Японское "экономическое чудо"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2015 в 22:21, курсовая работа

Описание работы

Страна восходящего солнца, страна необычных традиций, немного чуждых европейскому человеку нравов, имеющая свою неповторимую историю, ярко вписанную в историю всего мирового сообщества.
Японская история, как и история любого государства, интересна и многообразна. В ней есть свои взлеты и падения, черные и белые страницы, периоды и застоя и периоды бурного развития. История этой страны богата на самые разнообразные события и полна самых необычных личностей. Результатом развития Японии стали ее уникальные обычаи и традиции, на которых базируется свой уникальный тип государственного устройства и свои методы хозяйствования.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Япония во время и после Второй мировой войны 4
Глава 2. Слагаемые экономического чуда 11
Глава 3. Роль японского народа в создании «экономического чуда». 23
Заключение 33
Список литературы 36
Приложения 37

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 260.95 Кб (Скачать файл)

Мы  рассмотрели главные слагаемые такого подъема, а также увидели грамотное их использование японским народом в своих целях. Умелое использование и внедрение иностранных достижений в своем производстве, оптимизация его под свои нужды, правильные ставки на научно-технический прогресс и качество выпускаемой продукции, значительные вложение ресурсов в образование, объединенное умелой и конструктивной государственной политикой дали на выходе тот небывалый прогресс, который еще не был в мире. Японцы поставили себе амбициозные задачи и справились с ними, умело найдя способы их достижения.

Вместе с тем, они не просто использовали набор методов, а создали свою цельную экономическую систему, наделенную специфическим чертами,  Даже заимствуя японцы изменяли, импровизировали , добавляли что-то свое, интерпретировали с точки зрения своих национальных взглядов, обычаев и традиций.

Далее мы рассмотрим тех, кто собственно является главным создателем «экономического чуда» его творцом и тем кто больше всех оценил его результат.

Рассмотрим  вклад самого населения Японии в чудо их страны.

 

Глава 3. Роль японского народа в создании «экономического чуда».

 

«Экономическое чудо» Японии, безусловно, появилось благодаря большому количеству факторов. Но несомненным представляется факт того, что никакое чудо не смогло бы произойти, если бы Япония не имела своего главного козыря: своего населения. Именно многомиллионный рабочий класс вместе с классом управленцев сыграл такую огромную роль в становлении «чуда» Японии.

Невольно задумываешься, что же побуждает японцев так усердно, не покладая рук, трудиться и делать это очень интенсивно и качественно. Более того, они не просто работают, а вносят свой весомый вклад в совершенствование производственного процесса, и по мере сил совершенствуют его.

Что же их все-таки побуждает? Если смотреть с точки зрения западных стран, сразу возникают такие предположения как нужда, угроза безработицы, материальная заинтересованность… Безусловно все это не лишено оснований. Материальная заинтересованность во всех странах мира, во все времена была одним из главных факторов мотивации рабочих. В послевоенные годы естественно движущей силой была нужда и крайняя угроза безработицы. Но все же, если это были единственные факторы, то почему японцы трудятся лучше и усерднее остальных народов, которые имеет те же движущие силы? Ведь к 1990-м годам над японцами уже не довлела безработицы. Она достаточно давно уже сохранялась на уровне 2-2,5% от всей рабочей силы. Нужда также не висит над рабочими дамокловым мечом, большая их часть получает сравнительно высокую заработную плату, которая обеспечивает большую часть материальных потребностей.

Так в чем же дело? Углубимся в этот вопрос подробнее, ведь благодаря факторам, которые будут рассмотрены и ниже и стало возможным чудо Японии.

Прежде всего, конечно. стоит начать именно с рабочих, потому что это они на своих плечах вынесли экономическое чудо на свет. Почему не было бунтов, беспорядков и почему так быстро искоренилась безработица, и повысился уровень жизни? Суть состоит в особенностях, которые присущи японцам как народу. Рассмотрим их.

Первая особенность заключается в том, что Япония – страна, расположенная на множестве островов, к тому же в течении многих лет она находилась в изоляции от внешнего мира.  Непредсказуемость природно-климатических условий, низкий уровень развития техники, борьба с самыми различными разрушительными природными катаклизмами – все это сплачивало японцев и развивало в них, принудительно чувство коллективизма и единения. Они сообща боролись со стихийными бедствиями, с которыми нереально справиться в одиночку. Они совместно охраняли свое место обитания, совместно справлялись со многими неурядицами. В конце концов, незнание многих мировых открытий, облегчающих труд и позволявших затрачивать меньше сил на работу, заставляли японцев старыми, коллективными методами вести хозяйство. Поэтому японцы привыкли действовать во всем коллективно и так они живут и работают.

