Язычество древних славян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 15:03, реферат

Описание работы

В настоящее время родиной славян признается область, простирающая к северу от Карпат. Но при ближайшем определении её границ учёные весьма существенно расходятся между собой. Например, один из основоположников славяноведения, чешский учёный Шофарик проводил границу славянской прародины на заводе от устья Вислы к Неману, на севере - от Новгорода до истоков Волги и Днепра, на востоке - до Дона. Далее она, по его мнению, шла через нижний Днепр и Днестр вдоль Карпат до Вислы и по водоразделу Одера и Вислы к Балтийскому морю.

Содержание работы

1. Введение.
2. Древнейшие цивилизации на территории нашей страны.
3. Древнерусское язычество - истоки и историческое значение.
4. Славяно-Русское язычество.
а) Классификация и общие сведения.
б) Мир в представлениях древних славян.
в) Обряд погребения.
г) Пантеон языческих богов
д) Влияние язычества на культуру и быт древних славян.
5. Заключение.
6. Список литературы.

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 85.50 Кб (Скачать файл)

В самом начале 12 в. русский писатель, современник Владимира Мономаха предложил периодизацию славянского язычества, разделив его на четыре стадии:           

1. Культ "упырей (вампиров) и берегинь" - одухотворявший всю природу и деливший духов на враждебных и благожелательных.           

2. Культ земледельческих небесных божеств "Рода и рожаниц". Исторически две рожаницы предшествуют Роду; это были богини плодовитости всего живого, ставшие в дальнейшем матриархальными богинями аграрного плодородия.          

3. Культ Перуна, являвшегося в древности богом грозы, молний и грома, а в дальнейшем ставшего божеством войны и покровителем воинов и князей. При создании государства Киевской Руси Перун стал первым, главным божеством в княжеско-государственном культе 10 в.          

4. После принятия христианства в 988 г. язычество продолжало существовать, отодвинувшись на "украины" государства.           

 

б) Мир в представлениях древних славян.          

Мир тогдашних язычников состоял  из четырех частей: земли, двух небес  и подземно-водной зоны.          

Для язычников был очень важен  аграрный аспект земли: земля - почва, рождающая урожай, "Мать - сыра - земля", почва, насыщенная влагой, питающей корни растений, "матушка-земля", с которой связан целый ряд обрядов и заклинаний. Здесь почти неощутима грань с воображаемым подземным сказочным миром. Богиней плодоносящей земли-почвы, "матерью урожай" была Макошь, введенная в 980 г. в пантеон важнейших русских божеств, как богиня плодородия.

Небо, в прямой зависимости  от системы хозяйства, по-разному  воспринималось первобытными людьми: охотники палеолита, представлявшие мир  как бы плоским, одноярусным, не интересовались небом, не изображали солнца, занимаясь лишь плоскостью своей тундры и животными, на которых они охотились. Охотники мезолита, разобщенные на небольшие группы, затерянные в бесконечной тайге, поневоле обратились к нему, к звездам, помогавшим им ориентироваться в лесной пуще во время длительного преследования оленей. Было сделано важное астрономическое наблюдение: оказалось, что среди бесчисленного количества медленно движущихся по небу звезд есть неподвижная Полярная звезда, всегда указывающая Север.          

Солнце тоже было ценимо земледельцами, как источник света и тепла  и условие произрастания всего  в природе, но здесь был исключен элемент случайности, элемент капризов божественной воли — солнце было воплощением закономерности. Весь годичный цикл языческих обрядов был построен на четырех солнечных фазах и подчинен 12 солнечным месяцам. Солнце в изобразительном искусстве всех веков было для земледельцев символом добра, знаком света, разгоняющего тьму. Древние славяне, как и многие другие народы, принимали геоцентрическую модель мира.          

Важной частью представлений о  подземном мире является общечеловеческая концепция подземного океана, в который  опускается солнце на закате, плывет ночью  и выплывает на другом конце земли  утром. Ночное продвижение солнца осуществлялось водоплавающими птицами (утками, лебедями), а иногда действующей фигурой был подземный ящер, заглатывавший солнце вечером на западе и вырыгивавший его утром на востоке. Днем солнце по небу над землей влекли кони пли мощные птицы вроде лебедей.

в) Обряд погребения.          

