Архитектура Древнего Рима (VII в. до н.э. - V в. н.э.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 21:11, реферат

Описание работы

Архитектура Древнего Рима как самобытное искусство, сформировались ко времени IV—I вв. до н. э. Памятники архитектуры Древнего Рима сейчас, даже в развалинах покоряют своей величественностью. Под Древним Римом подразумевается не только город Рим античной эпохи, но и все завоеванные им страны и народы, входившие в состав колоссальной Римской державы — от Британских островов до Египта. Римское искусство — высшее достижение и итог развития древнего искусства. Его создавали не только римляне (или италики), но и древние египтяне, греки, шины, жители Пиренейского полуострова, Галлии, Древней Германии и другие народы, покоренные Римом, иногда стоявших на более высокой ступени культурного развития.

Файлы: 1 файл

Архитектура Древнего Рима.docx

— 22.02 Кб (Скачать файл)

Архитектура Древнего Рима (VII в. до н.э. - V в. н.э.)

Архитектура Древнего Рима как самобытное искусство, сформировались ко времени IV—I вв. до н. э. Памятники архитектуры Древнего Рима сейчас, даже в развалинах покоряют своей величественностью. Под Древним Римом подразумевается не только город Рим античной эпохи, но и все завоеванные им страны и народы, входившие в состав колоссальной Римской державы — от Британских островов до Египта. Римское искусство — высшее достижение и итог развития древнего искусства. Его создавали не только римляне (или италики), но и древние египтяне, греки, шины, жители Пиренейского полуострова, Галлии, Древней Германии и другие народы, покоренные Римом, иногда стоявших на более высокой ступени культурного развития. Римское искусство сложилось на основе сложного взаимопроникновения самобытного искусства местных италийских племен и народов, в первую очередь могущественных этрусков, обладателей древней высокоразвитой самобытной художественной культуры. Они познакомили римлян с искусством градостроения (различные варианты сводов, тосканский ордер, инженерные сооружения, храмы и жилые дома и др.), настенной монументальной живописью, скульптурным и живописным портретом, отличающимся острым восприятием натуры и характера.В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь, величие, подавляющие человека. Для сооружений характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий для практических нужд.

 

Строительные особенности

 

Горы Италии богаты строительным лесом и камнем: базальтом, туфом, крупнопористым известняком. На основе природных цементирующих  добавок в вяжущие растворы - вулканического пепла (пуццоланы) - здесь впервые  стал применяться в строительстве бетон. Кладка на растворе, отличавшая римскую строительную технику от греческой кладки насухо, давала возможность строить быстро и из грубообработанного камня.

Другой существенной особенностью архитектуры древней  Италии, также связанной с применением  кладки на растворе, были арочные и  сводчатые конструкции, позволившие  перекрывать большие пролеты, не обращаясь к тяжелым каменным балкам.

 

 

Триумфальная арка Константина  в Риме

 

Устойчивость  арок и сводов обеспечивалась как  инженерными, так и планировочными приемами. Для погашения горизонтального  распора арки опирались на массивные  стены или контрфорсы. Арочные  мосты и акведуки своими концевыми  пролетами «упирались» в наклонные  берега реки или ущелья. В больших  ансамблях роль контрфорсов исполняли  прилегающие к сводчатому зданию соседние сооружения. В оболочку свода или купола вводились каркасные и разгрузочные арки, позволявшие облегчить конструкцию и обеспечить ее амортизаторами. По периметру куполов делались опорные массивные кольца, работающие как затяжки. Римляне показали, что проблемы сейсмической защиты зданий можно решать не только стоечно-балочной тектоникой, но и конструкциями, производными от арки.

