Шпаргалка по "История Беларуси"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 17:10, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История Беларуси"

Файлы: 1 файл

История Беларуси 1.doc

— 758.50 Кб (Скачать файл)

Происхождение термина «балты»  связывают с латинским названием  острова на севере Европы. Таким  образом, балтский этап этнической истории Беларуси это время распространения на белорусских землях индоевропейцев с их основными занятиями – земледелием и скотоводством, время интенсивной ассимиляции местного неолитического населения, в том числе и фино-угорского на севере Беларуси.

Славянский этап этнической истории Беларуси начался в раннем средневековье: 4-5вв. н.э. – до нашего времени. Вопросы «Кто такие славяне? Откуда они? И где их прародина?» очень сложны и единого мнения в истории не существует. О прародине славян существует несколько гипотез – локализация в 1) Припятско-Среднеднепровском регионе, 2) Висло-Одерское междуречье, 3) территория от Одера до Днепра. Ученые пангерманского направления утверждают, что славяне пришли на нашу территорию из Азии – концепция «восточной локализации славян», которая полностью построена на догадках.

На основе данных истории, языкознания, топонимики и других наук ученые утверждают, что с юго-восточной  Европы и Северного Причерноморья индоевропейцы мигрировали не только на север, в Среднюю и Северную Европу, где дали начало балтам, но и на запад. Приблизительно в 3 тыс. до н.э. они появились в Западной Европе, ассимилировали местное население, в результате чего образовалась еще одна ветвь индоевропейской мозаики народов – славянская. Ко 2-му тыс. до н.э. процесс формирования славян в основном завершился. Прародину славян следует искать между территориями, которые в 3-2 тыс. до н.э. занимали с одной стороны германцы, а с другой – балты. Единая территория, которую можно считать прародиной славян. – это территория между Эльбой. Вислой и Неманом.

20. Население  территории Беларуси накануне  и в эпоху Великого переселения народов (II-IV вв. н.э.)

В западных районах  белорусского Полесья во второй половине 2-го – 4вв., там, где до этого были известны памятники поморской и зарубинецкой культур, распространились древности типа Брест-Тришин. Такие могильники обнаружены около сел Величковичи Каменецкого, Дружба Брестского района. Погребальный обряд – трупосожжение, помещенное в небольшие ямы глубиной до 1м. Здесь были сложены вещи: глиняная посуда, бронзовые шпильки, различные подвески, гребни и др. Предположение о восточно-германской принадлежности значительной части этой вельборской культуры подтверждается письменными источниками, которые рассказывают о переселении готов с нижней Вислы в Побужье, Поднепровье. Готы и гепиды двигались по слабозаселенным пограничным территориям между разными племенами. Вместе с ними могли двигаться также группы славян.

В первые века нашей  эры население верхнего Поднепровья оставило укрепленные поселения (городища) и перешло жить на открытые поселения площадью от 1 до 10га.

Археологические памятники  второй четверти 1-го тыс. н.э. выделяются в особую культурную группу. Впервые  они широко изучались на Киевщине и получили название киевской культуры. В Беларуси систематическое исследование таких памятников проводилось в Могилевском Поднепровье, около с. Адаменка Быховского района, а также около с. Тайманово.

Рассматриваемые древности 2-5вв. выявлены почти на всей территории, которая до этого была занята зарубинецкой культурой. К памятникам киевской культуры относятся селища и бескурганные могильники с трупосожжениями. Обычно селища – от 2 до 7га. Они находились на невысоких холмах в пойме по берегам рек или озер. Иногда селища возникали рядом с городищами. Во второй четверти 1-го тыс. были распространены два типа жилищ: полуземлянки и строения столбовой конструкции. Во 2-5вв. у племен Верхнего Поднепровья были популярны украшения с эмалью красного цвета – бронзовые подвески и фибулы.

Население занималось земледелием  и скотоводством. Найдены железные серпы относительно больших размеров по сравнению с более ранними. Для размола зерна использовались каменные зернотерки, изредка жернова. Признаки обработки черного и цветных металлов есть на каждом поселении.

Ученые отмечают важное значение в генезисе киевской культуры зарубинецких древностей, что подтверждает совпадение ареалов этих культур. Другие рассматривают памятники киевского типа как поздний этап зарубинецкой культуры.

В Европе с конца 4-го века до 6-го века имело место массовое перемещение племен, названное Великим  переселением народов. Толчком к этому явилось переселение выходцев из Азии – гуннов. Переселение народов продолжалось до 8в. Естественно, что это изменило этническую карту Восточной Европы. 

