Язычество древних славян. Верования и обряды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 15:27, реферат

Описание работы

В жизни современного человека, неразрывно связанного с инновационными технологиями и стремительно бегущим прогрессом, все чаще можно столкнуться с духом язычества.
Поэтому целью данной работы является определение места и роли язычества восточных славян в духовной культуре современного российского общества.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..…3
1. Славянское язычество: общая характеристика….……………………….…...4
2. Язычекий пантеон……………….……………………………………………..5
2.1.Солнце, как языческое божество…………………………………...……5
2.2. Древнейшие боги славян………………………………………………...7
2.3. Звериные божества……………………………………………………….9
2.4. Домашние божества…………………………………………………….11

3. Культ и обряды………………………………………………………………..13
3.1. Священные деревья…………………………………………………….13
3.2. Погребальная обрядность…………..…………………………………14
3.3.Обряды и древние святилища………………………………..…...….17 3.4. Языческие обряды и празднества……….…………………………….18
4. Язычество и христианство………………………………………....................21
4.1.Становление христианской Руси…………………………………..…...21
4.2. Точки соприкосновения христианства и язычества. ……………..…..22
Заключение…………………….………………………………………………....24
Список литературы………………………………..………………..……………26

Файлы: 1 файл

язычество.реферат.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)
ГОУ ВПО

Красноярская  государственная медицинская академия

Федерального  агентства по здравоохранению

и социальному  развитию

 

 

Кафедра философии и социально-гуманитарных наук

 

 

Дисциплина: История

 

 

РЕФЕРАТ

 

Язычество древних славян. Верования и обряды

 

 

 

Выполнила:

студентка 116 группы

ФФМО («Лечебное дело»)

Филимонова О. А.

Ф.И.О.

 

Проверил:

Ст. преп., к.ф.н. Рыбкина И.В.                                                                                                                            должность, уч. степ. Ф.И.О.

 

Красноярск

2012

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………………..…3

 

  1. Славянское язычество: общая характеристика….……………………….…...4

 

2. Язычекий пантеон……………….……………………………………………..5

  2.1.Солнце, как языческое божество…………………………………...……5

2.2. Древнейшие боги славян………………………………………………...7

      2.3. Звериные божества……………………………………………………….9

     2.4. Домашние божества…………………………………………………….11

    

3. Культ и обряды………………………………………………………………..13

3.1. Священные деревья…………………………………………………….13

      3.2. Погребальная обрядность…………..…………………………………14

  3.3.Обряды и древние святилища………………………………..…...….17      3.4. Языческие обряды и празднества……….…………………………….18

 

  1. Язычество и христианство………………………………………....................21

4.1.Становление христианской  Руси…………………………………..…...21

4.2. Точки соприкосновения христианства и язычества. ……………..…..22

 

Заключение…………………….………………………………………………....24

 

Список литературы………………………………..………………..……………26

 

 

 

 


Введение

 
         Неотъемлемой частью истории как науки является необходимость ее изучения  для становления своего собственного взгляда на все происходящие с нами события в современном обществе. Любая точка зрения должна иметь под собой некую почву, основанную на ранее изученном материале.

Поэтому изучение религии  древних славян необходимо нынешнему поколению, чтобы осмыслить, обсудить исторические, культурные и нравственные аспекты жизни наших предков.

Ведь изучив культуру и быт древней славянской общины, можно будет сопоставить и  найти точки ее соприкосновения  с современной русской культурой.

Язычество притягивает  к себе любого любознательного человека не только таинственными, порой непонятными  обрядами, не только забытыми, канувшими  в века и извлечёнными из недр земли, памятниками культуры, но и запахом  древнего леса, бескрайними речными долинами, мужеством древних охотников и первопроходцев. Именно язычество помогало древнему человеку противостоять неизвестной и враждебной стихии, делая мир ближе и понятнее.

