Античная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:03, реферат

Описание работы

Целью реферата – рассказать о возникновении мифов и показать связь мифологии с религией в Античной культуре.

Содержание работы

Введение
3
1. Античная культура: связь мифологии с религией 4
2. Мифы и религия античности 7
2.1 Мифы античной культуры 6
2.2 Религия античности 10
Заключение 17
Литература 19

Файлы: 1 файл

Религия и мифология+.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

Религия зарождается  в доантичные времена, а в эллинскую  эпоху она оформляется в своём  классическом виде.

Греческая религия относится, к числу политеистических, т.е. религий многобожия. Количество богов бессчетно. Это хтонические (Хтон - Земля) божества - Гея, Уран, Кронос, Океан, Рея; олимпийские боги - Зевс, Гера, Посейдон, Афина, Аполлон, Артемида, Гермес, Афродита, Гефест, Деметра, Арес, Гестия (несколько позже - Дионис); божества, персонифицирующие различные природные стихии - воздух, влагу, ветер; боги рек, морей, гор, лесов, подземелья, полей; боги, олицетворяющие социальные стороны жизни - правосудие, справедливость, убеждение, мщение, ремёсла, искусства, военное дело, мир, любовь, рождение, смерть, детство, юность, старость.

При всем множестве греческих  богов можно выделить 12 главных. Пантеон общегреческих богов  сложился в эпоху классики. Каждое божество в греческом пантеоне выполняло  строго определенные функции:

Зевс — главный  бог, властитель неба, громовержец, олицетворял  силу и власть.

Гера — жена Зевса, богиня брака, покровительница семьи.

Посейдон — бог  моря, брат Зевса.

Афина — богиня мудрости, справедливой войны.

Афродита — богиня любви и красоты, рожденная из морской пены.

Арес — бог войны.

Артемида — богиня охоты.

Аполлон — бог солнечного света, светлого начала, покровитель  искусств.

Гермес — бог красноречия, торговли и воровства, вестник богов, проводник душ умерших в царство  Аида — бога подземного царства.

Гефест — бог огня, покровитель ремесленников и  особенно кузнецов.

Деметра — богиня плодородия, покровительница земледелия.

Гестия — богиня домашнего  очага.

Но, главным образом, древние  греки поклонялись богам Олимпа. Древнегреческие боги жили на заснеженной горе Олимп.

Кроме богов существовал  культ героев - полубожеств, родившихся от брака богов и смертных. Гермес, Тезей, Ясон, Орфей являются героями многих древнегреческих поэм и мифов. Антропоморфизм - человекоподобие богов, является второй особенностью древнегреческой религии. Что древние греки понимали под божеством? Абсолют. Космос — абсолютное божество, а античные боги — это те идеи, которые воплощаются в космосе, это законы природы, которые им управляют. Поэтому все достоинства и все недостатки природы и человеческой жизни отражаются в богах.

Религия греков - это религия  труда, красоты, жизни. Боги во многом напоминают людей. Древнегреческие боги имеют облик человека, похожи на него не только внешне, но в поведении: они имеют жен и мужей, вступают во взаимоотношения, подобные человеческим, имеют детей, влюбляются, ревнуют, мстят, т.е. обладают теми же достоинствами и недостатками, что и смертные. Они имеют родителей, обладают сложным характером, могут быть хорошими и плохими, милосердными и жестокими, умными и безрассудными, любящими и ненавидящими, помогающими и мстящими. Они сами подвержены судьбе (Ананке). В отличие от многих богов восточных религий, греческие боги имеют красивый внешний облик, обладают высшими достоинствами. Можно сказать, что боги — это абсолютизированные люди. Эта черта очень повлияла на весь характер древнегреческой цивилизации, определила главную ее черту — гуманизм.

Античная культура вырастает  на основе пантеизма древнегреческой  религии, который возникает как результат чувственного понимания космоса: идеальные боги являются только обобщением соответствующих областей природы, как разумной, так и неразумной. Это судьба, осознанная как необходимость, и выйти за ее пределы нельзя. Из этого можно сделать вывод, что античная культура развивается под знаком фатализма, который античный человек преодолевает с легкостью, борясь с судьбой, как герой. В этом — смысл жизни. Поэтому культ героя особенно характерен для древнегреческой культуры. В античности присутствует удивительный синтез фатализма и героизма, вытекающий из особого понимания свободы. Свобода поступка порождает героизм.

