Развитие архитектуры Древнего Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 00:54, реферат

Описание работы

Развитие римской цивилизации привело к значительному росту и возвышению столицы государства — города Рима, который в I—Ш вв. до н. э. насчитывал от 1 до 1,5 млн жителей. Римские города развивались вокруг городского центра, включавшего форум, базилику, термы, амфитеатры, храмы, посвященные местным и римским богам, триумфальные арки, административные здания, конные статуи, школы и дороги.

Содержание работы

Содержание 2
1 Развитие архитектуры Древнего Рима 3
2 Влияние греческой архитектуры на архитектуру Древнего Рима 10
Список использованной литературы 12

Файлы: 1 файл

история искуств исправлке.docx

— 4.10 Мб (Скачать файл)

Развитие архитектуры древнего Рима  

Содержание

 

Содержание 2

1 Развитие архитектуры Древнего Рима 3

2 Влияние греческой архитектуры на архитектуру Древнего Рима 10

Список использованной литературы 12

 

 

 

1 Развитие архитектуры Древнего Рима

 

Архитектура древнего мира много дала для становления  и развития мировой архитектуры, в том числе такой, какой мы ее знаем теперь.

Архитектура древнего мира заложила начала и основы градостроительства, которые позже  развивались. Именно древние города дали нам представление о том, что такое город вообще и каким  он должен быть.

Архитектура древнего мира подарила нам множество  чудес света и просто великолепных памятников древнего зодчества. Именно ради шедевров мировой архитектуры  древнего мира многие туристы совершают  поездки в самые далекие страны мира.

Архитектура древнего мира использовала почти все  геометрические формы в строительстве. Особенно большое влияние было уделено  пирамидальным формам, а также  аркадам и колоннам. Каменные мостовые, дороги, канализации и скульптурные изображения также достались  нам в наследство от архитектуры  древнего мира.

Культура  Древнего Рима прошла сложный путь развития, впитав культурные традиции многих народов и разных эпох. Она, дала миру классические образцы военного искусства, государственного устройства и права, градостроительства и т. д.

Развитие  римской цивилизации привело  к значительному росту и возвышению столицы государства — города Рима, который в I—Ш вв. до н. э. насчитывал от 1 до 1,5 млн жителей. Римские города развивались вокруг городского центра, включавшего форум, базилику, термы, амфитеатры, храмы, посвященные местным и римским богам, триумфальные арки, административные здания, конные статуи, школы и дороги1.

Форумом (лат. forum — площадь, место суда, арена в цирке) в Древнем Риме называли площадь и рынок, являвшиеся, как в Древней Греции агора, центром культурной жизни (рис.1)2.

Рисунок 1 - Римский Форум

 

В наши дни  этим словом называют какое-либо массовое собрание, съезд. Главным форумом  Рима был форум Романум. Часто на форумах возводили базилику (от греч. basilike — царский дом) — прямоугольное сооружение, внутреннее пространство которого разделялось рядами колонн на три или пять нефов. В них происходили судебные заседания; собирались граждане, вели свои дела торговцы и менялы. Здесь же могли располагаться и органы власти. В императорских дворцах базилики служили тронными залами. Позже базилика стала одним из главных типов христианского храма.

Площади Рима и других городов украшались триумфальными арками в честь  военных побед, статуями императоров  и выдающихся общественных людей  государства. Триумфальные арки представляют собой постоянное или временное  монументальное обрамление проезда (обычно арочное), торжественное сооружение в честь военных побед н  других знаменательных событий. Строительство  триумфальных арок и колонн имела прежде всего политическое значение. 30-метровую колонну Траяна украшал спиралевидный фриз длиной, в 200м с изображением военных подвигов Траяна увенчала статуя императора, в основание которой была замурована урна с его прахом.

Самым значительным по размерам купольным сооружением  античного мира является Пантеон (от греч. Pentheion — место, посвященное всем богам). Это храм во яма всех богов, олицетворявший идею единения многочисленных народов империи (рис.2).