В жизни современного человека, неразрывно связанного с  инновационными технологиями и стремительно бегущим прогрессом, все чаще можно столкнуться с духом язычества.  Поэтому целью данной работы является определение места и роли язычества восточных славян в духовной культуре современного российского общества.

 

 

 

 

 

 

  1.  Славянское язычество: общая характеристика

 

История славян полна  тайн и загадок, в частности очень  много дискуссий связано с  их религией и верованиями.

Славянское язычество  – это часть огромного общечеловеческого  комплекса первобытных воззрений, верований, обрядов, идущих из глубин тысячелетий. Можно сказать, что язычество являлось некой точкой отсчета всех религий, будь то в последующем христианские и нехристианские течения. Ведь до начала разделений по взглядам и убеждениям все народы, независимо от того, к какому верованию в итоге они пришли, являлись язычниками. Именно поэтому язычество объединяет в себе принцип веры разных народов. Сама же вера этих народов, даже в рамках союза племён, могла быть меж собой весьма различной. 

Славянское язычество  развивалось по разным направлениям: одни племена верили в силы природы и космоса; другие – в Рода и Рожаниц, третьи – в души умерших предков и духов (одухотворённые силы); четвёртые – в тотемных животных-пращуров и т.д. Именно поэтому по общераспространенному мнению религия древних славян была политеистической, то есть утверждалось так называемое многобожье, однако славянская религия была монотеистической. Бог – Творец Мира - признавался единой, всемогущей сущностью.

Представление, что славяне  признавали много богов, было основано на не совсем верном понимании основ религии. Наличие других богов и божков нисколько не нарушало принципа монотеистичности. Эту ситуацию можно сопоставить с христианством. Ведь кроме основного творца, признаются Богоматерь, ангелы, апостолы, святые. Вот и у древних руссов имелись второстепенные боги и божки, отражавшие многообразие сил в природе. Но над всеми ими господствовала единая всемогущая сила - Бог, другие боги и всевозможные божки были только отражением этой силы. Вместе с тем, религия древних славянских народов была и деистична. Они не отделяли богов от сил природы. Они чтили своих предков и поклонялись им, устраивали в их честь праздники, поминали усопших.

Жизнь славян – земледельцев, охотников и рыболовов – целиком  зависела от природы. Они поклонялись всем силам природы: большим, средним и малым. Любая сила была для них проявлением бога, бог был для них всюду. Свет, тепло, молния, дождь, родник, река, ветер, дуб, дававший им пищу, плодородие земли, все это большое и малое, дававшее и двигавшее жизнь, было проявлением бога а вместе с тем самим Богом.

Картина мира славянина-язычника представлялась таким образом: Земля  неподвижна, планеты и звезды вращаются  вокруг нее, а ночью Солнце проплывает по некоему подземному океану. В  языческих верованиях объединились представления различных этапов первобытности.

 

 

  1.  Языческий пантеон

 

Древние славяне поклонялись  разным идолам, считая, что их многочисленность утверждает безопасность смертного, а  человеческая мудрость являет собой  знание имен и функций этих покровителей.

 

2.1. Солнце, как языческое божество

 

Самыми первыми божествами древних славян были Солнце, месяц  и звезды. Среди славян было распространено поклонение богу Солнца, который назывался  Хоресом (Хоросом) или Ярилом, а звезды и месяц находились с ним в так называемых «родственных» отношениях. В народных сказках герои в трудных случаях жизни обращались именно к солнцу, месяцу и звездам, и божество дня, сострадая несчастью, помогает им. Вместе с этим солнце является и карателем всякого зла, то есть, по первоначальному воззрению, - карателем нечистой силы, мрака и холода, и неправды

