Анализ организации культурно – просветительной деятельности учреждениями культуры и досуга в годы Великой Отечественной войны через д

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 14:32, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: проанализировать организацию культурно-просветительной деятельности учреждениями культуры и досуга в годы Великой Отечественной войны.
Объект исследования: анализ организации культурно-просветительской деятельности в годы Великой Отечественной войны.
Предмет исследования: работа учреждений культуры и досуга в военное время.

Содержание работы

Введение 3
1. Анализ организации культурно – просветительной деятельности учреждениями культуры и досуга в годы Великой Отечественной войны через документальные источники 6
1.1. Перестройка работы учреждений культуры в условиях военного времени. 6
1.2. Основные направления и формы работы культурно-досуговых учреждений в тылу. 10
1.3. Организация культурно-просветительной деятельности на фронтах Великой Отечественной войны. 15
Заключение 19
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

Курсовая колледж.docx

— 55.98 Кб (Скачать файл)

 

Кировское областное  государственное автономное

образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Вятский колледж  культуры»


 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 по МДК 01.01. «Организация  социально-культурной деятельности»,  вид «Организация и постановка  культурно-массовых мероприятий  и театрализованных представлений  (углубленная подготовка)»

 

 

 

Анализ организации культурно  – просветительной деятельности учреждениями культуры и досуга в  годы Великой Отечественной войны  через документальные источники 

 

Выполнила:

студентка группы 4СП

заочной формы обучения

В.И. Пантелеева

_______________

        (подпись)

 

 

Проверил:

Преподаватель

Н.М.Симонова

_______________

           (подпись)

 

Работа оценена на «_________»

 

 

 

Киров

2013




 

Содержание

Введение 3

1. Анализ организации культурно – просветительной деятельности учреждениями культуры и досуга в годы Великой Отечественной войны через документальные источники 6

1.1. Перестройка  работы учреждений культуры в условиях военного времени. 6

1.2. Основные направления и формы работы культурно-досуговых учреждений в тылу. 10

1.3. Организация культурно-просветительной деятельности на фронтах Великой Отечественной войны. 15

Заключение 19

Список литературы 21

 

Введение

 

Актуальность. Великая Отечественная война – одна из самых печальных страниц истории нашего государства. Сегодня о ней мы знаем из исторических источников, литературных произведений, фильмов, рассказов ветеранов. Всем известно, что русский народ одержал победу в этой войне. Непоколебимый боевой дух, стойкость и сплоченность народа – вот, что помогло нам победить. Но что стоит за всем этим? Что остается в тени?

Во всех источниках, несущим  нам информацию о Великой Отечественной  войне, на первый план выходят государственные  указы, хроника военных действий, результаты войны. Многим моментам внимания уделяется мало или вовсе не уделяется. К примеру, работа культурных учреждений освещена, на мой взгляд, мало, хотя играла огромную роль в жизни людей в военное время. В фильмах или книгах мы можем наблюдать эпизодические сцены, где фронтовики поют вечером у костра или смотрят фильм в каком-нибудь сельском клубе. У молодежи формируется мнение, что культура в военное время не занимала умы людей, не играла никакой важной роли. Но это мнение ошибочно, ведь именно благодаря работе культурно-досуговых учреждений поддерживался и формировался боевой дух русского народа, чувство коллективности.

Все это определило актуальность исследования и позволило выделить существующее противоречие между:

  • существующим мнением о роли культурно-досуговой деятельности и культурно-досуговых учреждений в военное время и документально подтвержденными данными о работе и значении культурно-досуговых учреждений во времена Великой Отечественной войны.

Цель исследования: проанализировать организацию культурно-просветительной деятельности учреждениями культуры и досуга в годы Великой Отечественной войны.

Объект исследования: анализ организации культурно-просветительской деятельности в годы Великой Отечественной войны.

Предмет исследования: работа учреждений культуры и досуга в военное время.

