Анализ организации культурно – просветительной деятельности учреждениями культуры и досуга в годы Великой Отечественной войны через д

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 14:32, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: проанализировать организацию культурно-просветительной деятельности учреждениями культуры и досуга в годы Великой Отечественной войны.
Объект исследования: анализ организации культурно-просветительской деятельности в годы Великой Отечественной войны.
Предмет исследования: работа учреждений культуры и досуга в военное время.

Содержание работы

Введение 3
1. Анализ организации культурно – просветительной деятельности учреждениями культуры и досуга в годы Великой Отечественной войны через документальные источники 6
1.1. Перестройка работы учреждений культуры в условиях военного времени. 6
1.2. Основные направления и формы работы культурно-досуговых учреждений в тылу. 10
1.3. Организация культурно-просветительной деятельности на фронтах Великой Отечественной войны. 15
Заключение 19
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

Курсовая колледж.docx

— 55.98 Кб (Скачать файл)

 

Победу над немецко-фашистскими  захватчиками наша страна добывала единым напряжением сил фронта и тыла. Успехи на фронте зависели от слаженной  работы тыла, бесперебойного снабжения армии и флота вооружением, боеприпасами и продовольствием. Вот почему состояние морального духа работников тыла было так же важно, как и боевой дух сражающихся на фронте. Значение культурно-досуговой работы в тылу, на фабриках, заводах, колхозах неизмеримо возросло.

Основными направлениями  деятельности клубов, библиотек и  других учреждений культуры в тылу в годы войны стали:

  • агитационно-пропагандистская,
  • оборонно-массовая работа,
  • проведение широкой справочной работы,
  • участие учреждений культуры в подготовке для народного хозяйства рабочих массовых профессий в условиях, когда мужчин на производстве заменили женщины и подростки,
  • развитие новых форм художественной самодеятельности как средства духовной мобилизации народа на борьбу с фашистами и организации отдыха и досуга людей в условиях тяжелого труда. [17,С.46]

В июне 1941 г. было создано  Совинформбюро, сводки которого широко использовались клубами и библиотеками для информации о положении на фронте, ибо война пришла в каждый дом, в каждую семью. Культработники организовывали коллективное слушание сводок Совинформбюро, шли в цеха, в поле, на фермы и там зачитывали и разъясняли их. Проводились также беседы и доклады о текущем моменте, о международном и внутреннем положении страны, а также чтение газетных статей и очерков. Среди известных авторов особой популярностью пользовались писатели-фронтовики: Н. Тихонов, К. Симонов, М. Шолохов, И. Эренбург и др. [3,С.156] Большое эмоциональное впечатление на слушателей оказывали встречи работников тыла с фронтовиками, которые организовывали клубные работники.

Культурно-досуговые учреждения широко использовали наглядные материалы, в том числе плакаты, фотовитрины, специально выпускали «листовки-молнии», «боевые листки» по опыту армейских политработников, освещали успехи на фронте, трудовые достижения в тылу.

Все эти формы широкой  разъяснительной работы в условиях военного времени были доступными и  понятными для людей, равно как  и справочная работа, которую вели работники культуры города и деревни: писали письма на фронт, наводили справки  о судьбе близких и родных, пропавших  без вести, подбирали материал по изготовлению пищевых суррогатов, борьбе с последствиями голодания, например, в условиях блокады Ленинграда.

Женщины и подростки, которые  заменили мужчин на производстве, требовали к себе особого внимания. Война отняла детство у детей и подростков. Культурно-досуговые учреждения устраивали для них специальные вечера, беседы, новогодние елки, «молодежные субботы». [6,С.178]

Значительную работу с  населением проводили музеи. Государственный  исторический музей (Москва) развернул  в 1941 г. 38 выставок-передвижек в рабочих  клубах и красных уголках предприятий, в Доме Союзов, в парке культуры и отдыха им. Горького, в музеях страны. Сотрудники свердловского музея в 1941-42 гг. провели 180 лекций, на которых присутствовало около 200 тыс. слушателей. [3,С.167]

Бесценным делом было спасение культурных ценностей, исторических, художественных и литературных памятников русского, украинского, белорусского и других народов нашей страны. Спасение и охрану культурных ценностей народ рассматривал как свой высокий патриотический долг. Работники библиотек, картинных галерей и музеев совершили героический подвиг, организуя эвакуацию культурных ценностей, порой рискуя собственной жизнью.

В музеях, библиотеках, художественных галереях хранились памятники культуры мирового значения. Работая днем и  ночью, работники учреждений культуры отбирали, тщательно упаковывали и отправляли в глубокий тыл все, что представляло большую ценность. Были вывезены экспозиции ряда музеев, около 700 тыс. единиц фондов рукописей и книг Государственной библиотеки им. В.И. Ленина, свыше 18 тыс. экспонатов Третьяковской галереи. Шла огромная и кропотливая работа по спасению и эвакуации памятников культуры Ростова, Киева, Севастополя и др. городов. [3,С.178] Все это осуществлялось при участии рядовых работников учреждений культуры, имена которых навсегда останутся в памяти народа.