 

Рисунок 2 - Пантеон

 

Главная часть Пантеона представляет собой  греческий круглый храм, завершенный  куполом диаметром 43,4 м, через отверстия  которого свет проникает во внутреннюю часть храма, поражающую величием и  простотой отделки.

Наиболее  характерными памятниками римского зодчества являются акведуки, мосты, театры, термы (общественные бани), городские  и загородные резиденции императоров  и знати, здания государственных  учреждений. Амфитеатры и цирки, в  которых стравливали животных, устраивали бои гладиаторов и публичные  казни, — особенность культурной жизни Рима. Питательной почвой для  этих жестоких зрелищ были бесконечные  войны, колоссальный приток рабов из завоеванных земель, возможность  подкармливать и развлекать плебс  за счет грабительских войн.

Амфитеатр (от греч. amphitheatron) выполнял функцию сооружения для зрелищ (чаще всего гладиаторских боев), имел овальную арену, вокруг которой уступами располагались места для зрителей (рис.3).

 

Рисунок 3 - Колизей – римский амфитеатр

 

Самым знаменитым являлся Колизей (от лат. colosseus — громадный), амфитеатр Флавиев в Риме, воздвигнутый в 75—80 гг. н. э., вмещал до 50 тыс. зрителей. В плане Колизей представляет собой эллипс окружностью 524 м и высотой 57 м, над которым на 240 мачтах натягивали тент. Амфитеатр был разделен на четыре огромных яруса. Под ареной находились клетки для зверей и кладовые для реквизита. На высоте 3,5 м над уровнем арены (78x46 м) размещалась императорская ложа3.

Театральная публика, строго соблюдая социальные различия, рассаживалась по рядам, высеченным из мощных каменных блоков. Удобные  места предназначены для местных  начальников, а сами воины отправлялись дальше; на каменные сиденья; где выгравировано  название их сословия. Ступенью выше начала представления ожидали священники и торговцы. Нищие и проститутки  в римском театре довольствовались дешевыми последними рядами. Еще Овидий рассматривал античный театр как место, исключительно подходящее для завязывания интриг, в частности любовных.

Триумфальная  арка Константина (лат. Arcus Constantini, итал. Arco di Costantino) — трёхпролётная арка, расположенная в Риме между Колизеем и Палатином на древней Via Triumphalis. Построена в 315 году и посвящена победе Константина над Максенцием в битве у Мильвийского моста 28 октября 312 года (рис. 4).

 

Рисунок 4 –Арка Константина

 

Является  позднейшей из сохранившихся римских  триумфальных арок, использует элементы декора, снятые с более древних  монументов (сполии). Кроме того, это единственная в Риме арка, построенная в честь победы не над внешним врагом, а в гражданской войне.

В период империи значительно улучшилась планировка римских городов, в которых  было много красивых площадей и удобных  домов. В эпоху правления Нерона в Риме разразился пожар, уничтоживший 10 из 14 районов, в которых деревянные постройки располагались вдоль  узких улочек. После случившегося император решил отстроить Рим  по новому плану с широкими улицами, каменными домами и роскошным императорским дворцом. Чтобы изыскивать средства на строительство, Нерон обвинял богатых сенаторов в заговоре, казнил их и конфисковывал их имущество.

В отличие  от греков, складывавших свои здания из великолепно отесанных каменных плит, римляне возводили здания преимущественно  из бетона: каменная или кирпичная  оболочка заливались смесью извести  и щебня. Затвердевая, эта масса  превращала здание в огромный монолит. Бетон, принадлежащий к числу  важнейших открытий римлян в области  инженерной техники, использовался  при сооружении не только целых зданий, но и их фрагментов, например арочных  сводов, ставших одним из основополагающих элементов архитектуры.

Отличительной чертой городов эпохи империи  было наличие коммуникаций: каменных мостовых, водопроводов (акведуки), канализации (клоаки). В Риме было 11 водопроводов, два из которых работают до сих  пор. Римские водопроводы, мосты  и дороги исправно служат людям и по сей день. Для связи с основными центрами в империи римляне построили 372 мощенные камнем дороги общей протяженностью около 80 тыс. км.