Солнце в поговорках разных славянских народов является со значением благого, милосердного, приносящего счастье в дом  божества, в который оно заглядывает. Солнце получило на народном языке наименования: бога, солнца - царя или князя, солнца божьего, чада божьего, солнца праведного, солнца красного, солнца светлого и пресветлого. Солнце призывают в песнях, причитаниях и заклинаниях, причем оно не редко именуется "матушкой", его просят проглянуть и осветить и обогреть землю, или подарить красоту, то есть озарить светом и как бы очистить лицо от некрасивого вида. Его вопрошают как всевидящего и всеведущего бога о том, что происходит в далеких местах, молят о покровительстве и помощи в разных случаях, наконец, обращаются к нему с сетованиями и жалобами. 
       Солнце постоянно совершает свои обороты: озаряя землю днем, оставляет ее ночью во мраке; согревая весною и летом, покидает ее во власть холоду в осенние и зимние месяцы. Солнце ближе всех к обиталищу Бога. Отца у него нет, только мать. Солнце ест, пьет, спит. Жилище Солнца на самом краю света, на небесах, но недалеко от земли. Человек, если ему повезет, может туда попасть. Там живут русалки, самодивы, орисницы и другие духи и божества.  
       Поутру Солнце в хорошем настроении, потому сильно не припекает. К обеду оно оголодает, рассердится и беспощадно жжет. На заходе оно устает и хочет только одного: поскорее закатиться в свое жилище на берегу моря. Мать уже приготовила ему ужин - хлеб, мясо, вино. Никто не смеет нарушать трапезу Солнца. В это время оно рассказывает матери обо всем, что за день увидело на земле. После ужина оно приходит в доброе расположение духа и вскоре ложится почивать. Утром его пробуждает Денница, первая звезда на небосклоне.  
      Существует предание: когда Солнце готово выйти из своих чертогов, чтобы совершить дневную прогулку по белому свету, вся нечистая сила собирается и выжидает его появления, надеясь захватить божество небесного огня и умертвить его. Но при одном приближении Солнца - нечисть разбегается, чувствуя свое бессилие.

Оно, так же как и  человек,  все чувствует, радуется, умиляется, дышит, веселится и даже страдает. Солнце живое. Именно на этом основано все славянское язычество. Все, что окружает человека, такое же живое как и он сам.

 

    1. . Древнейшие боги славян

 

Древнейшим верховным  божеством славян был Род.  Род, Мужская Любовь,  был богом  неба, грозы, плодородия. О нём говорили, что он едет на облаке, мечет на землю  дождь и от этого рождаются дети (очень похоже на мифы об Оленихах-прародительницах). Род — повелитель земли и всего живого, он — бог-творец. В славянских языках корень «род» означает родство и рождение, воду (родник), прибыль (урожай), такие понятия, как «народ» и «родина», кроме того, - красный цвет (рдяный) и молнию, особенно шаровую, называемую «родия». Такое разнообразие однокоренных слов, несомненно, доказывает величие языческого бога.

Много общего с Родом  имеют Стрибог и Сварог. «Стрибог»  означает «бог-отец», его внуками считались ветры. «Сварог» переводится как «небесный», в мифах о нём говорится как о боге, пославшем людям клещи, благодаря чему они научились обрабатывать железо. Сварог связан и с огнём, который называли «сварожичем».

Богиня Лада стала  Женской Любовью. По ней прозвались мудрые жёны, умеющие сладить семью, завести в доме лад. Великой Богине была по душе верная супружеская любовь, и мужья с жёнами величали друг друга почти её именем: - Лада! Ладо моё!.. Помолвку тогда называли - ладами, свадебный сговор - падинами, девичье гадание о женихе - ладуваньем. И, говорят, Люди слыхом не слыхивали, чтобы кто-то брал в жёны немилую либо насильничал, тащил девку замуж за постылого, за нелюбого, за неровню.

Великая Лада - Дедис-Лада, Дид-Лада, как звал её один народ, возникший из кремня, - нипочём" не простила бы подобного святотатства.

