Античная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 19:54, курсовая работа

Описание работы

Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием.

Содержание работы

Введение 3
1.История древней Греции 4
2. История древнего Рима 7
3. Основные черты античного типа культуры 10
Заключение 12
Список литературу 13

Файлы: 1 файл

реферат - копия.docx

— 38.13 Кб (Скачать файл)

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по курсу «_______________________»

 

на тему: «  Античная культура »

 

 

 

 

 

 

 

                                                          

 

 

 

 

 

\

 

 

 

 

Содержание

 

Введение                                                                                                                   3              

1.История древней Греции                                                                                     4

2. История древнего Рима                                                                                      7

3. Основные черты античного типа культуры                                                    10

Заключение                                                                                                             12

Список литературу                                                                                                13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V н.э. - гибели римской империи под ударами варваров.

Общими для античных государств были пути социального развития и  особая форма собственности - античное рабовладение, а также основанная на ней форма производства. Общей  была их цивилизация с общим историко-культурным комплексом. Это не отрицает, конечно, наличия в жизни античных обществ  бесспорных особенностей и различий. Главными, стержневыми в античной культуре били религия и мифология. Мифология была для древних греков содержанием и формой их мировоззрения, их мировосприятия, она была неотделима от жизни этого общества. Затем - античное рабовладение. Оно было не только основой экономики и общественной жизни, оно было и основой мировоззрения людей того времени. Далее следует выделить в качестве стержневых явления в античной культуре науку и художественную культуру. При изучении культуры древних Греции и Рима необходимо прежде всего сконцентрироваться на этих доминантах античной культуры.

Античная (или древняя) Греция была колыбелью европейской цивилизации  и культуры. Именно здесь были заложены те материальные, духовные, эстетические ценности, которые в той или  иной мере нашли своё развитие почти  у всех европейских народов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. История древней Греции

Историю древней Греции принято  делить на 5 периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами:

- эгейский или критомикенский (III - II тыс. до н.э.),

- гомеровский (XI - IX вв. до н.э.),

- архаический (VIII - VI вв. до н.э.),

- классический (V - IV вв. до н.э.),

- эллинистический ( вторая половина IV - середина I вв. до н.э.).

Наибольшего расцвета культура древней  Греции достигла в классический период.

Греческая религия складывалась в  эгейскую эпоху и несомненно испытала влияние крито-микенских культов с их женскими божествами. Как у всех древних народов, у греков были местные общинные культы, боги-покровители отдельных городов-полисов, земледельческие боги. Но уже в глубокой древности наметилась тенденция поглощения местных богов великими богами Греции - Олимпийцами. Эта тенденция получила окончательное завершение в македонскую эпоху и была отражением культурного, политического и экономического объединения греческих полисов. Но уже в гомеровскую эпоху культурная общность греков отчётливо ими осознавалась, что и отразилось в почитании общегреческих богов. Немалую роль в оформлении общегреческого пантеона сыграли эпическое творчество и его творцы аэды. В этом смысле старое изречение, что "Гомер создал богов Греции", отражает какую-то историческую реальность.

Формы культа у греков были сравнительно просты. Наиболее обычной частью культа было жертвоприношение. Другими элементами культа были возложение венков на алтари, украшение статуй богов, их омовение, торжественные процессии, пение  священных гимнов и молитв, иногда религиозные пляски. Отправление  общественного культа рассматривалось  как дело государственной важности. Помимо общественного культа существовал  и частный, домашний культ, обряды его, более скромные, совершались главами  семей и родов. Жречество в  Греции не составляло особой корпорации или замкнутого сословия. Жрецы просто считались служителями при храмах; в некоторых случаях они занимались гаданием, прорицанием и врачеванием. Должность жреца была почётной, но не давала непосредственной власти, так  как зачастую официальным культом  руководили гражданские должностные  лица. Греческие полисы в этом отношении  сильно отличались от восточных деспотических  государств с их засильем жречества.

Следующая доминанта греческой  культуры - мифология. Греческая мифология - это не только и не столько мир  религиозных представлений, это  мир греков вообще, это сложное  и обширное целое, куда входят наряду с собственно мифами также и исторические легенды и предания, сказочные  сюжеты, литературные новеллы, свободные  вариации на мифологические темы. Но так  как эти разнообразные элементы с трудом отделимы друг от друга, следует  рассматривать эту широко понимаемую мифологию в целом.

