Шпаргалка по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 19:56, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории".

Файлы: 1 файл

шпоры.doc

— 564.00 Кб (Скачать файл)
  1. Язычніцтва  на землях Беларусі.

На уровень культуры населения белорусских земель в  дохристианский период большое влияние  оказало язычество. Оно представляло собой комплекс первобытных взглядов и верований. Взгляды населения  проявлялись через сказки, былины. Мир наших предков повсеместно был населен богами. Первое место среди них занимал бог Род, потом Перун (бог молний), бог солнца Хорос (Мерило, Купало), Лада(любовь), Жижель (огонь, ремесло), Переплут (бог веселья, обмана, шутки).Чаще всего боги представлялись в форме идолов человекообразных.

Идолы: -родовые

-племенные

-личные

Идолов ставили в  святилищах (назывались капищами), которые  находились как правило на высоких  холмах, окруженных валами, посреди которых горел ритуальный огонь.

Верили также в добрых и злых духов. Во главе злых - черт (бес), упырь, водяной, волколак (оборотень), баба яга. Добрые – лесовик, русалки, духи олицетворяющие явления природы (Житель).

 

  1. Увядзенне хрысціянства і яго уплыў на развіццё культуры беларускіх зямель.

Проникновение христианства на земли восточных славян началось в 9 веке. Крещение Руси соответствовало  интересам господствующего класса и укрепление княжеской власти. В  начале христианство затронуло только Княжеско-боярскую верхушку. На Беларуси христианство укреплялось без насилия на протяжении нескольких столетий. Поэтому некоторое время у нас существовало 2 веры.

Поскольку точной даты принятия христианства не существует принята  дата основания Полоцкой епархии (992г).

Несмотря на принятие христианства, языческие пережитки существовали очень долго и не изжиты до сих пор.

Принятие христианства явилось прогрессивным явлением для Беларуси. Новая религия содействовала  объединению наших земель, укреплению государственности, способствовала расширению письменности, каменной архитектуры, храмов и монастырей, книг, иконописей и тд.

Монастыри стали первыми  культурными центрами, в которых  были собраны библиотеки, основаны школы, писались летописи и книги. Именно из деятелей церкви в это период вышли наши первые образованные люди.

Принятие христианства имело также и отрицательные  черты, которые выразились прежде всего  в полном вычеркивании языческого прошлого славян (жестокая борьба против языческих  обычаев, обрядов, уничтожение языческой  культуры и тд).

 

  1. Пісьменнасць і асвета на Беларусі ў 9-13 стст. Е.Полацкая, К.Тураўскі,  К.Смаляціч.

Письменность у наших  предков существовала еще до распространения  кириллицы. Эта система записи представляла собой примитивное письмо («черты и резы»). Такое письмо применялось  для обозначения календарных знаков, Знаков собственности и тд, оно не было приспособлено для записи сложных текстов, поэтому наши предки начали писать греческими буквами, не приспособив их к особенностям славянской фонетики. Свидетельством письменности наших предков являются так называемые «Борисовы камни» (6шт), а также самшитовый гребень, найденный в раскопках Бреста. На гребне были вырезаны буквы алфавита от «а» до «л». Свидетельство – «берестяные грамоты». Первая в Витебске, а также надписи на камне, найденные в фундаменте Полоцкого Софийского собора.

Важную роль в развитии письменности, образовании всей культуры сыграли в это время монастыри, храмы, монахи и светские деятели. При  монастырях и княжеских дворах открывались  школы, где дети обучались чтению, письму, основам математики.

Свидетельством высокой  культуры восточных славян являлись летописи. Важным источником по истории  Полоцкого, Туровского, Киевского княжеств в 12-13веках являлся Ипатьевский  летописный свод, который состоит  из следующих летописей: «Повести временных лет», «Киевской летописи», «Галицко-волынской летописи». Существовала также Смоленская и Полоцкая летописи. Полоцкая не сохранилась. Точно известно что она существовала (в 18 веке его использовал русский ученый Татищев). Большое значение среди памятников письменности принадлежит летописи «Слово о полку Игореве» (1185), в котором рассказывается о походе Новгород - северского князя Игоря на половцев. В летописи говорится о полоцком князе Всеславе Чародее и конкретно рассказывается о его походе на Новгород, о битве на Немиге, о княжении его в Киеве и возвращении его в Полоцк. Развивалось в это время и устное народное тв-во. Существовала также и переводная литература:«Библия», «Евангелие», «Жития святых», повесть про А. Македонского «Александрия».О том, что на белорусских землях существовало много книг говорит тот факт, что в Софийском соборе в Полоцке была большая библиотека, судьба которой неизвестна. Распространение культуры и образования в 12 веке связано с именем просветительницы Е. Полоцкой. Е. Полоцкая (1104 – 1167) была дочкой князя св. Георгия, внучкой Вс. Чародея. До крещения – имя Предслава. Не захотев выйти замуж за неизвестного богатого князя , против воли отца ушла в монастырь – имя Ефросиния («житие Е. Полоцкой») – 12 в. Она организовывала мастерские по переписи книг, открыла иконописную мастерскую, 2 школы. На свои средства Е. Полоцкая основала женский монастырь – «Монастырь св. Спаса» и мужской – «св. Богородицы», 2 церкви, которые стали центром духовности. Особенно известна Спаса – преображенская церковь. По ее заказу был сделан крест мастером Л. Богшей. В конце жизни совершила поломничество в Иерусалим, где умерла в 1167 г. Е. П. Первая женщина на Руси, которую церковь канонизовала в святые (заступничество перед Богом). В 1910 г ее мощи были перевезены в Полоцк, где и находятся в Спасо – преображенской церкви.

