Язычество древних славян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 12:33, доклад

Описание работы

Религией восточных славян было язычество. Истоки его лежат за много тысячелетий до начала нашей эры, а отголоски сохраняются до наших дней. Идеи некоторых исследователей прошлого о том, что восточнославянское язычество было бедной, бесцветной религией, должны быть ныне оставлены. В восточнославянском язычестве можно обнаружить все те стадии, которые были свойственны и другим языческим культам, существовавшим у других народов. Древнейший пласт - поклонение предметам и явлениям ближайшего окружения, которые были вплетены в жизнедеятельность человека.

Файлы: 1 файл

КР 2 История религии Иван.doc

— 62.00 Кб (Скачать файл)

Религией восточных  славян было язычество. Истоки его лежат  за много тысячелетий до начала нашей  эры, а отголоски сохраняются  до наших дней. Идеи некоторых исследователей прошлого о том, что восточнославянское язычество было бедной, бесцветной религией, должны быть ныне оставлены. В восточнославянском язычестве можно обнаружить все те стадии, которые были свойственны и другим языческим культам, существовавшим у других народов. Древнейший пласт - поклонение предметам и явлениям ближайшего окружения, которые были вплетены в жизнедеятельность человека. До нашего времени дошли источники, свидетельствующие о поклонении древних славян таким предметам и явлениям. Это так называемые фетишизм и анимизм. Отголосками таких, верований было поклонение, например, камням, деревьям, рощам. Культ каменных фетишей очень древний. Объектом поклонения были не только деревья, но и лес.

Распространен был и тотемизм - это вера в происхождение человеческого рода от какого-либо вида животных. Наряду с почитанием дуба днепровские славяне, например, поклонялись священным животным - диким кабанам-вепрям. Вопрос о тотемическом культе у восточных славян довольно сложен. Возможно, что в ряде случаев мы сталкиваемся с трансформацией тотемизма в культ предков в образе животных. Архаические пласты русских народных сказок свидетельствуют о существовании тотемизма у восточных славян.

Разновидностью культа предков в облике животных является оборотничество. Так, в русских былинах Вольга охотится в образе сокола, обращается в муравья. Русская сказка широко использует мотив превращения прекрасной девушки-невесты в лебедя, утку, лягушку. Отрыв духа-"двойника" от объекта, которому он присущ, наряду с тотемизмом порождает веру в души мертвых а также культ предков. Невидимые духи - души предков и родичей, двойники фетишизируемых предметов и явлений, объекты тотемического культа постепенно "населяют" окружающий древнего славянина мир. Уже не сам предмет является объектом почитания. Поклонение относится к живущему в нем духу, демону. Не сам предмет, а именно дух (демон) оказывает положительное или отрицательное влияние на ход событий и на судьбы людей.

Язычество восходит на новую ступень - стадию полидемонизма. Духи, первоначально представлявшие однородную массу, обособляются. Прежде всего, по месту обитания, становясь "хозяином места". В водной стихии жили водяные и берегини, лес был царством лешего или лесовика, а на полях в высокой траве живут полевики. В жилище "хозяин" домовой - маленький горбатенький старикашка.

Демонические верования приближали восточных славян к следующему этапу - политеизму, т.е. вере в богов. Среди богов, которые были известны на Руси, выделяется Перун - бог грозы, молнии и грома. Верили также в Волоса или Велеса - бога скота, торговли и богатства. Культ его очень древний.

Были еще Дажбог и Хорс – различные ипостаси солнечного божества. Стрибог - бог ветра, вихря и вьюги. Мокошь, судя по всему, земная супруга громовержца - Перуна, которая ведет свое начало от "матери сырой земли". В древнерусское время она - богиня плодородия, воды, впоследствии покровительница женских работ и девичьей судьбы.

Наконец, Симаргл - единственное зооморфное существо пантеона древнерусских богов (священный крылатый пес, возможно, иранского происхождения). Симаргл является божеством низшего порядка, которое охраняло семена и посевы.

Сдвиги в восточнославянском обществе, о которых речь ниже, привели к  языческим реформам. Археологические  изыскания в Киеве свидетельствуют  о том, что языческое капище с  идолом Перуна, первоначально располагавшееся  в пределах городских укреплений, переносится на место, доступное всем прибывающим в землю полян.

