Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 14:32, курсовая работа
Цель исследования: проанализировать организацию культурно-просветительной деятельности учреждениями культуры и досуга в годы Великой Отечественной войны.
Объект исследования: анализ организации культурно-просветительской деятельности в годы Великой Отечественной войны.
Предмет исследования: работа учреждений культуры и досуга в военное время.
Введение 3
1. Анализ организации культурно – просветительной деятельности учреждениями культуры и досуга в годы Великой Отечественной войны через документальные источники 6
1.1. Перестройка работы учреждений культуры в условиях военного времени. 6
1.2. Основные направления и формы работы культурно-досуговых учреждений в тылу. 10
1.3. Организация культурно-просветительной деятельности на фронтах Великой Отечественной войны. 15
Заключение 19
Список литературы 21
|
Кировское областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Вятский колледж культуры»
КУРСОВАЯ РАБОТА по МДК 01.01. «Организация
социально-культурной
Анализ организации культурно – просветительной деятельности учреждениями культуры и досуга в годы Великой Отечественной войны через документальные источники
Выполнила: студентка группы 4СП заочной формы обучения В.И. Пантелеева _______________ (подпись)
Проверил: Преподаватель Н.М.Симонова _______________ (подпись)
Работа оценена на «_________»
Киров 2013 |
Введение 3
1. Анализ организации культурно – просветительной деятельности учреждениями культуры и досуга в годы Великой Отечественной войны через документальные источники 6
1.1. Перестройка работы учреждений культуры в условиях военного времени. 6
1.2. Основные направления и формы работы культурно-досуговых учреждений в тылу. 10
1.3. Организация культурно-просветительной деятельности на фронтах Великой Отечественной войны. 15
Заключение 19
Список литературы 21
Актуальность. Великая Отечественная война – одна из самых печальных страниц истории нашего государства. Сегодня о ней мы знаем из исторических источников, литературных произведений, фильмов, рассказов ветеранов. Всем известно, что русский народ одержал победу в этой войне. Непоколебимый боевой дух, стойкость и сплоченность народа – вот, что помогло нам победить. Но что стоит за всем этим? Что остается в тени?
Во всех источниках, несущим нам информацию о Великой Отечественной войне, на первый план выходят государственные указы, хроника военных действий, результаты войны. Многим моментам внимания уделяется мало или вовсе не уделяется. К примеру, работа культурных учреждений освещена, на мой взгляд, мало, хотя играла огромную роль в жизни людей в военное время. В фильмах или книгах мы можем наблюдать эпизодические сцены, где фронтовики поют вечером у костра или смотрят фильм в каком-нибудь сельском клубе. У молодежи формируется мнение, что культура в военное время не занимала умы людей, не играла никакой важной роли. Но это мнение ошибочно, ведь именно благодаря работе культурно-досуговых учреждений поддерживался и формировался боевой дух русского народа, чувство коллективности.
Все это определило актуальность исследования и позволило выделить существующее противоречие между:
Цель исследования: проанализировать организацию культурно-просветительной деятельности учреждениями культуры и досуга в годы Великой Отечественной войны.
Объект исследования: анализ организации культурно-просветительской деятельности в годы Великой Отечественной войны.
Предмет исследования: работа учреждений культуры и досуга в военное время.
Гипотеза исследования: для того, чтобы проанализировать организацию культурно-просветительской деятельности учреждений культуры и досуга в годы Великой Отечественной войны, необходимо:
|
|
|
|
|
|
Исходя из цели и гипотезы, были поставлены следующие задачи:
|
|
|
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
Работа А.М.Мазурицкого «Художественная самодеятельность в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»
Работа Ф.П.Андриченко «
Методы исследования: анализ и синтез специальной, методической, справочной, литературы.
Теоретическая значимость:
|
|
|
|
|
Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, одной главы, заключения, списка литературы. |
Военное время – очень сложный период жизни людей. Порой сами того не желая, мирные жители в короткое время должны суметь перестроить свою жизнь таким образом, чтобы как можно больше суметь помочь своему государству. В истории нашего государства ярким примером такой перестройки жизни мирного населения является Великая Отечественная война. Ее нежданное наступление загнало русский народ в узкие рамки. Благодаря четким указам правящих вершин и немедленному исполнению этих приказов в массах, страна довольно в короткие сроки сумела перестроиться на жизнь в условиях военной обстановки. Русского человека, который даже в самые тяжкие минуты своей жизни может найти время для песни, никому и никогда не сломить. Несмотря на то, что обстановка в стране и мире была не самой лучшей, учреждения культуры продолжали свою работу, тем самым повышая боевой дух мирных жителей и фронтовиков.
