самопожертвования во имя родины. И третья – свидетельствует о безграничной любви и уважении россиян к Ивану Сусанину и его подвигу.49

     Некоторые  музеи мыслят дальше обычных  выставочных проектов. Например, в  Сыктывкаре музей «Природа и человек», который размещался в административном центре столицы, в здании бывшего художественного музея. В плане - не музей с заставленными героями сказок о животных и цветах, а вполне современный центр экологического воспитания населения, с большим количеством аудиовизуальных средств, с выставочным залом для аукционеров по продаже изделий из природного материала, для проведения встреч, пресс конференций, учёных советов.

    Экспозицию  планировалось  разместить на  двух этажах общей площадью  более 600 квадратных метров. На первом этаже должна быть построена экспозиция по исторической геологии, палеонтологии, минералогии, а так же по экологии тундры и лесотундры. На втором – по экологии тайги, всех трёх её подзон.50

       Так же организуются глобальные  выставочные проекты, в организации которых принимают участие несколько учреждений или даже городов и стран.

      Например, в Российском этнографическом  музее – одном из крупнейших  в нашей стране, была организована  выставка, посвящённая истории и  культуре населения Петербургской Губернии и её сопредельных земель, которые сейчас образуют Ленинградскую область.

       Интерес в том, что в выставке  наряду с Российским этнографическим  музеем приняли участие ведущие  гуманитарные учреждения города. Это – Государственный музей истории и религии, Государственный музей истории Санкт- Петербурга, Государственный Эрмитаж, дирекция объединения музеев Ленинградской области, институт истории мемориальной культуры РАН, музей антропологии и этнографии имени Петра Великого, Государственный Архив военно-морского флота, Государственный музей театрального и музыкального искусства.

     Сама выставка состоит из двух взаимосвязанных разделов: археологическое прошлое края, и история и культура русского  прибалтийско-финского населения XVII- начала XX веков.51

     Выставка «Москва-Берлин» готовилась несколько лет и потребовала колоссальных материальных и интеллектуальных затрат.

      Главный материал выставки –  произведения живописи, графики,  скульптуры, фотографии, которые представляли музеи и коллекционеры со всего мира – из Москвы, Берлина, Нью-Йорка, Парижа, Вашингтона, Цюриха, Ташкента, Еревана, Вены. Эта выставка носила название - «Москва-Берлин».

    Экспозиция  размещалась  в  огромных  помещениях (подобных Московскому  манежу) Берлинской Галереи, которая имеет своё собрание русского авангарда и обширные коллекции, и архивы немецких художников  XX века.

      Хронологическое начало выставки -1910 год – канун первой мировой  войны. 1920 год и «русский Берлин»  - вторая важная часть экспозиции. 1930-1940-ые – произведения времён национал социализма. «Москва – Берлин» показывает тоталитарное искусство в контексте с произведениями уничтоженных и преследуемых художников.52

       Но всегда надо помнить, что музеи конкурентно способны и для их продвижения нужны новые идеи.

     С  середины 80-ых годов сотрудники  Орловского краеведческого музея  вынесли убеждение, что сценарий  – необходимейшее звено проектной  документации; стимул к подвижке  музейной экспозиции. 53

     На  основании их тезиса можно сделать вывод, что для продвижения музея необходимо зрелище, следовательно, выставка-театр, а вещи в ней актёры, нужна подлинность переживания для воспринимающего субъекта. Если музей хочет выжить в конкуренции с титанами классики - с одной стороны и массовыми зрелищами с другой, то надо в нём синтезировать театр и аттракцион. Новый человек больше мыслит образами, чем категориями. Идея, выраженная визуально, убеждает больше, чем сформулированная логически.

       Для достижения результата необходимо создать готовую форму - инсталляцию54, следует заимствовать технические и эстетические средства мировой культуры. В сценарий могут включаться композиции с восковыми персонами, можно поставить драматургию света, ввести исчезающие голограммы – видения, слайд-фильм; вообщем всё для привлечения посетителя.

    На  основе увиденного мы  можем говорить, что выставка организуется из специальных музейных экспонатов. Бывают временные, постоянные. Обычно состоят из пространственно-смысловых композиций и имеют большой интерес для зрителей.

 

 

 

 

                                           Заключение.

     Мы  живём в XXI веке и музей, как культурный центр всецело помогает нам развиваться, поэтому на наш взгляд, рассматриваемая тема курсовой работы актуальна на сегодняшний день.

     В нашей курсовой работе, мы рассмотрели три главы, в которых нас интересовала экспозиционная деятельность, программы сохранности экспонатов, примеры реставрационных работ и методы работы с социальными группами разных возрастов.

