Архитектура модернизма и постмодернизма в Европе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 11:23, реферат

Описание работы

Архитектура является важной частью культурной и социальной жизни, играя огромную роль в мироощущении человека, предметно-пространственно организуя его пребывание в обществе. Архитектура, обладающая исторической конкретностью на каждом этапе развития, тесно связанная с системой общественных отношений, является формой художественного осмысления и воспроизведения социальной действительности. ХХ век дал миру множество открытий во всех областях знаний, практически во всех сферах жизни общества, в том числе и в духовной сфере.

Содержание работы

Введение………………………………….……………..........................................................................3
Глава 1. Архитектурный модернизм.................................................................................5
Глава 2.Постмодернизм в архитектуре............................................................................11
Заключение………………………………………..............................................................................16
Приложение......................................................................................................................18
Список источников литературы…………………....................................................................27

Файлы: 1 файл

Реферат по культуралогии готовый..docx

— 1.12 Мб (Скачать файл)

Современная архитектура  многим обязана функционализму 20-х  годов XX века: это и новые типы домов (коридорного типа, галерейные, дома с двухэтажными квартирами), и  плоские покрытия, которые стали  удачным решением экономичных

                                                                   9

квартир с  встроенным оборудованием, и рациональное планирование интерьера, и «ленточное»  остекление и многое другое. 

Важной особенностью функционализма, оказавшей решающее воздействие  на все последующее развитие современной архитектуры, было то, что его принципы могли использоваться  независимо от национальных особенностей разных стран.  В 1932 году архитекторами Филиппом  Джонсоном и Альфредом Бэрром в отношении творчества Ле Корбюзье, Гропиуса и Мис ван дер Роэ был введен новый термин  - «интернациональный стиль».

В 30-50-е годы функционализм  уступил место, а точнее – «плавно  перетек» в  интернациональный стиль, для которого был характерен отказ от национальных и культурных особенностей, а также  от любых разновидностей исторического декора в пользу лёгких и гладких поверхностей из стекла и металла,  прямых линий и других чистых геометрических форм. Излюбленный  материал - железобетон, а больше всего ценились в интерьерах широкие открытые пространства. Это в полном смысле была архитектура индустриального общества, не скрывавшая  своего утилитарного предназначения и стремления экономить на «архитектурных излишествах». Классическими примерами интернационального стиля являются Фабрика Фагус (Гропиус, 1911-13) ( рис. 6) и Рабочий посёлок Вайсенхоф (Ауд, 1927), Особняк Шредера в Утрехте, (Голландия. 1924 г. Арх. Г. Ритфелд), Санаторий в Паймио, (Финляндия. 1929-1933 гг. Арх. А. Аалто) (рис 7) и многие другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                               10

                                   Глава 2. Постмодернизм в архитектуре

Постмодернизм – это пришедшее на смену модернизму  широкое художественное течение, которое распространилось  в различных областях культуры, - философии, изобразительном искусстве, музыке, литературе, архитектуре.В самом названии «постмодернизм» кроется его содержание – «то, что пришло после модернизма».

В качестве мировозренческой базы постмодернизма предстало возникшее во второй половине ХХ века глубокое разочарование в идеологии исторического прогресса, которая еще в XVIII веке была  сформулирована французскими просветителями  и основывалась  на идее рационального переустройства человека и общества.

Теоретические основы постмодернизма были сформулированы в США в 60-е  годы. Символическое начало постмодернизма -  взрыв в США одного из классических памятников модернистской  архитектуры  — жилого квартала, в котором  воплощались  идеи прогресса,  социального равенства и чистоты современной эстетики, но совершенно игнорировались  понятия человечности и комфорта, а потому  и потребовалась его  перестройка.

Постмодернизм в архитектуре  увидел в качестве  своей главной  задачи  смягчение  модернистского ригоризма,  допущение  в искусство архитектуры  исторических цитат,  эклектики и элементов массовой культуры. Постмодернизм подверг  критике  модернистское стремление к оригинальности, считая,   что в конце ХХ века уже невозможно создать нечто кардинально новое. 

Наиболее жёсткой критике  архитекторы постмодернизма  подвергли  такие основополагающие принципы, даже постулаты,  архитектурного  модернизма, как серийный подход к проектированию и аскетизм архитектурных форм, функциональное зонирование городов, отказ от регионализма и творческого наследия, что в итоге вело к «усредненности», унификации.

Как уже отмечалось, впервые теоретические обоснования  нового архитектурного направления  были даны не в Европе,  а в США  в 1966 году  профессором истории архитектуры Йельского университета Р. Вентури. Им был

                                                                11

провозглашен  принцип «декорированного сарая»: на объём имеющего чисто функционально-конструктивную основу здания делаются «декоративные накладки», позаимствованные из  любого архитектурного стиля. При этом приветствуется использование парадоксов, как средства обострения эмоционального восприятия: нарочитое нарушение пропорций, расположение или дерзкое сочетание канонизированных архитектурных форм.

