Язычество древних славян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 15:03, реферат

Описание работы

В настоящее время родиной славян признается область, простирающая к северу от Карпат. Но при ближайшем определении её границ учёные весьма существенно расходятся между собой. Например, один из основоположников славяноведения, чешский учёный Шофарик проводил границу славянской прародины на заводе от устья Вислы к Неману, на севере - от Новгорода до истоков Волги и Днепра, на востоке - до Дона. Далее она, по его мнению, шла через нижний Днепр и Днестр вдоль Карпат до Вислы и по водоразделу Одера и Вислы к Балтийскому морю.

Содержание работы

1. Введение.
2. Древнейшие цивилизации на территории нашей страны.
3. Древнерусское язычество - истоки и историческое значение.
4. Славяно-Русское язычество.
а) Классификация и общие сведения.
б) Мир в представлениях древних славян.
в) Обряд погребения.
г) Пантеон языческих богов
д) Влияние язычества на культуру и быт древних славян.
5. Заключение.
6. Список литературы.

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 85.50 Кб (Скачать файл)

 

 

            Оглавление:

1. Введение.

2. Древнейшие цивилизации  на территории нашей страны.

3. Древнерусское язычество - истоки и историческое значение.

4. Славяно-Русское язычество.           

а) Классификация и общие сведения.           

б) Мир в представлениях древних славян.          

в) Обряд погребения.          

г) Пантеон языческих богов          

д) Влияние язычества на культуру и быт древних славян. 
5. Заключение.

6. Список литературы.

 

1.Введение

Славянский народ считается в истории сравнительно молодым. Под собственным именем они впервые упоминаются в письменных источниках лишь с 6 века. Впервые имя славян в форме oxhabnvos мы встречаем у Псевдо-Цезариуса около 525 г. 
 
В настоящее время родиной славян признается область, простирающая к северу от Карпат. Но при ближайшем определении её границ учёные весьма существенно расходятся между собой. Например, один из основоположников славяноведения, чешский учёный Шофарик проводил границу славянской прародины на заводе от устья Вислы к Неману, на севере - от Новгорода до истоков Волги и Днепра, на востоке - до Дона. Далее она, по его мнению, шла через нижний Днепр и Днестр вдоль Карпат до Вислы и по водоразделу Одера и Вислы к Балтийскому морю. 
 
Проблемы происхождения и расселения славян до сих пор остается дискуссионной, но многочисленные исследования историков, археологов, антропологов, этнографов и лингвистов дают возможность составить общую картину ранней истории Восточных славянских народов. 
 
В середине 1 тысячелетия н.э. на общей территории Восточной Европы, от озера Ильмень до Причерноморских степей и от Восточных Карпат до Волги, сложились восточнославянские племена. Историки насчитывают около 15 таких племен. Каждое племя представляло собой совокупность родов и занимало тогда сравнительно небольшую обособленную область. Согласно «Повести временных лет», карта расселения восточных славян в 8-9 вв. выглядела так: словене (ильинские славяне) жили на берегах Ильменского озера и Волхва; кривичи с полочанами - в верховьях Западной Двины, Волги и Днепра; дреговичи - между Припятью и Березиной; вятичи - на Оке и Москве-реке; радимичи - на Соже и ДеснеЖ северяне - на Десне, Сейме, Суле и Северном Донце; древляне - на Припяти и в Среднем Поднепровье; поляне - по среднему течению Днепра; бужане, волыняне, дулебы - на Волыни, по Бугу; тиверци, улици - на самом юге, у Черного моря и у Дуная. В группу восточных славян входят: русские, украинцы и белорусы. 
 