Известным церковно –  политичным деятелем этой эпохи является Кирила Туровский (1130 – 1188), родился  в Турове в семье богатых горожан. О нем рассказала летопись «Память  святого отца нашего Кирила епископа Туровского» (12 в). Получил хорошее образование, постригся в монахи. Праведная жизнь, образованность, умение красиво говорить сделали его проповели популярным среди простого народа. По настоянию жителей К. Туровский стал епископом. Прославился высоко – художественными проповедями и вошел в историю как златоуст. Из его наследия сохранилось 3 проповеди- притчи, 8 проповедей, 21 молитва. В своих проповедях К. Туровский призывал к знаниям, критиковал обман и зло. Его молитвы были сориентированы на простых прихожан.

Значительный вклад  в развитие культуры 12 в внес Климент  Смалятич. Летопись говорит, что он был княжником и философом. Он хорошо знал труды Платона и Аристотеля, являлся автором многих литературно  – церковных трудов. До нас дошел один лист из его письма, написанного им смоленскому священнику Фоме, в котором говорилось, что понять святые книги можно при помощи светской науки (при помощи античных авторов). С 1147 по 1154 К. Смалятич был Киевским митрополитом, где защищал независимость восточно–славянской православной церкви от Византии. Таким образом в 9 – 13 веках на бел землях со становлением первых княжеств развивалось просвещение и образование, появились значительные памятники письменности и образования, появились люди – просветители.

 

  1. Архітэктура, выяўленчае і дэкаратыўна - прыкладное мастацтва на Беларусі у 9-13 стст.

До конца 10 в на бел  землях не сущ. монумент. архитектуры, но были богатые традиции деревян. зодчества. Принятие христианства вызвало необходимость  в возведении в городах нашего края культовых камен. храмов! Интересн. архитект. школа сложилась в Полоцке. Она вобрала в себя лучшие традиции как местной, так и Европейской культуры. Одним из самых известных строений Полоцка явл. Софийский собор (50-е годы 11 в.)Собор был построен Вс. Чародеем, как символ мощи Полоцкого кн-ва, богатства и символ рав-ва с Киевом и Новгородом. Соф. собор был большим в размерах (26x31 м), крестово-купольным храмом с 7 куполами. Храм был украшен фресками, в нем хранилась гос. козна, архив, библиотека. Там подписывались самые важные договора и хранилась печать Полоцкого княжества. Святая София – символ православия. Во времена сев. войны в храме был размещен пороховой склад, что привело к уничтожению собора в 1710 г. В середине 18 в. собор был перестроен в стиле Виленского барокко.

В 20-30 е годы 12 в. строится под Полоцком большой собор Бельчицкого  монастыря. В его архитектуре  ощущалось влияние Византийской школы. Он был украшен фресками и  керамич. плиткой. В середине 12 в. по заказу Е. Полоцкой строится Спасо-Преображенская церковь Спасо-Ефрасиньевского монастыря (8-12 м). Эта церковь – первый памятник-храм, в котором Византийские традиции были переработаны в национ. духе. Всего в Полоцке в 12 в. было построено 10 храмов. 6 из них найдены в археологических раскопках. Они свидетельствуют, что в Полоцке сформировалась своя архитектурная школа, которая имела влияние на др. земли ( Новгород, Смоленск и др. городов). Еще одна архитектурная школа в г. Гродно. Характерный представитель этой школы – Борисо-Глебская церковь (Коложская кон. 12в.). Стены украшены фресками, а пол выложен плиткой. В верхней части стен вмонтированы сосуды-голосники, улучшающие акустику храма. Снаружи украшена плиткой и тесаным камнем в форме крестов и геометрических фигур. Такое оформление храмов не встречается больше нигде в храмовой архитектуре 12в. Всего учеными установлено существование около 5 храмов в г. Гродно (Княж. терем, Нижн. церковь и т.д.). Все это говорит о том, что в городе работал самобытный зодчий (неизвестно).

