Архитектура городских мостов Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 10:41, реферат

Описание работы

Чаще всего с архитектурной точки зрения на объект смотрят в градостроительной деятельности при строительстве любого крупного комплекса, транспортной развязки, а также объекты различного назначения. Как правило, объект никогда не рассматривают в отдельности, а смотрят как он вписывается в панорамном виде города.

Файлы: 1 файл

Городские мосты Европы.docx

— 1.77 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Что такое архитектура? Это  понятие двоякое, с одной стороны  под архитектурой понимают свойства искусственно созданных сооружений в окружающей их среде, а с другой стороны рассматривается целостность  пользы, надежности, красоты и уникальности.

Чаще всего с архитектурной  точки зрения на объект смотрят в  градостроительной деятельности при  строительстве любого крупного комплекса, транспортной развязки, а также объекты  различного назначения. Как правило, объект никогда не рассматривают  в отдельности, а смотрят как  он вписывается в панорамном виде города. Одно дело когда сооружение находится в зоне жилого района, совсем другое – если в Объединенной охранной зоне или в зоне исторической застройки, тогда любое сооружение должно гармонично вписываться в  структуру города, учитывая и возраст  района и его историческую ценность. В связи с выше сказанным очень  часто проект возвращается на доработку  только из-за нарушения архитектурного ансамбля города.

Для транспортных сооружений на первом месте стоит его функциональное значение, но это значение необходимо увязать и с архитектурной формой. Поэтому, мы видим что архитектура неразрывна связана с остальными важными характеристиками объекта.

При проектировании мостовых сооружений необходимо учитывать следующие  положения, которые наиболее четко  описывают тенденции архитектурного жанра:

 

• Габариты и размеры  моста должны быть целесообразными, то есть улучшение вида не должно нести  за собой усложнения конструкции.

 • Для создания  полного художественного образа  мостового сооружения следует  рассматривать мост в целом,  так как, например, нельзя соорудить  полноценное сооружение установив  на него только ажурные перила.

 • Как правило, важные  конструктивные элементы несут  еще и эстетическое значение, являясь архитектурной идеей  для данного моста. Но это  работает только лишь в том  случае когда все элементы  связанны между собой , а не  являются набором отдельных элементов.

 • Чаще всего архитектурный  вид моста определяется способом  монтажа. Для того чтоб создать  мост и как архитектурный ансамбль  и средство «переправы», архитектор  и проектировщик всегда на  всех стадиях рабочей документации работают вместе.

Архитектура , как и весь наш мир, делится на временные  периоды. Каждый из них – это своя культура, свои свойства, свои художественные черты и способы их выражения. У каждого периода свой «архитектурный стиль». Каждый из которых определяется свойственными только ему строительными  конструкциями, условиями и технологиями строительства.

Ну и конечно, архитектуру  мостовых сооружений создает еще  и страна, в которой возводится это сооружение. Потому как в каждой стране свои традиции, обычаи, и своя культура.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ И ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АРХИТЕКТУРЕ МОСТОВ ЕВРОПЫ

  1. Общие сведения об архитектуре мостов Европы

Все определения, дающие истолкование понятию "архитектура" могут быть сведены в три большие группы. Первая группа определений рассматривает архитектуру как часть искусственной природы и особого рода среду деятельности человека. Вторая основывается на двуедином характере архитектуры и, наконец, третья – трактует архитектуру как совокупность пользы, прочности и красоты. Первая группа определений обычно используется в градостроительстве и при проектировании крупных комплексов, включающих элементы различного функционального назначения. К крупным архитектурным комплексам, как правило, относят жилой район, зону отдыха, а также транспортные сооружения: вокзалы или сложные транспортно-пешеходные развязки. Вторая группа определений устанавливает   место архитектуры в сфере человеческой деятельности. При этом отмечается, что она расположена как в области материальной, так и в области духовной культуры. Конструкции относят к материальной, а художественные достоинства - к духовной сфере человеческой деятельности. Третья группа - понимание архитектуры как совокупности пользы, прочности и красоты впервые появилась в книге римского строителя и теоретика архитектуры Марка Полиона Витрувия. Это определение понятия "архитектура" правомерно и в наши дни. Согласно Советскому Энциклопедическому Словарю архитектура – это художественно осмысленная конструкция, создаваемая человеком в различных жизненных целях. Таким образом, и здесь обнаруживаются все компоненты триады Витрувия. Со времени, когда художественная и материальная сторона архитектуры выделились в отдельные области человеческой деятельности, вопрос о соотношении пользы и красоты приобрел значительную остроту. XX веке он ставится как проблема соотношения архитектурной формы сооружения и его функции, а для инженерных сооружений, где функциональное назначение доминирует, понимается как взаимосвязь конструкции и архитектурной формы, тленно в такой постановке этот вопрос существует и в современном мостостроении. В упрощенном виде вопрос соотношения конструкции и формы может быть поставлен так: может ли художественная выразительность в мостах достигаться только с помощью конструктивных элементов  или эстетические достоинства  проявляются в них только при дополнительной декоративной обработке его частей.