     Целью исследования являлось знакомство с некоторыми периодическими изданиями середины 1990-ых годов XX века и просмотр статей, которые посвящены музеям.

      На основе исследования, можно сделать вывод, что журнал «Этнографическое обозрение» не отражает всей сути музейной деятельности, такие статьи встречаются крайне редко. Это издание целиком посвящено этническим историям разных стран и народов, а также особенностям духовного, материального, социального мира этносов. Однако « Мир музея» - журнал для профессионалов и музейного сообщества в области духовной и материальной деятельности. В нём содержаться статьи по различным актуальным вопросам музейной практики. В редакции журнала участие принимают и сотрудники музеев, и преподаватели институтов, и даже настоящие профессионалы в области искусствоведческих наук. Таким журналом можно воспользоваться при подготовке сообщения или курсовой работы.  

            В первой главе мы познакомились  с термином «музейная педагогика»,  раскрыли его суть. Посмотрели, какие  существуют методы работы с детьми и взрослыми. Узнали, что музейная социология изучает аудиторию, её ценностные и духовные потребности. На основе прочитанного в журнале «Мир музея» , мы можем сделать вывод, что музей вызывает интерес не только у зрелого и знающего искусство населения, но и юных жителей. Каждый на экспозиции ищет что-то своё.

   Для эффективности  привлечения масс людей из  разных стран и городов, начинают  использоваться компьютерные технологии  и многоканальные телефоны.

    Анализируя  статьи журнала, мы проследили, что 1990-е годы - период массовой заинтересованности в музейной детской педагогике, так как меняется власть и появляется возможность развивать эти тенденции. Мы увидели, что основной метод работы – это игра, так как ребёнок в раннем возрасте мыслит образами. Для детей устраиваются специальные ролевые игры экскурсии и в качестве снятия напряжения – двигательная разрядка.

   Некоторые  музеи занимаются работой со  студентами, с группами инвалидов  и душевнобольных. В 1990-ых начинается  внедрение техники, которая помогает инвалидам свободно передвигаться по музеям и восхищаться экспонатами.

        Во второй главе, посвящённой реставрации и сохранению музейных объектов. Разобрались в сути  реставрации, рассмотрели её основные задачи. На основе увиденного можно сказать, что реставрация процесс трудоёмкий. И очень интересный, потому что при работе можно обнаружить различные вещи исторического и культурного содержания. Узнали, что для правильного хранения музейных экспонатов нужно учитывать особенности предметов и атмосферы, в которой они находятся. Это – свет, температура, влажность. Сделали вывод, что журнал «Мир музея» не отражает в полной мере ответы на многие вопросы, посвящённые этой теме.

   В третьей главе мы рассмотрели экспозиционную деятельность. Анализируя источник, мы можем говорить, что выставка организуется из специальных музейных экспонатов. Бывают временные, постоянные. Обычно состоят из пространственно-смысловых композиций и имеют большой интерес для зрителей.

     На  фоне всего вышесказанного можно сделать вывод, что в середине 1990-ых годов XX века музейное дело переживало подъем, что было связано со сменой политической ситуации в стране. Особенно заметно это развитие в области образовательных программ. Сделан большой прорыв в музейной педагогике, в разработке новых реставрационных проектов, в открытии новых музеев и весомых экспозиций в них. Развивается культурная связь между городами и даже странами. Активное участие в обмене опытом принимают периодические издания. Начинают внедряться компьютерные технологии, которые могут гарантировать порядок в базе музея и его хранилищах.

    Но, тем  не менее, стоит сказать, что  проблемы тоже были. Мы можем  судить об этом по письму, присланному  в редакцию по просьбе москвичей.  Обращение в нём было к президенту, с просьбой немедленно вмешаться в музейное дело.

        «Мы уверены – величие России заключено не в мощи и количестве современного оружия, а в её культуре…Репутацию России как страны великой культуры удаётся пока сохранить. В этом заслуга музеев… нужно создать Закон о музейном фонде и музеях РФ…в связи с ростом криминальной опасности, для защиты национальных сокровищ необходимо создание специальной музейной полиции…Тяжёлое финансовое положение музеев России требует немедленного освобождения от всех налогов и таможенных сборов…» и т.д. 55

      На сегодняшний день положение  музеев остаётся тяжёлым, будем  надеяться, что развитие произойдёт. А пока на земле есть люди, заинтересованные в передаче наглядной информации через объекты, будут существовать и музеи.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  источников:

  1. Журнал «Мир музея». 1994. № 1-6.
  2. Журнал «Мир музея». 1995. №1-6.
  3. Журнал «Мир музея». 1996. №1-6.
  4. Журнал «Этнографическое обозрение». 1994. № 1-6.
  5. Журнал «Этнографическое обозрение». 1995. № 1-6.

