Цивилизационная концепция культуры А. Тойнби

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 13:25, курсовая работа

Описание работы

Понятие «цивилизация» не имеет однозначного определения. С одной стороны — это определенный этап в развитии человечества, с другой стороны — это все достижения человечества, вместе взятые. Многие мыслители не всегда использовали термин «цивилизация». У Н. И. Данилевского мы встречаем названия: культурно-исторические типы, культуры, исторические организмы. О. Шпенглер использует понятие «культура». А. Тойнби называет условно выделившиеся общества цивилизациями. Чтобы раскрыть суть понятия «цивилизация», нужно изучить наибольшие социальные, культурные и исторические целостности, т.е. Провести макроисторическое исследование.

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………………….2

2. Основная часть.

2.1 Цивилизации А. Тойнби……………………………………………...4

2.2 Судьбы цивилизаций………………………………………………..12

2.3 Будущее цивилизаций………………………………………………21

3. Заключение……………………………………………………………..24

Библиографический список…………………………………………….26

Файлы: 1 файл

default.docx

— 58.64 Кб (Скачать файл)

Тема: «Цивилизационная концепция  культуры А. Тойнби»

 

План:

 

1. Введение………………………………………………………………….2

 

2. Основная часть.

 

2.1 Цивилизации А. Тойнби……………………………………………...4

 

2.2 Судьбы цивилизаций………………………………………………..12

 

2.3 Будущее цивилизаций………………………………………………21

 

3. Заключение……………………………………………………………..24

 

Библиографический список…………………………………………….26

 

 

 

1. Введение

 

Понятие «цивилизация» не имеет однозначного определения. С одной стороны — это определенный этап в развитии человечества, с другой стороны — это все достижения человечества, вместе взятые. Многие мыслители не всегда использовали термин «цивилизация». У Н. И. Данилевского  мы встречаем названия: культурно-исторические типы, культуры, исторические организмы. О. Шпенглер использует понятие «культура». А. Тойнби называет условно выделившиеся общества цивилизациями. Чтобы раскрыть суть понятия «цивилизация», нужно изучить наибольшие социальные, культурные и исторические целостности, т.е. Провести макроисторическое исследование.

Проблемами цивилизации  на сегодняшний день являются: проблема надвигающегося экологического, религиозного, культурного кризиса, проблема будущего человека и мира, проблема взаимоотношения Востока и Запада и др. Многие ученые полагают, что сущность имеющихся кризисов уходит корнями в историю западноевропейской культуры. В любом случае, для решения проблемы цивилизаций требуется научный подход и философско-мировоззренческая проработанность.

 

Фундаментальными в области  изучения цивилизаций считаются  концепции Данилевского, Шпенглера и Тойнби. А. Дж. Тойнби продолжил линию Н. Данилевского и О. Шпендлера, и внес гораздо более весомый вклад в изучение локальных цивилизаций.

 

А. Дж. Тойнби подразделил  историю человечества на ряд локальных  цивилизаций. Эта теория описана в  его труде «Постижение истории». Это попытка пересмотреть направление общественно-исторического развития человечества с точки зрения теории локальных цивилизаций. У Тойнби культуры не обособлены друг от друга, как у Шпендлера. Отношения между разными культурами составляют часть жизни самих цивилизаций, обеспечивая тем самым непрерывный исторический процесс. В другом исследовании Тойнби, которое называется «Цивилизация перед судом истории» раскрыты вопросы столкновения цивилизаций в современную эпоху. Обе работы Тойнби многие ученые считают шедеврами философской мысли.

 

Тойнби выделяет в своем  исследовании 21 цивилизацию, несколько  неродившихся цивилизаций, а также особый класс задержанных цивилизаций, которые родились, но были остановлены в своём развитии после рождения.  Все цивилизации существуют ограниченно во времени, пространстве и культуре. Это ограничение позволяет более или менее точно выделить условную единицу цивилизации. Вместе с тем цивилизации целостны в социально-культурном отношении как человеческая или глобальная цивилизация. 
 
Тойнби признает циклическую тенденцию развития цивилизаций от рождения до расцвета и гибели. Вместе с тем Тойнби считает, что гибель цивилизации не есть обязательно неизбежной и предлагает свои пути решения проблем кризиса цивилизаций. Тойнби — мыслитель религиозный и рассматривает историю с христианских позиций. Суждения Тойнби строятся на методах сторогого научного познания, но также во всем его творчестве рядом с разумом присутствует вдохновение, божественный замысел.

 

Цель данного реферата - рассмотреть классификацию цивилизаций  Тойнби, стадии их развития, а также  показать будущее данных цивилизаций.