Гипотеза исследования: для того, чтобы проанализировать организацию культурно-просветительской деятельности учреждений культуры и досуга в годы Великой Отечественной войны, необходимо:

  • рассмотреть перестройку работы культурно-досуговых учреждений в военное время;
 
  • раскрыть основные направления и формы работы культурно-досуговых учреждений в тылу;
 
  • осветить особенности организации культурно-просветительной деятельности на фронтах Великой Отечественной войны.

 

 

Исходя из цели и гипотезы, были поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть перестройку работы культурно-досуговых учреждений в военное время;
  • раскрыть основные направления и формы работы культурно-досуговых учреждений в тылу;
  • осветить особенности организации культурно-просветительной деятельности на фронтах Великой Отечественной войны.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

Работа А.М.Мазурицкого «Художественная самодеятельность в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

Работа Ф.П.Андриченко «Учреждении культуры и искусства Москвы и Подмосковья в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

Методы исследования: анализ и синтез специальной, методической, справочной,  литературы.

Теоретическая значимость:

  • рассмотрена перестройка работы культурно-досуговых учреждений в военное время;
  • раскрыты основные направления и формы работы культурно-досуговых учреждений в тылу;
  • освещены особенности организации культурно-просветительной деятельности на фронтах Великой Отечественной войны.

 

Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, одной главы, заключения, списка литературы.


 

 

 

  1. Анализ организации культурно – просветительной деятельности учреждениями культуры и досуга в годы Великой Отечественной войны через документальные источники

    1. Перестройка  работы учреждений культуры в условиях военного времени.

 

Военное время – очень  сложный период жизни людей. Порой сами того не желая, мирные жители в короткое время должны суметь перестроить свою жизнь таким образом, чтобы как можно больше суметь помочь своему государству. В истории нашего государства ярким примером такой перестройки жизни мирного населения является Великая Отечественная война. Ее нежданное наступление загнало русский народ в узкие рамки. Благодаря четким указам правящих вершин и немедленному исполнению этих приказов в массах, страна довольно в короткие сроки сумела перестроиться на жизнь в условиях военной обстановки. Русского человека, который даже в самые тяжкие минуты своей жизни может найти время для песни, никому и никогда не сломить. Несмотря на то, что обстановка в стране и мире была не самой лучшей, учреждения культуры продолжали свою работу, тем самым повышая боевой дух мирных жителей и фронтовиков.

Великая Отечественная война, длившаяся 1418 бесконечных дней и  ночей и унесшая почти 27 миллионов  жизней советских людей, была огромным испытанием для культурно-досуговых учреждений. С началом войны резко сократились ассигнования на содержание клубов, библиотек, домов культуры, уменьшилась их сеть. Уже во второй половине 1941 г. количество клубных учреждений и библиотек уменьшилось наполовину по сравнению с предвоенным периодом. На фронт и в партизанские отряды ушла значительная часть профессиональных работников учреждений культуры. [1,С.113]

Многие учреждения культуры стали базой военных госпиталей, воинских частей и эвакуированного населения.

Перестройка исполнительской  и хозяйственной деятельности страны на военный лад под лозунгом «Все для фронта! Все для победы!» коснулась и учреждений культуры. [3,С.97] Деятельность каждого из них была подчинена организации масс на защиту Родины, на решение насущных народнохозяйственных задач военного времени.

Перестройка работы культурно-досуговых учреждений в соответствии с требованиями военного времени осуществлялась на основе приказа Наркомпроса РСФСР «о работе политико-просветительных учреждений в военное время». [14,С.180]

Основным содержанием  работы домов культуры, клубов, библиотек, музеев, изб-читален на основе перестройки стало разъяснение характера и цели войны, освещение ее хода, ознакомление с международным и внутренним положением Советского Союза. Учреждения культуры пропагандировали героические подвиги советских людей в тылу и на фронте; тема патриотизма стала ведущей в их деятельности. [16,С.56]

Несмотря на все трудности  военного времени, значительно расширилась сфера влияния клубов, библиотек, музеев, их работа была перенесена в цеха, красные уголки домоуправлений, полевые станы, бомбоубежища, метро, агитпункты вокзалов, в воинские части, госпитали, на призывные пункты военкоматов по месту жительства. [16,С.58]

