Шпаргалка по "История Беларуси"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 17:10, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История Беларуси"

Файлы: 1 файл

История Беларуси 1.doc

— 758.50 Кб (Скачать файл)

Днепро-донецкая культура. Ареал – Восточное Полесье, на восток от Горыни, включая низовья Березины и Сожа, а также среднее Поднепровье. Датировка – 4300-2000гг. до н.э. В северо-восточной Беларуси известно до 150 памятников, наибольшие группы около д. Осоревичи Брагинского, Юровичи Калинковичского, Лучажевичи Мозырского, Красноселье, Ломыш, Хвощевка Хойникского районов. Остатки двух жилищ выявлены на северо-западном берегу озера Литвин. Одно жилище овальное полуземляночное размерами 3,6-5м с узким входом с юга и опорным столбом посредине, остатками очага, обложенного камнями. Другое жилище – прямоугольное 4,5х5м с очагом в углу, которое было вымощено небольшими камнями. Захоронения этого времени известны только на Украине. Умерших хоронили сначала в родовой могиле, потом индивидуально: клали на спину, посыпали охрой, рядом ставили горшок. Около скелетов встречаются подвески из зубов, костяные пластины для одежды, орудия труда.

Глиняная посуда обычно низкая, широкогорлая, с высокой  конической придонной частью. В позднем палеолите появляется посуда с плоским дном, изготавливались небольшие кубки, орнаментированные грузила. Орнаментация посуды очень богатая, сложно-геометрическая, с фигурами, трехзональная. Особенную красоту придают овальные лапчатые наколы. На стенке одного горшка из поселения Литвин помещен мифический эпизод: мужчина-воин, который танцует перед уткой. На посуде из Киевщины сохранились отпечатки зерен ячменя. Среди найденных вещей треугольные наконечники стрел, ножи, скребки, проколки, в основном угловые резцы, мелкие вставки рубящих и режущих орудий, иногда пластинчатые наконечники стрел, орудия из рога (тесла, топоры, проколки).

Люди днепро-донецкой культуры были высокорослыми, сильные, долихоцефалы (длинноголовые), с широким  лицом, типичные северные европеоиды.

Верхнеднепровская (рогачевская) культура. Существовала в бассейне Верхнего Днепра на север от Ипути и устья Березины, охватывала междуречье и пространство в направлении от Оки до Валдая, ее датировка 4000-2000 (1800)гг. до н.э. На территории восточной Беларуси, в основном в бассейне Сожа, известно около 200 стоянок, из которых 30 раскапывались – около деревень Веть Быховского, Глыбовка, Новые Громыки, Рудня Шлягина Ветковского, Демьянки, Дубовый Лог Добрушского, Романовичи Гомельского, Струмень Кормянского районов.

На ранних стоянках около д. Дубовый Лог исследовано  два круглых жилища диаметром 3м  с очагом посредине. Остатки жилищ с очагом, которое было обложено камнем, нашли на стоянке Залесье. Жилища углублялись в почву на 02-04м. Несколько поздних овальных жилищ размерами 2,5-4м, которые углублены в землю на 0,8м, изучены на стоянке Струмень. Они имели неровный пол, очаг посредине или около стены и почти всегда яму неизвестного назначения. На поселении раскопано также втрое больше хозяйственных ям, рабочих мест мастеров. Исследовано прямоугольное жилище с 6 опорными столбами по периметру и очагом посредине на стоянке Лучин. Яма для обжига посуды выявлена в Лоше.

Горшки были довольно высокие с низкой конической или яйцеподобной донной частью. Край посуды оставался вертикальным. Высота, обычно больше чем диаметр, достигает 35-50см, стенки толстые, небрежно заглаженные. В глиняном тесте имелась грубая растительная примесь, позднее использовался песок. Однообразная орнаментация покрывает всю поверхность или концентрируется вверху. Почти половина узоров состоит из отпечатков гребенчатого штампа, в более раннее время крупного, затем мелкозубчатого. Любимыми были орнаменты с густо размещенных овальных ямок или лапчатых отпечатков.