Таким образом, главные принципы постмодернистской  архитектуры  формировались   как антитеза модернизму.

В градостроительстве архитекторами - постмодернистами исповедуется отказ от свободной застройки  и предпочтение - симметричной,  регулярной с учетом  контекста и  особенностей сложившейся конкретной городской среды.

В области  архитектурных форм постмодернизм  провозгласил возрождение исторических архитектурных систем и всех видов  декора (облицовка, декоративная кладка, рельеф,  росписи, орнаментика и пр.), причем все это – весьма свободно и эклектично. Для него характерны  обращение к выразительности стенового массива и  отказ от ленточных окон, нарушающих его;  возрождение активного силуэта зданий с завершением в виде  щипцов, фронтонов, мансардам, а также   отказ от плоских крыш, возвращение к принципам  исторического построения композиции - симметрии, пропорциональности, перспективе.

В работах  теоретиков и практиков постмодернизма: Л. Крие, Р. Вентури, М. Кюло, А. Грюмбако А. Росси, были четко сформулированы его следующие принципы: «подражание» историческим образцам и памятникам; использование в общей композиции или ее деталях «цитат» и «ссылок» на широко известные  памятники архитектуры; работа в историко-архитектурных «стилях»; принцип «обратной археологии», заключающийся в   приведении нового объекта в соответствие  со старой строительной техникой; «повседневность реализма и античности», который достигается с помощью упрощения классических форм.

Переход к этим принципам способствовал  повышению архитектурного мастерства,  углублению образования – более пристальному изучению  архитектурного наследия, совершенствованию  архитектурной графики.

                                                               12

Одно из наиболее значительных социально- культурных достижений  постмодернизма – отказ  от ориентации на «усреднённого горожанина».   

Как уже было сказано, в архитектурных  сооружениях постмодернистов часто  встречается нарочитое нарушение  пропорций или классических канонов, вместе с тем, присущая постмодернизму  «любовь» к цитированию историко-архитектурных стилей придаёт им некую повествовательность, информативность. Не случайно один из идейных вдохновителей ведущих мастеров постмодернизма Ч. Мур сказал: «Дома должны, как длящаяся театральная пьеса, что-то рассказывать»1.

Европейский постмодернизм  имеет свои специфические особенности: в первую очередь, это гораздо  большая строгость и сдержанность, нежели в американском, что вполне объяснимо, ведь  новые здания возводятся в богатейшем  окружении архитектурных шедевров прошлого, которых достаточно на европейском континенте и которых лишены США. Такое соседство заставляет при «декорировании сараев» воздерживаться от  грубого искажения исторических архитектурных форм.

Наиболее яркие примеры  европейского постмодернизма - осуществлённые в последние десятилетия работы по расширению главных художественных музеев Лондона. В расширении Национальной галереи был привлечён  Р.Вентури - один из отцов- основателей  постмодернизма. В 1983 г. по проекту Р. Вентури и Д. Рауха к зданию Национальной галереи пристроено левое крыло.  Так как  галерея располагается  на Трафальгар-сквер - главной площади города, к авторам  предъявлялись  весьма жёсткие требования достижения «совместимости» с исторической средой, с чем они успешно справились.

Вторым  крупнейшим художественным музее Лондона является  Тейт-галерея, названная в честь «английского П.Третьякова» -  Р. Тейта,  первого  собирателя английской живописи, подарившего государству своё бесценное собрание.  («английский П. Третьяков»). Построенный на северном берегу Темзы архитектором  С. Смитом в 1890 году  в стиле неоклассицизма, музей быстро разрастался благодаря быстрому росту его коллекции, и в течение ХХ века возникло множество пристроек к основному зданию.  Самая радикальная из всех пристроек -  содержащая огромное собрание работ художника Тёрнера пристройка правого

                                                                     13

крыла,  открытая в 1989 году.  Крыло Тёрнера было возведено по проекту английских архитекторов - М. Уилфреда и Дж. Стерлинга. Уважение к историческому контексту в проекте проявилось в нарочитом смещении «крыла   Тёрнера» из плоскости главного викторианского фасада вглубь сквера,  примыкающего к галерее.

Большое количество зданий было возведено в Европе американскими  зодчими. В 1987-1988г. Ч.Мур возвел несколько  крупных объектов в районе гавани Гегель в Берлине: Гумбольтовскую библиотеку на острове и многоэтажный дом  на набережной. Библиотека, ставшая, по мнению архитектора, примером «индустриального барокко»,  представляет собой вытянутый двухэтажный объём, а читальный зал перекрывается  цилиндрическим сводом.  Еще одна крупная работа  Ч. Мура в Берлине – строительство  на северо-восточной окраине города нового жилого района Каров-Норд.В застройке практически отсутствуют дома элементарной прямоугольной формы,  большинство из них имеет П- образную,  угловую или криволинейную форму. Архитектурной выразительности домов удалось достичь с помощью нетривиальных объёмных форм, введения угловых акцентов в домах, которые расположены на пересечениях улиц, комбинациями различных по размерам и форме летних помещений и проёмов. Архитекторы также отказались от плоских крыш, и теперь крутые яркие черепичные крыши - двух- и четырёхскатные, с мансардами и без них - вносят яркий по силуэту и цвету элемент в композицию застройки.