Греки населили всю природу божественными  существами: в рощах жили дриады, нимфы, козлоногие сатиры; в море - наяды  и сирены ( птицы с головами женщин). Живы и красочны мифы, отражающие историческую смену культов: о борьбе между поколениями богов. о низвержении Кроносом своего отца Урана, о поедании им собственных детей и, наконец, о победе над ним сына его Зевса.

Антропологический мотив почти  отсутствует в греческой мифологии. Она не даёт ясного ответа на вопрос о происхождении людей. По одному мифу создателем человека был титан  Прометей. Во всяком случае характерно то, что в греческой мифологии боги не выступают в роли создателей мира и человека.

Но если идея бога - творца была чужда  мифологии греков, то образы культурных героев занимали в ней видное место. В качестве культурных героев выступают  боги, титаны и полубоги-герои, происходившие, по мнению греков, от браков богов с  людьми. Особенно известен и почитался  Геракл, совершивший 12 подвигов. Это  образ благородного героя, борющегося со злом и побеждающего его. Титан  Прометей принёс людям благодатный  огонь, дал им разум, знания, чем навлёк на себя гнев Зевса и подвергся  страшной тысячелетней казни, от которой  много лет спустя освободил его  Геракл. Богине Афине приписывалось  введение культуры оливкового дерева; Деметре - хлебных злаков; Дионису - виноградарства и виноделия; Гермесу - изобретение мер и весов, чисел  и письма; Апполону - обучение людей поэзии и музыке и другим искусствам.

К образам культурных героев близки и иногда от них неотличимы полулегендарные - полуисторические фигуры законодателей  и устроителей городов, великих  певцов, поэтов и художников. Таковым  является образ Гомера - легендарного автора "Иллиады" и "Одиссеи". По гомеровскому вопросу существует огромная литература, которую можно разделить на три основные группы:

- теория индивидуального творчества (авторство Гомера);

- теории народного эпоса;

- синтетические теории (один человек  лишь собрал, обработал народный  эпос).

Эллинизм (эллинистическая эпоха III - II вв. до н.э.) принято рассматривать прежде всего как культурное явление, как распространение греческой культуры в завоёванных Македонией странах. Культура эллинистического мира была сложна и многообразна. Она была синтезом и разными сочетаниями греческой культуры и культуры стран Ближнего и Среднего Востока. Для эллинистической культуры характерно её греческое оформление и глубокие местные традиции. В этот период получил широкое распространение в эллиническом мире общегреческий язык - койне, ставший средством межнационального общения. Греки - воины, чиновники, ремесленники, торговцы, рассеянные на обширных территориях эллинистического мира, преодолевали полисную ограниченность своих взглядов. В их среде получило широкое распространение новое мировоззрение - космополитизм (от греческого слова "космополитес" - "гражданин мира").

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. История древнего Рима.

Древнеримская культура прошла сложный  путь развития от культуры римской  общины города-государства, впитав культурные традиции древней Греции, испытав  влияние этрусской, эллинистической  культур и культур народов  древнего Востока. Римская культура стала питательной почвой культуры романо-германских народов Европы. Она дала миру классические образцы  военного искусства, государственного устройства, права, градостроительства и многое другое.

Историю древнего Рима принято делить на три основных периода:

- царский (VIII - начало VI вв. до н.э.),

- республиканский (510/509 - 30/27 гг. до  н.э.),

- период империи (30/27 гг. до н.э. - 476 г. н.э.).

Ранняя римская культура, как  и греческая, теснейшим образом  связана с религиозными представлениями  населения Древнего Рима. Для религии  этого времени был характерен политеизм, очень близкий к анимизму. В представлении римлянина каждый предмет и каждое явление имели  своего духа, своё божество. Каждый дом  имел свою Весту - богиню домашнего  очага. Боги ведали каждым движением  и вздохом человека от рождения до смерти. Другая любопытная черта ранней римской религии и мировоззрения  людей - отсутствие определённых образов  богов. Божества не отделялись от тех  явлений и процессов, которыми они  ведали. Первые изображения богов  появляются в Риме примерно в VI в. до н.э. под влиянием этрусской и  греческой мифологии и её антропоморфных божеств. До этого существовали только символы богов в виде копья, стрелы и т.д. Как у других народов мира, в Риме почитались души предков. Именовали их пенаты, лары, маны. Особенностью религиозного мировоззрения римлян является их узкий практицизм и утилитарный характер общения с божествами по принципу "do, ut des" - "я даю, чтобы ты дал мне".