Следует особо сказать  о работе клубов и библиотек в  госпиталях, куда работники культуры шли не только с концертной программой, но и читали раненым вслух книги и газеты, проводили беседы, обзоры литературы, писали письма родным и близким.

Сельские учреждения культуры проводили работу по сбору теплых вещей для фронтовиков, организовывали вечера-посиделки, на которых женщины  пряли шерсть, вязали теплые носки  и варежки для воинов, а в  это же время кто-нибудь рассказывал  о положении на фронте, читал статьи или рассказы о воинах-героях. [19,С.153] Читались вслух также письма с фронта. Деревенские вдовы и солдатки совершили во время войны беспримерный подвиг, в горе не опускали руки и самоотверженно трудились на полях. Поддержка их морального духа, уверенности в победе было также делом работников сельских культурно-досуговых учреждений.

Художественная самодеятельность сыграла не последнюю роль в укреплении морального духа воинов и работников тыла. Радость и наслаждение доставляли людям выступления артистов-профессионалов, концертных бригад из Москвы, Ленинграда, Киева и других городов.

Фронтовые концертные бригады  были сформированы артистами театров - Малого, Художественного и им. Е. Вахтангова; В. Пашенная, В. Рыжова, И. Москвин, А. Тарасова, В. Качалов, Л. Русланова, К. Шульженко провели тысячи выступлений в тылу и на фронте. [3,С.134]

В партизанских отрядах также  была своя художественная самодеятельность; так, в соединениях белорусских партизан большой популярностью пользовались ансамбль песни и пляски партизанской бригады «Неуловимые» Витебской области, лидский агиттеатр Барановической области, агитбригада при штабе минского партизанского соединения, агитотряд им. Горького Вилейской области. [3,С.136]

Агитотряд им. Горького состоял из группы пропагандистов, ансамбля песни и пляски, боевого и хозяйственного взвода, имел свой штаб. Численный состав отряда насчитывал 70 чел. Он был самым крупным коллективом партизанской художественной самодеятельности, провел 150 концертов, на которых побывало 80 тыс. человек. [12,С.159]

Искусство помогало патриотическому  воспитанию народа, подъему его морального духа, учило стойко преодолевать трудности.

В 1943-44 гг. был проведен Всероссийский  смотр сельской художественной самодеятельности, в котором участвовало 500 тыс. человек. В репертуаре сельских коллективов  были любимые народные песни, частушки, песни «Катюша», «Вечер на рейде» В. Захарова, «В лесу прифронтовом» Б. Мокроусова, «Землянка» К. Листова. [3,С.147]

В 1945 г. был второй Всероссийский  смотр сельской художественной самодеятельности. Он закончился в начале мая 1945 г.; в нем участвовало около 900 тыс. человек. С успехом прошел смотр в областях, освобожденных от немецко-фашистских захватчиков: Брянской, Курской, Ленинградской, Новгородской, Псковской и др. [3,С.148]

Нет сомнения, что художественная самодеятельность в годы войны сыграла  весьма важную роль в организации  досуга населения тыла и воинов фронта.

Вывод: Победа в войне завоевывалась не только на фронте, она ковалась и в тылу. Поднятие боевого духа народа было одной из задач работы культурных учреждений в военное время. Культурные учреждения работали в разных направлениях, они занимались агитацией и пропагандой, организовывали оборонно-массовую и справочную работу, поднимали боевой дух посредством лекций, бесед, тематических вечеров. Работники культуры делали все, чтобы сохранить культурные богатства страны, порой даже рисковали жизнью ради этого. Их труд так же можно назвать героическим, на их плечах лежала ответственность за моральную сторону жизни людей. Они вкладывали часть души в работу с фронтовиками, ранеными, вдовами. Организация массовых акций, таких как сбор теплых вещей для фронтовиков, также была задачей культурно-досуговых учреждений, с которой они, конечно же, справлялись. Здесь нельзя не отметить коллективного духа русского народа: те, кто жил в тылу, понимали тяжесть положения фронтовиков и были готовы помочь всем, чем только могли.

    1. Организация культурно-просветительной деятельности на фронтах Великой Отечественной войны.

 

Значимость культурно-досуговой  работы в годы Великой Отечественной войны можно проследить также на опыте ее проведения в Вооруженных Силах. Можно с уверенностью сказать, что деятельность армейских клубов, фронтовых бригад помогала сплачивать воинов, поддерживать у них бодрость духа, способствовала более быстрому восстановлению моральных и физических сил солдат и офицеров.