21. Этнические  процессы в середине – второй  половине I тыс. н.э. Формирование восточнославянских племен территории Беларуси.

В начале раннего  средневековья в письменных источниках появляются первые достоверные упоминания о славянах. Тогда у них распадался родовой строй. С 6в. славяне (склавины и анты) расселялись на территории Южной, Средней и Восточной Европы. Потом они постепенно разделились на три большие группы: западные – чехи, словаки, поляки; южные – сербы, болгары, хорваты; восточные – белорусы, украинцы, русские.

О нахождении славян на территории Беларуси в 5-8вв. письменные сведения в  письменных источниках отсутствуют. Основными данными для решения этого сложного вопроса являются материалы исследований археологических памятников.

В середине 1 тыс. н.э. в жизни  населения средней и северной Беларуси происходят значительные изменения. Культура штрихованной керамики и днепро-двинская сменяются памятниками типа верхнего слоя Банцеровщины. Впервые они стали известны в конце 20-х годов по материалам 5-8вв., полученных из верхнего культурного слоя Банцеровского городища под Минском.

В результате раскопок получены значительные и разнообразные сведения о характере памятников третьей  четверти 1 тысячелетия центральной и северной Беларуси. В северо-западной части днепровского бассейна выявлено несколько десятков селищ 5-8вв.

На первой стадии существования  банцеровской культуры население проживало  только на селищах, размещенных по берегам рек и озер. К ранним относятся поселения около д. Курчина и Ревячки Медельского, Воронеч Полоцкого, Сосенка Вилейского районов. Наиболее ранний комплекс найден на раскопках поселения и грунтового могильника около д. Ревячки. В раскопе выявлены наземные и полуземляночные жилища с печами-каменками.

Селища другого хронологического периода возникают в непосредственной близости от ранних городищ, уже опустевших к тому времени. Городища культуры штрихованной керамики и днепро-двинской были значительно перестроены в хорошо укрепленные убежища, где пряталось население во время опасности.

Важные раскопки проведены  на селище Дедиловичи. Оно лежит  на склонах холма, на вершине которого находилось небольшое городище, основанное племенами культуры штрихованной керамики. На селище раскопаны 54 жилища двух типов – наземные постройки столбовой и срубной конструкции. Обычно жилища представляют собой полуземлянки. Обогревались жилища с помощью открытых очагов или печей-каменок, размещенных в одном из углов полуземлянок. Печи строились из камней без использования глины.

Ученые связывают с  населением банцеровской культуры грунтовые  и курганные могильники 5-8вв. Грунтовые  погребения выявлены на селище поблизости от д. Ревячки. Одно трупосожжение было помещено в урне, два других – в ямках.

В Северной Беларуси были выявлены многочисленные погребения в курганных могильниках. Курганы в плане – длинные, круглые. Погребальный обряд похож на ритуал грунтовых могильников. Остатки кремации в урнах или без них помещались в насыпи курганов.

Инвентарь погребений в курганах бедный. Встречаются находки  деталей костюма, единичные вещи (синие стеклянные бусы, железные пряжки, фрагменты орнаментированных костяных изделий). В качестве урн или накрывающей их посуды использовались лепные горшки банкообразной, слабопрофилированной или тюльпанообразной формы. В Беларусском Подвинье возник локальный вариант банцеровской культуры, который характеризуется появление рядом с круглыми курганами длинных валоподобных насыпей. Некоторые исследователи считают такие могильники кривичскими.

Ведущими отраслями  хозяйства были земледелие и скотоводство. Охота и рыболовство играли вспомогательную роль. Были распространены домашние ремесла – черная и цветная металлургия, гончарство, прядение, ткачество, обработка шкур, дерева и др.

Хронологические рамки банцеровской культуры определяются 5-8вв. Памятники этой культуры в средней  и северной Беларуси сформировались на основе культур штрихованной керамики и днепро-двинской. Особенности воздействия южных культур проявились в распространении открытых поселений, в строительстве полуземляночных жилищ, в погребальном обряде.

Этнический состав населения 5-8вв. в центральной и  северной Беларуси окончательно не выявлен. Археологические данные позволяют предполагать, что в формировании банцеровской культуры принимали участие и славянские племена. Они появились на территории, где раньше жили балты и в значительной степени сами ассимилировались. При дальнейшем расселении славяне окончательно заселили Верхнее Поднепровье и Подвинье.