Таким образом, Киев, будучи политической столицей, превращается и в религиозный  центр. На роль главного божества всех восточных славян выдвигается Перун. Однако в 980 г. предпринимается новая религиозная реформа - сооружается языческий пантеон из известных нам уже божеств. "Поставление кумиров" - идеологическая акция, с помощью которой киевский князь надеялся удержать власть над покоренными племенами.

Древнерусское язычество  было настолько распространено, что  Древняя Русь и после принятия христианства в мировоззренческом  отношении и в практических действиях  являла собой языческое общество с формальным существованием в нем  элементов христианской веры и культа. Большинство языческих верований и обычаев продолжали соблюдаться без или с малым привнесением в них христианских норм и в последующее время.

 

Зарождение языческих  культов произошло в глубокой древности – в эпоху верхнего палеолита, около 30 тысяч лет до н.э. 

С переходом к новым типам хозяйствования языческие культы трансформировались, отражая эволюцию общественной жизни человека. При этом, что примечательно, самые древние пласты верований не вытеснялись новыми, а наслаивались друг на друга, поэтому восстановление информации о славянском язычестве чрезвычайно сложно. Оно затруднено и потому, что до сегодняшнего дня практически не сохранилось письменных источников.

Самые почитаемые из языческих  богов были Род, Перун и Волос (Белес); при этом каждая из общностей имела и своих, местных богов. 

Перун являлся богом  молнии и грозы, Род – плодородия, Стрибог – ветра, Велес – скотоводства и богатства, Дажьбог и Хоре –  божествами солнца, Мокошь – богиней  ткачества. 

В глубокой древности  у славян был широко распространен  культ Рода и рожаниц, тесно связанный с поклонением предкам. Род – божественный образ родовой общины вмещал всю Вселенную: небо, землю и подземное обиталище предков. 

Каждое восточнославянское племя имело своего бога-покровителя  и свои пантеоны богов, у разных племен схожих по типу, но различных по имени. 

В дальнейшем особое значение приобретает культ великого Сварога  – бога неба – и его сыновей  – Дажьбога (Ярило, Хоре) и Стрибога – богов солнца и ветра.

Со временем все большую  роль начинает играть Перун – бог грозы и дождя, «творец молний», который особенно почитался как бог войны и оружия в княжеско-дружинной среде. Перун не являлся главой пантеона богов, лишь позже, в период формирования государственности и усиления значения князя и его дружины, культ Перуна стал укрепляться. 

Перун – центральный  образ индоевропейской мифологии  – громовержец (древнеинд. Parjfnya, хеттск. Piruna, славянск. Perunъ, литовск. Perkunas и  др.), находящийся «наверху» (отсюда связь его имени с названием  горы, скалы) и вступающий в единоборство с противником, представляющим «низ», - он обычно находится «под» деревом, горой и т.д. Чаще всего противник громовержца предстает в виде змееподобного существа, соотносимого с нижним миром, хаотическим и враждебным человеку.

В языческий пантеон входили также Волос (Велес) – покровитель скотоводства и хранитель подземного мира предков; Макошь (Мокошь) – богиня плодородия, ткачества, и другие.

Первоначально сохранялись  и тотемические представления, связанные  с верой в мистическую связь рода с каким-либо животным, растением или даже предметом.

Кроме того, мир восточных  славян был «населен» многочисленными  берегинями, русалками, лешими и пр.

Деревянные и каменные статуи богов воздвигались на языческих  святилищах (капищах), где делались жертвоприношения, в том числе человеческие. 

Языческие праздники  были тесно связаны с земледельческим  календарем. 

В организации культа значительную роль играли языческие  жрецы – волхвы. 

Главой языческого культа был вождь, а затем князь. Во время  культовых ритуалов, проходивших в специальных местах – капищах, богам приносились жертвы.

Языческие верования  определяли духовную жизнь восточных  славян, их нравственность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература:

 

  1. Энциклопедия  людей и идей / Язычество древних славян (по Фроянову И.Я.) - http://www.abc-people.com/typework/history/hist15.htm
  2. Древний мир/ доклад: язычество восточных славян - http://drevnijmir.ru/fo/civ/18/408.php
  3. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М.: Наука, 1981.
  4. Книга жизни – славянское язычество, культура древней Руси - http://www.knlife.ru/

 

 

 

 

 


Информация о работе Язычество древних славян