Еще до войны в армии  сложилась сеть культурно-досуговых  учреждений. В высшем звене имелись: Центральный Дом Красной Армии, театр Красной Армии, студия им. Грекова, Красноармейский ансамбль песни и пляски им. Александрова; в среднем звене – окружные, флотские, армейские дома Краской Армии; в низшем звене - клубы соединений, частей, кораблей 1-го и 2-го рангов военно-морских баз. [20,С.57]

В начале Отечественной войны  на фронте были созданы фронтовые  и армейские дома Красной Армии, которые находились при политуправлениях фронтов и политотделов армий. При  политотделах дивизий имелись дивизионные  клубы, в частях отдельных родов  войск - клубы частей, полков. В зимнее время оборудовались клубы-землянки, полевые агитземлянки. Руководили воинскими клубами, как правило, политработники, а иногда и командиры частей. Для работы во фронтовых и армейских учреждениях культуры направлялись призванные в армию учителя школ, преподаватели вузов и ученые-обществоведы. На Волховском фронте служили полковник Чагин - профессор, доктор философских наук, капитан Базанов - кандидат, исторических наук, поэт Всеволод Рождественский и др. [3,С.198]

При Главном политуправлении  для обслуживания фронтов был  создан специальный агитпоезд; такие  поезда были организованы и на отдельных фронтах. Агитмашины были включены в штаты фронтовых и армейских Дома Красной Армии, во главе каждой агитмашины находился лектор. Машина была специально оборудована: имелась киноустановка, радиоприемник, библиотечка художественной, военной литературы, музыкальные инструменты, средства наглядной агитации. [20,С.61] Часто при агитмашине был коллектив художественной самодеятельности, иногда в очередную поездку направлялась на фронт фронтовая бригада артистов-профессионалов.

В перерывах между боями, на привалах, в госпиталях проводились мероприятия культурно-досугового характера. Так, например, после освобождения от фашистов г. Солнечногорска туда приехала агитмашина  
№ 3, которую возглавлял Г. Баделин. На улицах еще слышалась стрельба, а коллектив агитмашины во главе с батальонным комиссаром П. Рожковым разместился в двух километрах от переднего края и в течение нескольких часов непрерывно выступал перед выходившими из боя подразделениями 44 кавалерийской дивизии. [20,С.74]

Фронтовые армейские ансамбли песни и пляски наряду с концертными выступлениями оказывали методическую помощь армейской художественной самодеятельности. Они проводили семинары запевал, гармонистов, помогали в организации вечеров художественной самодеятельности. [13,С.86]

В задачи культурно-досуговых учреждений фронта входила пропаганда задач Советских Вооруженных Сил в войне, популяризация опыта войны, воинских уставов и наставлений, боевых традиций армии, авиации и флота; пропаганда русской культуры и русского военного искусства; организация досуга личного состава. [16,С.105]

Распространенными формами  работы культурно-досуговых учреждений на фронте было проведение бесед на различные темы с использованием наглядных средств - плакатов, листовок, портретов героев, фотовыставок, а  также радио и громкоговорящих  установок. По радио передавались сводки Совинформбюро, песни, концерты, грамзаписи. [16,С.106]

В блиндажах, прямо на боевых позициях, в госпиталях книгоноши или библиотекари проводили читки газет и художественной литературы. Воины слушали и сами читали статьи И. Эренбурга. Б. Гроссмана, К. Симонова.

Огромным средством эмоционального воздействия было кино; за время войны на фронте состоялось свыше 6 млн. киносеансов. Успехом у фронтовиков пользовались кинофильмы, ставшие уже классикой: «Они защищали Родину», «Зоя», «Радуга», «Чапаев», «Мы из Кронштадта», «Народные мстители», «Валерий Чкалов». Перед киносеансом, как правило, проводились беседы. [20,С.99]

Вывод:  Важность культурной деятельности на фронте была неоспоримой. Деятельность армейских клубов, фронтовых бригад помогала сплачивать воинов, поддерживать у них бодрость духа, способствовала более быстрому восстановлению моральных и физических сил солдат и офицеров. Работа культурно-досуговых учреждений на фронте сильно отличалась от работы в тылу. Главными задачами таких учреждений на фронте были пропаганда задач Советских Вооруженных Сил в войне, популяризация воинских уставов и наставлений, пропаганда русской культуры и русского военного искусства, а также организация досуга личного состава. Основной формой работы на фронте стали беседы с использованием наглядных материалов. Очень часто показывали кино на военную тему, что способствовало эмоциональному обогащению солдат, снятию морального напряжения, а также поднятию боевого духа посредством наглядных примеров. 

Заключение

Великая Отечественная война  была огромным испытанием для культурно-досуговых  учреждений. С началом войны резко сократилось финансирование клубов, библиотек, домов культуры, уменьшилась их сеть. На фронт и в партизанские отряды ушла значительная часть профессиональных работников учреждений культуры.

Информация о работе Анализ организации культурно – просветительной деятельности учреждениями культуры и досуга в годы Великой Отечественной войны через д