Античный театр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2013 в 00:05, курсовая работа

Описание работы

Развитие драмы происходит именно в демократических полисах. В Спарте никогда не было ни драматургов, ни театра. Зато Афины становятся центром культурной жизни всей Греции. Здесь, на аттической земле, расцветают науки и искусства. Это происходит потому, что именно в демократическом полисе, несмотря на недостатки и противоречия афинской рабовладельческой демократии, были возможности для выявления способностей человека: каждый афинский гражданин в пределах своего государства считал себя равноправным и полноправным членом общества.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………. 3
РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ
I.1.Основные особенности древнегреческой и древнеримской
цивилизаций и их культуры…………………………………………..6
I.2. Мифология, как первый шаг человека к творчеству……………….10
I.3. Праздники, как источник возникновения театра…………………...14
РАЗДЕЛ II. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ТЕАТР
II.1. Происхождение древнегреческой драмы и театра………………....17
II.2. Организация театральных представлений………………………….22
II.3. Архитектура древнегреческого театра…...........................................24
II.4. Актеры. Хор…………………………………………………………..26
РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЕРИМСКИЙ ТЕАТР
III.1. Истоки римского театра…………………………………………….30
III.2. Развитие театра в Древнем Риме…………………………………...32
III.3. Организация театральных представлений…………………………35
Заключение…………………………………………………………………...37
Библиография………………………………………………………………..38

Файлы: 1 файл

Античный театр. курсовая.doc

— 1.58 Мб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ УКРАИНЫ

********

                                            

 

 

 

 

 

Античный  театр

 

 

 

 

Курсовая  работа

Студента III курса

факультета ****

группы ****      

********

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        

 

 

 

                                              

Харьков

 

СОДЕРЖАНИЕ.

 

 

 

 Введение…………………………………………………………………….  3                                                                                                            

РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ        

 I.1.Основные особенности древнегреческой и древнеримской

       цивилизаций  и их культуры…………………………………………..6                                                                      

     I.2. Мифология, как первый шаг человека к творчеству……………….10

     I.3. Праздники, как источник возникновения театра…………………...14                                    

 РАЗДЕЛ II.    ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ТЕАТР         

     II.1. Происхождение древнегреческой драмы и театра………………....17                             

     II.2. Организация театральных представлений………………………….22                                               

    II.3. Архитектура древнегреческого театра…...........................................24                                                     

     II.4. Актеры. Хор…………………………………………………………..26                                                                                              

 РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЕРИМСКИЙ ТЕАТР

    III.1. Истоки римского театра…………………………………………….30                                                                           

     III.2. Развитие театра в Древнем Риме…………………………………...32                                                             

    III.3. Организация театральных представлений…………………………35                                               

Заключение…………………………………………………………………...37                                                                                                              

Библиография………………………………………………………………..38                                                                                                          

Приложение…………………………………………………………………..39                                                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Все большее число людей осознает, что приобщение к историческому прошлому – это не только знакомство с шедеврами мировой цивилизации, уникальными памятниками древнего искусства, не только школа воспитания, но и нравственно и художественно неотъемлемая часть современной жизни, в определённой мере оценка настоящего и даже «открытие» будущего. Это обуславливает необходимость исторических исследований прошлого.

Крупнейшими цивилизациями  древнего мира были древнегреческая  и древнеримская цивилизации. Они занимали расположенные географически близко друг к другу территории, существовали почти в одно и тоже время, поэтому нет ничего удивительного, что они тесно связаны между собой. Обе цивилизации обладали развитыми культурами, которые развивались, взаимодействуя друг с другом.

          Наследие, оставленное нам античностью в области искусства, огромно. Античная архитектура, скульптура, литература и театр являлись предметом изучения и подражания во все последующие века. Когда, например, в эпоху Возрождения стали создаваться первые литературные комедии и трагедии, образцами для них послужили пьесы античных авторов. Позже неоднократно обращались к богатому театральному наследию, оставленному античностью, выдающиеся западноевропейские драматурги (Шекспир, Корнель, Расин, Шиллер, Гёте и др.). Многие драматурги XX в. также не раз использовали античные сюжеты и образы (Гауптман, 0'Нил, Сартр, Ануй и др.).

          Похожая ситуация происходит  и на музыкальной арене. Возникший  в конце  XVII века жанр оперы в основе своей имел античную трагедию. Не только сюжеты были заимствованы из античной литературы и мифологии, но и сама цель возникновения оперы была возрождение традиций античного театра.

         Что же привлекает к античной драматургии передовых деятелей театра, как драматического, так и музыкального? Почему мы до сих пор обращаемся к произведениям, написанным примерно 2500 лет назад?