Вторая археологическая культура третьей четверти 1 тысячелетия получила название калочинской (от д. Калочин Речицкого района). Территория распространения калочинской культуры включает гомельско-могилевское поречье Днепра и Сожа, Подъясенье, верховья Сулы, Сейма, бассейн нижней Припяти. Исследователи рассматривают калочинские памятники в качестве варианта большой культурной общности, включая в ее ареал Смоленское Поднепровье, среднюю и северную Беларусь.

Основными памятниками  являются селища и грунтовые могильники. Этой культуре принадлежат также городища и курганные могильники. Были раскопаны три городища: Калочин на Днепре, Красная Звезда на Березине, Залатомино на Соже. Городища хорошо укреплены валами и рвами. На их площадках выявлены хозяйственные ямы, видимо, для запасов питания. Селища размещались около воды. На селище Калочин, Тайманово, Юровичи выявлены жилища. Это небольшие прямоугольные или квадратные полуземлянки площадью от 9 до 22м2 с очагом в углу.

Погребальный  обряд характеризуется помещением остатков трупосожжения в грунтовые могильники. Преобладают ямные безурновые погребения, однако встречаются и погребения в урнах. Такие могильники исследованы в Новом Быхове, Тайманове. К калочинским относятся отдельные погребения в курганных могильникам Демьянски на берегу Ипути.

Калочинская культура датируется 5-8вв. Ученые единодушны в  мнении, что формирование калочинской  культуры связано с памятниками предшествующего времени на этой территории. Остается нерешенным вопрос об этнической принадлежности культуры. Часть исследователей включают ее в балтский этно-культурный массив. Другие исследователи говорят о славянском характере калочинских памятников. Третьи считают, что калочинская культура балтская, однако находится под мощным влиянием славян.

В 8-9вв. славяне разделились на 13-15 этнических общностей или племенных княжений, как они названы в летописи. На территории Беларуси находилось несколько таких объединений. Это были довольно устойчивые объединения – кривичи, радимичи, дреговичи. Они представляли собой не племена, как в раннем железном веке, а сложившиеся протонародности («народцы») и одновременно начальные государственные образования или протогосударства.

Кривичи – большое  объединение племен, которые жили в верховьях Днепра, Западной Двины, Волги, на юге Чудского озера. Известия о них встречаются в летописях при описании событий 9-10вв.

Название «кривичи»  исследователи выводят по-разному: от имени старшего рода Крив, что  наиболее вероятно, от слов «кровные» (близкие по крови), от языческого первосвященника Криво-Кривейте, от пересеченной, холмистой местности (кривизна).

Процесс формирования кривичей – результат ассимиляции  пришлыми славянами местных балтских и западно-финских племен. В конце 1 тысячелетия н.э. объединение кривичей распалось на 3 группы – полоцкую, смоленскую, псковскую.

Курганные могильники кривичей второй половины 1 тысячелетия  нашей эры состоят из длинных (валоподобных), удлиненных и круглых в плане насыпей высотой 1-2м, в которых помещены остатки кремации покойных. В Витебской области изучены курганы 5-7вв. около д. Янковичи. В Городокском районе около д. Дорохи выявлено 11 курганных могильников трех периодов: третьей четверти 1 тысячелетия н.э., 9в. с кремаций умерших и 10-начала 11вв. с трупоположением.

Курганные могильники кривичей 9-10вв. исследовались около д. Барки, Глинище Полоцкого, Смольки Городкского районов. Трупосожжение почти всегда находилось под насыпью, на грунте. Часто пережженные кости собраны в неглубокой ямке, сверку которой помещен перевернутый вверх дном глиняный горшок. Большинство курганов бедны на инвентарь или совсем его не имеют. Изредка встречаются курганы с большим количеством поврежденных огнем женских украшений, распространенных у балтов, характерных также для культуры смоленских длинных курганов. Славянскими чертами курганов 9-10вв. является обряд трупосожжения и наличие лепных горшков с отличительными чертами. В длинных курганах северной Беларуси, видимо, похоронены славяне, в быте которых чувствуется сильное влияние материальной культуры балтов.

На границе 10-11вв. появляются круглые курганы с погребальным обрядом трупоположения, который окончательно вытеснил кремацию. Для полоцких и смоленских кривичей в 11-12вв. характерен определенный тип украшений – браслетоподобные проволочные кольца с завязанными концами диаметром 5-11см, которые носили женщины.

Информация о работе Шпаргалка по "История Беларуси"