Японское "экономическое чудо"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2015 в 22:21, курсовая работа

Описание работы

Страна восходящего солнца, страна необычных традиций, немного чуждых европейскому человеку нравов, имеющая свою неповторимую историю, ярко вписанную в историю всего мирового сообщества.
Японская история, как и история любого государства, интересна и многообразна. В ней есть свои взлеты и падения, черные и белые страницы, периоды и застоя и периоды бурного развития. История этой страны богата на самые разнообразные события и полна самых необычных личностей. Результатом развития Японии стали ее уникальные обычаи и традиции, на которых базируется свой уникальный тип государственного устройства и свои методы хозяйствования.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Япония во время и после Второй мировой войны 4
Глава 2. Слагаемые экономического чуда 11
Глава 3. Роль японского народа в создании «экономического чуда». 23
Заключение 33
Список литературы 36
Приложения 37

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 260.95 Кб (Скачать файл)

Конечно, все это неоспоримо. Но если посмотреть с другой точки зрения, то японцы – крайне практичные люди. Их главная задача в послевоенный период была не в том, чтобы стать лидером в производстве инноваций, а в восстановлений послевоенной экономики, причем скорыми темпами и вывод ее на общемировой уровень научно-технического прогресса. Поэтому они не стали «изобретать велосипед»,  а решили воспользоваться тем, что было придумано до них. Это было проще, быстрее и самое главное, несравненно дешевле. И такая политика действительно принесла свои плоды, как уже было сказано выше. Япония в короткий срок не только подняла свою научно-техническую базу, но и вышла на один уровень с мировыми развитыми странами.

Но массовое заимствование все же негативно сказалось на стране. Япония начала стремительно отставать в плане развития фундаментальных наук. «Японское «экономическое чудо» - писал журналист «Ориентал экономист» - было связано с тем, что силы концентрировались на развитии как таковом, а не на исследованиях»8. И это действительно было так. Появилась угроза того, что Япония «повиснет» на чужих разработках и вынуждена будет поглощать чужие разработки для поддержания своей научно-технической базы, то есть впадет в зависимость от других стран.

Но японцы смогли сделать для себя правильные выводы. В 80-е годы ситуация начала резко изменяться. Усвоив и оптимизировав все, что было возможно из Америки и стран Европы, Япония начала создавать свою передовую технологию.  «История Японии, - заметил японский ученый М. Моритани, - говорит о том, что, страна, столкнувшись с трудностями, поднимается до высоты задач  и демонстрирует выдающиеся способности»9. Это утверждение было подтверждено на практике. Абсолютные размеры расходов на НИОКР Японии начали неизменно расти. Если в 1975 году они составляли 15,560 млн. долларов или 2,11% национального дохода, то к 1985 году они составили уже 62,353 млн. долларов или 3,29% национального дохода. Это позволило Японии занять прочное второе место в капиталистическом мире после США.10

Также в 60-70х гг. Япония начла очень активно теснить США в области высоких научных технологий. В результате в начале 80-х гг. доля Японии в мировом экспорте товаров составила 25% по сравнению с 13% в начале 70-х годов.  Япония вышла в мировые лидеры в судостроении, черной металлургии, бытовой электротехнике, автомобилестроении, производстве полупроводников и интегральных схем, оборудования с числовым программным управлением. Особенно сильные позиции Япония заняла на рынке наукоемких товаров потребительского спроса.

В 1985 году под эгидой министерства внешней торговли и промышленности Японии начал действовать японский центр ключевых технологий. Задача центра – финансовая поддержка фундаментальных исследований в области микроэлектроники, компьютеров, аппаратуры и средств связи, новых материалов, использования космического пространства ит.п.

По числу научных сотрудников в 1986 году Япония вышла на третье место в мире. В этом году их было зарегистрировано 406 тысяч. Однако значительная их часть работает не в лабораториях, а непосредственно на предприятиях японских корпораций. Именно это, по мнению самих японцев, обеспечивает оперативную связь между наукой и производством и позволяет гораздо более мобильно внедрять новейшие разработки в производство.

Расходы Японии на НИОКР на ¾ осуществляются в рамках частнокапиталистических корпорации  и ориентированы на быструю коммерческую отдачу. Одно из самых главных положений – «делать лучше то, что запад делает хорошо», т.е. качественная доводка и утилизация идей По количеству зарегистрированных патентов , а их было уже 507 тыс. Япония значительно опережала все страны мира, в том числе и такие как СССР и США.

«Нью-Йорк таймс» с тревогой писала: «Япония опережает Соединенные Штаты в области патентованных научных открытий. Начиная с 1976 года на патенты, выданные японским изобретателям, ссылаются значительно чаще, чем на потери американцев».11 Это вызывало у американцев очень нешуточную тревогу.