Ярким примером является рабочие помещения японцев. Если в европейских странах все бюрократы любят иметь отдельный кабинет и его получение являет собой получение какого-либо высокого положения, то у японцев все служащие фирм и чиновники работают вместе и даже один отдел от другого отделен в лучшем случае условной перегородкой, которая устраивается с помощью офисной мебели и табличек с названием отдела. Никаких отдельных помещений у них нет.

Такой коллективизм полагает под собой и особый стиль, кодекс поведения. Он состоит из нескольких основных положений: во-первых, это строгое подчинение лидеру, будь то «сэнсей» - учитель или «сячоу» - директор или кто-либо другой, являющийся  главным по положению. Сюда же входит и уважение к «сэнпай» - старшему.. Во-вторых, японцы стараются не причинять неудобства окружающим. Все они аккуратно выполняют правила общежития и совместных действий, и каждый член четко знает свое место. В-третьих, японцы стремятся заслужить уважение окружающих. Это видно по тому, что на работе они стараются не говорить грубостей коллегам или не делать лишних замечаний подчиненным.

Т. Сакайя заметил, что для японцев «оказаться вне группы – страшнее смерти»14. Эта особенность была очень активно использована японским обществом (главным образом – правительством) для создания послевоенной экономики, чтобы функционирующие тысячи и тысячи коллективов синхронно выполняли не только свои, но и общие задачи.

Вторая особенность заключается в междоусобных войнах, которые возникали в стране в период изоляции и проводимая правительством политика милитаризма после «революции» Мейдзи. Все эти события сделали японцев организованными и дисциплинированными, умеющими беспрекословно выполнять любые нормативные требования. Характерной чертой является крепость данного японцем обещания, выполнение которого является строго обязательным. Понятие «честь» и «достоинство» сохранились еще с эпохи «самурай». Еще одним ярким примером четкого соблюдения японцами нормативных требований является низкий уровень преступности в стране. Когда туристов или людей, которые приехали в Японию на заработки спрашивают, что им нравятся в Японии они неизменно в состав своего ответа включают безопасность. Истоки ее лежат именно в этом строгом моральном принципе японского народа.

Такие факторы помогли в короткие сроки создать в Японии индустриальное общество, производящее массу стандартного продукта, качество которого зависит от дисциплинированности работника и его умения соблюдать необходимы предписания. Это – одна из слагаемых качества японской продукции, о которой говорилось выше.

Японцы вообще во всем любят стандарт. Если вы попадете в японское метро с утра, то увидите огромное количество людей в черных костюмах и белых или синих рубашках с галстуками. Это служащие спешат на работу. Это заметно и во всеобщей школьной форме, одежде студентов, спортивной форме. Порядок и четкость во всем – вот что отличает среднего японца.

Третьим фактором является то, что еще со времен эпохи Токугава критерием высшей ценности общества считалась стабильность. Суть этой стабильности во многом сходна с современной концепцией «человеческого потенциала».  Эта концепция общеизвестна, но наверное в Японии она была применена со всей основательностью. Итак, суть заключается в том, что самым мощным мотивом к труду является не заработная плата и не различные формы материальной выгоды, пусть они и необходимы. Это не является определяющим, тем что действительно заставляет человека трудиться и пробуждает в нем это желание. Главное – это, как работа дает человеку возможность реализовать свой потенциал, который в нем заложен, насколько она приносит ему удовлетворение и приносит общественное признание. Если работа удовлетворяет этим факторам, то и трудиться человек будет с максимальной отдачей. И ведь действительно, работа которая приносит удовлетворение, пробуждает желание трудиться больше и больше. А если работа не приносит никакого удовлетворения, то какие бы не применялись методы принуждения, то человек не будет работать с максимальной отдачей и вряд ли будет приносить какую-либо пользу обществу. После горького поражения в войне японцы взяли на вооружение именно эту концепцию – концепцию стабильности и она очень помогла в становлении общества, когда каждый, занимаясь тем, что он хочет приносил пользу обществу. Конечно, реальная жизнь не была настолько идеальной, но свой весомый вклад она конечно внесла.

Три приведенных выше фактора были в основном связанными с менталитетом японцев, географическим положением их страны и условиями, созданными в культурной и социальной среде общества. Они конечно же оказали огромное влияние на становления Японии во второй половине 20 века. Рассмотрим и преимущественно экономические факторы.

Вообще за рубежом считают, что такая производительность труда в Японии достигнута за счет особых отношений, сложившиеся в Японии между трудом и капиталом, характеризующихся, гармонией и сотрудничеством. В какой – то степени это верно и попытаемся разобраться в сути поподробнее.

