Античный театр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2015 в 07:31, реферат

Описание работы

В основе любой формы театрального пространства лежит два принципа расположения актеров и зрителей по отношению друг к другу: осевой и центровой. В осевом решении театра сценическая площадка располагается перед зрителями фронтально, и они находятся как бы на одной оси с исполнителями.
В центровом, или, как еще называют, лучевом — места для зрителей окружают сцену с трех или четырех сторон. Основополагающим для всех видов сцен является и способ сочетания обоих пространств. Здесь также могут быть только два решения: либо четкое разделение объема сцены и зрительного зала, либо частичное или полное их слияние в едином, неразделенном пространстве

Файлы: 1 файл

техника сцены.docx

— 669.88 Кб (Скачать файл)

 В действующих зданиях  театров, концертных залов при  отсутствии тамбуров перед сценой  или эстрадой зимой допускается  открывать проемы, сообщающиеся  с улицей или холодными помещениями, только кратковременно для доставки  декораций и оборудования в  период подготовки спектакля, концерта. При этом к началу проведения  спектакля, концерта температура  воздуха должна быть не менее 19 град. C.

Двери, ворота должны открываться в сторону выхода со сцены.

 Для хранения на  сцене сценического оформления  отводятся специальные места, за  пределами которых хранить оформление  запрещается. Одновременно на сцене  можно хранить декорации не  более двух спектаклей. Мягкие  декорации должны храниться в  сейфе или в помещениях вне  сцены.

Декорации спектакля, концерта должны устанавливаться с таким расчетом, чтобы оставался круговой проход по сцене, эстраде не менее 0,7 м.

. После разборки оформления  спектакля, концерта не разрешается  оставлять на планшете сцены  гвозди, обломки штопоров, мусор.

Температура и влажность воздуха на сцене во время спектаклей, репетиций концертов должны быть: в теплый период года +23 - 25 град. C, в холодный период года +19 - 21 град. C. 

 Планшет

Планшет игровой площадки устраивается горизонтальным. В оперно-балетных театрах - либо горизонтальным, либо наклонным с подъемом до 4 см на 1 м в сторону арьерсцены.

Подъемно-опускные площадки должны быть на одном уровне с полом других помещений сцены или эстрады (разность 5 мм).

Настил планшета игровой площадки должен быть из сборных элементов (деревянных щитов) и обеспечивать прочность при приложении нормативной вертикальной нагрузки 5 кН/кв. м с коэффициентом перегрузки 1,3.

Щиты должны изготовляться из доброкачественного, хорошо выдержанного мелкослойного соснового дерева, с влажностью не более 15% и толщиной не менее 6 см при ширине 10 - 12 см (палубный брус). Расположение слоев древесины в брусках должно быть вертикальное по отношению к поверхности планшета.

Поверхность планшета должна быть чистой столярной работы. Бруски щитов соединяются между собой на водостойком клее, а с обратной стороны укрепляются двумя накладными поперечными брусками без врезки на шурупах. Головки шурупов, болтов и других деталей крепления настила углубляются не менее чем на 3 мм относительно поверхности планшета. Щели, выбоины, сколы, выступы и др. дефекты в щитах и между щитами не допускаются. Сучки в щитах должны высверливаться, а получившиеся отверстия заделываться деревянными пробками соответствующего диаметра на клее.

Щиты укладываются на деревянные бруски с рейками и прочно закрепляются на несущие строительные конструкции параллельно порталу сцены, эстрады.

Планшет игровой площадки на подъемно-опускных площадках, поворотном круге выполняется сборным щитовым, если это позволяют конструкции технологического оборудования, или дощатым из того же материала.

Планшет игровой площадки после настила и укрепления щитов должен чисто простругиваться. Допускается покраска планшета только водным раствором чистого анилина (без эмульсии для натирки).

Планшет на арьерсцене, карманах и других помещениях сцены, эстрады выполняется дощатым в соответствии с требованиями СНиП проектирования полов.

 Конструкция арены  и ее планшета должна обеспечивать  прочность от действительной  нагрузки (от людей, оборудования), но  не менее 1 кН/кв. м. При использовании  арен для размещения хора, людей  в массовых сценах и т.п. конструкции  и планшет должны рассчитываться  на нормативную вертикальную  нагрузку 5 кН/кв. м с коэффициентом  перегрузки 1,3.