 

2. Основная часть

 

 

2.1. Цивилизации А. Тойнби

 

Цивилизация, так же как  история и культура отдельной  страны, хоть и существует независимо, но не может рассматриваться обособленно от других стран и народов. Изучение истории определенной страны будет полноценным только в совокупности с отношениями этой страны и других стран, влияние которых может отразиться на изучаемом историческом процессе. Это не значит, что нужно обязательно рассматривать весь мир и всю историю человечества целиком. Например, если мы говорим об исторических событиях Киевской Руси, необходимо учитывать ее отношения с Византией и со странами Европы. При этом необязательно подробно останавливаться на изучении истории Китая или Южной Америки. Возможно, с этими странами и были какие-нибудь связи, тем не менее, достаточно рассмотреть историю тех стран, которые могли оказать существенное влияние на ход истории Киевской Руси. 
 
Для исследователя исторические процессы интересны в определенных территориальных и временных рамках.  В процессе изучения историк должен отталкиваться от понятия «общество», подразумевая под этим некую территориальную и временную общность стран и народов. Внутри общества происходит единый исторический процесс, который в той или иной мере касается всех его элементов. Изучая социальную жизнь всего целостного общества, а не отдельной страны как его части, исследователь имеет возможность глубоко проникнуть в развитие его хода истории. Поэтому общество есть основной единицей исследования, на которою стоит опираться ученому-историку.  
 
Тойнби трактует цивилизацию не как организм, который живет и функционирует, благодаря законам природы, а как социальную целостность, которая в общем подчиняется закономерностям развития общества. Цивилизации, с точки зрения Тойнби, это отдельные индивиды. Раскрывая свое понимание сути цивилизаций, Тойнби пишет о том, что каждая цивилизация представляет собой локальное образование, которое имеет характерные только для него черты и особенности, и ни коим образом не похоже по своим признакам на другие цивилизации.  
 
По словам Тойнби, «чем дальше в глубь исторического времени обращаемся мы, тем менее значительным становится факт изолированности».* Во всем ходе Всемирной истории мы не можем выделить единую цивилизацию как таковую.  
 
 
 
*Тойнби А. Дж. Постижение истории., М.: Прогресс, 1991. С. 9 
 
 
Существуют многие отдельные цивилизации с разными, характерными отдельно для каждой ценностями, тенденциями исторического развития, особенностями культурной деятельности и материально-техническим уровнем развития. Однако не следует опираться на развитость технической базы и с помощью ее как критерия определять отдельные цивилизации. Во многих случаях техника могла развиваться, а цивилизация в то же время приходила в упадок, или наоборот, встречаются примеры, когда при общем развитии цивилизации технический прогресс стоял на месте. Более важным является духовное развитие, отражающееся в культурном наследии цивилизации. Именно оно должно выступать объектом исторического анализа в выделении границ типа цивилизации.

 

Тойнби рассматривает  цивилизации как возрождение  творческих особенностей отдельных  групп обществ, перешедших от длительного существования в условиях дикости или отсталости к новой жизни. При этом важно исследовать не истории отдельных стран или государств, а целостных их образований или систем, объединенных в цивилизации. Изучение таких целостных систем дает полную картину зарождения и развития цивилизаций.

 
Вышесказанное наталкивает на мысль  о непрерывности общего исторического  процесса. Каждая цивилизация в своем  развитии проходит определенные фазы, которые циклично повторяются в  других цивилизациях. Кроме того, мы можем заметить сходные черты в культурах смежных цивилизаций. Так, каждая цивилизация, выделенная Тойнби, пережила свое рождение, развитие и гибель, и «передала» подобные фазы следующей, «дочерней» цивилизации. Такое взаимодействие  напоминает отношения между родителями и детьми. Каждая цивилизация остается индивидуальной, при этом наследуя некоторые черты предшествующих цивилизаций. В таком случае может идти речь о преемственном сходстве культур. Учитывая тот факт, что время существования цивилизации больше, чем время существования наций внутри нее, но меньше времени существования всего человечества, Тойнби обращает внимание на то, что общие моменты в историях цивилизаций обеспечивают процесс последовательного развития человеческой общности, ее духовного усовершенствования.

 
 
Тойнби ставит перед собой цель рассмотреть все цивилизации, которые  существовали в ходе Мировой истории. Вначале он выделяет шесть типов  цивилизаций — пять живых и  один мертвый, к которым в дальнейшем исследовании добавляются еще тринадцать. В общем итоге у Тойнби выделяется 21 цивилизационная система, из которых в настоящее время существует всего восемь, причем семь из них уже вступили в период упадка. Кроме того, по мнению Тойнби, существуют еще пять цивилизаций, которые остановились в своем развитии и четыре неразвитые цивилизации.

 

Далее рассмотрим некоторые  из выделенных Тойнби типов цивилизаций.

 

1. Православное христианское  общество.

 

 

6

 

Православному христианскому  обществу предшествовало эллинское  общество, поэтому в этих цивилизациях мы встречаем много аналогичных особенностей. Такие же черты присущи и западному обществу, но оно расположилось географически в другом направлении и на другое расстояние. Перемещение и распространение православной христианской цивилизации имело меньший масштаб, чем в западном обществе. Православное христианское общество направилось на северо-восток, «пересекая по диагонали Анатолию (нынешнюю Турцию), проходя между Константинополем и Неокесарией.»* 
 
*Тойнби А. Дж. Постижение истории., М.: Прогресс, 1991. С. 28

 

Линия экспансии православного  христианского общества значительно  короче, чем у западного, однако она  неравномерна — если условно продолжить ее в обоих направлениях, то она  образовала бы «фигуру полумесяца с  рогами, обращенными на северо-запад и северо-восток».* Таким образом, христианское православное общество имело возможность влиять на всю прилегающую территорию степи. Однако, со временем распространения в западном направлении иудаизма и ислама, экспансия христианского общества в этом направлении прекратилась.