Таким образом, наиболее ярко в древнегреческой мифологии выражены - пантеизм и культ героев.

Эллины не просто почитали, уважали, но искренне любили своих богов. В их честь они возводили святилища, алтари, храмы, ваяли статуи, называли селения, приносили им жертвы, творили молитвы, посвящали празднества. Наиболее значимыми были:

  • Олимпийские игры, посвящённые Зевсу;
  • Пифийские - Аполлону;
  • Истмийские - Посейдону;
  • Панафинеи - Афине;
  • Дионисии - Дионису.

Игры представляли собой  комплекс мероприятий, в ходе их осуществлялись жертвоприношения, проводились спортивные, поэтические, музыкальные, театральные состязания. Победители награждались призами, имена увековечивались.

Важной чертой древнегреческой  религии являлось отсутствие Священного писания, жёстких догматов, а также  профессиональных служителей культа. Жрецы избирались из числа достойных  граждан и выполняли эту роль фиксированное время. Священную миссию осуществляли оракулы, которые якобы вещали устами богов. Самый знаменитый оракул находился в Дельфах, где пифия пророчествовала от имени Аполлона и давала удивительные, но двусмысленные ответы на самые разные вопросы.

Греческая религия характеризовалась разнообразной системой обрядов, связанных с рождением, свадьбой, похоронами, сбором урожая, политическими и военными событиями и т.д. Особо следует отметить отсутствие религиозного фанатизма: религия не довлела над личностью и общиной, а выполняла регулятивную, эстетическую функции и функцию общения. Имелось у греков и что-то вроде сектантства, которое дало о себе знать, прежде всего, в так называемых элевсинских и самофракийских мистериях. Имели место и ростки атеизма (Анаксагор, некоторые софисты). Великий философ Платон критиковал Гомера за его представления о богах и фактически являлся родоначальником европейского монотеизма.

Римская религия сродни греческой. В них много общего. В римской религии, как и в других италийских культах, сохранились пережитки тотемизма. Об этом говорят легенды о волчице, вскормившей основателей Рима. Главные боги - это по существу латинизированные эллинские боги - Юпитер, Юнона, Нептун, Минерва, Аполлон, Диана, Меркурий, Венера, Вулкан, Церера, Веста, Марс, Вакх.  У римлян богов было даже больше. Заступниками земледельцев являлся добрый десяток богов. Не меньше покровительствовали детскому возрасту (богини постельки, первого крика, первого слова, первого шага).

Римская религия никогда  не имела законченной системы. Остатки старинных верований уживались в ней с религиозными представлениями, заимствованными у народов, стоящих на более высокой ступени культурного развития.

Римляне обожествляли всё, что было в их жизни. Имелись боги разума, верности, провизии, серебряных денег, гражданской общины. Обожествлялись даже императоры, как при жизни, так и после смерти (апофеоз). Как и греки, римляне возводили богам жертвенники, алтари, храмы, статуи, посвящали праздники, приносили жертвы, творили молитвы. Главным в римской религии являлось соблюдение правил жертвоприношений, очистительных обрядов, молитв. У римлян имели место списки официально утверждённых молитвенных формул, так называемые индигаменты, в которых предписывалось, в каких случаях следует молиться тем или иным богам.

Некоторое отличие от греков проявлялось в организации  религиозных дел. Как и в Греции, в Риме не развилось профессионального жречества, замкнутого в особое сословие. Религия в Риме не отделялась, а сливалась с государством. Жрецы - это те же должностные лица, выполняющие определённые функции. Они объединены в особые братства, пополняемые главным образом посредством кооптации.

Существовали избираемые жреческие коллегии. Коллегия понтификов вела надзор за календарём, праздниками, историческими документами, системой мер и весов. Коллегия фециалов выполняла функции вестников и глашатаев, хранителей договоров. Коллегия фламинов занималась вопросами жертвоприношений. Существовали и другие коллегии жрецов. Одним из древних объединений была коллегия арвалъских братьев (братьев пахарей), справлявших свой праздник в честь богини плодородия. До настоящего времени дошли протоколы этого празднества, в одном из которых приводится ритуальная песнь, сохранившая старый латинский язык. Особенное значение после падения царской власти приобрели понтифики, к которым постепенно переходит надзор за всем религиозным бытом, общественным и частным богослужением.

В отличие от греческой, древнеримская религия практически  не была связана с мифами. Но, и греческая и римская религии обходили стороной такие важные для индивида вопросы как устройство мира, смысл жизни, моральные нормы, идеал духовного совершенства, причины человеческих страданий, бессмертие и загробная жизнь. Боги были лишены таинственности и ореола святости, они не были абсолютными властелинами.