В процессе эксплуатации сцены, эстрады, арены замена каких-либо деталей настила планшета и несущих его конструкций на детали и конструкции с прочностью меньше расчетных не допускается.

 Щели в планшете  сцены и эстрады для направляющих  портальных и поплановых кулис и других целей должны иметь ширину не более 50 мм и закладываться плотно подогнанными рейками. Рейки с обеих сторон должны иметь двусторонние металлические заплечики, гарантирующие их от прогиба и опускания ниже уровня планшета сцены или поднятия одного из концов вверх. Заплечики не должны выступать за уровень планшета сцены.

Попланные щели закладываются специальными рамками с укрепленными на них плотно подогнанными под щели рейками. Рамки запираются из трюма надежными замками, связывающими их с несущими конструкциями сцены. Наличие замков с обеих сторон каждой рамки обязательно. Количество промежуточных замков выбирается из соображений прочности. Замки должны иметь приспособления для регулировки уровня рейки относительно уровня планшета.

Зазор между поворотным кругом, подъемно-опускными площадками, крышек люков-провалов и неподвижной частью сцены не должен превышать 10 мм.

Настил круга, подъемно-опускных площадок и других устройств должен соответствовать уровню неподвижной части планшета.

Перед началом спектакля, концерта сцена должна очищаться пылесосами, пылеуборочными машинами и другими устройствами, а после уборки воздух увлажняется специальными установками, гидропультами и др.

Планшет сцены необходимо мыть теплой водой с мылом, содой или синтетическими моющими средствами не реже одного раза в месяц, в выходной день театра или за 15 - 18 часов до начала спектакля, концерта.

 В оперно-балетных  театрах, концертных залах перед  началом балетного спектакля  или отдельного акта, в котором  исполняются танцевальные номера, планшет или площадка для танцев  протирается влажной тряпкой  с таким расчетом, чтобы к началу  танца пол был сухим.

Перед исполнением танцев планшет сцены посыпается мелко истолченной канифолью. За кулисами с правой и левой стороны в определенном месте в специальных лотках должна находиться мелко истолченная канифоль для индивидуальной обработки обуви перед танцами. 

Колосники 

Бруски колосникового настила над игровой площадкой должны располагаться перпендикулярно портальной стене (параллельно оси зрительного зала - сцены, эстрады). Ширина зазоров между брусьями не должна быть более 5 см.

Колосниковый настил должен обеспечивать прочность при приложении равномерной нагрузки 1 кН/кв. м с коэффициентом перегрузки 1,3.

Элементы колосникового настила должны быть рассчитаны на прочность при приложении сосредоточенной нагрузки в середине пролета, равной 1 кН, с коэффициентом перегрузки 1,3.

Оборудование, устанавливаемое на колосниках, должно равномерно размещаться по всей колосниковой площадке.

Ослабление несущих конструкций колосниковой площадки (сверление, вырезание, выдалбливание и т.п.) при монтаже оборудования не допускается.

Крепление блоков, колодок и других деталей к колосниковой решетке должно быть надежным, исключающим смещение их с места установки. Блоки крепятся хомутами, стальными пластинками не менее чем на четырех болтах. Гайки болтов должны быть снабжены разрезными пружинными шайбами, контргайками и обязательно зашплинтованы.

Блоки должны устанавливаться так, чтобы проходящие по ним тросы на всем протяжении не соприкасались между собой и не касались каких-либо конструкций.

Блоки сценических подъемов должны устанавливаться над колосниковой решеткой.

 Перестановка блоков, находящихся под нагрузкой, воспрещается.

Блоки, установленные на колосниках, должны быть доступны для обслуживания.

Колосниковая площадка с одним уровнем должна иметь не менее чем два эвакуационных выхода, расположенных по противоположным сторонам сцены, эстрады, на наружные пожарные лестницы или закрытые внутренние лестницы.

Допускается устройство колосниковой площадки в нескольких уровнях. Каждый уровень колосниковой площадки должен иметь не менее двух внутренних лестниц для сообщения с ниже или вышерасположенным уровнем колосников или сообщаться с рабочими галереями.

Ширина каждого уровня должна быть не менее глубины игрового плана или равняться кратности глубины нескольких планов. Каждый уровень со стороны нижерасположенного оборудуется ограждением высотой не менее 0,8 м.

Хранение на колосниках оборудования, веревок, тросов, инструмента, декораций воспрещается.