На стоянках использовалось много разнотипных кремневых орудий. Встречаются пластинчатые, треугольные и ромбовидные наконечники стрел. Половина изделий – скребки, скобли, среди находок немало небольших, грубообработанных тесел, топоров, пикоподобных орудий. Костяное производство известно только по некоторым находкам в долине р. Бася. Микролитический вид инвентаря и архаичность отдельных типов орудий свидетельствует о местном происхождении верхнеднепровской культуры.

Нарвенская  культура. Была распространена в северной части территории Беларуси. В 3600-1800гг. до н.э. Белорусского Поозерье от бассейна Вилии до междуречья Двины и Днепра на север от Орши, как почти вся Прибалтика, входила в ее ареал. Верхнедвинский ее вариант часто рассматривают как отдельную усвятскую культуру. Основное количество памятников размещается на берегах озер под пластами торфа. В Беларуси известно до 40 стоянок, из которых раскапывались Особец Бешенковичского, Сосенка Вилейского, Плиса Глыбокского, Головск Сенненского районов.

Над кривинскими  стоянками образовался пласт торфа толщиной до 1,5м. Много интересных вещей из кости, рога и дерева дали торфяниковые поселения Осовец и Кривина. Бабиновичи и Затенье занимают промежуточное положение в отношении верхнеднепровской культуры. Со временем под воздействием культуры шнуровой керамики нарвенская эволюционировала в северобелорусскую культуру, существование которой затянулось до 1600-1500гг. до н.э.

На стоянке  Осовец, которая в древности находилась на берегу большого озера, были выявлены очаг, частично сложенный из камня, остатки деревянных построек на полях; на Кривине – более 3000 костей животных. Охотились преимущественно на кабана, медведя и лося. Жилища имели двухскатную крышу, в середине – очаг. Сохранились даже остатки пищи, а рядом – скорлупа водяных орехов, желуди, раковины.

Кривинская стоянка  славится в археологии своими изделиями  из кости и рога, на стоянке Осовец их найдено около 450 – наконечники стрел и дротиков, шилья, проколки, тесла, топоры, гарпуны, кинжалы, рыболовные крючки. Уникальными являются изображение бородатого мужчины, вырезанное из кости лицо – «осовецкая мадонна», фигурки змея и птиц, лося, подвески из зубов бобра. Найдены также костяные подвески, браслеты, кольца, накладки, вероятно, на одежду. Торфяной слой сохранил в себе и некоторые деревянные изделия – остатки челна и весла, ложки, рукоятки орудий. Очень интересная находка – идол в виде широколицего мужчины.

Для нарвенской культуры характерны низкие горшки с  высокой конической или яйцеподобной донной частью. Орнаментация состояла из редких поперечных лент или рядов. Они получались насечками, наколами, ямками, изредка нанесенными мелкозубчатами отпечатками. Позже поверхность горшков стала штриховаться и только потом покрываться орнаментом. Среди последних сетки, зигзаги, дугоподобные мотивы. Часть их выполнялась отпечатками шнура. На стенках горшков бывают изображения человека и утки.

Производство  керамики – очень характерная  черта эпохи, которая наступила  сначала на южном западе Беларуси. Местные племена под воздействием населения Волыни и, возможно, Повисленья, научились изготавливать глиняную посуду. Они усовершенствовали присваивающее хозяйство, потом начали постепенно переходить к производящему, что обеспечило получение и сохранение прибавочного продукта. Очень много времени потребовалось на овладение примитивным земледелием и скотоводством.

Земледелие пришло на территорию Беларуси от племен Балканского  полуострова, с Дуная и Днестра, через Волынь. Им овладели сначала племена нарвенской и днепро-донецкой культуры. Понадобилось не менее 2-х тысячелетий, чтобы вся Беларусь сделалась земледельческой страной. Этот величайший в истории человечества хозяйственный переворот получил название неолитической революции, однако, для большинства населения Беларуси он осуществлялся в следующую эпоху (бронзовый век).