Славяне разводили крупный рогатый скот и свиней, а также лошадей, занимались охотой и рыболовством. В повседневном быту славяне широко использовали так называемый ритуальный календарь, связаный с аграрной магией. В ней отмечались дни весенне-летнего сельскохозяйственного сезона от прорастания семян до жатвы и особо выделялись дни языческих молений о дожде в четырех разных сроках. Указанные четыре срока дождей считались оптимальным для Киевщины и в агрономических руководствах конца 19 в., что свидетельствовало о наличии у славян 4 в. достоверных агротехнических наблюдений. 
Тема язычества в последнее время стала чрезвычайно популярной. Помимо собственно научного интереса ее актуальность обусловлена сегодня еще и иными факторами: многие политические течения, прежде всего "патриотические", пытаются эксплуатировать ее в своих целях. Это, естественно, не способствует повышению объективности получаемых результатов. Впрочем, подобная ситуация не является беспрецедентной. Изучение язычества в дореволюционной России находилось под довольно солидным прессом государственной религии. Причем духовная цензура в то время превосходила по жесткости своей цензуру светскую. Тем не менее, нельзя не отметить, что повышенный интерес к языческой тематике привел к появлению огромного количества работ, в которых она исследуется с привлечением самого разнообразного материала и на самых разных уровнях: от сугубо академических трудов до совершенно фантастических построений. 

3. Древнерусское  язычество - истоки и историческое  значение

Славянское  язычество - часть огромного общечеловеческого  комплекса первобытных воззрений, верований, обрядов, идущих из глубин тысячелетий и послуживших основой для многих последующих миpовых pелигий.

          Проблемы происхождения и расселения  славян до сих пор остается  дискуссионной, но многочисленные  исследования историков, археологов, антропологов, этнографов и лингвистов дают возможность составить общую картину ранней истории Восточных славянских народов.

Восточные славяне  были одной из трёх групп древних  славян, выделившихся наряду с западными  и южными славянами из общеславянской этнолингвистической общности. Общие черты их этнического облика формировались в VI - IX веках на территории Восточной Европы в результате перегруппировки таких славянских племенных объединений как анты, склавины и дулебы.

На заре нашей  эры лишь северо-запад Украины  входил в ареал расселения древних славян. По мере освоения новых земель, предки русских, украинцев и белорусов смешивались с местными народами, впитывая в себя их культуру и обычаи. Поэтому особенно важно учитывать огромную роль неславянских народов в становлении Древнерусского государства. Восточные славяне активно взаимодействовали с балтами, финно-угорскими и тюркскими племенами, потомками сарматов, контактировали с арабами, византийцами и скандинавами. К середине IX века они занимали пространства от Чудского и Ладожского озёр на севере до Чёрного моря на юге, от Восточных Карпат на западе до нижней Оки на востоке. Восточные славяне занимались подсечным, полевым пашенным земледелием и оседлым скотоводством, а также охотой, рыболовством, бортничеством и другими промыслами. Развивалась обработка железа, кузнечное, ювелирное, гончарное и другие ремёсла. Жили в основном территориальными общинами, поселения группировались гнёздами.

Возникли возглавлявшиеся  местными князьями союзы племён: поляне, древляне, северяне, ильменские словене, кривичи, дреговичи, радимичи, вятичи, уличи, тиверцы.

Каждый племенной  союз представлял собой совокупность родов и занимал тогда сравнительно небольшую обособленную область. Согласно "Повести временных лет", карта  расселения восточных славян к IX веку выглядела примерно так: словене жили на берегах Ильменского озера и Волхова; кривичи с полочанами - в верховьях Западной Двины, Волги и Днепра; дреговичи - между Припятью и Березиной; вятичи - на Оке и Москве-реке; радимичи - на Соже и Десне; северяне - на Десне, Сейме, и Северном Донце; древляне - на Припяти и в Среднем Поднепровье; поляне - по среднему течению Днепра; бужане, волыняне - на Волыни, по Бугу; тиверцы, уличи - на самом юге, у Черного моря и у Дуная.