Гродненская архит. школа  развивалось под влиянием Полоцкой и Волынской. Храмы строились  на нашей территории в Витебске, Турове и др. Таким образом в 9-12 вв. на бел. землях сформировались архитектурные  школы, которые опирались на местные  традиции и опыт киевской и Византийской школ. В этот период были заложены основы градостроительства и оборонительного зодчества. Новые социально-экономические отношения, рост торговли и городов способствовали развитию ремесел, декоративно-прикладного искусства и т.д. В 12-13 вв. на наших землях насчитывалось около 60 видов ремесел (резьба по дереву, ювелирное, кузнечное, гончарное и т.д.) В производстве домашней утвари, оружия, украшений использовали дерево, железо, серебро, золото, стекло и т.д. Из дерева – ложки, гребни, из кости – гребни, шахматы, из камня – кресты, иконки, из золота – украшения. Славились своим умением ювелиры. Шедевр ювелирного искусства – крест, сделанный Лазарем Богшей в 1167г. 6-конечный крестдлинной 52 см. был украшен золотом, серебром, миниатюрами святых и орнаментами. По своим худ. качествам он не уступал лучшим примерам прикладного искусства того времени. В 1941г. он пропал Могилевского краеведческого музея. В 1997г. мастером Н. Кузьмичем была сделана копия.

С появлением гончарного круга более интер. и разнообразным стало стало производство посуды и др. изделий из глины (украшения, кирамич. плитка) В Полоцке, Турове, Гродно – изделия из стекла. С появлением христианства стала распространяться живопись (роспись храмов) – фрески Софийского собора, Спасо-Преображенской церкви и т.д. Полоцкие мастера были хорошо знакомы с классич. Византийской манерой письма использовали местные традиции. В 12-13 вв. у нас появл. иллюстр. рукописи, в которых находились рисунки – минатюры. Самая известная – Радзивиловская летопись (около 600 рисунков), Оршанское и Лавришеское евангелие. Жизнь наших предков была тесно связана с музыкой, песнями и танцами. Профессионалы, для которых искусство – средство существования, являлись скоморохи (жонглеры, актеры). Они участвовали в княж. застольях, военных походах и др. Среди муз. инструментов, на кот. играли, были трубы, дудки, гусли, рожки. Все это говорит о том, что в 9 – 13 вв. на бел. землях развивалась худ. культура, что особенно видно в архитектуре, живописи, декоративно-прикладном искусстве.

 

  1. Фарміраванне беларускага этнасу. Станаўленне старабеларускай мовы і развіццё літаратуры.

В X-XII ст.пачынае складываться белорусский народ-этнас.Беларуская народность

сформировалась на основе трех близких этнических объединений: крывiчоу, Дриго

вiчоу, радiмiчау.Яны были непосредственными предками белорусов. Каждая народность, в том числе i белорусский, характеризуется рядом  отличительных черт. Среди них  наiбольш важные - совместное проживание на соответствующей территории, единство хозяйства, языка i культуры.Людi одной народности осознают свою принадлежность к ней i составляют тем самым народ-этнас.Фармiраванне белорусов было вызвано с нешнiмi i утутранамi условиями развития Понеманья, Падвiння, Верхнего Прыдняпроуя , Посожье, Полесья i Побужье. Над этими землями в XII-XIII ст.навiсла с запада угроза со стороны кри-

жако, а с востока - очень близко прадыйшлi татары.Панямонне i Верхнее По-

дняпроуе находилась дальше от внешних ворагау.Таму Новогрудская, Минская

i Мсцiслауская земли стали объединяющим центром территории беларусау.Выгад

ное положение Понеманья i Падняпроуя было причиной переселения  сюда лиц

ных групп падвiнскага i полесского населения.

С образованием Великого княжества Литовского сложились  благоприятные условия для

формирования территории беларусау.Яго ядром стала Новогрудская земля. Уч-

науленне единого верховного власти в конце XIII в. способствовало росту связей

между отдельными белорусскими землями.

Границы i характер расселения белорусов во многом были предопределены при-

родными условиями тех  земель, где происходило образование  их супольнасцi.Клiмат

рельеф, почвы оказали  значительное влияние на занятия i быт  местных жителей.

Со временем родная земля  стала наследием каждого беларуса.Важнай ры-

сай в формировании народности является составление старобелорусском языка.

Постепенно в языке  населения панеманскiх, падвiнскiх, падняпроускiх i др.

земель закрепились  общие черты. В течение XIV o-XVI вв. на основе древнерусского языка развивались  такие специфические черты белорусского речи, как твердое "р" (рябина, береза), "дзеканье" и "цекання" (дети вместо детн, тень вместо тень), "аканье" и "яканье" (король, лебеда ), приставные звуки в начале слова (осень вместо осень, образ вместо образ). Формировалась разговорный язык как средство общения между людьми. В лексику этого языка попадали заимствования из польского, балтской и некоторых западноевропейских языков, что надо-вала ей специфическую окраску.

Отличительные черты  белорусского народности проявились i в фольклоре. Это во-

браза животного мира: хитрая лиса, мудрый кот, жадный волк, боязливо заяц.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"