Архитектура Древнего Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 19:27, реферат

Описание работы

Первые крупные постройки в Риме производились по этрусскому примеру, возможно, даже этрусскими мастерами; поэтому Римская архитектура при самом своём зарождении усвоила себе важнейшую форму этрусского зодчества — циркульную арку, то есть полукруглое каменное покрытие, перекинутое с одного устоя на другой, и сложенное так, что соприкасающиеся между собой стороны составляющих его отдельных камней расположены по направлению радиусов круга, удерживаются своим взаимным распором и передают общее давление тому и другому устою.

Файлы: 1 файл

Архитектура Древнего Рима.docx

— 32.64 Кб (Скачать файл)

Министерство РФ по связи  и информатизации

Государственное образовательное  учреждение

«Сибирский государственный  университет телекоммуникаций и  информатики »

 

 

 

 

 

 

Кафедра философии и истории

 

 

 

 

 

Реферат на тему

«Архитектура Древнего Рима»

 

 

 

 

 

Выполнил: Попова К.Н.

Проверил: Воробьева Н.П.

к.ф.н., доц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2011

Первые крупные постройки  в Риме производились по этрусскому примеру, возможно, даже этрусскими мастерами; поэтому Римская архитектура при самом своём зарождении усвоила себе важнейшую форму этрусского зодчества — циркульную арку, то есть полукруглое каменное покрытие, перекинутое с одного устоя на другой, и сложенное так, что соприкасающиеся между собой стороны составляющих его отдельных камней расположены по направлению радиусов круга, удерживаются своим взаимным распором и передают общее давление тому и другому устою. Употребление этой архитектурной формы и происходящих от неё коробового свода, крестового свода и купола, неизвестных грекам, дало римлянам возможность придавать большое разнообразие их сооружениям, воздвигать огромные здания, сообщать крупный размер и простор внутренним помещениям и смело строить этаж над этажом.

Однако в целом, римская  архитектура испытала сильное влияние  греческой архитектуры. В своих  сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь, величие, подавляющие  человека. Для сооружений характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к  строгой симметрии, интерес к  утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий для практических нужд.

 

Архитектурные ордеры

 

Применение новых архитектурных  форм потребовало коренного изменения  подпор: для поддержки тяжёлых  арок, сводов и куполов уже не годились колонны, служившие у греков для подпора сравнительно лёгких горизонтальных балок и потолков; надо было заменить их чем-либо более  солидным, более способным выносить значительный груз. Римские зодчие почти прекращают употребление колонн для сказанной цели и прибегают, вместо них, к массивным стенам и  пилястрам. Тем не менее, они не совсем устраняют колонну из своей архитектуры, но она получает у них преимущественно  декоративное значение, служит для  маскирования наготы пилястр и сухости  стенных поверхностей, хотя иногда, как например в портиках, ведущих в здание, в перистилях и т. п., продолжает употребляться так же, как и в Греции. Логический, рациональный смысл, который имела колонна у греков, в римском зодчестве если и не утрачивается, то сильно искажается; при этом и другие, обуславливаемые колонной мотивы теряют строгую осмысленность и соразмерность.Что касается стиля колонн, то римляне не изобрели ничего своего по этой части: они взяли уже готовые греческие стили и только видоизменили их по своему вкусу. Таким образом, образовалось пять ордеров: римско-дорический,римско-ионический,римско-коринфский,композитный, тосканский.

Римско-дорический ордер  не имеет почти ничего общего с  греческим ордером того же названия. Он отличается прежде всего нарушением пропорций: колонна стала длиннее (высота относится к диаметру основания не как 5:1, а как 7:1); её фуст утрачивает припухлость (греч. έντασις) и представляет собой прямой, сухой ствол, суживающийся кверху; сухость его тем заметнее, что колонна в основном оставалась без каннелюр, а если они и бывали на ней, то начинались только на ⅓ высоты фуста. Под капителью не имелось впалого канальца, опоясывающего фуст, а вместо того находилось выпуклое кольцо. Подушка капители не представлялась как бы придавленной от лежащей над колонной тяжести и имела жёсткий, сухой профиль. Абака стала более толстой и получила в верхней своей части род карниза. Колонна внизу, вместо того чтобы начинаться прямо фустом, опирается на валообразную базу, лежащую на четырёхугольном плинте. Наконец антаблемент стал гораздо более низким и лёгким.

Что касается ионического  ордера, то он утратил у римлян в  значительной степени благородное  изящество, каким отличался у  греков: его колонна нередко остаётся без каннелюр, а если они и покрывают  её, то тянутся снизу до самых  волют, сокращая орнаментацию под ними в маленькую полоску. Волюты не представляют тех изгибов, которые в греческом ионическом ордере придают им вид упругой подушки со свесившимися вниз и закрученными краями; передняя их пара соединяется с задней прямым валом, а в их спиральной форме есть что-то резкое, металлическое.