 

Ватикан

Ватикан представляет собой грандиозный архитектурный  комплекс, где культовые, дворцовые  и крепостные сооружения сочетаются с произведениями садово-паркового  искусства. Архитектурная история  Ватикана восходит к 4—5 вв. Торжественным  входом в Ватикан служит обрамленная  колоннадами овальная площадь св. Петра (1657—63, архитектор Л. Бернини). Колоннады  ведут к крупнейшему католическому  храму мира — собору св. Петра (высота 132,5 м, построен в 1506—1614, архитектор Браманте, Микеланджело, Дж. делла Порта, Виньола, К. Мадерна и др.; в интерьере — мраморное «Оплакивание Христа» Микеланджело, бронзовый балдахин, кафедра и надгробия работы Бернини и т.д.). К северу от собора — обширный (55 тыс. м2)дворцовый ансамбль, построенный в основном в 15—16 вв.: капелла Николая V (с фресками БеатоАнджелико), апартаменты Борджа (с фресками Пинтуриккьо), Сикстинская капелла (с фресками Микеланджело, Перуджино, Боттичелли, Гирландайо), капелла Паолина (с фресками Микеланджело); Лоджии и Станцы (залы), расписанные Рафаэлем и его учениками; величественные дворы — Бельведера и Сан-Дамазо, построенные между 1503—45 по проекту Браманте; парадный вход во дворец — Королевская лестница (Скала Реджа; 1663—66, архитектор Л. Бернини). Дворы Бельведера и Пинии Во дворцах — Ватиканская библиотека (с уникальным собранием рукописей), музеи античной скульптуры (Пио-Клементино, Кьярамонти и Новый корпус), Грегорианские египетский и этрусский музеи и др. В садах Ватикана — Казино Пия IV (1558, архитектор П. Лигорио), здание Ватиканской пинакотеки (собрание итальянской живописи до 17 в.) и др. На территории Ватикана находятся покои папы, радиостанция, типография, почтамт и т.д. Собственностью Ватикана являются также раннехристианская базилики 4 в. — Сан-Джованни ин Латерано, Санта-Мария Маджоре и Сан-Паоло фуорилеМура, — Латеранский дворец (16 в.) и др. здания в Риме, летняя резиденция папы в Кастель-Гандольфо (17 в.).

Пантеон

Пантеон —  одна из главных достопримечательностей Рима; это самая большая из сохранившихся  античных купольных построек, к тому же вплоть до XIX века не существовало купола большего диаметра. Название храма  греческое и означает “храм всех богов”.

Пантеон —  памятник центрическо-купольной архитектуры периода расцвета архитектуры Древнего Рима, построенный во II веке н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона, выстроенного за два века до того Марком ВипсаниемАгриппой. Латинская надпись на фронтоне гласит: “М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT”, что в переводе звучит как: “Марк Агриппа, избранный консулом в третий раз, воздвиг это”. Во второй надписи, сделанной более мелкими буквами, упоминается реставрация, осуществленная при Септимии Севере и Каракалле в 202 году н.э. Однако сам характер постройки и штампы на кирпичах, которыми облицованы бетонные стены, говорят о том, что здание было возведено около 126 года н.э., во время правления императора Адриана: его биограф сообщает, что император восстановил Пантеон и многие другие храмы, сохранив имена их основателей. Работы, проведенные при Септимии Севере, вероятно, ограничивались обновлением мраморной отделки, стуковой облицовки и других второстепенных деталей.

Типологически Пантеон не принадлежит к традиционным прямоугольным греко-римским храмам. Пантеон рассчитан на восприятие не столько извне, сколько изнутри. Его форма, вероятно, восходит к центрическим италийским хижинам и святилищам. Здание, которое возвел на этом месте  Марк Агриппа, сильно пострадало от пожаров в 80 н.э. и в начале 2 в. н.э.

Огромный  купол и ротонда представляют собой шедевр римской строительной техники: вся конструкция выполнена  из монолитного бетона, лишь нижняя зона купола армирована кирпичными арками. Для облегчения конструкции ротонда  расчленена семью большими симметрично  расположенными нишами (четыре проямоугольных и три полуциркульных), место восьмой ниши занимает вход. Кроме того, с той же целью в толще сегментов сделаны еще восемь скрытых ниш поменьше. Полусферический кессонированный купол имеет в центре круглое обрамленное бронзовым бордюром отверстие (окулус) диаметром около 9 м, через которое и проникает свет. В период полдня через это отверстие проникает наиболее сильный световой столб. Свет “не растекается”, а остаётся в форме гигантского светового луча и становится почти осязаемым.

