Шпаргалка по "История Беларуси"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 17:10, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История Беларуси"

Файлы: 1 файл

История Беларуси 1.doc

— 758.50 Кб (Скачать файл)

Видимо, под влиянием смены обстановки городенская дружина принимала участи в походе Андрея Боголюбского на Киев.

Из скупых летописных строк мы не можем узнать, сидели ли все потомки Всеволодки в Городне, или имели свои городки и уделы.

Начатая в конце 10-начале 11в. борьба киевских князей с ятвягами и литвой, которые жили и на территории Городенского княжества, была продолжена в 12-13вв. галицко-волынскими князьями. Под 1112г. говорится про поход на ятвягов волынского князя Ярослава Святополковича.

Начиная с княжения Романа Мстиславича, Галицко-Волынская Русь является по существу единственной силой, которая ведет борьбу с Литвой и ятвягами. Особенно активно эта борьба велась при галицко-волынском князе Даниле Романовиче. В 1227г. он разгромил ятвягов, в 1235г. снова ходил на ятвягов через Берестье.

В 1248, 1253, 1258гг. Данила и Василько Романовичи совместно  с польскими князьями осуществляли три похода против ятвягов. Земля их была частично опустошена и частично подчинена. Таким образом, земли Городненщины в 13в. попадают в сферу влияния Галицко-Волынского княжества.

С середины 13в. известия про ятвягов в русских источниках обрываются. Из известий польских и  немецких хронистов известно, что в конце 13в. ятвяги окончательно завоеваны крестоносцами.

В 1235г. впервые  упоминается новоградский князь Изяслав, а в 1252 (1253г) в городе происходит коронация Миндовга.

С середины 13в. начинается новый этап истории Городенщины, связанный с образованием ВКЛ. Доминирующую роль стал играть Новогородок, который стал центром объединения балто-славянских земель в единое государство.

Берестейская земля с  главными городами Бересье, Кобрин, Каменец, Мельник, Дрогичины раскинулась  по двум сторонам Западного Буга и представляла собой политически общую волость. Они имела важное географическое положение. Особенностью Берестейской земли являлась ее полиэтничность. Находясь в сфере геополитических интересов сразу нескольких племенных союзов и княжеств, Берестейщина никогда не выступала как независимое самостоятельное политическое объединение. В 11-13вв. тут сталкивались интересы киевских, туровских, минских, галицко-волынских, а с начала 14в. и князей ВКЛ с интересами польских феодалов. В конце 11 – первой половине 12в. Берестейская земля входила в состав Туровского княжества, а в средине 12в. вошла в сферу влияния Волынского княжества.

Берестье возник на границе 10-11вв как пограничная крепость и  опорный пункт для славянской колонизации окружающих территорий. Пограничное положение Берестья приводит к тому, что с самого начала своей истории он становится объектом завоевательных нападений с разных сторон. Видимо, на последнем этапе борьбы Святополка и Ярослава Берестье было занято поляками. Чтобы вернуть его, Ярослав в 1020г. идет на этот город, но освободил его только в 1043г.

Берестье не относится  к числу крупных городов. Однако по выгодному экономическому положению, уровню социально-экономического развития он был в состоянии быть столицей самостоятельного княжества, и летописи неоднократно упоминают о попытках местного населения на такое выделение (1101, 1102, 1146, 1204, 1289). И только существование сильных Туровского и Галицко-Волынского княжеств, не заинтересованных в выделении из их состава Берестья, не позволили ему получить самостоятельность.

Постановлением Любечского съезда 1097г. Берестье было закреплено за великим киевским князем Светополком Изяславичем. В 1101г. племянник Святополка Ярослав решил обеспечить себя вотчиной и занял Берестье. Святополк вернул его. Через год Ярослав вновь начинает борьбу за Побужье, однако безрезультатно. После смерти Святополка Берестье вместе с Туровским княжеством оказалось в подчинении Владимира Мономаха. Берестье упоминается также в 1140 и 1142гг., когда на киевском престоле правили черниговские князья Святославичи. Чтобы удовлетворить претензии своих родственников и союзников, они раздают им города Туровского княжества - Клецк, Слуцк, Рогачев, Берестье. В состав этого княжесвта Берестье было возвращено в 1146г. туровским князем Вячеславом, сыном Мономаха. В середине 12в. Берестье переходит к владимиро-волынским князьям. В конце 12в. польские феодалы пробуют захватить Берестье. В 1179 и 1182гг. князь Казимир II, в 1210г. Конрад Мазовецкий временно захватывали побужские земли. В начале 13в. Брест являлся небольшим уделом, который находился в зоне пограничных конфликтов. В начале 14в. Берестейсккая земля была включена в состав ВКЛ. В 1566г. на ее основе создано Берестейское воеводство.

Белорусские города в составе Смоленского, Черниговского  и Киевского княжеств. В 8-9вв. в верхнем Поднепровье и Подвинье, на землях смоленских кривичей сформировалось Смоленское княжество. Сначала Смоленская земля по развитию отставала от Полоцкой. Однако во второй половине 12в. стала одним из самых значительных княжеств Руси.