Балки для колосниковых блоков должны устанавливаться на высоте не менее 1,9 м над колосниковым настилом.

В действующих и реконструируемых зданиях блоки декорационных и софитных подъемов допускается устанавливать на уровне колосниковой площадки. При этом над тросами должны устраиваться специальные ходовые мостики шириной 0,5 м с перилами высотой 1,0 - 1,2 м.

Проводить на колосниках во время спектаклей, концертов, репетиций ремонтно-строительные или другие работы воспрещается.

Ремонтные работы на колосниках производятся при условии ограждения площадки планшета и настила брезента под участком колосников, где производится работа. На планшете устанавливается предупредительный плакат "Осторожно, на колосниках ведутся работы".

Уборка колосниковой площадки производится влажная, не реже двух раз в месяц.

Трюм

Сцены театров и эстрады концертных залов с нижней механизацией должны оборудоваться трюмами. Трюмы допускается устраивать одноярусными и многоярусными.

Одноярусные трюмы и верхний ярус многоярусных трюмов, используемые для постановочных целей (монтировки декораций и подачи их на сцену, "провала" и прохода актеров) и для других сценических эффектов, - постановочные. Трюмы, используемые только для размещения и обслуживания сценических механизмов (подъемных площадок, вращающихся кругов), - технические.

Высота прохода постановочного и технического трюмов должна быть не менее 1,9 м, считая от пола до выступающих конструкций. При этом в постановочном трюме должен быть обеспечен беспрепятственный проход и выход людей между конструктивными элементами технологического оборудования (подъемно-опускных площадок, поворотного круга) и частями здания. Размещение в проходах постановочного трюма каких-либо устройств, механизмов, станков, снижающих высоту трюма и препятствующих проходу людей, воспрещается.

 В техническом трюме  допускается местное снижение  высоты прохода под балками, трубопроводами  и элементами строительных конструкций  и оборудования до 1,5 м.

В технический трюм допускаются только лица, имеющие допуск к обслуживанию механизмов.

Устраивать в трюмах какие-либо подсобные мастерские, кладовые, а также хранить декорации и различные предметы воспрещается.

Механизмы, установленные в постановочном трюме, а также направляющие, по которым передвигаются контргрузы декорационных подъемов, должны ограждаться металлическими сетчатыми ограждениями.

 В трюмах устанавливать  стационарные аппараты, работающие  под давлением (компрессоры, рессиверы, баллоны и др.), воспрещается. Исключение составляют гидроприводы сценических механизмов.

Участки трюма, где устанавливается оборудование для сценических эффектов (фонтаны, бассейны, водяная феерия и т.п.), оборудуются водосборниками для отвода воды.

Трубы горячего водоснабжения, отопления, паропроводов должны иметь теплоизоляцию.

 Полы в трюме должны  быть ровными, без выбоин, щелей  и других дефектов.

Проемы в полах многоярусных трюмов для подъемно-опускных площадок и других целей должны иметь ограждения, исключающие падение людей.

В трюмах с каждого яруса должно быть не менее двух выходов, расположенных с противоположных сторон, шириной не менее 1,5 м и высотой не менее 1,9 м.

Помещения приводов противопожарного занавеса, будки суфлеров, регуляторные сценического освещения (в действующих театрах), щитовые электроприводов должны быть отделены от остальной части трюма и от планшета несгораемыми стенами, перекрытиями и иметь двери с пределом огнестойкости не менее 0,75 ч. 

 Галереи, переходные  мостики

 Каждый ярус галереи  должен сообщаться с другим  ярусом и колосниками не менее  чем двумя лестницами, расположенными  по разным сторонам сцены.

Ярусы рабочих галерей должны иметь не менее двух эвакуационных выходов по бокам сцены, сообщающихся с пожарными и закрытыми лестницами сценической части здания.

Ширина галерей и переходных мостиков (в свету) должна быть не менее, м: рабочих при ручных декорационных подъемах и осветительских - 1,5; переходных - 0,8; переходных мостиков - 0,6.

Ширина проходов на машинных галереях должна быть не менее 0,8 м между барьером галерей и выступающими частями установленного на них оборудования (лебедок, гидроприводов, ограждений). Допускается местное сужение прохода до 0,5 м между неподвижными частями лебедок и пультами управления, установленными вдоль барьера ограждения.

Высота прохода на галереях и переходных мостиках до выступающих конструкций должна быть не менее 1,9 м.

Информация о работе Античный театр