В последней  четверти IX века два центра восточных славян Новгород и Киев были объединены князьями династии Рюриковичей, что положило начало образованию Древнерусского государства. В 882 году, согласно "Повести временных лет", князь Олег с малолетним сыном Рюрика Игорем захватил Киев и сделал его столицей молодого государства. Арабским, иранским и среднеазиатским географам было известно не менее трёх политических образований Руси IX-X века - это Куявия, Славия и Артания. И по свидетельству всё той же "Повести временных лет", в это время уже существовали княжения в землях древлян, полочан и полян. Территориальным ядром складывающейся государственности в Среднем Поднепровье было политическое, а затем и государственное образование Русская земля, именуемое в дальнейшем Русь.

Очень важным источником являются свидетельства современников, занесенные в летописи или в специально написанные поучения против язычества. По поводу последних следует сказать, что они сильно отличаются от сведений современников о западных славянах. На запад, в земли балтийских славян, ехали миссионеры с заданием окрестить местное население и приобщить его к пастве римского папы. Рассказы католических епископов о славянских языческих храмах и обрядах являлись своего рода отчетностью перед римской курией об успехах их апостольской деятельности. Миссионеры писали по принципу контрастов: разгульное, неистовое язычество с многолюдными празднествами и кровавыми жертвоприношениями, с одной стороны, и благолепие и смирение после успеха проповеди христианства, с другой. Описание языческого культа было одной из задач западных епископов-миссионеров, и это делает их записи особенно ценными. Русские авторы XI-XII веков не описывали язычество, а бичевали его, не перечисляли элементы языческого культа, а огульно осуждали все бесовские действа, не вдаваясь в подробности, которые могли бы интересовать исследователей данного вопроса, но были слишком хорошо известны той среде, к которой обращались проповедники. Тем не менее, опуская указанную особенность русских антиязыческих поучений, они представляют несомненную ценность.

Центральное место в культуре восточных славян этого периода  занимала языческая религия. Язычество  можно воспринимать, как религиозную  форму освоения человеком мира. Религиозные  взгляды древних славян отражали их мировоззрение и мироощущение. Они развивались, усложнялись, первоначально значительно не отличаясь от аналогичного развития религий других народов. Люди жили в мифологической картине мира. В центре ее находилась природа, к которой приспосабливался и прислушивался человек.

В исследовательских трудах, связанных с языческой тематикой, можно обнаружить несколько толкований такого понятия как "язычество". Самая распространённая его трактовка - это принятое в Библии обозначение иноверчества. Этимология русского "язычество", как и соответствующих ему слов в других европейских языках, восходящих к латинским корням, в современном английском переводе Библии происходит от слов со значением "род", "народ", "племя". Что указывает на то, что в собственном смысле слова "язычники" - прежде всего "другие", "языцы", говорящие на языках, звучащих непонятно. Это сближает понятие "язычник" с другими обозначениями чужака, например, со звукоподражательным "варвар" или русским "немец", исходный смысл которых тот же - "не говорящий по-нашему".

Так же "язычество" рассматривается как попросту крайне неопределенный термин, возникший в церковной среде для обозначения всего нехристианского, дохристианского. Этим термином должны были покрываться самые разнородные и разного исторического уровня религиозные проявления: и мифы античного мира, и представления первобытных племен, и дохристианские верования славян, финнов, германцев, кельтов или, например, домусульманская религия татар.

По более современной  версии, смысл понятия "язычество" следует искать в старославянском  словаре (по рукописям X–XI веков), как в наиболее актуальном свидетельстве о представлениях в прошлом.

Рассматривая смысловое  значение слова "язычество", можно  отметить, что в первом случае (где  вообще нет понятия язычества) оно  пишется не через "я", а через "юс малый йотированный". С этой буквы начинаются явно заимствованные слова, такие как язычник - варвар и погань, язычный - болтливый и болтун, а также языческий – чужеземный, что декларирует иноземное происхождение данных понятий, так как язычники в данном случае являются коренным населением, носителями данного языка. Есть и понятие язык, которое трактуется как "язык" (орган и речь), а также как "народ" и "племя". Каждое из этих слов, как заимствованных, так и коренных, декларирует понятие того времени, но не может служить ответом из-за отсутствия окончаний, таких как "чество" или "ство". Искомая же формулировка находится по соседству, начинается на букву "юс большой" и пишется как старославянское "яжичество", трактуемое как родство. Таким образом, старославянский термин "язычество" (почтение уз), несёт в себе русское понятие "родство", сполна отвечая всему, что связано с этим словом и религиозным воззрением об узах с Родом.

