Античная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 19:54, курсовая работа

Описание работы

Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием.

Содержание работы

Введение 3
1.История древней Греции 4
2. История древнего Рима 7
3. Основные черты античного типа культуры 10
Заключение 12
Список литературу 13

Файлы: 1 файл

реферат - копия.docx

— 38.13 Кб (Скачать файл)

Больших успехов достигли в Риме просвещение и научная жизнь. Обучение состояло из трёх ступеней: начального, школы грамматики и школы риторики. Последняя представляла собой высшую школу, и в ней обучались искусству красноречия, которое высоко ценилось в Риме. Императоры ассигновали крупные суммы на содержание школ риторики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Основные черты античного типа культуры.

Основные черты античного  типа культуры проявились посредством  нормы, классики и эстетической формы.

Понятие нормы как понятие  культуры складывается уже в эпоху  Древней Греции, но получает завершённость, целиком расцветает в римский  период античности. Римская история  переполнена историями назидательного характера, когда человек в интересах  общества и государства поступался своими родственными чувствами. Нравственной нормой было прославление людей прежде всего за верную службу отечеству и государству. Не случайно нормой искусства риторики была такая форма речевой организации, в которой превалировало общезначимое над индивидуальным. Даже на надгробиях принято было писать социальные статусы человека и заслуги его перед Римом. Только со II в. н.э. появляются эпитафии лирического, личного и семейного содержания. Этика и эстетика подвига были нормой античного общества и античной культуры.

Понятие классики означает общественное состояние или тип  искусства, в котором неповторимое, индивидуальное и общественное находятся  в состоянии динамичного, неустойчивого, но реального равновесия.Классика как принцип общественного развития - это взаимодействие жизни и нормы. Например, рабовладение для Рима - естественное состояние : не развит внутренний рынок, нет такого количества потребителей, которые потребляли бы возможные производимые товары. Но это и противоестественное состояние общества, когда огромное количество населения не принадлежит к римскому обществу. Разрешение этого противоречия пошло в Риме по пути создания сословия вольноотпущенных. Конфликт таким образом постоянно разрешался (конечно, до определённого времени).

Другой пример - античная трагедия. Как художественное произведение она основывается на столкновении двух истин: общественно-значимой (нормы) и  индивидуально-личной. Так, героиня  трагедии Софокла "Антигона" стремится  выполнить свой долг перед семьёй и близким человеком - похоронить брата, убитого за участие в заговоре. Гибель Антигоны - это гибель несвоевременного нравственного начала и торжества  общественно-эначимой нормы.

Для античного сознания важна  эстетическая ясность форм. Отсюда и характерная эстетическая форма античного искусства. Цель искусства - сделать талант и дар внятным согражданам. Стихи всегда следуют чёткой норме. Театральное действо отвечает существующему канону: зрители заранее хорошо знают сюжет трагедии или комедии, неожиданностей не может быть, но для них важно другое - понятность и убедительность известного сюжета и образов, то есть определённая, принятая эстетическая форма.

Римская культура - это языческая  культура. Но эпоха поздней Римской  империи ознаменована широким распространением в её пределах нового вероучения - христианства, которое одержало окончательную  победу в Риме при императоре Константине (324 - 330). Четвёртое столетие нашей  эры было временем расцвета христианского  красноречия. Обилие церковных споров и полемика с язычниками породили обширную христианскую литературу, созданную  по всем правилам античной риторики. Особенную  остроту идеологическая борьба между  христианами и язычниками приняла  в V в. н.э. - в последние десятилетия  существования великой Римской  державы.

В кризисе, охватившем римский  мир в III в. н.э., можно обнаружить начало переворота, благодаря которому зародился средневековый Запад. Варварские нашествия V в. можно рассматривать  как событие, ускорившее преобразование, придавшее ему катастрофический разбег и глубоко изменившее весь вид этого мира. Но вместе с гибелью  Римского государства античная культура не исчезла, хотя и прекратилось её развитие как единого органического  целого. Потенциал античной культуры, её сокровища, несмотря не длительное забвение, были оценены и востребованы потомками.

Античная культура - уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Всего  три поколения культурных деятелей, жизнь которых практически укладывается в классический период истории Древней  Греции, заложили основы европейской  цивилизации и создали образы для подражания на тысячелетия вперёд. Отличительные черты древнегреческой  культуры: духовное многообразие, подвижность  и свобода - позволили грекам достичь  небывалых высот прежде народы подражать  грекам, строить культуру по созданным  ими образцам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Античная культура - уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Всего  три поколения культурных деятелей, жизнь которых практически укладывается в классический период истории Древней  Греции, заложили основы европейской  цивилизации и создали образы для подражания на тысячелетия вперёд. Отличительные черты древнегреческой  культуры: духовное многообразие, подвижность  и свобода - позволили грекам достичь  небывалых высот прежде народы подражать  грекам, строить культуру по созданным  ими образцам.

Культура Древнего Рима - во многом продолжательница античных традиций Греции - отличается религиозной  сдержанностью, внутренней суровостью и внешней целесообразностью. Практицизм римлян нашёл достойное выражение  в градостроительстве, политике, юриспруденции, военном искусстве. Культура Древнего Рима во многом определила культуру последующих  эпох в Западной Европе.

Античная цивилизация  оказала огромное влияние на все  последующее развитие человечества. И неудивительно, что многие из сохранившихся  до наших дней памятников материальной культуры того времени стали объектами  Всемирного наследия.

И хронологически, и территориально их можно подразделить на памятники Древней Греции и  эллинизма.

В Список обьектов Всемирного наследия внесено восемь таких памятников. Три из них (Афинский Акрополь, Дельфы и Вергина) расположены в северной, материковой, части Греции, три (Олимпия, Эпидавр и Бассай) - на п-ове Пелопоннес и два - на островах Эгейского моря.

В античной культуре сложились основные проблемы мироздания: бытие и становление, единое и  многое, предел и беспредельное, число  и величина, мера и сущность, атом, материя, Космос. Они не потеряли значимость и в настоящее время, что обеспечило культурный диалог разных цивилизаций  в мировом масштабе. Античность создала  недосягаемые культурные образцы, обладающие непреходящей ценностью и притягательной силой. Сегодня к античности обращаются историки, филологи, философы, культурологи. "… Без того фундамента, который  был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы". Ф. Энгельс.

 

 

 

 

 

Список  литературы

  1. Культурология для технических вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
  2. Кун Н. Легенды и мифы Древней Греции. - М., 1955.
  3. Культурология. ХХ в. Энциклопедический словарь. - СПб., 1997.
  4. Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие. - М.:Агентство "Издательский сервис", 2000.
  5. Ф. Энгельс. Анти-Дюринг. М., 1953. С. 171).

Информация о работе Античная культура