 

 

2 Влияние греческой архитектуры на архитектуру Древнего Рима

 

 

Древнеримская и древнегреческая цивилизации  очень сходны друг с другом.

Однако  в целом, римская архитектура  испытала сильное влияние греческой  архитектуры. В своих сооружениях  римляне стремились подчеркнуть  силу, мощь, величие, подавляющие человека. Для сооружений характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество  украшений, стремление к строгой  симметрии, интерес к утилитарным  сторонам архитектуры, к созданию преимущественно  не храмовых комплексов, а зданий для  практических нужд.

Скорее  всего, греческая культура оказала  большее влияние на развитие римской  за счет того, что она развивалась  в более ранний период времени, а  римская культура как бы наследовала  её черты, она являлась их логическим развитием и конечно добавляла  к ней множество новых признаков  и особенностей. Поэтому, рассматривая римскую культуру можно часто  говорить, что её особенности присущи  и греческой культуре. В некоторых  случаях их культуры даже можно рассматривать  как одну общую греко-римскую  культуру.

На архитектуру  Древнего Рима большое влияние оказала  Греция. Об этом говорит повсеместное строительство театров.

Главным отличием римских театров было то, что они представляли собой полностью  отдельное от других сооружение, имеющее  внутренне замкнутое пространство и зрительные ряды, располагавшиеся  вокруг сцены в форме эллипса. Дома также строились по заимствованным у греков конструкциям: жилые помещения  примыкали к окруженному колоннадой дворику. Местами для отдыха знати  в этот период стали загородные поместья – виллы. Их обязательным атрибутом  были роскошные фонтаны, гроты, скульптуры и беседки. Собственно римская архитектура  представлена базиликами (Эмилиева базилика), гробницами, термами и триумфальными арками, венчающими площади.

В тоже время  между этими двумя цивилизациями  было очень много существенных различий. От греческой архитектуры римская отличалась несравненно большим масштабом строительства, большим разнообразием типов построек, среди которых преобладали общественные здания, и гораздо большими размерами сооружений. Древнегреческой культуре было присуще ярко выраженное индивидуалистическое начало. Противоречивость культуры Древней Греции и свободный характер ее культуры во многом обусловлены тем, что греки не копировали другие народы, а полагались на свои представления, они созидали сами, в этом было их величие.

Характер  у древних римлян был иным, чем  у греков. Уже само название «римляне», свидетельствовало о превосходстве города над человеком. Мировоззрение римлян было намного прозаичнее, чем у греков. В их манерах чувствовалась обдуманность, но вместе с тем и искусственность. Римская культура подарила миру основы цивилизации через систему своей государственности. Вплоть до современности мир имеет дело с римским типом государственного устройства, а римское право легло в основу правовой культуры многих государств, в особенности европейских.

 

Список использованной литературы:

 

 

  1. Архитектура. Энциклопедия. Глазычев В.Л.- М.: Издательства: Дизайн. Инфоромация. Картография, Астрель, АСТ, 2010.- 680 с.
  2. Кравченко А.И. Культурология. - М.:Академический Проект, 2011.с. 251.
  3. Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия. Балицкая Т.В. – М.: Росмэн.-Пресс, 2009. – 608 с.
  4. История стилей в искусстве: учебное пособие// Крейн В.Н., Сокольникова Н.М.- изд-во Гардарики, 2012.- 395 с.
  5. История изобразительного искусства. В 2-х томах: учебник для вузов // Сокольникова Н.М. – 2- е изд., стер., изд-во Academia, 2010 г. – 304 с.
  6. Розеншильд К.К. Музыкальное искусство и религия: Исторический очерк. -М., 2011. -С.86

1 Архитектура. Энциклопедия. Глазычев В.Л.- М.: Издательства: Дизайн. Инфоромация. Картография, Астрель, АСТ, 2010.- 680 с.

2 Кравченко А.И. Культурология. - М.:Академический Проект, 2011.с. 231-251.

3 Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия. Балицкая Т.В. – М.: Росмэн.-Пресс, 2009. – 608 с.

 


Информация о работе Развитие архитектуры Древнего Рима