Особое место среди языческих  обрядов занимал обряд погребения. На протяжении длительного периода  сильно колебалось соотношение двух основных видов погребального обряда - трупоположения и сожжения. Первобытное погребение скорченных трупов, которым искусственно придавалось положение эмбриона в чреве, было связано с верой во второе рождение после смерти. Поэтому умершего и хоронили подготовленным к этому второму рождению. Праславяне еще в бронзовом веке поднялись на новую ступень и отказались от скорченности Вскоре появился совершенно новый обряд погребения, порожденный новыми воззрениями о душе человека, которая не воплощается вновь в каком-либо другом существе (звере, человеке, птице...), а перемещается в воздушное пространство неба. Культ предков раздвоился: с одной стороны, невесомая, незримая душа приобщалась к небесным силам, столь важным для тех земледельцев, у которых не было искусственного орошения, а все зависело от небесной воды. С другой стороны, благожелательных предков, "дедов", необходимо было связать с землей, рождающей урожай. Это достигалось посредством закапывания сожженного праха в землю и постройки над погребением модели дома, "домовины". Много времени спустя, в 9 - 10 вв. н. э., когда уже сформировалась Киевская держава, среди некоторой части русской знати в третий раз появился обряд простого захоронения без сожжения, что произошло, по всей вероятности, под влиянием возобновившихся связей с христианской Византией. Но как только началась многолетняя война с империей, великокняжеское окружение подчеркнуто вернулось к кремации. Курганы эпохи Святослава, преследовавшего христиан, были грандиозными сооружениями на высоких берегах рек, погребальные костры которых должны были быть видимы в радиусе около 40 км, т. е. на пространство четырех - пяти тысяч квадратных километров!

г) Пантеон языческих  богов.          

Около полутора столетий (9-10вв) Киевская Русь была государством с языческой  системой, нередко противостоящей проникновению  христианства. В эпоху Святослава, в связи с войнами с Византией, христианство стало гонимой религией, а язычество было реформировано и противопоставлено проникавшему на Русь христианству. Действительность требовала какого-то упорядочения первобытной языческой религии с её племенными культами и приведения её в соответствие с новым уровнем государственной жизни.          

К концу 10в., в результате реформ, на Руси складывается пантеон Владимира, где языческие божества были расставлены  в порядке их  старшества и каждому из них были условно противопоставлены античные боги и христианские святые.          

ПЕРУН. Глава княжеского пантеона, русский Зевс-громовержец, выдвинувшийся  на первое место в условиях военных  походов на Балканы  в 4в. и в процессе создания государственности Киевской Руси

9-10вв. как покровитель  воинов, оружия, войн. После христианизации  уподоблен пророку Илье.          

СТРИБОГ - Род - Святовит - Сварог ("Небесный"). Древнее первенствующее божество неба и Вселенной, "бог-отец". Уподобен христианскому богу-творцу Савоафу. В греческой мифологии ему приблизительно соответствует Уран.          

ДАЖЬБОГ - Солнце - сын Сварогов. Древнее  божество Природы, солнечности, "белого света", податель благ. Полностью  соответствует античному Аполлону и противопоставлялся христианскому богу-сыну. Дажьбог и Стрибог оба были небесными богами.           

МАКОШЬ. Древняя богиня земли и  плодородия. Дополнением к ней  служат "вилы" - русалки, обеспечивающие орошение нив росою. Может быть приравнена к греческой Деметре ("Земле-матери") и христианской матери божьей. Часто изображалась с турьим "рогом изобилия".           

СЕМАРГЛ. Божество семян, ростков и  корней растений. Охранитель побегов  и зеленей. В более широком  смысле - символ "вооружённого добра". Посредник между верховным божеством  неба и землёй, его посланец. Имел прямое отношение к Макоши, как божество растительности, связанной с почвой.          

ХОРС. Божество солнечного светила. Представлял  собою некое неотделимое дополнение к образу Дажьбога-Солнца. С именем Хорса связаны ритуальные "хороводы" и русское наречие "хорошо" - "солнечно". Отношение Хорса к Дажьбогу можно определить аналогией с Гелиосом и Аполлоном у греков.           

В итоге появляются как бы три  разряда богов: на первом месте стоит  общегосударственный княжеский  бог Перун, воспринимаемый не только как бог грозы, но и как бог оружия, воинов и князей. Второй разряд составляют древние божества неба, земли и "белого света" - Стрибог, Макошь и Дажьбог. В третий разряд попадают божества дополнительного характера: Хорс дополняет Дажьбога, и Семаргл - Макошь.

д)Влияние язычества  на культуру и быт Восточных Славян.           

Культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, находящаяся  под влиянием различных культурных направлений, стилей,

традиций. Одновременно Русь не просто слепо копировала чужие влияния и безоглядно заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о прекрасном.          

Большое значение язычники придавали одежде. Она несла не только функциональную нагрузку, но и некоторую обрядность. Одежда украшалась изображениями берегинь, рожаницами, символами солнца, земли и отражала многояростность мира. Верхний ярус, небо сопоставлялось с головным убором, земле соответствовала обувь и т. д.          

