Архитектура Древнего Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 19:46, реферат

Описание работы

Под Древним Римом подразумевается не только город Рим античной эпохи, но и все завоеванные им страны и народы, входившие в состав колоссальной Римской державы - от Британских островов до Египта. Римское искусство высшее достижение и итог развития древнего искусства. Древний Рим дал человечеству настоящую культурную среду: хорошо спланированные, удобные для жизни города с мощёными дорогами, мостами, зданиями библиотек, архивов, дворцов, вилл и просто хороших домов с добротной красивой мебелью - всё то, что характерно для цивилизованного общества.

Файлы: 1 файл

Архитектура Древнего Рима.docx

— 48.29 Кб (Скачать файл)

                                                

 

 

 

 

 

 

                                            Архитектура Древнего Рима




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анохина Дарья 

Группа ИН-13 (105)

Введение 

 

             Под Древним Римом подразумевается не только город Рим античной эпохи, но и все завоеванные им страны и народы, входившие в состав колоссальной Римской державы - от Британских островов до Египта. Римское искусство высшее достижение и итог развития древнего искусства. Древний Рим дал человечеству настоящую культурную среду: хорошо спланированные, удобные для жизни города с мощёными дорогами, мостами, зданиями библиотек, архивов, дворцов, вилл и просто хороших домов с добротной красивой мебелью - всё то, что характерно для цивилизованного общества. Римляне впервые стали строить “типовые” города, прообразом которых явились римские военные лагеря. Городская планировка подчинялась строго продуманной схеме. Практический склад римской культуры сказывался во всем. Красота и мощь римской архитектуры раскрываются в разумной целесообразности, в логике структуры сооружения, в художественно точно найденных пропорциях и масштабах, лаконизме архитектурных средств, а не в пышной декоративности.

          История Рима делится на два этапа. Первый этап - эпоха республики - наступил в конце VI в. до н. э., когда из Рима были изгнаны этрусские цари. Он длился до середины I в. до н. э.. Второй этап - императорский - начался правлением Октавиана Августа. Он длился до IV в. н. э. [Дмитриева, Акинова, 1988, 78].

 

Республиканский период.

 

          Начало древнеримского искусства относится к периоду республики (конец VI -середина I в. до н. э.). Оно достигло расцвета в период образования мировой рабовладельческой державы, разнородной по этническому и социальному составу, сложной по хозяйственной и общественной организации [Дмитриева, Акинова, 1988, 117].

        Потребности римского общества породили много типов сооружений: амфитеатры, термы, триумфальные арки, акведуки и др. С распространением римского владычества на Грецию и эллинистические государства в Рим проникли утонченность и роскошь эллинистических городов. Увлечение греческим искусством проявилось, прежде всего, в обращении к ордерной системе. В Риме он использовался главным образом в декоративных целях. Римляне изобрели бетон - важнейший строительный материал, с помощью которого закрепляли сооружаемые постройки. Они открыли новый способ возведения зданий—монолитно-оболочечный взамен стоечно-балочной системы. Преимущества новой системы строительства видны и сейчас: от многих греческих храмов с их колоннами, на которых лежат перекрытия и фронтоны, осталось по 2-3 колонны, многие же римские здания дожили до наших дней. Главное завоевание римлян в строительстве общественных сооружений - создание огромных внутренних пространств, свободных от внутренних опор. Римская техника стала широко использоваться в гражданской и культовой архитектуре [Дмитриева, Акинова, 1988, 120]. Она послужила образцом для развития византийской и европейской архитектуры.

           В республиканский период сложились основные типы римской архитектуры. Суровая простота жизненного уклада в условиях постоянных ожесточенных войн нашла отражение в конструктивной логике монументальных инженерных сооружений. В них раньше всего проявилось своеобразие римского искусства.

          Обращают внимание грандиозные сооружения - древние оборонительные стены Рима, возникшего еще в VIII в. до н. э. на трех холмах: Капитолии, Палатине и Квирипале, выложенные из камня (ранняя— VI в. до н. э. и Сервиева стена — 378—352 гг. до н. э. ). Римские дороги имели важное стратегическое значение, они объединяли различные части страны. Ведущая к Риму Аппиева дорога (VI—III вв. до н. э. ) для движения когорт и гонцов была первой из сети дорог, покрывших позже всю Италию. Около долины Ариччи дорога, мощенная толстым слоем бетона, щебня, плитами лавы и туфа, шла из-за рельефа местности по массивной стене (197 м длиной, 11 м высотой), расчлененной в нижней части тремя сквозными арочными пролетами для горных вод [Алпатов, Ростовцев , 1961, 61].

            Постепенно в следующие века Рим становится наиболее богатым водой городом мира. К древнейшим сводчатым конструкциям относится сточный канал (клоака Максима) в Риме, сохранившийся до наших дней. Общественная жизнь протекала на рыночной площади. Например, у греков она называлась агорой и обычно, как в Афинах, находилась у подножия акрополя. У римлян это был форум. Здесь происходили все главные городские события: собрания, советы, здесь оглашали важные решения, обучали детей, торговали, она служила ареной политической деятельности, народных собраний, военных триумфов. В архитектурный ансамбль входили храмы, базилики, лавки торговцев, рынки. Площади украшались статуями знаменитых граждан, политических деятелей и были окружены колоннами, портиками [Алпатов, Ростовцев , 1961, 63].