Оба этих ордера, дорический и ионический, казались римлянам, пристрастным к пышности и блеску, слишком простыми и бедными: поэтому они употребляли  предпочтительно коринфский ордер, переделав его по-своему и сообщив  ему большую роскошь. В капители коринфской колонны они увеличили  число аканфовых листьев и придали им несколько иной вид, скруглив и закрутив их края; кроме того, для пущей нарядности, они примешивали к ним листья лавра и других растений, причём иногда отливали эти украшения капители из бронзы. Фуст римско-коринфской колонны состоял обыкновенно из гладкого, полированного гранитного или мраморного монолита, отличавшегося цветом от капители и базы, которые почти всегда бывали беломраморные. Случалось, что колонна была каннелирована; тогда желобков на ней было больше, чем в греко-коринфском ордере, и каждый из них до известной высоты был снабжён валиком (лат. rudentura), заполнявшим собой его углубление и смягчавшим выступы его рёбер. Коринфский антаблемент получил в Риме роскошную и разнообразную орнаментацию, какую только могла изобрести фантазия архитекторов: сильно выдающиеся вперёд полоски перлов и листьев, скульптурные гирлянды, фигуры людей и животных и т. п. Это обилие орнаментации в некоторых зданиях последней эпохи Римского искусства, превышало всякую меру, доходило до безвкусия.

Кроме того, римляне придумали  ещё более пышный стиль, соединив в капители его колонн детали коринфской и ионической капителей, а именно поместив над аканфовыми листьями первой горизонтально лежащей волюты второй. Таким образом появился стиль, которому присвоено название «римского» или «композита».

Произвольно переделывая  архитектурные стили Греции, римляне  не стеснялись и в применении их к делу. Так, например, для одного и того же здания они употребляли  различные стили, причём дорический стиль обыкновенно являлся в  нижнем этаже, ионический — во втором, коринфский или композит — в верхних  этажах. Пользуясь колонной преимущественно  как элементом декоративным, они  не соблюдали греческого принципа равных, определённых промежутков между  колоннами (греч. μεσοστύλιον) и группировали их по две, по три, одна подле другой; если колонна казалась слишком длинной для данного места, её укорачивали и помещали под её базой пьедестал, выступающий из стены; коль скоро находили её слишком короткой, делали над её антаблементом опять-таки выступ стены, в виде пилястры, и ряд таких выступов образовывал над рядом колонн полосу так называемого «аттика», в котором означенные выступы служили подножием поставленных тут статуй. Не менее свободно обращались римляне и с другими формами греческого зодчества. Удержав треугольные фронтоны, они придали им большую высоту и употребляли их — равно как и декорирование колоннами — не только снаружи, но и внутри здания; кассетоны, появившиеся в греческой архитектуре, как естественное следствие устройства плоского потолка из толстых, пересекающихся под прямым углом балок и из более лёгкой настилки над ними, стали употребляться совершенно нерационально, единственно с декоративной целью, на сводах арок и куполов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы развития римской  архитектуры

 

Первый период

 

Историю римской архитектуры  можно разделить на четыре периода. Первый из них охватывает собой время  от основания Рима до середины II в. до н. э. Это время ещё бедно постройками, да и те, которые возникали тогда, имели чисто этрусский характер. Большинство сооружений в начальную пору существования римского государства предпринималось в видах общественной пользы. Таковы были каналы для ассенизации города, с главным туннелем — Большой Клоакой, переносившей воду и нечистоты из низменных частей Рима в Тибр, прекрасные дороги, между прочим Аппиева дорога, великолепно вымощенная большими, плотно пригнанными камнями, акведуки, Мамертинская тюрьма и первые базилики.

 

Второй период

 

Полное своё развитие тип  базилики получил во втором периоде  римской архитектуры, в котором  греческое влияние, ещё перед  тем начавшее проникать в неё, отразилось на ней уже очень сильно. Этот период, продолжающийся с середины II в. до падения республиканского правления (то есть до 31 г. до н. э.), ознаменован, кроме того, появлением в Риме первых мраморных храмов, тогда как прежде храмы строились из местных вулканических пород камня, пиперина и травертина; вместе с тем, подобные здания, и по плану, и по конструкции, стали больше походить на греческие, хотя и сохраняли постоянно некоторые отличия от них.

Римский храм этой и последующих  эпох обыкновенно представлял собой  одну целлу продолговатой, четырёхугольной формы, стоявшую на высоком фундаменте, и к которой вела лестница только с одной, короткой, лицевой стороны. Поднявшись по этой лестнице, попадаешь в портик с колоннами, в глубине которого находится дверь, ведущая в целлу, получающую освещение только через эту дверь, когда она открыта.

