Шпаргалка по "История Беларуси"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 17:10, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История Беларуси"

Файлы: 1 файл

История Беларуси 1.doc

— 758.50 Кб (Скачать файл)

Население Полацкой земли и представители местной  династии князей названы «кривичами» в летописях под 1127, 1129, 1140, 1162гг. Название «кривичская земля» в некоторых случаях сохранилась на территории северной Беларуси до первой четверти 14в. В латышском языке термин «кривичи» закрепился для обозначения восточных славян.

Одновременно  в древних летописях используется термин «полочане». Согласно объяснения летописца это название происходит от реки Полоты – правового притока Западной Двины, возле устья которой был основан Полоцк. Видимо, полочане – группа кривичей, которые выделились из кривичского объединения с центром в Полоцке, от которого они получили свое название.

Дреговичи, как  отмечал летописец, жили между Припятью и Западной Двиной. Однако эти реки не очерчивали дреговичскую территорию. Благодаря археологическим исследованиям установлено, что дреговичи занимали территорию на востоке до Днепра, на севере до линии городов Заславье, Логойск,  Борисов. Тут дреговичи смешивались с полоцкими кривичами. Южная граница территории дреговичей находилась немного на юг от Припяти, где они были соседями с древлянами. В направлении на запад граница переходила Западный Буг, что подтверждают материалы курганных могильников в Среднем Побужье.

Наиболее распространено мнение, что название «дреговичи»  происходит от слова «дрыгва» (болото). Дреговичи – жители сырой, болотистой местности. Высказываются также мнения, что это название произошло и от имени собственного, например Драг и Драговит. Летописец называет дреговичей среди этнических групп, которые имели «свое княженье» еще до возникновения Киевской Руси.

Предшественниками летописных дреговичей на средней Припяти  в 6-8вв. были славянские племена пражской культуры

Курганы дреговичей 9-10вв. с кремацией и лепной керамикой известны на Днепре, Припяти, в верховьях Случи и Оресы. На рубеже 10-11вв. появляются первые дреговичские курганные трупоположения. В курганах 11-13вв. встречаются постройки в виде невысокого сруба, покрытого крышей.

Среди женских  украшений у дреговичей были распространены зерненые бусы. Они изготавливались  из меди и серебра.

Каркас бусин  был украшен напаянными мелкими  серебряными шариками – зернью. Такое сочетание разных металлов придавало изделию особую красоту. Такие бусы считаются характерным племенным признаком дреговичей. Набор украшений дреговичских женщин был менее богатым по сравнению с кривичскими.

По мнению некоторых  исследователей, город Брест был  основан на рубеже 10-11вв. дреговичами  и принадлежал Туровскому княжеству. Во многих курганных могильниках на север и запад от древнего Бреста находят зерненые бусы дреговичского типа. Они выявлены и в культурном слое Бреста. Изучение погребального обряда и инвентаря курганов 10-13вв., их классификация привели к выводу, что дреговичи были основным населением Среднего Побужья. Другие ученые считают, что археологические памятники, которые напоминают так называемые «каменные курганы», принадлежат славянизированным потомкам западнобалтских племен ятвягов.

В «ПВЛ» дреговичи упоминаются под 1116 годом. В последний раз они упомянуты в летописи в 1149 годом в связи с тем, что города «Слуцк, Клецк и все дреговичи» временно оказались под властью черниговского князя.

На территории расселения дреговичей возникли города Туров, Пинск, Брест, Слуцк, Клецк, Рогачев, Мозырь, в конце 10 в. сложилось Туровское княжество. Юго-восточная часть земель дреговичей вошла в Киевское княжество.

Радимичи –  восточнославянская этническая общность, земли которой размещались в  юго-восточной части современной Беларуси (восток Гомельской и Могилевской областей), а также в западных районах Брянской и северо-западных районах Смоленской областей. На территорию Беларуси, таким образом, приходится более чем половина основных радимичских земель.

Поскольку основная территория радимичей находилась в зоне малоурожайных суглинисто-подзолистых почв, они стремились к расселению в черноземные земли, результатом чего стал колонизационный поток их в юго-восточном направлении.

Как сказано  в летописи, название радимичи происходит от имени собственного Радим, во главе с которым радимичи пришли с прапольских земель. Предшественниками радимичей в Посожье были носители калочинской культуры 5-8вв.

Наиболее исследованными являются курганные могильники. Погребальный обряд – трупосожжение (8-10вв), с конца 10в. – трупоположение. В Беларуси курганы радимичей изучались около д. Обидовичи Быховского, Веточка, Вишенька, Годиловичи, Ходосовичи, Шапчицы, Юдичи Рогачевского, Демьянки Добрушского, Насимковиси Чечерского районов.

Характерными для радимичских женщин были украшения, где в разных вариантах сочетались семилопастные или перстнеобразные височные кольца, мелкий бисер, позолоченные стеклянные бусы, круглые подвески, которые символизировали небесные светила. Для радимичедсй кроме височных колец свойственными являются пластинчатые шейные гривны. Этнографические особенности женского костюма объясняются влиянием балтского субстрата на культуру радимичей.