Вместе с тем, многие критики  считают некоторые образцы архитектуры  постмодернизма по меньшей мере спорными. К их числу относят построенный  испанским архитектором М. Нуньесом в 1985 году ансамбль жилого комплекса "Арена Пикассо" на 450 квартир в пригороде Парижа Марн-ла-Валле.

Архитектурные формы комплекса  отличаются крайней эклектичностью: здесь и готические контрфорсы и аркбутаны, конструктивистские и классицистические детали,   декоративные  скульптуры в стиле барокко. Вся композиция проникнута  духом эпатирующего кича и театральности, а также нарочитой нефункциональности.

 

                                                                 14

К типичным образцам постмодернистской  архитектуры можно отнести «Танцующий дом» в Праге, возведенный на Влтавской  набережной архитектором Фрэнком Гери ( более известный как «Джинждер  и Фред) (рис.8), Комплекс концертных залов в Париже (рис 9.)  и др.    

К наиболее ценным достижениям  постмодернизма в архитектуре  необходимо все же отнести тот дух уважения к контексту, который и сегодня  строго соблюдается при реконструкции  центров исторических городов, например: район Бикерзей-ланда в Амстердаме, Ричмонд-парка в Лондоне, Университетской площади и Креплинерштрассе в Ростоке и многих других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                15                                                             

Заключение

Архитектура является  важной частью культурной и социальной жизни, играя огромную роль в мироощущении человека, предметно-пространственно  организуя его пребывание в обществе. Архитектура,  обладающая исторической конкретностью на каждом этапе развития, тесно связанная с системой общественных отношений, является формой художественного осмысления и воспроизведения социальной действительности.

Взаимодействие прошлого с настоящим, традиционного наследия с  прогрессом – это неизменная проблема, проявляющаяся во многих сферах жизни, в том числе – в искусстве. Особенно актуальна  она в области архитектуры, что обусловлено особенностью архитектуры как социально значимого и массового искусства. Изучение  развития архитектуры модернизма и постмодернизма позволяет   сформировать объективное представление  об истории и логике смены главных художественных стилей XX века.

На рубеже XIX-XX веков на смену эклектике в европейском  искусстве приходит модерн, это связано с тем, что для переходной эпохи связано возникновение  социального заказа на новые формы в различных областях художественной жизни, в том числе и в архитектуре. Архитектурное направление, возникшее  в рамках стиля модерн, стало своеобразной попыткой  достичь органической целостности утилитарного и эстетического, преодолеть тенденцию к разделению архитектуры на утилитарную основу и декоративность, характерную для предшествующего периода.

Архитектурный модернизм, как  и вообще модернизм, - это не какое-то единое, целостное течение, это объединение самых разных стилей, школ, направлений, объединенных общей идеей – отрицанием искусства прошлого. Архитектурный модернизм включает в себя такие архитектурные направления, как конструктивизми рационализм, европейский функционализм 20-30-х годов, архитектурный ар-декостиль, движение «баухауз» в Германии, брутализм, интернациональный стиль, органическая архитектура.

Основное содержание архитектурного модернизма  заложено уже  в самом  его

                                                                 16

названии  — это созидание чего-то такого, что соответствовало бы сегодняшнему  дню - абсолютно нового и ранее  невиданного. Архитектурный модернизм  в качестве своих истоков имел  новейшие достижения промышленного и научно-технического прогресса, а также передовые социально-реформаторские идеи своего времени.

Постмодернизм – это  пришедшее на смену модернизму  широкое художественное течение, которое  распространилось  в различных  областях культуры, - философии, изобразительном искусстве, музыке, литературе, архитектуре.В самом названии «постмодернизм» кроется его содержание – «то, что пришло после модернизма». Постмодернизм в архитектуре  увидел в качестве  своей главной  задачи  смягчение  модернистского ригоризма,  допущение  в искусство архитектуры  исторических цитат,  эклектики и элементов массовой культуры. Постмодернизм подверг  критике  модернистское стремление к оригинальности, считая,   что в конце ХХ века уже невозможно создать нечто кардинально новое. Наиболее жёсткой критике архитекторы постмодернизма  подвергли такие основополагающие принципы, даже постулаты,  архитектурного  модернизма, как серийный подход к проектированию и аскетизм архитектурных форм, функциональное зонирование городов, отказ от регионализма и творческого наследия, что в итоге вело к «усредненности», унификации.  Таким образом, главные принципы постмодернистской  архитектуры формировались   как антитеза модернизму.

Информация о работе Архитектура модернизма и постмодернизма в Европе