          Древнейший форум в Риме - республиканский форум Романум (VI век до н. э. ), к которому сходились все дороги. С его трибун раздавались речи крупнейших римских ораторов. В дальнейшем к этому форуму примкнули форум Цезаря, императоров Августа, Весисиана, Нервы и Траяна. Сейчас от Форума Романум остались лишь фундаменты построек. В последние века республики форум приобрёл законченный архитектурный облик. С одной стороны к нему примыкало внушительное здание государственного архива— Табуларий (от “Табула” –медная табличка с надписью), который стоял на сводчатых подземных этажах. Это был совсем новый тип общественного здания, и тот факт, что он появился впервые у римлян, говорит об их исключительном уважении к истории. Снаружи Табуларий был декорирован греческим ордером, внутри же он состоял из системы сводчатых помещений. С форума на Капитолий вела длинная лестница Табулария из 67 ступений. Такие коридоры и лестницы часто встречаются в республиканских зданиях. Они создают впечатление огромности охваченного архитектурой пространства. Но при этом все формы ясно обозримы в их перспективном сокращении: самая маленькая арочка или ступенька отлично видны, самая дальняя цель достижима.

          На площади высились храмы, среди них храм Весты, богини-девы, в котором горел неугасимый огонь, символизировавший жизнь римского народа. Здесь же возвышались колонны, к которым прикрепляли ростры— носы побеждённых вражеских кораблей (отсюда и название — ростральная колонна), и проходила “священная дорога”, вдоль которой стояли таберны —лавки ювелиров и золотых дел мастеров. Прежде стояли и лавки торговцев, но они были выведены за пределы площади, образуя отдельные небольшие форумы: форум Боариум– мясной рынок и форум Олиториум –овощной рынок. Форум постепенно обрастал не только зданиями, но и почетными статуями римских граждан [Алпатов, Ростовцев , 1961, 75].

        В эпоху республики, особенно в V—II вв. до н. э. , храм —основной тип общественного здания.

         Круглый храм - моноптер -  состоял из цилиндрической основы, окружённой колоннадой. Вход был по этрусскому обычаю с одной, торцевой, стороны. Круглый храм Сивиллы (или Весты) в Тиволи (I в. до н. э. ), под Римом, окружён коринфскими колоннами. Фриз украшен рельефами с изображением традиционного римского мотива - бычьих черепов, “букраниев”, с которых свисают тяжёлые гирлянды. Это был символ жертвоприношения и памяти [Алпатов, Ростовцев , 1961, 100]. Храм Сибиллы в Тиволи, как и этрусские храмы, сочетает фронтальную строго симметричную продольную осевую композицию и круглую. Поднятый на высокое основание, гармоничный по пропорциям, со стройной и строгой колоннадой, наполненной светом, храм доминирует в пейзаже. Его спокойные гармоничные формы контрастируют с бурным каскадом водопада.

          Прямоугольные римские храмы также отличались от ордерных греческих, как показывает хорошо сохранившийся храм Фортуны Вирилис на Бычьем форуме в Риме (I в. до н. э) - уникальный образец раннего завершенного римского храма данного типа. Акцентируя главный фасад портиком со свободно стоящими колоннами и парадной лестницей входа, архитектор объединил его с замкнутой целлой ионическим ордером. У него тоже вход лишь с одной стороны, ионические колонны завершаются капителями скромного рисунка. Фронтон совершенно “негреческий”, без скульптур внутри его тимпана и с богатыми, строго вычерченными профилями.

         Великолепны римские мосты I вв. до н. э. Так, мост Мульвия помимо его практических достоинств (он простоял более двух тысяч лет отличается выразительностью образа. Мост зрительно как бы опирается на воду полукружиями арок, опоры между которыми для облегчения веса прорезаны высокими и узкими проёмами. На арках сверху лежит карниз, придающий мосту особую законченность. Мост словно шагает от берега к берегу непрерывно идущими арками: он динамичен и одновременно устойчив [Алпатов, Ростовцев , 1961, 180].

         Своеобразие римской архитектуры сказалось в создании нового типа частного жилого дома богатых землевладельцев, торговцев, ремесленников. Римские особняки - это большей частью одноэтажные дома, в которых уютность семейного быта сочеталась с приспособленностью к деловой жизни.

        Частично внешний вид римского города можно представить на примере Помпеи - италийского города, который вместе с городами Геркуланум и Стабии погиб в 79 г. н. э. в результате извержения вулкана Везувий. Прямые улицы обрамлялись фасадами домов, внизу которых были устроены лавки-таберны. Обширный форум был обнесён прекрасной двухэтажной колоннадой. Там находились святилище Исиды, храм Аполлона, храм Юпитера, большой амфитеатр.  Рассчитанный на двадцать тысяч зрителей, он значительно превосходил потребности жителей города и предназначался также для приезжих. В городе было два театра.