Почти до конца 10в. радимичи жили самостоятельно и  выплачивали дань сначала хазарам, а потом Киеву. С 11в. территория радимичей была в составе Черниговского княжества. В летописи радимичи упоминаются под 984г. Наиболее крупным городом радимичей был Гомель, о чем свидетельствуют археологические раскопки. Существовали также города Кричев, Славгород, Чечерск. Последний раз радимичи упоминаются в летописи под 1169г.

Главные занятия  кривичей, дреговичей, радимичей –  земледелие. Основные орудия для обработки  земли – соха и рало. На территории Беларуси в основном использовалась соха, которая только рыхлила, но не переворачивала землю. Основные сельскохозяйственные культуры – ячмень, просо, пшеница, рожь, лен. Восточным славянам были известны культуры бобов, гороха, чечевицы и особенно репы. Важную роль играло скотоводство. Разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней, а также лошадей. Распространены также были лесные и речные промыслы, бортничество. Занятие ремеслами для сельского населения имел подсобное значение. Крестьяне сами изготавливали ткани, шили одежду и обувь, делали предметы быта, посуду, стоили жилье.

Типам сельских поселений, которые известны по письменным источникам, отвечают два типа археологических  памятников: открытые неукрепленные поселения от нескольких сот квадратных метров до нескольких гектаров и небольшие хорошо укрепленные городища.

В начальной  стадии поселения славян размещались  в речных долинах и на береговых  террасах группами по 3-5 и больше поселений. В 8-9вв. характер размещения поселений не изменился, однако увеличилось их количество. Ближайшие поселения составляли единую государственно-территориальную структуру – общину, а между группами поселений оставались большие незаселенные просторы, занятые лесом.

22. Эволюция  религиозных представлений в  первобытную эпоху

Материальная  сторона жизни древних людей  нашла отражение в конкретных археологических материалах, что позволяет характеризовать ее с достаточной степенью вероятности. Вместе с тем мировоззренческую и бытовую стороны жизни древних обществ реконструировать по материальным находкам весьма непросто. Ученые прибегают к этнографическим и фольклорным источникам, проводят широкие сравнительно-исторические параллели. Тем не менее, многие выводы носят гипотетический характер, нуждаются в дальнейшей разработке и уточнении.

В далеком прошлом  людям для выживания приходилось прикладывать максимум усилий. Человека со всех сторон окружали и подстерегали опасности: неизведанные явления природы (молния и гром, пожары, ливни и наводнения, ураганы), рядом обитали мощные и хищные животные. Людям не хватало ни знаний, ни умений успешно противостоять опасностям, они не всегда могли правильно понять причинно-следственные связи. Очень часто явления и события воспринимались в искаженном и фантастическом виде.

Общепризнанно, что у верхнепалеолитических  охотников и собирателей уже  существовала определенная система представлений об окружающем их мире, которые непосредственным образом были связаны с конкретными условиями их жизни и условий.

Первоначальной  стадией осмысления человеком неживой  природы был фетишизм. В дальнейшем человек наделяет окружающую природу присущими ему же качествами, населяет ее множеством духов. Эта система древнейших воззрений известна как анимизм. В числе древнейших верований был и тотемизм: вера в общее происхождение, волшебные родственные связи между людьми, животными и растениями и т.д.

На верхнепалеолитической  стоянке Юровичи найдена орнаментированная  пластинка из бивня мамонта. Некоторые  ученые связывают ее с фетишизмом. Вблизи Беларуси, на Елисеевичской стоянке (Брянщина), найдена вырезанная из бивня мамонта женская статуэтка. Подобные статуэтки найдены и на других верхнепалеолитических стоянках. Трактуют эти находки по-разному: это и олицетворение женщины-хранительницы домашнего очага, женщины-матери, хозяйки дома и окружающей природы, в первую очередь – матери и хозяйки промысловых животных и т.д. При всем разнообразии мнений подчеркивается исключительно важное положение женщины в верхнепалеолитическом обществе.

В ту эпоху существовали разнообразные обряды, которые были направлены на обеспечение удачной  охоты – занятия, от которого зависело существование человеческого коллектива. Эти обряды носили магический характер и, видимо, предваряли начало охоты, а затем (в случае успеха) совершались в качестве благодарности.

На верхнепалеолитических  памятниках (вне белорусского региона) найдены погребения, которые свидетельствуют о существовании у первобытного человека веры в загробную жизнь как продолжение земной. Первоначально погребения выражали просто заботу о беспомощном сородиче. Понятие о смерти ассоциировалось лишь с изменением некоторых жизненных функций и умерший не перестал быть членом коллектива. Коллектив продолжал заботиться об умершем: чтобы уберечь от зверей, его укрывали в яме, снабжали необходимыми орудиями труда и охоты, украшениями, пищей.  С течением времени возник культ предков, следы которого сохранились на Беларуси до наших дней.

