Античная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:03, реферат

Описание работы

Целью реферата – рассказать о возникновении мифов и показать связь мифологии с религией в Античной культуре.

Содержание работы

Введение
3
1. Античная культура: связь мифологии с религией 4
2. Мифы и религия античности 7
2.1 Мифы античной культуры 6
2.2 Религия античности 10
Заключение 17
Литература 19

Файлы: 1 файл

Религия и мифология+.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

 

 

                                                 Содержание

 

Введение                                                                                            

 

3

1. Античная культура: связь мифологии с религией

4

2. Мифы и религия  античности

7

2.1 Мифы античной культуры

6

2.2 Религия античности

10

Заключение

17

Литература

19


 

 

 

 

 

 

  1. Введение

Античность (от лат. antiquus — древность) — совокупность исторических форм общественного сознания, религии, мифологии, философии, науки, искусства и т. д., в странах Передней Азии, в Древней Греции и Древнем Риме.

Эпоха античности началась Олимпийскими играми в 776 до н. э., а завершилась  падением Рима в 476 год н. э. Поскольку  античность охватывает достаточно продолжительный  отрезок времени и человеческой истории, её принято подразделять на несколько этапов. Также в античности следует искать истоки многих ценностей, которые составили впоследствии европейскую культуру.

О мифологии античности, а также о соотношении религии и мифологии написано чрезвычайно много. Одно перечисление даже самых крупных специалистов по проблемам мифологии заняло бы не одну страницу.

Античная культура столь  значительное и фундаментальное  явление всемирной истории, что  для её всестороннего обстоятельного анализа потребовалось бы написать несколько десятков томов.

Целью реферата – рассказать о возникновении мифов и показать связь мифологии с религией в  Античной культуре.

Греко-римские мифы и  сейчас продолжают вызывать колоссальный интерес, как у простой публики, так и у исследователей.

Ей посвятили научные  труды такие известные ученые как Г.Штоль, К.Юнг, Дж.Фрэзер, Р.Грейвс, К.Хюбнер, А.Ф.Лосев, Ф.Ф.Зелинский, А.А.Тахо-Годи, О.М.Фрейденберг, С.А.Токарев.

Таким образом, данная тема и сегодня является актуальной.

Работа состоит из введения основной части, заключения и списка использованной литературы.

 

 

1. Античная культура: связь мифологии с религией

Миф появляется еще на заре человечества и сопровождает его  вплоть до наших дней, видоизменяясь, но не теряя своего значения. Миф  является одним из самых ранних и существеннейших элементов античной культуры.

В научной литературе подчёркивается, что мифология практически  не отделима от религии и является своего рода словесным выражением религиозной  веры: обряды, ритуалы и другие сакральные действия, связанные с фактическим проявлением веры и почитания божеств, героев, духов и проч., составляют существенную часть религии – её культовую практику, а миф рассматривается как вербальное оформление культа, повествование, сопровождающее отправление культовой церемонии, поясняющее происхождение и суть обряда, смысла ритуальных действий. Это замечание абсолютно справедливо в отношении многих мифоритуальных систем.

Миф есть символическое, образно-чувственно-мыслительное представление  о событии или явлении, которое не относится к какому-либо конкретному моменту времени, но существует всегда, заново переживается всякий раз, когда о нем начинают говорить. Миф апеллирует к старинным временам, к истокам, он сродни детскому, иллюзорному мировосприятию. Это исключительно важный шаг человека в познании сущего, в самопознании. В нём сочетаются как реальное, так и вымышленное, как рациональное, так и эмоциональное, как природное, так и культурное. Миф - универсальное обобщение человеческой жизни, животворящая энергия культуры, т.е. неотъемлемое свойство всей культуры.

Миф - нечто объективное  и субъективное одновременно; через  миф человеческая душа созерцает  вечный и бесконечный Космос, удовлетворяя свою глубочайшую потребность в  понимании смысла бытия.

Элементы мифологии присущи любому, сколь угодно развитому сознанию. Неограниченное господство мифа характерно для ранних, доклассовых обществ, в которых социум оформляется на основе стихийно-коллективистских, родственно-семейных отношений. Неразвитости рациональных, социально-ролевых структур соответствуют слабость отвлеченной мысли, сила непосредственных эмоционально-образных впечатлений и, что особенно важно, господство над умами родовых, передающихся от поколения к поколению, образов-архетипов.