          Ответ на этот вопрос надо искать в особенностях, предопределенных экономической и социально-политической жизнью Греции того времени.

          Драма родилась в Греции в VI в. до п. э., когда окончательно установился рабовладельческий строй. Распад родового строя привел почти во всей Элладе к созданию городов-государств (полисов), которые представляли собой общины свободных граждан, связанных племенным родством. Каждое такое государство состояло из небольшого города и примыкавших к нему деревень. Вся территория считалась собственностью государства, земельные наделы могли получать только свободные члены общины.

          В каждом полисе был свой уклад жизни, существовали свои политические и этические нормы. Были полисы аристократические (как Спарта), власть в которых принадлежала родовой аристократии. Были полисы демократические (как Афины), где все государственные вопросы решались народным собранием, где соблюдались равенство граждан перед законом, свобода слова, право каждого гражданина быть избранным на государственные должности.

         Развитие драмы происходит именно в демократических полисах. В Спарте никогда не было ни драматургов, ни театра. Зато Афины становятся центром культурной жизни всей Греции. Здесь, на аттической земле, расцветают науки и искусства. Это происходит потому, что именно в демократическом полисе, несмотря на недостатки и противоречия афинской рабовладельческой демократии, были возможности для выявления способностей человека: каждый афинский гражданин в пределах своего государства считал себя равноправным и полноправным членом общества.

Слово «театр» происходит от греческого δέατρον – основное значение – место для зрелищ. Для более полного раскрытия данной темы следует сказать, что же такое – театр. Это род искусства, в котором отражение жизни достигается посредством драматического действия, осуществляемого актером перед зрителями. Театр – это искусство синтетическое – в нем объединяются выразительные средства литературы, музыки, живописи, архитектуры и других видов искусств.

В театре «…толпа, ни в  чем не сходная между собою, …  может вдруг потрястись одним  потрясением, зарыдать одними слезами  и засмеяться одним всеобщим смехом» (Н. В. Гоголь).  В театре зритель присутствует как бы при самом совершении событий и становится их нравственным соучастником, вовлекаясь в переживания действующих лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ

I.1.Основные особенности древнегреческой и древнеримской цивилизаций и их культуры

 

Конечно, греческая и  римская культуры очень похожи. «И у греков, и у римлян было свое историческое призвание – они дополняли друг друга, и фундамент современной Европы – их общее дело» (9). Но в тоже время между этими двумя цивилизациями было очень много существенных различий. В первую очередь это было обусловлено сложностью связи на больших расстояниях, что сильно ограничивало взаимодействие двух культур.

Греция четко делится на три части:  северную, охватывающую Фессалию и Эпир;  центральную,  ограниченную с севера Малийским и Пагасейским заливами,  а с юга - Коринфским и Сароническим; наконец, южную, т. е. Пелопоннес. Климат древней Греции  мало чем отличается от нынешнего. Средняя температура не претерпела изменений с античных времен. Она колеблется от 16 градусов в Фессалии, где климат ближе к континентальному, до 19 градусов на Кикладах.

Вся история Древней Греции условно  делится на несколько периодов: крито-микенский (XXX-XX вв. до н. э.), гомеровский (XI – IX вв. до н. э.), архаический (VIII – VI вв. до н.э.), классический (V – IV вв. до н. э.) и эллинистический (IV – I вв. до н. э.)

В Греции совсем нет золота:  его добывали уже за пределами Греции - на острове Тасос,  в Македонии и Фракии. Зато меди греки имели вдоволь, находя ее прежде всего на Эвбее, где название города Халкида происходит от греческого слова, обозначающего медь. Также в Древней Греции добывали ряд других черных и цветных металлов. Еще важнее серебра была для греческого искусства глина,  из которой делали кирпичи,  но прежде всего керамику - в этом греки добились,  как известно,  высочайших художественных достижений.  Наконец, весьма ценился и камень: благодаря ему возникли со временем греческие храмы, другие памятники архитектуры и скульптуры.  Камень всегда находился на месте,  его не надо было ниоткуда возить. На рубеже III-II тысячелетия до н.  э. предки позднейших греков, двигаясь из-за Дуная, вторглись на балканский полуостров. Пространство,  примыкавшее к Средиземному морю, было заселено людьми, которые говорили  на языке,  не относящемуся ни к индоевропейской,  ни к семитской группам.  Позднейшие греки, за исключением дворян, сами считали себя автохтонным населением Греции, однако и у них сохранялось представление о существовании некоторого древнего,  догреческого народа,  карийцев, лелегов, или пеласгов, первоначально населявших Элладу и прилегающие острова.