 

  1. Особенности архитектуры городских мостов Европы

Не указывая на какую-либо позицию как на единственно верную, можно, тем не менее, отметить несколько принципиальных положений современного архитектурного проектирования транспортных сооружений.:

1. Габаритные размеры  и основные элементы моста  должны быть конструктивно целесообразны: улучшение внешнего вида сооружения не должно идти по пути применения усложненных решений.

2. Задача создания художественно  полноценных мостов не ограничивается включением в его композицию отдельных архитектурных деталей, пусть даже совершенных с эстетических позиций. Невозможно создать архитектуру моста только установкой перил или фонарей, какими бы достоинствами они не обладали.

3. В мостовых сооружениях  основную художественную нагрузку  несут важнейшие конструктивные элементы. В этом случав они выступают как главный источник архитектурной формы. Однако, чтобы стать архитектурной композицией, конструкция должка быть переосмыслена  с эстетических позиций, в противном случав сооружение останется набором элементов, лишенных художественной выразительности.

4. Указанная выше концепция  не является единственным правилом  в архитектурном проектировании. Существует и противоположная позиция, которая не предполагает отражения в облике моста его конструктивного решения. При таком подходе фасадная композиция строится на основе закономерностей художественной гармонии не связи с внутренней структурой сооружения. В этом случае конструкция и форма существуют отдельно друг от друга и проектируются независимо.

5. На форму мостов все  большее влияние оказывает технология, т.е. условия и способ изготовления и монтажа конструкций. Воздействие технологии особенно существенно тогда, когда источником архитектурной формы является конструкция. В этом случае их соотношение выглядит так: технология - конструкция - форма.

Облик моста в большой  степени зависит от его конструкции, поэтому для создания полноценного произведения архитектуры необходима совместная работа инженера и архитектора на всех стадиях проектирования.

История развития архитектуры  разделяется на периоды, каждый из которых обладает совокупностью специфических черт, свойственных исключительно этому периоду времени. Идейно, художественно и конструктивно обусловленная общность черт, свойственных архитектурным сооружениям определенного исторического этапа и представляющих собой основные отличительные признаки архитектуры этого периода составляют понятие "архитектурный стиль". Это понятие относится не только к архитектуре, но и к другим видам человеческой деятельности. Говорят о стиле в работе, стиле в одежде и т.д. Архитектурный стиль - это комплекс наиболее характерных, свойственных архитектуре только одного периода времени способов создания облика сооружения. Стиль каждой эпохи определяется совокупностью существующих эстетических взглядов, строительных конструкций, социальных условий и возможностей строительства. Например, архитектуру готических соборов определило: появление каркасной каменной конструкции, укрепление самостоятельности городов и расширение их строительных возможностей, общий подъем культуры, а также средневековое религиозное мировоззрение, которое пронизывало все европейские средневековые искусства.

В различных странах в  рамках единого стиля могут встречаться  существенные национальные особенности. Они определяются местными традициями, строительным материалом, климатическими условиями. До настоящего времени история развития европейской архитектуры насчитывала семь ярко выраженных стилей. Их влияние распространялось не только на архитектуру, но и на другие сферы художественной деятельности. Установлены следующие хронологические рамки каждого стиля:

  • Античность -VI в. до н.э.;
  • Романский стиль - IХ-XIII в.в.;
  • Готика – XIV-XVI вв.;
  • Ренессанс – XV-XVI вв.;
  • Барокко – XVI-XVII вв.;
  • Классицизм – XVII-XIX вв.;
  • Модерн - XIX (начало XX века).

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АРХИТЕКТУРА ЕВРОПЕЙСКИХ МОСТОВ НАЧАЛА IХ И КОНЦА XVI ВЕКОВ

  1. Архитектура античности (VI в. до н.э.). Древний Рим.

