Деятельность музеев на страницах периодических изданий России середины 90-ых годов XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 11:23, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – посмотреть тенденцию развития и деятельность музеев на страницах журналов, на примере «Мира музея».
В ходе работы исследовались статьи, посвящённые экспозиционной деятельности, музейной педагогики и правилам сохранения и использования музейных экспонатов. В результате исследования были сделаны выводы по статистике посещаемости музеев, о правилах экспозиции и экскурсии для детей, об условиях эксплуатации музейных реликвий.

Файлы: 1 файл

Киселёва Таня- 2 курс.doc

— 178.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ярославский Государственный  Университет

Кафедра музеологии и краеведения

 

 

 

Тема курсовой работы:

«Деятельность музеев на страницах периодических изданий России середины 90-ых годов XX века»

 

 

 

 

Руководитель канд. ист. наук, доцент

_________________ И.  Ю. Шустрова

Студент____________ Т. А. Киселева

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

36 с.

  ВЫСТАВКА, МУЗЕЙНАЯ СОЦИОЛОГИЯ, ЭКСПОЗИЦИЯ, МУЗЕЙ, КОЛЛЕКЦИЯ, РЕСТАВРАЦИЯ, КОНСЕРВАЦИЯ, СОХРАНЕНИЕ, МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА, МЕТОД.

  Объектом исследования являются статьи журналов «Мир музея»,«Этнографического обозрения».

   Цель  работы – посмотреть тенденцию  развития  и деятельность музеев  на страницах журналов, на примере  «Мира музея».

    В  ходе работы исследовались статьи, посвящённые экспозиционной деятельности, музейной педагогики и правилам сохранения и использования музейных экспонатов. В результате исследования были сделаны выводы по статистике посещаемости музеев, о правилах экспозиции и экскурсии для детей, об условиях эксплуатации музейных реликвий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

Введение_____________________________________________________  4

1. - Музейно - педагогические программы __________________________10

1.1 - Музейная социология _______________________________________12

1. 2.- Программы с детьми________________________________________14

1. 3.- Программы с взрослыми и людьми с ограниченными возможностями ______________________________________________________________ 19

2.- Реставрация и  консервация музейных экспонатов _________________21

3.- Экспозиционно-выставочная деятельность музеев _________________27

Заключение_____________________________________________________33

Список литературы_______________________________________________37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

       Принято считать, что музей, как культурный центр несёт в себе возможности синтеза эстетического и нравственного воспитания с образованием, способствует творческому развитию. Кроме того является тем духовным магнитом, с помощью которого человек, познавая накопленный опыт прошлого, может устремляться к дальнейшему усовершенствованию себя, а значит и окружающего мира.1

     Тема нашей курсовой работы – «Музей на страницах периодических изданий России середины 90-ых годов XX века».  Цели и задачи, которые нам предстоит разобрать и выполнить: проследить за признаками, появлением и развитием, периодических изданий; составить статистику по посещаемости музеев; узнать о проблемах сохранения музейных экспонатов; посмотреть состав экспозиции некоторых музеев; рассказать о заключаемых музеями проектах с учреждениями,  с людьми разного возраста, в том числе с ограниченными возможностями.

    В нашей работе  основными источниками являются  сами периодические издания: журнал «Мир Музея»; журнал «Этнографическое обозрение». Здесь мы рассматриваем статьи, посвященные экспозиции, реставрации и педагогике. Так же мы используем интернет ресурсы: российская музейная энциклопедия2; толковый словарь Даля3; статьи, посвященные проблемам периодики4; сайт кафедры РГГУ5; сайты, посвящённые музееведению6 и другие, которые будет указаны в ходе данной работы.

    Наша курсовая  работа состоит из 3 больших частей: введение, основная часть, состоящая  из трёх глав, и заключение. Во введении мы опишем проблемы, связанные с появлением и выпуском периодических изданий; цели такой периодики и функции журналов.

          Основная часть состоит из трёх глав. А в первой главе - «музейно-педагогические программы», на наш взгляд самой интересной и актуальной, наиболее полно отражённой на страницах Мира музея, мы познакомимся с новыми методами работы музея с учреждениям и социальными группами разного возраста; узнаем некоторые интересные факты по построению экскурсии и экспозиции в работе с детьми. Выявим основные цели при работе с маленькими посетителями и результаты, к которым стремиться музейная педагогика. Посмотрим на развитие техники, помогающей инвалидам, и узнаем о том, что такое музейная социология.