Коренным образом изменились и условия работы с началом  войны. Люди с утра до вечера находились на производстве, был увеличен рабочий день, продлена рабочая неделя, отменены отпуска. В этих условиях учреждения культуры вынуждены были отказаться от привычных форм и методов работы. Фактически остались в прошлом массовые формы клубной работы: вечера, смотры художественной самодеятельности, праздники. Проводилась групповая и индивидуальная работа с населением: беседы, читки газет, небольшие концерты в перерывах между сменами, встречи с фронтовиками, прибывшими в краткосрочный отпуск по ранению. Работа культурно-досуговых учреждений стала носить передвижной характер. [4,С.115]

Были созданы самые  разнообразные передвижные учреждения культуры – походные клубы, агитэскадрильи, агиткатера (на фронте), библиотеки-передвижки, агитпоезда, агитмашины, агитповозки, агитсани, агитпункты. В полной мере использовался опыт передвижной работы времен гражданской войны. [18,С.109]

В суровое военное время  особое место в деятельности культурно-досуговых  учреждений занимала художественная самодеятельность.

Военные условия требовали  создания мобильных групп, фронтовых  бригад, способных выступать в  любых условиях фронта и тыла. Изменился  репертуар: в нем преобладала  политическая направленность, концертные номера и одноактные пьесы посвящались героической борьбе Красной Армии, трудовым подвигам в тылу, действиям партизан и подполья в тылу врага. Значительное место отводилось и лирической теме. [18,С.145-146]

В концертах и тематических программах фронтовых бригад разоблачалась  сущность фашизма, воспитывались патриотические чувства, звучал призыв к защите Родины, но в условиях удлиненного рабочего дня и изнурительного труда художественная самодеятельность являлась неизменным средством организации досуга миллионов людей.

Характерные процессы военного времени повлекли за собой сокращение коллективов художественной самодеятельности, кадров  профессиональных руководителей. В мирное время сформировались практически все жанры художественной самодеятельности – музыкальный, театральный, хореографический и др. В военное время все жанры были сконцентрированы в агитбригаде, концертной бригаде. [14,С.157]

Первые в стране фронтовые  бригады самодеятельных артистов Дворца культуры Московского автозавода (директор Л. А. Хайло) и Московского дома культуры им. Горького (директор В.В. Симбуховский) стали действовать уже в 1941 г. Особый интерес в их программах проявлялся к произведениям малых форм: скетчам, отдельным сценкам, стихам, песням, частушкам. Из классических произведений использовались главным образом те, в которых отражалось героическое прошлое русского народа. [3,С.149]

В коллективах художественной самодеятельности до минимума сократилась  учебная работа и увеличилось количество концертных выступлений. В 1942 г. силами художественной самодеятельности профсоюзов было проведено около 20 тыс. спектаклей и концертов и обслужено около 500 тыс. человек, а в 1944 г. - около 50 тыс. концертов и спектаклей и обслужено 12.487.968 человек. [3,С.153]

Вывод: В самый сложный  период жизни нашего государства, во времена Великой Отечественной  войны, учреждения культуры не прекращали своей работы. С одной стороны, они были вынуждены выполнять  социальный заказ государства: основным направлением стала организация  масс на защиту Родины. С другой стороны, культурная деятельность расслабляла напряженную обстановку, воодушевляла народ на действия против врага, повышала боевой дух, вселяла святую веру в победу. Перестройка работы не была простой для культурно-досуговых учреждений. Резкое сокращение рабочих кадров и ограничение тематики мероприятий, изменение форм и условий работы однако не повлияли на востребованность культурных учреждений. Сфера их влияния расширилась, их работа была перенесена в цеха предприятий, госпитали, воинские части. Передвижной характер работу культурно-досуговых учреждений и сконцентрированность деятельности на патриотической теме – характерные для военного времени черты работы учреждений культуры.

    1. Основные направления и формы работы культурно-досуговых учреждений в тылу.

Информация о работе Анализ организации культурно – просветительной деятельности учреждениями культуры и досуга в годы Великой Отечественной войны через д