Главный город – Смоленск (возник в 9в.) – распространял свою власть на северные земли радимичей, которые жили в Посожье на территории современной Беларуси. Захваченный в 882г. Олегом, он попал в зависимость от Киева и до начала 12в. оставался его волостью. В 12-13вв. в состав Смоленского княжества входили  белорусские города Прупой, Кричев и Мстиславль. В начале 12в. к нему отошли Копысь и Орша, однако Орша вскоре была возвращена Полоцку.

В 12в. начинается феодальное дробление Смоленского  княжества. Столицей удельного княжества  в 1180г. стал Мстиславль, правил которым Мстислав Романович из рода Мономаховичей. Основателем династии смоленских князей стал Ростислав Мстиславович. Именно при нем начинается проникновение Смоленска в земли радимичей, которые с 11в. были под властью Чернигова. Захваченные земли оставались на протяжении 12-13вв. причиной споров, поэтому смоленские правители вынуждены были укрепить Прупой, Лучин, Копысь, Оршу. В 50-70гг. 12в. Смоленск стремится объединить под своей властью все кривичские земли. Довольно часто под его зависимость Витебск и Друцк. В 1232г. земли полоцких и смоленских кривичей были объединены в одно целое. Но в 40-е годы начинается распад Смоленского княжества. В 70-е годы оно подверглось монголо-татарскому нашествию. В 1405г. оно было присоединено Витовтом к ВКЛ.

На южном востоке  от Полоцкого княжества находилось крупное Черниговское княжество. Большая его часть находилась на территории современной Украины. Со второй половины 11в. в его состав вошли земли по нижнему течению Сожа с городами Гомель, Речица и Чечерск. В 12в. Гомель становится центром удельного княжества, крупнейшим военно-административным центром нижнего Посожья и центром христианской культуры.

Белорусские города Мозырь и Брагин относились к Киевскому  княжеству, размещенному в среднем  Поднепровье. Мозырь впервые упоминается в летописи в 1155г. Брагин – дреговичский город, который также находился в зависимости от Киева. Впервые упомянут в летописи в 1147г.

Судьба восточных  и юго-восточных белорусских земель тесно связана с историей Смоленского, Черниговского и Киевского княжеств.

28. Культура населения западной Руси в 9-начале 13вв. Введение христианства

Составной частью культуры является устное народное творчество: песни, былины, легенды, сказки. В былинах  повествуется о борьбе народа против иноземных захватчиков. Главный герой – богатырь. В 9-13вв. широко бытовали календарно-обрядовые песенные циклы, посвященные различным языческим праздникам (масленица, зажинки, дожинки, деды). В древней Беларуси использовались солнечный и лунный календари. Славяне Новый год начинали с 1 марта; летоисчисление велось от сотворения мира.

Огромный скачок в развитии культуры – появление  письменности. Создание славянской азбуки связывают с именами братьев Кирилла и Мефодия. Более ранний алфавит (глаголица) был вытеснен у южных и восточных славян кириллицей. Грамотность была известной не только феодалам и духовенству, но и простому народу. Были обнаружены бытовые предметы 9-13вв. с различными надписями, а также 2 берестяные грамоты в Витебске и Мстиславле. Памятником письменности являются надписи на камнях-валунах «Борисовы» и «Рогволодов» камни. Основным жанром письменности стало летописание – ежегодные записи событий по летам, в которые включались сказания, библейские сюжеты, тексты дипломатических документов. Одним из первых памятников летописания является «ПВЛ», написанная монахом Нестором (начало 12в.). Ее продолжением явились местные летописи: Киевская, Галицко-Волынская, Новгородская, Суздальская. Имеются данные о том, что летописи составлялись в Полоцке, Турове, Новогрудке.

На Беларуси существовала религиозная и светская литература – переводная и оригинальная. Переводная литература представлена канонической (Евангелие, Библия), апокрифами, житийной и светской. Под влиянием переводной литературы возникла оригинальная: каноническая («Туровское евангелие», «Оршанское евангелие», «Полоцкие евангелия»), жития, поучения. Наиболее значительны произведения житийной литературы («Житие Ефросиньи Полоцкой», «Житие Авраамия Смоленского»). Среди произведений поучительного жанра – «Слова» Кирилла Туровского. Кирилл Туровский (1130-1182) – писатель-проповедник и церковно-политический деятель. Родился в Турове в богатой семье, получил хорошее образование, стал туровским епископом, написал много проповедей и «слов», осуждающих язычество. На склоне лет ушел в монастырь, где продолжал писать.

С развитием  грамотности создаются библиотеки. С середины 11в. до середины 16в. существовала богатая библиотека в Софийском соборе в Полоцке. Рукописные книги писались на пергаменте уставом.

На белорусских  землях существовало школьное образование. Школы открывались при княжеских дворах и монастырях. В 12в. одна из первых школ была создана Ефросиньей Полоцкой. Е. Полоцкая (1104-1167) – дочь князя Святослава Георгия, сына Всеслава Чародея. Просветительница, игуменья монастыря в Полоцке. В конце 20-х годов 12в. основала женский монастырь, а в конце 50-х – мужской. При них она открыла скриптории – мастерские по переписыванию книг. В школах преподавали письмо, чтение, греческий и латинский языки, нотную грамоту. По заказу Е. Полоцкой построена церковь Святого Спаса.