        Помпейские дома —“домусы”. Это были прямоугольные сооружения, которые тянулись вдоль двора, а на улицу выходили глухими торцевыми стенами. Главным помещением былатриум (от лат. atrium —“закопчённый”, “чёрный”, т. е. помещение, почерневшее от копоти), который выполнял священную функцию. Рим при основании имел в самом центре культовую яму—“мундус”, куда все жители бросали плоды и горсть земли со своей старой родины. Открывалась она лишь один раз в году—в день Подземной богини или не открывалась совсем. Каждый дом повторял эту модель: в атриуме часто было отверстие в центре крыши— комплювий. Под ним находился бассейн для сбора воды, родственный мундусу, — имплювий. В целом атриум выполнял функцию “мирового столпа”, связывавшего каждый римский дом с небесами и подземным миром. Хорошим примером этрусского жилища является дом Альбуция Цельса, у которого отверстие в крыше поддерживают четыре коринфские колонны. Внутри дома были расписаны. Стены домов были расчерчены геометрическим орнаментом, который напоминал обкладку стен полудрагоценными камнями. Затем этот “инкрустационный” стиль сменился “архитектурным”, или вторым помпейским. Он был в моде в течение I в. до н. э. Мастера второго помпейского стиля превращали интерьер в подобие городского пейзажа [Алпатов, Ростовцев, 1961, 156].

         При всех достижениях римской архитектуре свойственны черты ограниченности. После разгрома многочисленных восстаний и завершения гражданских войн начался период стабилизации, но уже в условиях жесткой диктатуры империи.

 

Имперский период.

 

         В конце I в. до н. э. Римское государство из аристократической республики превратилось в империю. Первым правителем, открывшим путь к единовластию, был внучатый племянник Цезаря Октавиан, прозванный Августом (Блаженным).

        Официальным направлением в искусстве стал “августовский классицизм”, оказавший огромное влияние на последующее развитие западно-европейского искусства. Рим приобрел совершенно новый облик, соответствующий престижу мировой столицы. Выросло количество общественных зданий, строились форумы, мосты, акведуки, обогатилось архитектурное убранство. Город поражал современников необозримостью площади - ни с одной стороны он не имел четких границ.

        При Августе был создан Алтарь Мира  - памятник воссоединения сторонников нового режима и потерпевших поражение республиканцев. Алтарь представлял собой самостоятельное здание без крыши, ограждавшее жертвенник. Украшавшие ограду рельефы были разделены на два яруса. Нижний изображал, застилающие всё поле стебли, листья и завитки Древа Жизни с птичками и разной живностью на нём. Верхний представлял торжественное шествие, включавшее членов императорского дома [Алпатов, Ростовцев , 1961, 167].

         Золотой век Августа не мог просто так уйти в небытие – ведь вокруг него создавался ореол бессмертия. И Рим начинает строить себе памятники. Себе и своему семейству Август соорудил на марсовом поле величественный мавзолей, около 90 метров в диаметре, состоявший из двух мощных концентрических стен и насыпного холма с вечнозелеными деревьями.

        Представление о стиле культовой августовской архитектуры дает храм в Ниме (нач. I в. н. э. Южная Франция), принадлежащий к типу псевдопериптера, в котором акцентировалось внутреннее пространство. Храм выстроен из розового известняка, имеет шестиколонный портик. В композиции целого проступают волевое напряжение и рассудочная ясность, придающие зданию оттенок официальности. Торжественность усиливается и тем, что храм поднят на высокий подиум (основание).

        Наряду с господствующим классическим течением продолжала развиваться архитектура, имевшая чисто практическое значение, например, инженерные постройки. Например Гардский мост в Ниме (Южная Франция), являющийся частью акведука, снабжающего водой город Немуз. Мост представляет собой многоярусную крупнопролетную аркаду над долиной реки Гар. Почти равные по высоте крупные пролеты арок двух нижних ярусов завершаются низкой аркадой.  Гардский мост— символ инженерного искуссва Рима.

        Уже при первых приемниках Августа начинает исчезать мнимая идеальность золотого века. Новой вехой в искусстве стало правление Нерона, одного из самых безумных деспотов на римском троне [Алпатов, Ростовцев , 1961, 170].

        Император Нерон решил придать Риму новый облик. Он смотрел на Рим, как на свое личное владение, в котором центром должен был стать его дом. По указу императора были тайно сожжены несколько городских кварталов, на месте которых император воздвиг его – знаменитый Золотой дом. Он был и дворцом, и виллой одновременно. Сохранилось несколько залов. Некоторые из них имеют необычную форму (например, восьмиугольную). Украшали здание фрески третьего помпейского стиля, ешё более изящные и тонкие, чем прежде. На стенах в рамках помешались отдельные картинки, сверху шли небольшие фризы с фантастическими изображениями морских кентавров, птичек, масок.

Информация о работе Архитектура Древнего Рима