Вероятно, очень  рано возникло почитание огня. На протяжении тысяч лет огонь являлся защитником человека от неблагоприятных климатических условий и хищных животных. Именно таким образом объясняются многочисленные факты использования огня при погребениях, обряды кремации умерших.

В мезолитическую и неолитическую эпохи круг религиозных  представлений, видимо, в своей основе оставался прежним, так как человек продолжал заниматься охотой и собирательством. С изменением фауны стали почитаться другие животные. На стоянках найдены костяные фигурки лосей, змей, уток. Их рассматривают как тотемов родовых коллективов. Высказывается предположения о существовании культа утки, который сопровождался соответствующими мифологическими сказаниями.

Развился культ  предков. Ушедшие в потусторонний  мир предки представлялись духами-защитниками, божествами. С этими представлениями археологи связывают находки костяных и деревянных человеческих фигурок, преимущественно мужских. Это говорит о положении мужчины-охотника в родовом коллективе. В пользу существования культа предков свидетельствуют и захоронения, сопровождавшиеся обрядами и помещением с умершим комплекса вещей.

Освоение новых  занятий, переход к земледелию и скотоводству привел к переосмыслению верований и воззрений на окружающий мир. Земледелец стал по-другому смотреть на явления природы, ему стали необходимы другие покровители, могущие обеспечить его благополучие. На первое место выходит почитание Солнца – источника света и тепла. Культ Солнца отражен в орнаментах глиняной посуды: крест, круг и т.д. Солнценебесный змей-огонь – божество, якобы способствующее плодородию и деторождению. Богатый материал для реставрации воззрений людей железного века дали памятники милоградской культуры. Это фигурки животных, грузики-пряслица, подвески-амулеты и т.д. Анализ находок позволил сделать вывод, что у милоградцев-земледельцев культ Солнца занимал доминирующее положение. С ним был тесно связан аграрный культ, призванный обеспечить получение хорошего урожая. Фигурки животных связаны с тотемическими представлениями или же каким-то образом обслуживали обряды почитания солнца. Имеется вероятность существования культа Камня. Возможно, присутствовала культовая антропофагия – человеческие жертвоприношения с поеданием убитых. Найдены остатки сооружений, которые трактуются как святилища. Продолжал существовать и культ предков.

Многие предметы, связанные с культами, одновременно служили украшениями: в первую очередь, разнообразные подвески-амулеты из зубов животных и человека, фигурки животных и т.д. Некоторые из них покрыты орнаментом, который сочетает эстетическую и магическую функции. Специфический и во многом загадочной выступает орнаменталистика, дешифровка которой позволит выяснить многие стороны жизни других людей.

Фетишизм. Вера в сверхъестественные возможности природы (камни, деревья) или сделанные человеком (статуэтки, разнообразные подвески) неодушевленных предметов (фетишей), поклонение им. Отражал начальные формы осмысления неживой природы, когда фантастические образы еще не отделялись от самих материальных предметов, которым приписывались воображаемые возможности: лечить от болезней, охранять жизнь и т.д.  С фетишизмом связаны первоначальные формы искусства (фетишами часто выступали скульптурные изображения человека или животных, другие предметы).

Анимизм. Вера в существование душ и духов – фантастических существ, которые обладают человеческими качествами и действуют во всей живой и неживой природе.

Тотемизм. Вера в общее происхождение, сверхъестественные родственные связи между группой людей-родственников (род) и определенным видом животных, растений, предметом или явлением. Тотемом называлось жиовтное, растение или их изображение, которые считались родоначальниками, защитниками своих потомков.

Магия. Обряды, таинственные действия или словесные заклинания, которые используются людьми с целью волшебным образом воздействовать на людей, животных, предметы и явления. Возникла в первобытном обществе, широко использовалась при подготовке к охоте, при начале земледельческих работ и т.д.

Ворожба. Магические действия и заклинания, которые будто бы могут предсказать будущее или рассказать о прошлом. Возникла в первобытном обществе вместе с ранними формами религиозно-идеологических представлений: верой в сверхъестественные силы, добрых и злых духов.

Знахарство (лечебная магия). Совокупность способов лечения болезней, основанных на вере человека в сверхъестественные силы.

Культ предков. Религиозное почитание умерших родителей и других родственников. Возник и развивался как семейный культ, генетически связан с анимистическими верованиями и представлениями о предках – защитниках потомков, их благополучии.

23. Политическое  и экономическое положение белорусских  земель в 8-10вв. и их вхождение в состав Киевской Руси

К середине 9в. на территории, заселенной славянскими  общностями, начались формироваться  раннефеодальные княжества. В них были свои княжения, которые складывались из волостей, бывших родовых общин. Каждая волость имела свое вече и своего князя с дружиной. Вече (народному собранию) принадлежала законодательная власть в волости, вече выбирало князя, объявляло войну и заключало мир. Волосные князья осуществляли исполнительную власть, охраняли территории волостей, совершали военные походы.

Информация о работе Шпаргалка по "История Беларуси"