Поскольку задачей является описание и анализ древнерусского язычества, для создания более полной картины той эпохи дальнейшие теоретические выкладки будут производиться с учётом всех вышеперечисленных трактовок и пониманий этого явления.

Познание народной культуры и всех видов крестьянского творчества невозможно без выявления его  архаичной языческой подосновы. Изучение язычества - это не только углубление в первобытность, но и путь к пониманию культуры народа. С течением веков славянское язычество все более становилось выражением народного мировосприятия. Христианство, с его международной культурой богословской литературы, живописи, храмоздательства и торжественно-театрального литургического действа, стало, прежде всего, выразителем феодальной идеологии. Язычество же удержалось в деревне, и было формой проявления народных, крестьянских воззрений, существовавших на своих тысячелетних исконных основах. Русская народная культура и по сей день традиционна, и эта традиционность уходит корнями в языческую старину. Значительная часть народного творчества связана с язычеством.

Языческая романтика придавала особую красочность русской народной культуре. Все богатырские и волшебные сказки оказываются фрагментами древних исторических мифов и героического эпоса. С язычеством связана вся орнаментика крестьянской архитектуры (коньки, громовые знаки на причелинах, "коники" у печи), утвари и одежды. Языческой магией проникнуты сложные многодневные свадебные обряды. Торжественными праздниками, всеобщими "событиями" были такие древние обряды, как встреча весны, Масленица и Купала с их ритуальными кострами, братчины по случаю нового урожая, новогодние звериные маскарады и гаданья. Значительная часть песенного репертуара проникнута языческим мировоззрением. Живой, неувядаемой формой обрядового танца, сопровождаемого музыкой и пением, являются красочные деревенские хороводы. Язычество Древней Руси IX-XI веков - важный раздел русской средневековой культуры, без которого невозможно понять ни народную культуру деревни и городского посада, ни сложную и многогранную культуру феодальных верхов.

Древняя Русь имела высокий  уровень культуры, не уступавший Западной Европе, а по ряду позиций (например, по грамотности) - превосходивший ее. Ярким примером тому является "Слово о полку Игореве". Произведение пронизано народным языческим мировоззрением и предвосхищает поэзию эпохи Ренессанса, так часто обращавшуюся к античному язычеству. Эпоху расцвета древнерусской культуры на фоне многовековой истории отечественной культуры можно охарактеризовать не иначе, как "русская античность". Неповторимая гармония и уравновешенность общества и личности, материального и духовного, сопутствовали древнерусской языческой культуре на всём протяжении её существования.

4.Славяно-Русское язычество

 

а) Классификация и  общие сведения.

«Язычество», как известно,—  крайне неопределенный термин, возникший  в церковной среде для обозначения  всего нехристианского, дохристианского. Этим термином должны были покрываться  самые разнородные и разного  исторического уровня религиозные  проявления: и мифы античного мира, и представления первобытных племен, и дохристианские верования славян, финнов, германцев, кельтов или домусульманская религия татар.          

Славяно-русскую часть общечеловеческого  языческого массива нельзя понимать как обособленный, независимый и только славянам присущий, вариант первобытных религиозных представлений. Вычленение славяно-русского происходит лишь по этнографическому, локальному принципу, а не по каким-либо специфическим чертам.          

Главным, определяющим материалом для изучения язычества является этнографический: обряды, хороводы, песни, заговоры и заклинания, детские игры, волшебные сказки, сохранившие фрагменты древней мифологии и эпоса; важен символический оррамент вышивки и резьбы по дереву. Этнографические материалы — сокровищница многовековой народной мудрости, архив истории познания мира и природных явлений человечеством.          

Информация о работе Язычество древних славян