Одной из причин эффективной экономики Японии является причина, которая косвенным образом вытекает из предыдущей. Одним из «столпов» японской экономики является качество продукции. Действительно, для страны, которая главным образом ориентируется на экспорт, качество продукции является одним из определяющих факторов успешного функционирования экономики, поэтому этот вопрос заслуживает отдельного рассмотрения.

Вопросам качества японцы придают первостепенное значение «Качество – заметил английский исследователь, - это национальная одержимость японцев, оно становится ими впереди всех других ключевых проблем»12. По заключению американских специалистов, «в Японии качество – это образ жизни. Оно вбирает в себя качество продукции, управления, межличностных отношений, результатов деятельности компании, самой компании с точки зрения ее положения в обществе, рабочей обстановки».

И действительно, так и происходит. Японцы вынуждены были поставить качество продукции на определяющее место. А это было две причины:

Во-первых, жизненно необходимо было преодолеть широко распространенное в предвоенное время мнение о японских товарах как о товарах низкого качества.

Во-вторых, для того, чтобы завоевать «место под солнцем на международном рынке в условиях жесткой конкуренции, необходимо было прежде все выйти на самый высокий уровень по качеству товаров – от их внешнего вида до послепродажного обслуживания. Без этого японская промышленность, ориентированная на экспорт, не смогла бы добиться выдающихся успехов на международном рынке.

Японцы сумели не только поднять уровень качества своей продукции, но и создали свою собственную систему тотального контроля качества, которая на порядок отличается от тех, что приняты в других странах. При этом главный парадокс заключается в том, что принятые на вооружение меры были созданы в США, где не прижились. А вот японцы, перенявшие их, смогли адаптировать их под себя и полностью приспособить к своим конкретным национальным условиям.

В Японии работа по совершенствованию качества – общенациональная задача, которая решается в таком же общенациональном масштабе.  В основе принятой в Японии системы лежит принцип предотвращения дефектов. Именно предотвращение их появления в процессе производства, а не обнаружение их в готовой продукции. Это очень сильно отличается от других стран, где дефекты выявляются уже в готовой партии продукта. Другое принципиальное положение заключается в том, что контроль практически доверен рабочим, которые несут личную ответственность за произведенную им продукцию, т.е. очень сильна функция самоконтроля.

В США, да и во многих странах система контроля качества основана на обнаружении дефектов в процессе производства специальными контролерами, рабочим же такой контроль не доверяется, их задача – выполнение программы, плана. Инспекцией качества и устранением дефектов занимается довольно многочисленная армия контролеров и специалистов по устранению дефектов.

Как правило, при такой системе, получается, что рабочие скрывают дефекты продукции, а контролеры, ввиду выполнения плана закрывают глаза на мелкие недоработки. В Японии такой принцип невозможен. Там повышение качества и производительности труда и снижение альтернативных издержек рассматривается как основной фактор повышения эффективности производства.

Японцы как никто другой понимают важность качества продукции. Именно из-за этого они не считаясь с затратами, непрерывно улучшают качество0 доводя уровень дефектов до нулевых результатов. Так, например если в США при производстве электронных компонентов допускается от 500 до 50 дефектных единиц на миллион единиц товара, то в Японии таких единиц может быть всего десять.

Конечно, в процессе производства неизбежен выпуск изделий с дефектами или не соответствующих спецификации. Такие изделия, по японской терминологии называются «минус-продукцией», так как стоимость их исправления всегда дороже стоимости предупреждения появления такой продукции. Следовательно, главные усилия должны быть направлены на недопущение «минус-продукции»

Дефекты, естественно, можно удалить путем инспекции качества, но этот метод, по мнению японских специалистов, поглощает много времени и дорог, а самое главное – он не решает проблему. Лучшим же путем является устранение причин самого появления дефектной продукции.

Японский менеджер не интересуется каким-то отдельным дефектным изделием. Его интересует именно недостаток в системе, который допустил выпуск такой продукции. Если причина выпуска дефектного изделия будет устранена, то не будет смысла инспектировать уже готовые изделия. Фактически инспекция качества, считают японские специалисты, противоречит осуществлению контроля за качеством. Качественный контроль улучшает систему, в результате дефекты устраняются, производительность повышается, а средств тратится меньше.

Существо японской системы качества заключается в решении проблем (устранения дефектов на всех этапах производственного процесса.  По этой системе конструктор устраняет дефекты на стадии разработки продукции, инженер, отвечающий за поставку компонентов и сырья – на стадии их закупки, а заводской рабочий и инженер – в процессе производства.