Колизей

Колизей –  одно из самых известных зданий римской  архитектуры. Расположен он в Италии в центре Рима. Изначально он был  известен как амфитеатр Флавиана.

Император Веспасиан, основатель династии Флавианов, начал строительство Колизея в 72 году нашей эры. Окончили строительство в 80 году при правлении императора Тито, через год после смерти Веспасиана. Этот большой овальный амфитеатр построили на месте искусственного озера Неро.

188 метров  на 156 метров – это размеры  Колизея, а его высота –  48 метров. Архитекторы использовали  систему строительства, которая  позволяет легко эвакуировать  зрителей при необходимости. Эта  система очень похожа на ту, которую используют для строительства  современных стадионов. Колизей  может разместить более 50 тысяч  человек, которые попадают туда  через множество построенных  входов (примерно 80).

Сегодня Колизей  самое популярное историческое место  Рима, которое каждый год посещают миллионы туристов. Состояние Колизея  ухудшалось в связи с влиянием времени и окружающей среды. Чтобы  это приостановить, начиная с 1993 года по 2000 год, реализовывалась восстановительная  программа, на финансирование которой  ушло 40 млрд. итальянских лир. В последнее  время Колизей начали считать  международным символом кампании против смертной казни. В Италии смертная казнь  была отменена в 1948 году. Несколько  демонстраций против смертной казни  были проведены возле Колизея  в 2000 году. Существует традиция, которую  ввела и осуществляет власть Рима: цвет подсветки Колизея в ночное время меняется с белого на золотой, когда смягчают наказание человеку, ранее приговоренному к смерти, или, когда на юридическом уровне отменяют смертную казнь в какой-либо стране мира. В декабре 2007 года Колизей освещали золотистым светом в честь отмены смертной казни в американском штате  Нью-Джерси.

 

Фонтан де треви

Фонтан Треви – это самый популярный фонтан города. Он также отражает победу стилей барокко и рококо. Взяв за основу эскизы Бернини, НиколоСальви принял на себя всю ответственность за осуществление этого грандиозного замысла (1732-1751), производящего впечатление театральной сцены. К задней стене Палаццо Поли примыкает Триумфальная арка – четыре коринфские колонны несут на себе фриз и статуи четырех добродетелей. Тритоны правят лошадьми, запряженными в колесницу-раковину морского божества Океана, возвышающегося на фоне фантастического пейзажа.

На создание фонтана Треви у архитектора НикколоСальви ушло почти двадцать лет. А завершён был этот шедевр в 1751 году. И его скульптура органически слилась с архитектурой фасада старинного дворца. В центре – Нептун на раковине, влекомой морскими конями, – выступает из каменной ниши. У подножия – изваяния обитателей морского царства, рифы и скалы, с которых с шумом ниспадают каскады воды. Справа и слева - аллегорические фигуры "Здоровье" и "Изобилие" и барельефы, которые воспроизводят историю источника, питающего водой фонтан. На одном из них девушка указывает истомлённым жаждой римским воинам источник чистой воды, в память чего он назван Девичья вода. Надругом - полководец Агриппа демонстрирует Октавиану Августу план акведука. Он был сооружён в 33 году до н.э. для того, чтобы провести Девичью воду в термы Агриппы, следы которых существуют и по сей день.

Нет человека, который, приехав в Рим, не посетил  бы фонтан Треви и не бросил бы монетку в его удивительно лазурную воду. По традиции это должен сделать каждый, поэтому на маленькой площади перед фонтаном всегда многолюдно.

 

 

 

 

 


Информация о работе Архитектура Древнего Рима (VII в. до н.э. - V в. н.э.)