     Вторая глава - «реставрация и консервация музейных экспонатов»- познакомит нас с историей реставрационного дела в России и со специальными  условиями для более длительного сохранения и сбережения памятников культуры.

     И в третьей главе - «экспозиционно-выставочная деятельность музеев»- мы познакомимся с новыми тенденциями в развитии музеев 90-ых годов. И как следует из названия, посмотрим интересные экспозиции некоторых музеев.

     В третьей,  самой небольшой и общей части,  а именно в заключении, мы сравним  цели нашей работы и увидим, в какой мере нам получилось их отразить и выполнить.

     Приступая  к введению, стоит начать с вопроса о периодических изданиях.

     Известно, что периодическим называется издание, выходящее через определенные промежутки времени, постоянным для каждого года числом номеров, не повторяющимися по содержанию, однотипно оформленными, нумерованными и (или) датированными выпусками, имеющими одинаковое название и, как правило, одинаковые объем и формат. К периодическим изданиям относятся газеты, журналы, периодические сборники, ежегодники, бюллетени.7 В библиографических указателях, в каталогах и фондах библиотек к периодической печати относят также продолжающиеся издания и ежегодники.

       Основные признаки периодического издания (кроме регулярности выхода): потенциальная тенденция к продолжению публикации основанного издания без предельного срока его прекращения; единое название всех выпусков; наличие восходящей нумерации годов издания, томов, номеров; наличие редактора (или редактора-издателя) либо редакционной коллегии во главе с главным или ответственным редактором.8

   Слово "журнал" появилось в русском языке в первой четверти XVIII века, при Петре I. Однако почти до конца столетия оно не применялось в названиях периодических изданий. Журналами, или "юрналами", назывались официальные документы, в том числе поденные записи, журналы присутственных мест и прочие, а издания журнального типа носили название "ежемесячных сочинений", "периодического издания", "вивлиофики", "магазина" и даже "собрания сочинений". Только в 1791 году впервые появился "Московский журнал" Н.М.Карамзина.

   В развитии российской периодической печати можно выделить три периода. В XVIII в. очень медленно происходило становление периодических изданий. С начала XIX в. стали бурно развиваться как газетная, так и журнальная периодика, но преобладала все-таки журнальная. В 60-е годы существенно изменились как журнальное, так и, особенно, газетное дело, и в 70-е годы газетная периодика начала преобладать над журнальной, что знаменовало начало нового этапа развития этого вида исторических источников.9

     Оценивая динамику роста изданий, можно говорить о том, что развитие периодики шло по многим направлениям: географическое распространение (по континентам, странам, внутри стран от главных городов к провинциальным); количественный рост органов периодической печати и их тиражей; усовершенствование полиграфической техники (применение скоропечатных машин и др.); всё возрастающее влияние периодической печати на общественную жизнь; создание агентств печати, газетно-журнальных монополий.

      Для нашей работы очень важны периодические издания, так как они через установленные промежутки времени распространяют информацию, адресованную разнообразному читателю. Общность функционального назначения периодики заключается в том, чтобы отражать события жизни общества, которые относятся к различным сферам его деятельности и являются актуальными с позиций текущего момента. Беспрерывный выход периодических изданий позволяет постоянно и последовательно представлять реальную действительность и имеющие к ней отношение события другого времени, что необходимо для нашего исследования. Таким образом, каждый последующий выпуск издания может рассматриваться как продолжение предыдущих, с которыми он связан тематически, содержательно и по форме. Вместе с тем у каждого отдельно взятого выпуска имеются свои отличительные признаки, как по тематике, так и по содержанию, а возможно, и в деталях оформления.10

     Точно таким же журналом, статьи которого в нашей работе встречаются наиболее часто, является «Мир музея» - такое название он получил в 1993 году. Но первоначально, с 1931 года он выходил под названием «Советский музей».

       В эпоху тоталитарной идеологии журнал пережил все коллизии того времени. Многие публикации запрещались; цензура накладывала свой отпечаток на любое печатное слово; первый редактор и организатор журнала И. К. Луппол был репрессирован и погиб.