Она объезжала засеянные  поля в зелёной одежде, благословляя будущий урожай, и шёрстка её коня отливала спелым золотом, как налитой  колос. А мужчины и женщины, держась  за руки, шли вслед за нею в поля, где можно обняться вдали от чужих глаз. Люди ведали; их любовь даёт добрую силу хлебному полю. Поле отдаривало Людей голубыми цветами и обещало вернуть посеянное сторицей. Говорят, будто жито росло тогда стоколосым — по сотне тугих, тяжёлых колосьев на каждом стебле!

Ладу ещё называли Рожаницей, в честь родящего поля и молодых матерей, которых она  незримо обвивала своим поясом, помогая  разрешиться от бремени. Собственных  сыновей у Лады было двенадцать - по числу месяцев года, по числу великих созвездий, что предрекают судьбу-нарок всему сущему на Земле.

В честь Рода и Рожаниц  устраивались ритуальные пиры во время  осеннего праздника урожая и на зимнее солнцестояние.

Звёзды, братья-Месяцы и  сама Рожаница Лада дают каждому человеку Долю - или Встречу, как её ещё называют, - маленькое Божество, которое следует за хозяином до могилы, трудится и хлопочет, помогает ему. Доли у всех разные, смотря по тому, какая звезда верховодила на небосклоне.

У великой Лады, у Матери Лады, была юная дочь. Звали её просто Доченька - Леля, Лелюшка, Полелюшка. Недаром любимое детище до сих пор не просто растят — лелеют, колыбель зовут люлькой, а само дитя нет-нет да покличут нежно лялечкой. И ласка, и оберег именем прекрасной Богини.

Первое упоминание Даждьбога – в «Повести временных лет», из которого следует, что местом культа был холм, на котором стоял кумир Даждьбога и, как и другим богам, приносились жертвы. В общем весь древнеславянский этнос трактуется как наследие Даждьбога. Даждьбог Сварожич – податель  богатства, связь с Солнцем.

Перун – бог грозы  и грома, позже стал покровителем воинов. Его оружием считались  камни, стрелы или секиры.

Хорс (Огонь) – почитался  наряду с другими богами. Во всех, дошедших до нас документах, где  упоминается имя Огня, как божества, он стоит рядом с именами Даждьбога и Перуна, что дает основание отнести его также к солнечным богам.

Естественно, среди древних  славянских богов должны были быть не только светлые, но и темные боги. Рядом с Белобогом – Чернобог. Для того, что было кого винить в бедах людских, чтоб объяснять засухи и недороды.

Чернобог – злой бог, приносящий несчастье. Морана – богиня, первоначально связанная со смертью (Мара – вредоносный дух, оборотень, несущий гибель), а также с сезонными  ритуалами и воскресениями природы.

Бог Волос выступает  как скотий бог и покровитель  богатства.

Дошедшие до нас смутные  свидетельства о славянских богах, находящие разъяснение в народных сказках и песнях, сводятся к борьбе светлых и темных сил природы, плодородия с бесплодием, лета с зимою, света с тьмою, жизни со смертью, Белбога с Чернобогом.

 

 

2.3. Звериные божества

 

Почитаемые животные занимали важное место в представлениях древнего человека о Вселенной. Так  как основным занятием славян была охота, а не земледелие, то они верили, что дикие животные – их прародители. Славяне считали их могущественными божествами, которым следует поклоняться.

У каждого племени  был свой тотем, т.е. священное животное, которому все племя поклонялось.  Древние славяне верили, что тотем  обеспечивает продолжение рода, защищает обратившихся к нему за помощью, передает им свою силу, ловкость, мудрость. Так возникла традиция носить при себе часть тотема (шкуру, когти, зубы). Впоследствии магические свойства оберега были перенесены на изображение животного (выполненное в камне, роге, металле). Несколько племен своим предком считали Волка и почитали его как божество. Имя этого зверя было священным, его запрещалось произносить вслух, поэтому вместо "волк" говорили лютый, а себя называли "лютичи". 

Информация о работе Язычество древних славян. Верования и обряды