До конца эпохи  неолита на территории Беларуси жило около 5-6 тысяч – в среднем  по 10-20 человек на каждой из 200 одновременно существовавших стоянок (1 человек на 30м2). Были заселены только речные долины более-менее больших рек. На территории Беларуси ареалы культур совпадали в основном с бассейнами рек Западной Двины (нарвенская), Днепра (верхнеднепровская), Припятское Полесье делили две культуры – неманская и днепро-донецкая. Могильники днепро-донецкой культуры, найденные на Украине принадлежали северным европеоидам или поздним кроманьонцам.

В связи с  натиском племен древнеямной культуры постепенно исчезает днепро-донецкая культура, в бассейне Сожа появились поселения с ямочно-гребенчатой керамикой, характерной для фино-угорского населения. На юге Полесья население трипольской культуры начали вытеснять кочевники, которые хоронили умерших в ямах под курганами. В область Повисленья начали расселяться племена неманской культуры. Вероятно, на это повлияло проникновение на север Восточной Европы западной ветви фино-угорских племен. Около 20 названий рек и озер этих мест являются фино-угорскими. Местная нарвенская культура обогатилась некоторыми видами ямочно-гребенчатых орнаментов. Почти повсеместно на юг от Западной Двины пришельцы были ассимилированы местными жителями. Большую враждебность встретили племена воронковидных кубков, которые были вынуждены насыпать вокруг своих поселений валы и ставить заборы. Под их воздействие посуда становилась плоскодонной и горловина воронковидной. Однако эта культура со временем менялась, в ее составе появляется все больше шароподобных амфор (влияние древнеямной культуры). Относительно этнической принадлежности этих двух культур мнения исследователей расходятся. Бесспорно, они принадлежали северным европеоидам. Последние могли разговаривать на древнеиндоевропейском языке или освоили его под влиянием племен древнеямной культуры.

Неолитические племена делились между собой  – у одних хозяйство оставалось присваивающим, основывалось на развитом рыболовстве, другие начали переход к примитивному земледелию. По-прежнему большую часть продуктов давали коллективные формы рыболовства и охоты. Общие усилия требовались при расчистке лесов под поля. Поэтому члены общины, как и в древнее время, совместно владели основными средствами ведения хозяйства. Однако появился обычай, когда охотник или земледелец оставлял себе большую долю.

В неолите особенно развивается первая форма собственности  – племенная. Каждое племя занимало определенную территорию, имело свои охотничьи и рыболовецкие, а позднее и земледельческие участки.

В связи с  ростом населения часть родов  была вынуждена отделятся и переходить на новые места. Постепенно образовалась группа племен, говоривших на близких языках. В эпоху неолита начали создаваться значительные этнические общности, которые населяли четко очерченные области. Каждая группировка племен отличалась от соседней материальной культурой, а также особенностями духовной жизни – культами, представлениями, обычаями и традициями. Памятники материальной культуры, орудия труда, украшения, формы и орнаментация посуды, которые остались на местах поселений, обычно довольно специфические. Они объединяются в одну совокупность – археологическую культуру. Позже нарушилось соответствие культуры определенному этносу.

13. Миграция населения и этнокультурная карта Беларуси в каменном веке.

В 3-м тысячелетии  до н.э.  в развитии неолитического общества Западной Беларуси наступили  существенные изменения в материальной культуре, хозяйстве и, видимо, в духовной жизни. Именно с 3-го тыс. до н.э. местное население начинает изготавливать гладкостенную посуду с выделенной шейкой и отогнутым венцем, украшая его различными штампами, в том числе и линейным. В кремневом инвентаре появляются треугольные наконечники стрел. Увеличивается количество каменных топоров.  Скорее всего эти изменения наступили под влиянием племен центральнобелорусской культуры воронковидных кубков. Они пользовались гладкостенной посудой, умели добывать кремень шахтовым способом, знали земледелие и скотоводство.

Носители культуры воронковидных кубков были непосредственными соседями с ранненеманским населением на Волыни, постепенно его ассимилировали, а частично вытеснили на побережье Припяти. Возможно, отдельные его группы проникли и на запад Беларуси. Они оказали заметное влияние на развитие неманской культуры, в результате чего и сформировались ее новые особенности, которые проявляются в памятниках, характерных для другого, лысогорского, этапа ее развития (по стоянке Лысая Гора Столбцовского района).