Следует начать с того, что в Японии гораздо больше, чем в других странах придается значение тому, к какой общности принадлежит индивид и насколько он с ней связан. Рассматриваются такие общности как родственная, социальная, производственная и т.п. В определенной степени – это феодальный пережиток, который сохранился с древних времен и вырос из отношений слуг с хозяевами ,  работников с работодателями, вассалов и сюзеренов.  Эта особенность японского менталитета была очень умела приспособлена для своих нужд предпринимателями для взаимоотношений с рабочим классом. Она была положена в основу «особой системы наемного труда» в Японии

Конечно, принципиально эти взаимоотношения не изменили. Присвоение части неоплаченного труда, получение дохода были и остаются капитализма в Японии, как и во всем мире. Прибавочный труд «по своей сущности всегда остается принудительным трудом, хотя бы он и казался результатом свободного договорного соглашения». Естественно никто не может отменить это положение, введенное Карлом Марксом. Его и нельзя упускать из виду, рассматривая отношения труда и капитала в Японии, несмотря на то, что их сущность как бы скрыта от нас за понятиями «гармония» и соглашение». Но нельзя отрицать и специфичность японской системы наемного труда, которую предприниматели поставили себе на службу и надо сказать, она весьма эффективно справляется со своей задачей вовлечения и удержания рабочих.

Как говорят в Японии специфическая система найма в их стране держится на «трех священных коровах»:

Во-первых, так называемый «пожизненный найм рабочих», то есть рабочему гарантируют занятость на этом предприятии до самого его выхода на пенсию

Во-вторых, особая система заработной платы, повышающейся в зависимости от возраста (старшинства) рабочих и стажа работы на данном предприятии

В-третьих, фирменная, а не отраслевая система профсоюзов, то есть рабочие объединены в профсоюз, (если он есть), действующий в рамках определенной фирмы15.

Конечно, такая «особая» система сложилась в Японии далеко не сразу. Послевоенные годы были отмечены резким усилением проииворечий между трудом и капиталом в условиях определенной демократизации в стране. То, что беспощадно подавлялось в годы реакции вышло наружу. По стране прокатились мощные стачечные выступления, возникло сильное профсоюзное движение в общенациональном масштабе.

В этих условиях предприниматели, тогда в союзе с правительством (во время оккупации – с окупационым, американским) попытались сделать все, чтобы сбить этот накал классовой борьбы. Методы применялись самые разные, но надо отдать предпринимателям должное, они всегад стремились найти компромисс, как-то договориться и разрешить конфликт мирно. Так и была разработаны особая система оплаты труда, связанная с ростом производительности труда, прожиточного минимума и темпами инфляции. Японские капиталисты пошли на это, так как это был вопрос и их выживания. Они в условиях бурного роста национальной экономики нуждались в заинтересованных в своем труде рабочих и устойчивых и стабильных трудовых отношениях.

Здесь и пригодились национальные черты характера японцев, в особенности их склонность к общности, к определенному «консенсусу» и их повышенное чувство долга. Предприниматели также не забыли, что рабочий класс – это и основной, самый крупный по численности класс потребителей в стране, поэтому рост его покупательной способности приведет к расширению сбыта и как следствие к увеличению доходов.

С начала 50-х и до середины 79-х годов, то есть в собственно период «экономического чуда» в Японии имел место очень значительный рост заработной платы лиц наемного труда. Среднемесячная зарплата рабочих и служащих возросла с 18,3 до 116,8 тыс иен или почти в 6,4 раза, а индекс розничных цен увеличился тогда в 3,2 раза. Таким образом, наблюдается существенный рост заработной платы и повышение жизненного уровня трудящихся.

  Вообще основным источником роста заработной платы является рост производительности труда. Конечно, ежегодная прибавка к зарплате не происходит полностью механически и бесконфликтно, иногда сторонам приходится просидеть за столом переговоров несколько суток, но переговоры всегда заканчиваются компромиссом.

Еще одна особенность труда японского рабочего класса в том, что японский трудящийся работает больше (по количеству часов в год) а отдыхает меньше (оплаченный отпуск), чем во многих промышленно развитых странах.

В доказательство этому есть определенная статистика. В 1986 году японский рабочий проработал 2150 часов, в том числе 212 часов сверхурочно, соответственно рабочий США – 1924 часа (117 – сверхурочно), Англии – 1938 (161), ФРГ – 1655 (83) Франции – 1643 (0)16.

В японской промышленности самое низкое количество дней, потерянных из-за трудовых конфликтов или прогулов, а также самая низкая текучесть кадров. Так, например, в период с 1977 по 1987 гг. количество рабочих дней потерянных из-за забастовок составило (в тыс. чел/дней): в Японии 7496, в США 161 914, в Англии 113 251.

В чем причина? Все очень просто. Японец знает, что именно от его производительности труда зависит и его заработная плата, т.е. они взаимно увеличиваются и уменьшаются, поэтому у него есть стимул работать действительно хорошо, потому что он знает, что с ростом результатов его труда вырастет и доход, прибавка к которому не будет съедена грядущей инфляцией.

Информация о работе Японское "экономическое чудо"