Широкой популярностью  пользовался Климентий Смолятич. Был киевским митрополитом. До нас  дошло только одно его «Послание пресвитеру Фоме». Климентий стал основоположником литературной школы.

В 9-12вв. на белорусских  землях преобладало деревянное зодчество. После 988г. возводились каменные храмы по византийскому образцу. Приглашались для работы византийские мастера, затем стали формироваться местные школы зодчества в Полоцке и Гродно. В середине 11в. в Полоцке, вслед за Киевом и Новгородом, построен Софийский собор. Полоцкая школа зодчеств получила проявление в Пятницкой и Борисо-Глебской церквях в Бельчицах, Спасо-Ефросиньевской церкви в Полоцке (сер. 12в.), Благовещенской церкви в Витебске. Известны 4 памятника гродненской архитектуры: Нижняя, Пречистинская, Борисо-Глебская церкви и княжеский терем. Борисо-Глебская церковь была построена в 80-е годы 12в. Из камня строились также и гражданские здания, различные башни (Белая Вежа и т.д.).

Храмы украшались монументальной живописью: фреской, мозаикой. Художники строго придерживались церковного канона: плоское изображение лика святых, удлиненные лица, большие глаза, небольшой рот.

Декоративно-прикладное искусство развивалось под влиянием Византии. Изделия из дерева, кости, металла украшались резьбой, инкрустацией в виде различных орнаментов. Шедевром древнего белорусского прикладного искусства является крест, выполненный по заказу Ефросиньи Полоцкой ювелиром Лазарем Богшей 1161г. Крест длиной 51см, 6-тиконечный, деревянный, обложен золотыми и серебряными пластинами, украшен цветными эмалями с изображением святых, драгоценными камнями.

Большинство памятников культуры древней Беларуси погибло  во время многочисленных нашествий и феодальных войн.

В период до введения христианства у восточных славян была распространено многобожие. Они обожествляли окружающую природу, поклонялись животному и растительному миру. Боги представлялись в виде людей. У славян-земледельцев богом неба бал Род, от которого родилось все живое. Боги Солнца: Даждьбог, Ярило, Купала, Коляда. Бог грома и молнии – Перун, животноводства и торговли – Велес, бог холода – Зюзя, богиня весны – Лёля, бог ветра – Стрибог и т.д.

Единого славянского  язычества не было. У каждого племенного союза существовал свой пантеон богов, культы.

Христианство родилось в Палестине во времена Римской империи у бедного еврейского населения. Со временем в христианской церкви изменения: выдвигаются обряды, пышные богослужения, складывается церковная иерархия.

С распадом Римской  империи расширились распри между римским патриархом (папой) и восточными (греческими) патриархами. В результате раскол на две церкви: западная – римско-католическая и восточная – византийская (греческая). Окончательно раскол христианской церкви на католическую и христианскую оформился в 1054г.

Год крещения Киевской Руси, в состав которой в то время  входили и белорусские земли, считается 988г., когда великий князь Владимир Святославович крестил жителей Киева. Христианство было принято по византийскому обряду.

В Полоцке в 992г. была учреждена полоцкая епархия. В 12в. около Полоцка возникли монастыри (Борисо-Глебский и 2 монастыря, основанные Е. Полоцкой). В 1113г. жена князя Святополка основала монастырь, где в 12в. существовал и мужской Борисо-Глебский  монастырь. Однако, с принятием христианства народное язычество не только не исчезло, но и, преобразовываясь само, видоизменяло и основные обряды христианства. Язычество соотносило человека с природой, а христианство – отражало социальную сущность человека и общества, что и явилось одной из причин сохранения двоеверия.

Дохристианская  обрядность продолжала жить и в деревне, и в городе (заговоры, ворожба, языческие праздники).

30. Борьба  населения Западной Руси против  иноземных захватчиков в 13в.

Соседями Полоцкой земли издавна были прибалтийские племена –ятвяги, литовцы, окштайты, земгалы, ливы и др. Славяне столкнулись с ними еще в 6-7 в. н.э.  Во время славянской колонизации балты отступили на север и запад, часть их была ассимилирована.

На территории латгалов в 12-13вв. существовало 2 княжества – Кукенойс и Герцике, зависимые от Полоцка.

Издавна Русь имела  связи с многими странами Европы, в том числе и с Германией, но в начале 13в. их отношения ухудшаются: немецкие рыцари основали на истоках Западной Двины крепость Ригу (1201г.), которая стала опорой немецкой агрессии.

С конца 11в. правители  большинства европейских стран  стремились захватить побережье  Средиземного моря, это стремление поддерживала католическая церковь., которая выступала организатором крестовых походов. В войсках крестоносцев создавались  отдельные монашеско-рыцарские организации: духовно-рыцарские ордена. Главой ордена был гроссмейстер.

Информация о работе Шпаргалка по "История Беларуси"