Не исключено, что в верховья Немана проникали влияния и с северо-востока, занятого в 3-м тыс. до н.э. как носителями поздненарвенской культуры, так и культуры гребенчато-ямочной керамики.

На северо-западе Понемонья и на Верхней Припяти  в скором времени, наблюдаются дальнейшие изменения в местной неолитической культуре. У населения распространяется посуда с заштрихованной поверхностью стенок, в которых присутствуют примеси песка. В орнаментации почти целиком исчезают гребеньчатые узоры, одновременно начинают преобладать отпечатки различных линейных штампов. В кремневом инвентаре распространяются серпоподобные ножи, Памятники этого периода характеризуют поздний этап развития племен неманской культуры. Много сведений о том, что этот этап культуры сформировался под влияниями, которые шли из Центральной Европы. При этом видимо, что такие влияния получались в результате проникновения из Повисленья и Волыни нового населения.

На рубеже 3-го и 2-го тыс. до н.э. на судьбу позненеолитического  населения Западной Беларуси выпадают новые испытания, которые влияют на его культурно-духовную жизнь и этнический состав. В это время здесь появляются носители культуры шнуровой керамики. При этом пришлое население не смогло вытеснить местное население, но существенно изменило их культуру.

В конце 3-го тыс. до н.э. на запад Беларуси накатилась новая волна миграций. В это время тут появилась новая группа носителей культуры шароподобных амфор, для посуды которой были характерны легкая заштриховка и орнаментация линейными штампами.

Шароподобники строили свое жилье на приречных возвышениях, жилища – столбовой конструкции, которые делились иногда на отдельные помещения. Очаги в жилищах – каменные или глиняные. Рядом с жилищами размещались многочисленные хозяйственные ямы. Погребения – в небольших могильниках, обложенные, как  правило, камнями. Иногда кроме трупоположения практиковался обряд неполной кремации. Характерной была посуда, совсем не похожая на ту, которую использовало местное население Беларуси. Они пользовались  различными глиняными изделиями – горшками, кубками, мисками. Особенно выразительными были амфоры с шарообразным туловом, простой короткой шейкой и прилепленными ушками. Посуда орнаментировалась узорами с отпечатками линейного штампа, шнура, насечками, наколами, отпечатками пальцев. Среди кремневых изделий использовались четырехугольные шлифованные топоры-клинья, узкие долота. Из кости изготавливали кинжалы и долота. Шароподобники стали первыми шахтерами на западе Беларуси.

Примерно во второй четверти 3-го тыс. до н.э. в Юго-Восточную  Прибалтику с территорий, прилегающих к Финскому заливу, начинает проникать население совсем чужой нарвенцам культуры.  Оно занималось присваивающим хозяйством, особое значения придавало рыболовству. Поэтому пришлое население выбирало прибрежные районы, богатые рыбой, рядом со стоянками аборигенов, а иногда поселялось и на этих же стоянках. Это неизбежно вело к острым межплеменным стычкам. По некоторым причинам пришельцы оказались сильнее. Они довольно скоро стали хозяевами территорий, освоенных до этого нарвенцами. Им удалось даже проникнуть на территорию Северной Беларуси. Эту экспансию не узнали только территории Восточного Поозерья Беларуси, побережья Вилии, Центральная Литва и левобережье Нижнего Немана. Однако отдельные группы проникали и сюда. Пришельцы наиболее выделялись своей керамикой. Они пользовались довольно однообразными горшками яйцеподобной формы с округлым днищем. Стенки были сильно обожженными, толстыми. Орнаментальные элементы нередко компоновались в ромбы, соединенные углами. Именно по посуде они получили название гребенчато-ямочной керамики. Для изготовления орудий труда использовали кремень, сланец, кость и рог. При этом некоторые формы костяных изделий они переняли у нарвенцев. От них же они взяли обычай украшать тело и одежду подвесками, трубочками, кольцами, нашитыми пуговицами.

Информация о работе Шпаргалка по "История Беларуси"