 

(Рис. 1 Мильвийский мост (PonteMilvio), на реке Тибр, один их старейших римских мостов. Но он, фактически, менялся всю свою историю. Первоначальный мост был построен в 206 г. до н.э., но  в 115 г. до н.э. был снесен и на его месте построен новый. В раннем Средневековье монах Акуцио ремонтировал Мильвийский мост. В 1429 г. папа Мартин I заказал ремонт обветшавшего моста у известного архитектора, Франческо да Генаццано. Новые ремонты моста были проведены в XVIII и XIX вв.)

 

Прежде чем говорить о  вкладе Древнего Рима в каменное мостостроение, надо поставить вопрос об идентичности сохранившихся мостов. В самом  деле, для них, как памятников древности, возникает проблема, а насколько  они такими памятниками являются? Дело в том, что мосты при долгой эксплуатации, а также больших паводках, наводнениях, землетрясениях, военных действиях зачастую разрушаются. Восстановление может изменить их облик. На примере Мильвийского моста эта проблема становится  понятной – его пришлось перестраивать и ремонтировать  в общей сложности 5 раз. На рис. 1 показано, как сильно мог разрушиться мост примерно за 300 лет – одна его сторона требует радикального ремонта.

В установлении идентичности, существует несколько проблем –  проблема надежности кладки, надежности опор и временной идентификации  элементов моста, учета кардинальных перестроек. Но идентичность – все  же проблема историков. Для римских строителей – это была проблема технологии, долговечности создаваемого моста.

(Рис. 2 Гравюра  Пиранези изображает  Мильвийский мост в середине XVIII век. Художник зафиксировал момент, когда  часть  моста оказалась в ветхом состоянии.)

Что касается  кладки, то проблемой масштабного строительства  из камня и кирпича,  долгое время  было  отсутствие надежного связывающего раствора, необходимого для строительства больших конструкций.

В Древнем Египте использовали для этой цели гипс, в Месопотамии  битум. Не совсем ясно, когда грекам стал известен раствор, в который  входила известь, и достаточно поздно (около 200 г  до нэ., греческая  Малая  Азия) они пришли к раствору, который  использовал материал, подобный цементу, связывающий воду. В результате образовывалась  прочно  комбинация природного цемента, извести и песка. Римляне усовершенствовали  этот раствор, добавляя в него лавовую  породу из района Поцциоли, еще один вид природного цемента.  В результате   получилась самая прочная связка до времен изобретения портланд-цемента. Таким образом, им открылся путь к  очень большим долговечным и  устойчивым строениям, в том числе  к большим  мостам. А ценность их для римлян была очевидна: хорошие  дороги и мосты позволяли контролировать большие территории. Самый старый и при том частично сохранившийся  древнеримский мост -  Pons Aemilius (Ponte Emilio) в Риме, построенный в 142 г. до нэ. Он  многократно разрушался, восстанавливался и перестраивался, а сейчас от него сохранилась одна арка.

Надежные, устойчивые к паводкам опоры мостов некоторое время  были, вероятно, проблемой и для  римлян. Потому самые ранние простые  мосты  часто  использовали скалы, как природные опоры, – как, например,  в случае двух похожих мостов в  Турине и в  Vaison-la-Romaine (Франция) –  рис. 3. Подобие этих мостов показательно – одинаковые условия предопределяют сходные решения. Верней сказать, строители ищут подходящие  условия для облегчения своей работы и применения готовых решений. Кстати, в таких простых случаях вопрос об идентичности мостов также становится заметно проще.

 

(Рис. 3 Мост в Турине (около  25 г. век до нэ) и мост в  Vaison-la-Romaine, (149 г до н.э. или 1 в. н.э.), ширина пролета 17,2 м.)

  1. Архитектура Европейских мостов в Романском стиле (IХ-XIII в.в.)

Романский стиль в архитектуре  сложился в период раннего средневековья  благодаря соединению культур —  римской, античной и варварской. Первоначальные формы романского стиля в архитектуре Италии появились уже в IX—X вв. Для ломбардской школы в Италии характерны регулярная кладка стен и опор, каменные покрытия. В Германии саксонская школа воздвигла церкви с двумя симметричными хорами, без лицевой фасадной стороны, в прирейнских городах в XI—XIII вв. строятся грандиозные соборы. Романский стиль в Англии господствовал в конце XI—XII вв. Эти особенности, естественно, отражались и на экономике строительства.

Информация о работе Архитектура городских мостов Европы