Под этрусским влиянием приобрели популярность всякого  рода гадания. В особо важных случаях  полководцы на войне и старшины в  самом Риме обращались к гаруспикам, которые гадали по внутренностям  жертвенных животных и истолковывали небесные знамения, но чаще прибегали к советам особых сведущих людей — авгуров, разгадывавших волю богов по полёту птиц и по тому, как клюют зерно священные куры. По преданию, при Тарквинии Гордом — в действительности, вероятно, в первые годы Республики — в Риме появились так называемые Сивиллины книги, составление которых приписывалось пророчице Сивилле Кумской. Эти книги содержали различные греческие оракулы. К Сивиллиным книгам обращались в исключительных случаях. Хранение их было поручено жрецам и толкователям.

К особенностям римской  религии относится разграничение  дней на такие, в которые дозволено  собираться, производить сделки и  пр. (dies fasti), и такие, в которые  всё это не дозволено (dies nefasti). С  другой стороны, дни делились на праздничные  и рабочие; были дни несчастливые я т. д. Так создался специальный религиозный календарь, которым ведали понтифики.

В царский период были заложены основы римского права. В эту  эпоху появляется деление права  на fas и jus. Pas охватывают предписания  божеские, jus — предписания властей и вместе с тем суд. В раннюю эпоху fas охватывают широкую область: международные отношения, уголовные преступления, заключение брака, усыновление, различные договоры, установление межи — всё это было связано с религией. Источником образования права был обычай, а хранителем обычаев была жреческая коллегия понтификов.

 

 

 

 

                                                   Заключение

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что под античной культурой принято понимать традицию греков и римлян, хотя основой для римской системы была все же именно греческая.

Греко-римские мифы и религии оказали колоссальное влияние как на античную, так и на всю европейскую культуру в целом. К тому же, они стали важнейшим предметом философского, научного и художественного творчества.

Античные мифы считаются  одной из самых старых форм не просто осознания, но - освоения мира. В них  действительно содержится практически  все, нуждавшееся в то время в  пояснениях - и явления природы, и  небесные светила, и силы, управляющие жизнью людей, и место, куда уходят умершие, ставшие тенями... С течением времени вопросов становилось больше, и потому многие мифы дополнялись новыми сюжетами, линиями, поворотами.

В античные времена люди создавали изображения олимпийских  богов по образу и подобию своему. Греки верили, что боги внешне похожи на людей. Они как люди могут любить и ненавидеть, гневаться и переживать. Единственное отличие в том, что боги бессмертны.

Римская мифология в  отличие от греческой более молода - письменные источники датируются лишь III-II веками до н.э. Наиболее древним принято считать миф об Энее, на основе которого затем появилась «Энеида» Вергилия - не только произведение, но и в известном смысле мифологическая система, содержащая сведения о генеалогии богов, путешествиях, мироустройстве и т.д. Если греческие боги деятельны и изобретательны, живы и чувственны, то римские в первую очередь функциональны. Знаменитые «Метаморфозы» Овидия основаны именно на греческих легендах.

Таким образом, мифы и религия античности оказала огромное влияние на развитие культуры всего мира, и положила начало бесчисленному множеству бытовых представлений о человеке, героях и богах.

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Буланова-Топоркова М.В. Культурология для технических вузов, 2001. – 448 с.
  2. Горохов В.Ф.   Культурология. Античная культура. МИФИ, 2001.
  3. Гуревич П.С. Культурология. учебное пособие , 2003. – 336 с.
  4. Ильина Е.А.    Культурология. Конспект лекций.  МИЭМП, 2005. – 104 с.
  5. Кравченко А.И. Культурология . Академический Проект, 2003. - 496 с.
  6. Кулишова О.В. Древнегреческая мифология и религия. Учебно-методическое пособие . Санкт-Петербург, 2003. - С.46,51.
  7. Ладыгина О.М. Культура мифа. Книга для учащихся. Издательство НОУ «Полярная звезда», 2000. - 56 с.
  8. Машкин Н.А. История древнего Рима. Высшая школа, 2006. – 751 с.
  9. Радугин А.А.  Культурология учебное пособие . «Центр», 2001. – 304 с.
  10. Токарев С.А. Религия и мифология. Т.2. – 377с.

 


Информация о работе Античная культура