Конечно, далеко не все японские продукты находятся в идеально  качестве, и далеко не все технологии идеально отлажены. Но ориентация японских производителей на повышения качества всего – от самого продукта и до сырья, которое поставляется для его производства, делает качество продукции одним из основополагающих факторов экономики и одним из причин «экономического чуда»

Еще одной основополагающей причиной, которая непосредственно связаны со всеми остальными являются квалифицированные кадры японской экономики.

У японцев есть одна национальная черта – это неуемная жажда знаний. Причем знания им нужны не для обладания ими в принципе, а для их практического применения. Не случайно конфуцианское учение провозглашает высшую радость в приобретении знаний и в стремлении претворить их в жизнь.

Вообще в Японии образование выполняло и выполняет четкий социальный заказ: подготовка рабочей силы, способной совершить «экономическое чудо» По словам одного экономиста из Тайваня: «В Японии создана замечательная система образования, которая воспитывает у школьников чувство самосознания и своего достоинства, четкое понимание задач и своего места в обществе.

После «революции» Мейдзи Япония стала уделять серьезное внимание проблемам образования. Тогда была проведена радикальная перестройка всей системы. А после мировой войны была проведена радикальная, так называемая вторая реформа образования, которая прежде всего была направлена на создания условий для получения образования для всех граждан страны, как того требовала Конституция 1947 года.

В ходе этой реформы стало быстрыми темпами расти количество учебных заведений, занятых непосредственно профессиональным образованием. Так за этот период число колледжей выросло в 3,6 раза, а число вузов в 2,3 раза. Все школы и вузы стали пополнятся обширной научно-технической базой и опытными и образованными педагогическими кадрами. С ростом числа средних и высших учебных заведений начали последовательно расти и расходы на образование. Если в 1955 году они составляли 6% к национальному доходу, то к 1985 году они возросли на 2,5% и составили 8,5%.

Специалисты из самой Японии расходятся во мнениях по поводу второй реформы образования. Кто-то относится к ней положительно, а кто-то критически. Но абсолютно ясно то что эта реформа помогла создать уникальную рабочую силу путем нескольких важных факторов:

  1. Она обеспечила единство образования с экономикой
  2. Обязательное образование стало бесплатным, что дало возможность охватить учебой всех детей
  3. Именно после этой реформы было введено совместное обучение мальчиков и девочек. Этот простой фактор позволил социально-психологически адаптировать детей для работы в разнополом современном коллективе
  4. Реформирование системы образования стало согласовываться с потребностями в рабочей иле и задачей индустриализации общества
  5. Резко поднялись популярность образования и престижность отдельных вузов.13

Вообще в Японии одно из самых сильных стремлений семьи – это дать детям хорошее образованиею Свыше 94% школьников после окончания средней школы поступают учебные заведения высшей ступени.

Самое интересное, что в Японии в вузах именно профессиональному образованию отдается только менее 30% всего времени. Это вызвано тем, что высшая школа не ставит себе целью выпустить специалистов в какой-либо сфере. Ее главная цель - это, прежде всего. подготовка высокообразованных интеллигентных специалистов, широко информированных и социально активных. А вот профессиональные навыки и знания молодой специалист получает уже на внутрифирменном обучении. Поэтому фирмы в Японии при приеме на работу рассматривают диплом об окончании вуза как фактор второстепенный. В первую очередь рассматривается сам человек, его личность, семья, наличие рекомендации и т.п. По мнению руководителей, внутрифирменный менеджмент и практика научат принятого на работу человека профессионализму.

Образование сыграло огромную роль в создании «экономического чуда» Конечно, создавать его начали довоенные люди. Но те, кто встал после них, смогли благодаря не в последнюю очередь образованию, продолжить их дело и вывести на еще более высокий уровень.

Таким образом, мы рассмотрели  причины экономического чуда, его предпосылки и причины.

В ходе периода «экономического чуда» Япония в рекордные сроки смогла вывести свою экономику из послевоенного кризиса и хаоса и практически с нуля создать новую систему. Самым главным японским достижением считается даже не восстановление ее экономики, разрушенной Второй Мировой войной, а достижение ей в короткие сроки самых высоких среднемировых показателей. Учитывая положение Японии после 1945 г., т.е. полностью разрушенную экономическую систему, массовую безработицу, острейший дефицит ресурсов, большие человеческие и ресурсные потери во время войны, полный развал материальной базы, а также американскую оккупацию, которую японское хозяйство также выдерживало на себе, такие быстрые темпы восстановления и развития действительно являются одними из самых выдающихся во всей мировой истории.

Информация о работе Японское "экономическое чудо"