 Итак, в  районе Эгейского  моря существовали и взаимодействовали три культурные общности:  древнейшая из них критская, или минойская, с центром на Крите (3000 - 1200 гг. до н. э.); кикладская, расцветшая на островах;  и элладская  -  в  собственно  Греции. 

В эпоху архаики складываются основные черты этики древнегреческого общества. Ее отличительной особенностью было соединение рождающегося чувства коллективизма и агонистического (состязaтельного) начала. Формирование полиса как особого типа общины, шедшего на смену рыхлым объединениям «героической» эпохи, вызвало к жизни и новую, полисную мораль - коллективистскую в своей основе, поскольку существование индивида вне рамок полисы было невозможно. Выработке этой морали способствовала также военная организация полиса. Высшая доблесть гражданина состояла в защите своего полиса: «Сладко ведь жизнь потерять, среди воинов доблестных павши, храброму мужу в бою ради отчизны своей» - эти слова спартанского поэта Тиртея как нельзя лучше выражали умонастроения этой эпохи, характеризуя систему господствовавших тогда ценностей (5). Характер политических реформ в полисах обусловил сохранение этой морали, поскольку не аристократия лишалась своих прав, а рядовое гражданство поднималось с точки зрения объема политических прав до уровня аристократии. В силу этого традиционная этика аристократии распространялась и среди народных масс, хотя уже в измененной форме: важнейший принцип—кто лучше послужит полису. Определенную  трансформацию переживала и религия. Формирование единого греческого мира при всех локальных особенностях повлекло за собой создание общего для всех греков пантеона. 

Общественное устройство Греции - рабовладельческая демократия, и для неё характерно такое явление, как народный суверенитет – признание народа в качестве единственного источника власти. Также существовала система выборных должностей. Прослеживалась тенденция к нивелировке – усреднению доходов между богатыми и бедными. Демократия ставила закон выше власти, а сами законы не считались чем-то данным свыше, они были созданы не богами, а человеком.

Важнейшим центром Средиземноморской империи был город Рим, население которого выросло до 1—1,5 млн. жителей. В отдельных частях огромной державы возникли в I—III вв. н. э. Другие большие города. Наиболее крупными из них были Александрия Египетская с населением около 500 тыс. человек, Антиохия на Оронте — центр управления Сирии, Эфес — центр управления провинцией Азия.              Столицу империи и другие большие города украшали великолепные крупные здания — храмы местных и общеимперских божеств, дворцы, «базилики», портики для прогулок, а также различного вида здания для общественных развлечений, театры, амфитеатры, цирки. В амфитеатрах шли представления — травля зверей, бои гладиаторов, публичные казни. В цирках происходили скачки на запряженных четверками лошадей колесницах — «квадригах». До настоящего времени, кроме грандиозного римского амфитеатра «Коллосея» (Колизея), построенного в 80 г. н.э. и вмещавшего около 50 тыс. зрителей, в различных местах, некогда бывших городами Римской империи, сохранились остатки амфитеатров (Париж, Арль, Верона, Капуя, Помпеи, Пула, и т. д.). Они были украшены великолепными произведениями искусства, рельефами и статуями. Отличительной чертой городов эпохи 1—III вв. и. э. были каменные мостовые, водопроводы («акведуки»), канализация.

В самом Риме во II—V вв. н. э. работали одиннадцать водопроводов, дававших 950 000 куб. литров воды ежесуточно. Водопроводы (акведуки) представляли собою длинные ряды арок, поддерживавших свинцовые или глиняные трубы, по которым вода из горных источников направлялась за много километров в тот или иной город. В городе трубы уходили под землю и оттуда в разные водоемы, фонтаны на площадях — во дворцы, храмы и дома богатейших лиц. В современном Риме продолжают подавать воду два древних водопровода. Остатки больших римских водопроводов сохранились подле Рима, в Стамбуле, на юге Франции, в Испании, в различных частях Малой Азии, Африки. Центральные площади городов, называвшиеся агорой (на востоке) или форумом (на западе), были украшены портиками, храмами и базиликами. На площадях воздвигались триумфальные арки, конные статуи.

Особенно роскошны были форумы Рима. К древнейшему форуму времен республики императоры присоединили ряд новых. Наиболее великолепен был форум Траяна. Не менее великолепны были «алтарь мира», воздвигнутый Августом, и мавзолей Августа, большой купольный храм «всем богам» — «Пантеон», построенный Агриппой и перестроенный затем императором Адрианом.

Информация о работе Античный театр