Формально-договорной характер отношения  к богам связан с магией и магическими  представлениями. В магии всё основано на формальном сочетании слов и действий. Малейшая ошибка разрушает эффект. Магизм римской религии привёл к широкому развитию её обрядовой стороны. Сложная обрядность, в свою очередь, требовала многочисленных специалистов, отсюда - развитие жречества. Римское жречество было более многочисленно, дифференцировано и авторитетно, чем греческое. Существовал ряд греческих коллегий, которые боролись за влияние в государстве. Самой влиятельной была коллегия понтификов. Глава этой коллегии являлся верховным жрецом Рима. Очень многочисленной и влиятельной была коллегия жрецов-гадателей, так как гадания занимали большое место в жизни римлян и обрядовой стороне римской религии.

С V в. до н.э. начинается серьёзное  влияние греческой культуры и  религии, идущее через колонии греков в Италии. Богатая мифология греков, весь поэтический, красочный мир  греческих сказаний многим обогатил сухую и прозаическую почву итало-римской  религии. Под влиянием греческой  и этрусской мифологической традиции выделились верховные божества римлян, главные из которых: Юпитер - бог неба, богиня неба и покровительница брака, супруга Юпитера - Юнона, Минерва - покровительница ремесла, Диана - богиня рощ и охоты, Марс - бог войны. Появляется миф об Энее, устанавливающий родство римлян с греками, миф о Геркулесе (Геракле) и др. В значительной степени происходит отождествление римского и греческого пантеонов. Примерно с IV в. до н.э. распространяется греческий язык, главным образом среди верхних слоёв населения. Получают распространение некоторые греческие обычаи: брить бороды и коротко стричь волосы, возлежать за столом во время еды и пр. В IV в. до н.э. в Риме вводится медная монета по греческому образцу, а до этого платили просто куском меди. Развитие римской цивилизации привело к значительному росту и возвышению столицы государства города Рима, который I - III вв. до н.э. насчитывал от одного до полутора миллионов жителей. После завоевания Римом западной части эллинистического мира в его пределы вошли такие крупные культурные центры, как Александрия Египетская, Антиохия в Сирии, Эфес в Малой Азии, Коринфр и Афины в Греции и Карфаген на северном берегу Африки. Рим и другие города империи украшались великолепными зданиями - храмами, дворцами, театрами, амфитеатрами, цирками. Амфитеатры и цирки, в которых травили животных, устраивали бои гладиаторов и публичные казни, - особенность культурной жизни Рима. Питательной почвой этих жестоких зрелищ были бесконечные войны, колоссальный приток рабов из завоёванных земель, возможность подкармливать и развлекать плебс за счёт грабительских войн.

Отличительной чертой городов эпохи  империи было наличие коммуникаций: каменных мостовых, водопроводов (акведуки), канализации (клоаки). В Риме было 11 водопроводов, два из которых работают до сих пор. Площади Рима и других городов украшались триумфальными  арками в честь военных побед, статуями императоров и выдающихся общественных людей государства. Строились  великолепные здания общественных купален (терм) с горячей и холодной водой, гимнастическими залами и комнатами  отдыха. Во многих городах возводились  дома в 3 - 6 этажей.

Изобразительное искусство Римской  имперации впитало в себя достижения всех завоёванных земель и народов. Дворцы и общественные здания украшались настенными росписями и картинами, главным сюжетом которых были эпизоды греческой и римской мифологии, а также изображение воды и зелени. В период империи особое внимание получила портретная скульптура, характерной особенностью которой являлся исключительный реализм в передаче черт изображаемого лица. Многие произведения скульптуры представляли прекрасно выполненные копии классических греческих и эллинистических произведений искусства. Особенно распространённым видом искусства была мозаика и обработка драгоценных металлов и бронзы.

Информация о работе Античная культура