    В  1983 году журнал возглавил Юрий  Петрович Пищулин. Он дал вторую  жизнь изданию, сделав журнал  нужным и актуальным. «Советский  музей» 80-х годов был больше, чем  обычное профессиональное издание.  Журнал стал своеобразной энциклопедией  культуры, обогащающей своих читателей новыми сведениями и открытиями.

      В 1993 году журнал был переименован в "Мир музея". Достойно пережив «время перемен», журнал продолжал играть серьезную роль в развитии музейного дела, в разработке методологии коллекционирования, хранения и использования исторического и художественного наследия, в осмыслении музейной профессии как важной сферы общественной жизни.

      В 2004 году журнал стал ежемесячным,  что позволило более оперативно  освещать значимые в музейной  жизни события. В 2006 году журнал начал новый проект – выпуск каталога «Мир музейных технологий». В начале XXI века журнал «Мир музея» является авторитетным профессиональным изданием, целенаправленно освещающим все стороны музейной жизни России.11 Здесь можно найти информацию не только по выдающимся памятникам искусства «Эрмитажа», «государственного Русского музея в Санкт-Петербурге», «Третьяковской Галереи», но и других более узконаправленных учреждений.

    Основная задача журнала с момента его основания – профессиональное развитие музейного дела в России как элемента сохранения и приумножения национального культурного наследия, мощного инструмента эстетического воспитания молодого поколения страны.

     Цели, которые выделяют сами сотрудники журнала: утвердить важную роль музея в современной культуре; стать центром притяжения музейной общественности, выразителем интересов музейного сообщества в целом; стать инструментом профессионального общения между музейными специалистами; открыто и непредвзято обсуждать разные аспекты музейной деятельности в России; рассказывать о наиболее интересных музейных проектах; публиковать авторские исследования специалистов и аналитические статьи экспертов; обсуждать наиболее интересные и значимые теоретические аспекты методологии музейного дела; освещать современный опыт работы в зарубежных музеях.12

    Как  читатель могу лишь сказать,  что журнал интересный и в  нём можно найти информацию  о многих музейных программах, новинках, аукционах и выставках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.

Музейно-педагогические программы. 

     Сочетание «музейная педагогика» сегодня очень прочно вошло в повседневную жизнь всех российских музеев, но ещё в начале 1990-ых гг. оно звучало непривычно, а программы такого рода только начинали развиваться.

      В 1990 г.  в Санкт- Петербурге впервые был создан Российский центр по проблемам музейной педагогики.13

     Музей, как  культурный центр несёт в себе  возможности синтеза эстетического  и нравственного воспитания с  образованием, способствует творческому  развитию. Кроме того является тем духовным магнитом, с помощью которого человек, познавая накопленный опыт прошлого, может устремляться к дальнейшему усовершенствованию себя, а значит и окружающего мира. Сотрудники музеев должны осознавать свою роль в процессе формирования личности человека и  устремиться к самому активному сотрудничеству с педагогами.

      Один из  наиболее  общественно значимых  видов музейной работы является  педагогика. Она призвана  проводить  в жизнь функцию эстетического  и нравственного воспитания.14

     Сам термин музейная педагогика имеет свои исторические корни. Известен он стал в 1970-х годах благодаря немецким коллегам. Однако те методы и приёмы, которые впоследствии получили понятие музейная педагогика, использовались и в 1920-ых.

     Принципы ориентации  на возрастные особенности музейной аудитории, взаимосвязи школы и музеев, подготовки юного поколения к взрослой жизни через игру  и с помощью музейных средств получили возрождение и развитие в России в 1990-ых годах, которые мы попробуем посмотреть и охарактеризовать на примере конкретных музеев.15

         Музейная педагогика как междисциплинарная  область исследует все виды  взаимоотношений музея  и аудитории,  находится в зоне пересечения  педагогики, психологии, музееведения  и профильной для музея дисциплины. 

      В самом общем виде музейная педагогика представляет собой самостоятельную отрасль педагогической науки, предметом исследования которой является культурно-образовательная деятельность в условиях музея.16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1. Музейная социология.

    Музейная социология исследует музейную аудиторию, её ценностные ориентации и духовные потребности, эффективность деятельности музеев по их формированию и удовлетворению. Главной задачей музейной социологии является определение эффективности музейной деятельности путём изучения воздействия музейной экспозиции и различных форм культурно- образовательной работы на разные категории посетителей.17

Информация о работе Деятельность музеев на страницах периодических изданий России середины 90-ых годов XX века