Интернет – источники:

  1. http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/088/264.htm
  2. http://edu.rin/ru.
  3. http://museolog/rsuh.ru/
  4. http://ru.m.wikprdia.org
  5. http://slovardalja.net/
  6. http://www.artsstudio/com/restoration/restorat1.htm.
  7. http://www.hi-edu.ru/e-books/AK/3-2-05.htm
  8. http://www.hi-edu.ru/e-books/RedPodgotPeriodIzd/
  9. http://www.historichka.ru/materials/istochnikovedenie/10.html
  10. http://www.kursiv.ru
  11. http://www.mirmus.ru/magaz.html
  12. http://www.museum.ru/RME/dictionary.asp.
  13. http://www.philol.msu.ru
  14. http://www.philol.msu.ru

 

Список  литературы:

 

  1. Банковский Николай. Апостолы из Подмосковья// Мир музея. 1995.№ 3. С.42-46.
  2. Борисов Николай. Поклон Ивану Сусанину//Мир музея. 1994.№ 4. С 18-27.
  3. Величкина Галина. Сказка о музее// Мир музея. 1994. №6. С.23-25.
  4. Виктор Плюхин. Немеркнущий бисер//Мир музея. 1996. № 1-2. С. 52.
  5. Волчкова Марина. Грамота Семёну Савину // Мир музея. 1995. № 5. С. 72-75.
  6. Глобачёва Светлана. Дворянский быт в губернии //Мир музея. 1995. № 6. С. 32-41.
  7. Гусева Н. Ю. Эгломизе и мебель в стиле жакоб//Реликвия. 2003. №2. С. 36.
  8. Данилевич Надежда. Русская Германия//Мир музея. 1996. №3. С. 60-61.
  9. Дмитриева Надежда. Целитель графики // Мир музея. 1996. № 3. С. 16-23.
  10. Дмитриевская Галина. Предмет поклонения //Мир музея. 1994. №4. С.66-67.
  11. Дремайлов Александр. Современная технология для кассы//Мир музея.1996. №1-2. С.28-29.
  12. Заднепровская Александра, Куропятник Марина. Петербургская Губерния//Мир Музея. 1996. №3. С.44-45.
  13. Зинченко Ф. В ожидании праздника//Мир музея. 1994. №3. С. 27.
  14. Зыбин Анатолий. Пряничные доски//Мир музея. 1994.№ 5. С.24-25.
  15. Квасова Т. По заветам Рерихов// Мир музея. 1994. №4. С. 16-17.
  16. Колмакова Е. А. Музейный климат – основа сохранности музейных коллекций //Реликвия. 2004. № 1. С.47-51.
  17. Максименко Ирина. Я жив…//Мир музея. 1995. №5. С.34-35.
  18. Москва. Президент должен вмешаться//Мир музея. 1995. №6. С. 15.
  19. Нефёдов Александр. Чеховская почта//Мир музея 1994. №1. С.66-67.
  20. Озерова Дарья. Музейная педагогика: истоки, настоящее и перспективы// Наука и образование.
  21. Перевезенцева Н., Скорнякова Н.. Образы России//Мир музея. 1995. №6. С.16.
  22. Семёнова Т. Б. Интерьеры нового Эрмитажа// Реликвия. 2003. № 2. С.28-34
  23. Семечкина Елена. Совсем обыкновенный веер// Мир музея. 1996. № 1-2. С. 47.
  24. Сидур Михаил. Памятник современному состоянию//Мир музея. 1994. №1. С.12.
  25. Теория и история искусства: Музеи мира\3. Музееведение\3.3 Функции современного музея\3.3.2 Музей как научно- исследовательский центр.
  26. Титова Валентина, Ермаков Владимир. Когда начнём мы размышлять?//Мир музея. 1995.№ 5. С.10-11.
  27. Фирма «Дютек». Инвалид может чувствовать себя комфортно при посещении музеев//Мир музея. 1996.№ 1-2. С.7
  28. Худяков В.А. История институтов реставрации//Реликвия. 2003.№ 2. С.55.
  29. Юренева т. Ю. Музееведение. М.,2003. В.19- Виды музейной деятельности.
  30. Юхневич Марина. Как построить дом? //Мир музея. 1995. №5. С.42

Информация о работе Деятельность музеев на страницах периодических изданий России середины 90-ых годов XX века