В античной мифологии (особенно, древнегреческой) далеко не всё относится к области религии, и не всё можно назвать и мифом. Существовали мифы «сами по себе», которые совершенно не были связаны с культом. Например, из мифов хорошо известны образы Урана, бога неба, и Эос, богини зари, однако почитание их в религиозной практике греков не засвидетельствовано. Вместе с тем в античную мифологическую традицию включались такие элементы, как легенды и предания, сказочные сюжеты, литературные новеллы, свободные вариации на мифологические темы, которые правильнее расценивать скорее как художественные средства, нежели выражение непосредственной, живой веры. Те же повествования, которые относятся к разряду собственно мифов, т.е. священных рассказов о деяниях богов и героев, могли приобретать рационально-философскую трактовку и в этом значении строго отграничивались от культовой сферы. Таким образом, античная мифология не имеет строгой соотнесённости с религией.

Отметим, что мифология  и религия греков и римлян, как  составляющие совокупную античную традицию, нередко сближаются или даже отождествляются, греческие боги называются римскими именами. Греческая мифоритуальная система, действительно, оказала сильное влияние на римскую, но этот процесс начался достаточно поздно – с III в. до н.э.; широкое же проникновение греческие идеи в римское общество получили только во II в. до н.э., и даже при этих условиях не было их полного заимствования, и римская религия продолжала сохранять свои особенные черты.

Кроме того, греческая  религия в III-II вв. до н.э. уже несколько отличалась от своей классической формы, претерпев определённую трансформацию, связанную с распространением чужеземных (в основном, восточных) и смешанных (синкретических) культов. Таким образом, греческая и римская мифологии, хотя и имеют общие элементы, в основе своей – самостоятельные явления.  

 

 

2. Мифы и религия античности

Уже в древности люди пытались постичь религию, понять, почему появилась вера в богов. Подобные размышления возникали в рамках философских учений и получили наиболее полное выражение в античном мире — Древней Греции и затем Древнем Риме

2.1 Мифы античной культуры

Под античной мифологией принято понимать мифологическую традицию греков и римлян. Миф (греч. muthos - слово, сказание) можно определить как повествование о происхождении мира, богов, героев, различных народов, событиях естественной и общественной истории, которые возникли в глубокой древности и в устной форме передавались из поколения в поколение.

Античная Греция не была отягощена азиатской традицией, хотя древним грекам и были знакомы достижения культуры народов Востока. Усвоив культурный опыт Египта и Вавилона, они определили свой собственный путь социально-политического развития, в философских поисках и в художественно-эстетическом осмыслении мира.

Древние греки создали развитую мифологию, прошедшую путь от примитивных фито- и зооморфных ступеней к мифологии Олимпийской. Причём зарождение мифов происходит в доантичные времена, но своё завершение и обощение они находит в эллинскую эпоху - у Гомера, Гесиода, Эсхила, Софокла, Еврипида, Аполлодора. Мифы и религия являются важнейшим связующим материалом античной культуры с её предшественницами. Многие греческие мифы (как и других народов) утрачены, дошли до нас фрагментарно или в переработанном виде. Но даже то, что сохранилось, позволяет судить об универсальности, естественности, материалистичности, диалектичности мифов, их эстетической, нравственной, политической, социальной направленности.

В недрах древнегреческого мифического сознания сформировались весьма оригинальные идеи. Отметим наиболее важные:

1. В мифах даны первые  обобщённые представления о происхождении мира, его устройстве. Мир произошёл из Хаоса, некой зияющей бездны, прообраза пространства. Затем возникают три космические субстанции - Земля, Эрос, Тартар. Земля (Гея) порождает Небо (Уран) и Море (Понт). Земля напоминает диск и омывается Океаном. Мир ограничен твёрдой небесной полусферой. Имеется и подземный мир, состоящий из двух этажей - Аида и Тартара. В целом Вселенная представляет собой вертикальную структуру.

2. Излагается генеалогия богов. Здесь картина выглядит так. Гея и Уран порождают титанов, во главе которых стоял Кронос. От него и Реи появляются Зевс, Гера, Посейдон, Аид, Гестия, Деметра, одолевающие хищного Кроноса, титанов, гигантов. Зевс становится властелином Земли и неба, Посейдон - моря, Аид получает во владение подземное царство. Зевс вместе с Герой, Посейдоном и своими детьми провозглашаются богами Олимпа. Имеется множество иных божественных и демонических сил, происхождение которых самое различное. Некоторые из них (Орф, Кербер, Химера, Ларнейская гидра, Сфинкс) произошли от Ехидны и Тифона.