Иногда колонны украшали только портик храма (простиль); иногда рядом бывали обставлены и боковые стороны целлы (род периптера), но их не имелось с задней стороны; иногда, вместо настоящих колонн, употреблялись полуколонны, выступающие из стен целлы (род псевдопериптера). Крыша здания всегда была двускатная, с треугольным фронтоном над портиком.

Наряду с подобными  святилищами греческого типа, римляне  сооружали, в честь некоторых  божеств, круглые храмы, составляющие их собственное изобретение, вводя  в них, однако, многие греческие элементы.

Из храмов, относящихся  к рассматриваемому периоду, можно  указать на сохранившиеся до известной  степени Храм Портуна — псевдопериптер с портиком тяжёлого ионического стиля и на круглый храм Весты, обставленный 20 колоннами ещё не вполне выработавшегося римско-коринфского стиля, с низкой конусообразной крышей из мраморных черепиц.

В числе сооружений нерелигиозного характера этого же периода заслуживают  внимания в особенности:

Табуларий (лат. Tabularium) — здание значительного размера, построенное в 78 году до н. э. для помещения государственного архива и выходившее на форум фасадом, который представлял 11 аркад с дорическими колоннами; трёхъярусный деревянный театр М. Скавра (58 г до н. э.), вмещавший в себе до 80 000 зрителей и украшенный 360 мраморными колоннами и множеством бронзовых статуй, первый каменный театр, возведённый в 55 г. до н. э. на Марсовом поле и увенчанный на вершине своих градин (зрительных скамей) храмом Венеры Победительницы (Venus Victrix).

Все эти здания исчезли, точно  так же, как следовавшие за ними постройки Юлия Цезаря: форум с  храмом Венеры Родительницы (Venus Genitrix), колоссальный каменный амфитеатр, над которым растягивался шёлковый покров (velum) для защиты зрителей от солнечных лучей, базилика Юлия и каменный театр, оконченный при Августе, который назвал его, в честь своего зятя, театром Марцелла.

 

Третий период

 

Третий, самый блестящий  период истории Римского зодчества  начинается со времени захвата Августом полновластия над республикой и  продолжается до смерти императора Адриана, то есть до 138 года нашей эры.

В это время римляне  начинают широко применять бетон. Появляются новые типы зданий, например базилики, где совершались торговые сделки и вершился суд, цирки, где происходили  соревнования колесниц, библиотеки, места  для игр, для прогулок, окруженные парком. Возникает новый тип монументального  сооружения — триумфальная арка. Совершенствование  техники арочного строительства  способствует активному возведению акведуков, мостов. Типично римскими, однако, являются изобилующие скульптурными  изображениями триумфальные арки и  колонны, возведенные в честь  имперских побед и завоеваний. Ещё более впечатляет римское  инженерное мастерство при строительстве  дорог, мостов, акведуков, канализаций  и укреплений.

Римское искусство уступало греческому искусство в изяществе пропорций, но не в техническом мастерстве. К этому периоду относится сооружение двух самых известных римских памятников: Колизея (самого большого амфитеатра античного мира) — одного из многих грандиозных сооружений, воздвигнутых римлянами по всей империи, а также Пантеона, храма во имя всех богов. Стены, потолки и полы общественных зданий, а также дворцов императоров и богатых домов частных лиц украшались росписью или мозаикой. В архитектуре римлянам также недоставало греческого чувства стиля и вкуса, но они были более искусны с технической точки зрения в сооружении арок, сводов и куполов. Строительство велось в огромных траншеях, поскольку обширная империя нуждалась в поражающих воображение общественных зданиях.

Римляне восхищались греческим  искусством и подражали ему, расширив его влияние на запад и север  Европы. Многие греческие архитекторы  известны нам благодаря римлянам, которые заказывали себе копии, пережившие в итоге свои оригиналы. Римские  мастера значительно уступали грекам, но у них была собственная глубоко  реалистичная скульптурная традиция, шедшая, вероятно, от манеры исполнения портретных бюстов предков, которые  римляне хранили в своих домах  не в качестве произведений искусства, а информации о том, как выглядели  их праотцы. Простота и в то же время  яркая индивидуальность римского портретного  искусства делают его очень привлекательным.

В течение этого периода  все прежде наметившиеся типы зданий приходят в полное развитие, достигают  удивительной величественности, высшего  изящества и поразительной роскоши, хотя в их формы и детали прокрадываются элементы, занесённые с Востока и  Египта.

Информация о работе Архитектура Древнего Рима