Великая Отечественная война, длившаяся 1418 бесконечных дней и ночей и унесшая почти 27 миллионов жизней советских людей, была огромным испытанием для культурно-досуговых учреждений. С началом войны резко сократились ассигнования на содержание клубов, библиотек, домов культуры, уменьшилась их сеть. Уже во второй половине 1941 г. количество клубных учреждений и библиотек уменьшилось наполовину по сравнению с предвоенным периодом. На фронт и в партизанские отряды ушла значительная часть профессиональных работников учреждений культуры. [1,С.113]
Многие учреждения культуры
стали базой военных
Перестройка исполнительской и хозяйственной деятельности страны на военный лад под лозунгом «Все для фронта! Все для победы!» коснулась и учреждений культуры. [3,С.97] Деятельность каждого из них была подчинена организации масс на защиту Родины, на решение насущных народнохозяйственных задач военного времени.
Перестройка работы культурно-досуговых учреждений в соответствии с требованиями военного времени осуществлялась на основе приказа Наркомпроса РСФСР «о работе политико-просветительных учреждений в военное время». [14,С.180]
Основным содержанием работы домов культуры, клубов, библиотек, музеев, изб-читален на основе перестройки стало разъяснение характера и цели войны, освещение ее хода, ознакомление с международным и внутренним положением Советского Союза. Учреждения культуры пропагандировали героические подвиги советских людей в тылу и на фронте; тема патриотизма стала ведущей в их деятельности. [16,С.56]
Несмотря на все трудности военного времени, значительно расширилась сфера влияния клубов, библиотек, музеев, их работа была перенесена в цеха, красные уголки домоуправлений, полевые станы, бомбоубежища, метро, агитпункты вокзалов, в воинские части, госпитали, на призывные пункты военкоматов по месту жительства. [16,С.58]
Коренным образом изменились и условия работы с началом войны. Люди с утра до вечера находились на производстве, был увеличен рабочий день, продлена рабочая неделя, отменены отпуска. В этих условиях учреждения культуры вынуждены были отказаться от привычных форм и методов работы. Фактически остались в прошлом массовые формы клубной работы: вечера, смотры художественной самодеятельности, праздники. Проводилась групповая и индивидуальная работа с населением: беседы, читки газет, небольшие концерты в перерывах между сменами, встречи с фронтовиками, прибывшими в краткосрочный отпуск по ранению. Работа культурно-досуговых учреждений стала носить передвижной характер. [4,С.115]
Были созданы самые
разнообразные передвижные
В суровое военное время особое место в деятельности культурно-досуговых учреждений занимала художественная самодеятельность.
Военные условия требовали создания мобильных групп, фронтовых бригад, способных выступать в любых условиях фронта и тыла. Изменился репертуар: в нем преобладала политическая направленность, концертные номера и одноактные пьесы посвящались героической борьбе Красной Армии, трудовым подвигам в тылу, действиям партизан и подполья в тылу врага. Значительное место отводилось и лирической теме. [18,С.145-146]
В концертах и тематических программах фронтовых бригад разоблачалась сущность фашизма, воспитывались патриотические чувства, звучал призыв к защите Родины, но в условиях удлиненного рабочего дня и изнурительного труда художественная самодеятельность являлась неизменным средством организации досуга миллионов людей.
Характерные процессы военного времени повлекли за собой сокращение коллективов художественной самодеятельности, кадров профессиональных руководителей. В мирное время сформировались практически все жанры художественной самодеятельности – музыкальный, театральный, хореографический и др. В военное время все жанры были сконцентрированы в агитбригаде, концертной бригаде. [14,С.157]
Первые в стране фронтовые бригады самодеятельных артистов Дворца культуры Московского автозавода (директор Л. А. Хайло) и Московского дома культуры им. Горького (директор В.В. Симбуховский) стали действовать уже в 1941 г. Особый интерес в их программах проявлялся к произведениям малых форм: скетчам, отдельным сценкам, стихам, песням, частушкам. Из классических произведений использовались главным образом те, в которых отражалось героическое прошлое русского народа. [3,С.149]
В коллективах художественной самодеятельности до минимума сократилась учебная работа и увеличилось количество концертных выступлений. В 1942 г. силами художественной самодеятельности профсоюзов было проведено около 20 тыс. спектаклей и концертов и обслужено около 500 тыс. человек, а в 1944 г. - около 50 тыс. концертов и спектаклей и обслужено 12.487.968 человек. [3,С.153]
Вывод: В самый сложный период жизни нашего государства, во времена Великой Отечественной войны, учреждения культуры не прекращали своей работы. С одной стороны, они были вынуждены выполнять социальный заказ государства: основным направлением стала организация масс на защиту Родины. С другой стороны, культурная деятельность расслабляла напряженную обстановку, воодушевляла народ на действия против врага, повышала боевой дух, вселяла святую веру в победу. Перестройка работы не была простой для культурно-досуговых учреждений. Резкое сокращение рабочих кадров и ограничение тематики мероприятий, изменение форм и условий работы однако не повлияли на востребованность культурных учреждений. Сфера их влияния расширилась, их работа была перенесена в цеха предприятий, госпитали, воинские части. Передвижной характер работу культурно-досуговых учреждений и сконцентрированность деятельности на патриотической теме – характерные для военного времени черты работы учреждений культуры.