К сожалению, почти вся языческая  архитектура была деревянной и для  нас почти утрачена, но в сохранившихся  ранних каменных христианских храмах можно увидеть в отделке и  орнаменте языческие мотивы. Это  типично для периода двоеверия, когда художник мог изобразить рядом христианского святого и яыческого божества, свести вместе в витиеватом орнаменте крест и древние славянские символы.          

Большим разнообразием отличались языческие обряды и празднества. В результате многовековых наблюдений славянами был создан свой календарь, в котором особенно ярко выделялись следующие праздники, связанные с земледельным циклом:           

1. Праздник первых ростков - 2 мая.          

2. Моления о дожде - с 20 по 30 мая.          

3. Ярилин день - 4 июня.          

4. Моления о дожде - с 11 по 20 июня.          

5. Праздник Купала - 24 июня.          

6. Моления о дожде - с 4 по 6 июля.          

7. Отбор жертв для праздника  Перуна - 12 июля.          

8. Моления о дожде - с 15 по 18 июля.           

9. Праздник Перуна - 20 июля.          

10. Начало жатвы - 24 июля. Моления  о прекращении дождей.          

11. "Зажинки", окончание жатвы  - 7 августа.          

Многочисленные праздники, коляды, игрища, святки скрашивали быт древнего славянина. Многие их этих обрядов живы в народе и по сей день, особенно в северных областях России, именно там христианство приживалось дольше и труднее, на севере особенно сильны языческие традиции, что привлекает повышенное внимание со стороны этнографов.

 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги  краткого экскурса по заявленной теме в формате данной работы, можно  отметить следующие моменты: безусловно, "язычество древних славян" - многослойная, сложная, имеющая обширное поле для изучения тема. С одной  стороны, она уводит нас в глубину отдаленных тысячелетий первобытности, с другой - явно и полнокровно проявляется в русском фольклоре и традициях, доживших до наших дней.

Народная культура сохранила и донесла до нас  богатое фольклорное наследие наших  предков в виде песен, сказок, заговоров, а традиционный крестьянский быт сохранил символику вышивок и резьбы по дереву, также заключающую в себе древний языческий смысл. Даже христианство на Руси настолько впитало в себя языческую символику и обрядность наших предков, что еврейская и греческая составляющие постепенно отошли в нём на второй план. Это однозначно указывает на то, что изучение истории русского народа, познание его культуры и всех видов народного творчества невозможно без выявления их архаичной языческой подосновы. Изучение древнерусского язычества - это не только углубление в первобытность, но и путь к пониманию культуры народа.

По своей  сути язычество являет собой естественную духовность, свойственную человеку от рождения. Оно берёт своё начало в самой природе и в родовой памяти народа, а не основывается исключительно на некоем частном мнении. В разные исторические эпохи языческая вера наших предков принимала различные формы, сохраняя при этом свою изначальную духовную суть. Некоторые из этих формаций с течением времени естественным образом отмирали, чтобы освободить место новым, но это не означало вырождения языческих традиций, возможно в силу того, что способность самообновляться - признак живой сущности. Важно подходить к изучению данной темы, учитывая её духовную составляющую, а не только с позиции слепой реконструкции древнего быта.

Язычество древних  славян являлось верой простого народа, который естественным образом был  приближен к земле, природе. Это  была, своего рода система магических знаний, которая могла умереть только вместе с народом. Пока народ способен жить, и осознавать себя на своей земле наследником предшествующих поколений, будет жива и его традиция, и в данном случае термин "традиция" необходимо воспринимать как высокоразвитое философско-этическое учение.

Языческая вера наших предков - это традиционная народная культура, родовая система  верований, комплекс мировоззрений, направленных на гармоничное развитие человека в  природе, приобретение им необходимых  способностей, используемых на благо  своего рода-племени. Возможно, именно этого не хватает современному обществу, отравленному своим же разрушительным отношением к организму планеты и собственному на ней существованию.

Список литературы.

1. Сахаров А.Н., Новосельцев  А.П. История России с древнейших времён до конца 17 века. М., 1996.

2. Рыбаков Б.А.  Язычество древней Руси. М., 1987.

3. Седова М.В. Восточные славяне  в 6-13 вв. М., 1982.

4. Любавский М. К. Лекции по древней русской истории до конца XIV века. 4-е изд., доп. СПб.: Лань, 2000.

5.Клейн Л. С. Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества. СПб.: Евразия, 2004


Информация о работе Язычество древних славян