3. В мифах осмыслен генезис и судьбы человеческого рода. Одну из распространённых версий излагает Гесиод. Согласно ей люди созданы богами. Их история насчитывает пять веков - золотой, серебряный, медный, век героев и железный век. Человеческий род постоянно ухудшается, регрессирует. Несколько раз его уничтожали боги (Зевс) и люди сами уничтожали себя. Человечество постигли тяжкие беды, его судьба обречена. Общество в мифическом представлении сложно, противоречиво, несовершенно, сильно зависит от внешних обстоятельств и сил.

4. В мифах имеют  место и события подлинной истории. Просматривается становление матриархата и патриархата, переселение народов, основание городов, войны, путешествия, деяния вождей родов и племён. Вымысел часто переплетается с реальностью.

5. Актуальна для греческой  мифологии и повседневная житейская проблематика. Внимательно вчитываясь в смысл мифов, видишь стремление древних разобраться в том, какую роль в жизни играют мужчина и женщина, какова социальная иерархия, происхождение земледелия, ремёсел, образования, нравов.

6. Исключительно ценной  является эстетическая сторона мифов. Мифы изобилуют красотой, эмоциями, выразительностью, духовной энергией, потрясающе яркими портретами. Титаны, гиганты, боги, герои, люди показаны во всём многообразии характеров. Многие мифологические образы стали архетипичными. К ним можно отнести Прометея, Зевса, Афины, Ареса, Афродиты, Геракла, Пандорры, Одиссея, Париса, Прокруста, Сизифа, Ариадны, Ясона, Ахилла, Дедала, Тантала, Икара, Нарцисса, Мидаса, Орфея.

Это далеко не полный перечень идей, которые  порождены эллинскими мифами. Особую значимость представляли мифы о Прометее, Девкалионе, Эллине, троянский цикл, мифы об аргонавтах, подвигах Геракла, Тессее, Персее, Кекропе и др. Этим мифам свойственны не только глубоко символический характер, но и изобилие поучительных примеров, непреходящей житейской мудрости, фиксации жизни во всей её полноте и противоречивости.

Культура Рима связана  с завершением истории античного  общества. Она продолжала эллинистическую  традицию, но в то же время выступала как самостоятельное явление, определяемое ходом исторических событий, своеобразием условий жизни, религии, свойствами характера римлян и др. факторами.

Римские мифы по своему содержанию и глубине идей уступают греческим. Некоторые исследователи склонны считать их компиляцией мифического гения греков. Несомненно, то, что дошло до нас через Вергилия, Овидия, Ливия, Сенеку, несёт на себе эллинскую печать. Однако подобное можно объяснить не только заимствованием у греков, но и близостью их происхождения и некоторой общностью исторического пути. Тем не менее, и мифы римлян достаточно самобытны, отчасти они являются смесью мифов различных италийских племён. В них повествуется о древних богах, о возникновении Рима, о его истории. Римские мифы ближе к исторической легенде.

К числу любимых римлянами  мифов относят повествования  о Юпитере, Янусе, Марсе, Вертумне и  Помоне, пенатах, ларах, манах. В римском сознании глубоко укоренились мифы об Энее, Ромуле и Реме, Нумиторе, Рее Сильвин, о двенадцати веках существования Рима, о семи царях Древнего Рима.

Время существования  античной мифологии как одной  из основ идеологической жизни общества (исходя из имеющихся на сегодняшний день письменных текстов) весьма продолжительно: от VIII в. до н.э., которым датируются самые ранние памятники – поэмы Гомера (при этом следует учесть, что во многих мифах отразились реалии гораздо более древних времён), до IV-V вв. н.э., когда античное мировоззрение и античная мифология, как его база, были окончательно вытеснены христианством. Однако со смертью античного мира мифология греков и римлян не погибла, продолжала существовать в Средние века, Новое время, и дошла до наших дней, хотя каждый раз по-новому переосмысливалась. Таким образом, античная мифологическая традиция не прерывалась и никогда не забывалась.

2.2 Религия античности

Античная религия является продолжением мифов. Найти чёткую грань, где кончается миф и начинается религия, сложно. На ранних этапах общественного развития миф выполнял и функцию религии. И только позже религия становится самостоятельным элементом культуры, отделяется от мифа, но не избавляется от него. В сущности, религия это та же мифология, но систематизированная, строгая, ритуализированная, прагматичная. Вместе с тем, в древнегреческой религии мифы не составляли её сути. Главным для греков были не верования, не догматы, а обряды, ритуалы, в которых обязаны участвовать все члены общины. По мнению самих греков их представления о богах формировались из врождённых источников (источником была природа), восприняты от поэтов (высшим религиозным авторитетом являлся Гомер), закреплялись законами, проистекали из художественных ценностей (храмов, статуй, картин).

Информация о работе Античная культура