 

*Тойнби А. Дж. Постижение истории., М.: Прогресс, 1991. С. 28

 
На северо-западе христианское православное общество встретилось с западным обществом, достигшим на то время  гораздо большего развития. Попытка  объединить церкви не удалась, и к Х-XI вв. окончательно установились границы западной и православной христианской цивилизаций. 
 
Православное общество распространялось также вдоль своей поперечной оси, в направлении Черного моря, и центром его локализации стала Киевская Русь, распространяя свое влияние на всю территорию от Великой Евразийской степи до Дальнего Востока.

 

Таким образом, из одной структурной  единицы — католической церкви —  возникли и развились две цивилизации: римско-католическое общество и православное общество. Их сосуществование продолжалось в течение трех столетий и привело к трем разрушительным кризисам. Католическая церковь в средние века осталась отдельной ячейкой, обособленной от государства, в то время, как православная церковь стала государственным институтом, во всех принявших христианство государствах. В этом заключается различие православного христианского и западного общества. 
 

2. Иранское и арабское  общества.

 

Исламское общество тоже не является однородным. Начало своего существования  оно берет начало на территории плоскогорья Азии, имеет свою универсальную церковь — ислам, и свое движение племен. Родиной исламского общества была узкая полоска земли, которая со временем расширялась, образуя многие самостоятельные государства.

 

К разделению исламского общества привели разногласия между шиитами и суннитами, вызвавшие революцию, которая сделала шиизм основной религией. К тому времени распространение исламского общества двигалось в направлении православного христианского мира, и было резко прервано шиитской революцией, и вынуждено было обратиться в сторону арабских стран.

 

Рассматривая эти исторические процессы подробно, мы можем прийти к выводу, что арабский мир был  родиной также другого, более  древнего общества, завершающей фазой  которого стал Арабский халифат. В данном случае снова имеет место связь двух исламских обществ, которые произошли от одного старого «отцовского» общества. Эти два общества по территориальному признаку можно назвать арабским и иранским.

 

3. Сирийское общество. Более  ранним обществом, отцовским по отношению к арабскому и иранскому, является  сирийское общество. Его универсальным государством также был Багдадский халифат Аббасидов, а основополагающей религией — ислам. В свою очередь, Багдадский халифат Абассидов возник в результате захвата более древнего общества - Дамасского халифата Омейядов. Но этот захват был не длительным противостоянием мелких государств, а единократным сокрушительным ударом, захватив более обширную территорию, чем он контролировал ранее. Границы иранского и сирийского общества не совпадали, с другой стороны, арабское общество в Сирии и Египте полностью покрывает территорию сирийского общества.

 

4. Индское общество. Универсальным  государством индского общества  выступает империя Гуптов, универсальная церковь общества — индуизм. Эта религия в эпоху Гуптов распространилась по всей Индии, вытеснив буддизм. Отеческим обществом по отношению к индскому является индуистское общество. Индуистское общество располагалось на территории Инда и Ганга, откуда оно расширялось на весь полуостров Индостан и позднее направилось в  Индонезию и в Индокитай. В этом случае, мы снова можем заметить, что территория отцовского индуистского общества не совпадает с территорией произошедшего от него индского общества.

 

5. Древнекитайское общество. Территория возникновения древнекитайского общества - Дальний Восток. Здесь существовала империя, созданная Цинь Шихуанди в 221 г. до н.э., и ставшая универсальным государством общества. Нетрудно выявить вселенскую церковь -  это махаяна. После падения предыдущего универсального государства начались набеги кочевников Великой степи. Это и есть характерное для типичного общества движение племен. Начальная территория древнекитайского общества располагалась в бассейне Желтой реки, а позднее распространилась и на бассейн Янцзы. Позднее в бассейнах обеих рек возникло дальневосточное общество, границы которого расширились до побережья Китая, до Кореи и Японии. Древнекитайское общество стало отцовским по отношению к дальневосточному обществу.

 

6. Реликтовые общества. По мнению Тойнби, существуют не только живые, но и мертвые общества. О таких общества мы знаем только некоторые сведения из археологических исследований. Существование сирийского общества эпохи Ахеменидской империи было серьезно нарушено походами Александра Великого. Реликтами этого сирийского общества выступают иудеи и парсы. В результате реакции сирийского общества на насильственное вторжение возникли монофизиты и несториане. Изучение реликтовых обществ ценно тем, что оно помогает проанализировать ошибки в проблеме сосуществования нескольких цивилизаций. 

Информация о работе Цивилизационная концепция культуры А. Тойнби